Группы храмов начинаются от дороги-спутника, ответвляющейся на восток от деревни Артола на шоссе Алмора-Питорагарх, в месте слияния (сангам) двух ручьев Нандини и Сурабхи после того, как они стекают с холмов в узкой долине. Участок длиной около 3,5 километров (2,2 мили) вдоль ручья Джатаганга представляет собой узкую лесистую долину с дубами, деодарой, рододендронами и соснами.
Джагешвар, Индия 2010
Джагешвар – город паломничества индуистов недалеко от
Здесь отмечают Фестиваль муссонов Джагешвар во время месяца Шраван по индуистскому календарю (совпадает с июлем – августом) и ежегодный праздник Шивы Маха Шивратри Мела (фестиваль Шивратри), который проходит ранней весной.
Храм Дандешвар
Храм Дандешвар – один из самых больших и высоких в регионе Кумаон, его постройка датируется приблизительно 9-м – 10-м веком н.э., временем правления династии Катьюри народа Кхас.
Вокруг центрального храма Дандешвара расположено 14 второстепенных храмов-шрайнов
Храмы Джагешвара, также называемые храмами долины Джагешвар, представляют собой группу из 125 древних индуистских храмов, датируемых между 7 и 14 веками. В долине есть несколько групп храмов, таких как Дандешвар и Джагешвар. На протяжении 20 веков здесь строились новые храмы. Вместе эти кластеры над долиной состоят из более чем 200 структурных храмов, построенных из тесаного камня. Многие из них маленькие, но некоторые из них достаточно сложны и просторны.
Храм смотрит на восток и посвящен богу Шиве и отличается по стилю от других храмов стиля нагар этого региона
Скульптура около храма Джагешвар
Храмы Джагешвара преимущественно иллюстрируют архитектурный стиль Северной
В Гималаях есть и другие индуистские храмы, которые называются храмом Джагешвар, например, в Далаше, штат Химачал-Прадеш.
Вот это и есть почти весь Джагешвар
Происхождение храмов Джагешвара для археологии неясно. Удаленное расположение места ограничило его исследования. На сайте представлены свидетельства различных архитектурных стилей и периодов строительства как храмов, так и каменных стел. Периоды варьируются от 7-го до 12-го века, и возоднавляются в наше время. Оценки для одного и того же храма или стелы сильно различаются, иногда в 1400 лет.
Согласно ASI, некоторые из них относятся к постгуптскому периоду или второй половине 1-го тысячелетия, а другие – ко 2-му тысячелетию. Некоторые предположения исследователей колониальной эпохи приписывают их династиям Катюри или Чанд-Хилл, но нет никаких текстовых или эпиграфических свидетельств, подтверждающих или опровергающих эти предположения.
Группа храмов Джагешвар
Другая преобладающая теория состоит в том, что Ади Шанкара построил некоторые из этих храмов, но опять же нет никаких текстовых или эпиграфических свидетельств, подтверждающих это утверждение. Вместо этого архитектурные особенности и стиль некоторых из этих индуистских храмов относятся к началу 7 века, то есть примерно за 50–100 лет до жизни Ади Шанкары (ок. 788–820 гг. Н. Э.).
Амалака – зубчатая маковка храма
124 храма Джагешвара
Группа храмов Джагешвара похожа на многие группы индуистских храмов, найденные на Индийском субконтиненте. Например, подобное скопление можно увидеть недалеко от Бхубханешвара, штат Одиша, в группе храмов Лингараджа. Другая подобная большая группа каменных храмов находится в комплексе Батесвар в долине Чамбал в Мадхья-Прадеше. Почти все маленькие и большие храмы в долине Джагешвар, утверждает Чанчани, имеют «святилища простого квадратного плана, ограниченные простыми стенами и многоуровневыми надстройками».
Лакулиша – йогин с поднятым фаллосом
Главный храм Джагешвара
Группа храмов Куберы называна по названию главного храма Куберы или, как его еще называют Дханадесы, бога изобилия и хранителя сокровищ, датируется 10 веком н.э. Построен соседний Чандика тэмпл, посвященный Дурге. Третий храм, построенный немногим позже, содержится четырехрукое изображение Шивы.
Шивалинга с изображенным на нем Шивой
Известное изображение (статуя) «Пуна Раджа», короля династии, некогда стоявшее в храме, сейчас перенесено в местный архиологический музей. Фотографировать в нем нам не разрешили. Кстати сама экспозиция музея, по численности небольшая, вызывает восхищение. Множество статуй и мурти богов и богинь из древних храмов Кумаона и Гархвала, весьма тонкой работы и из разнообразного материала.
Считается что здесь находится один из 12 джйоти лингамов и 124 храма, посвященных Шиве многие из которых разрушены.
Джагешвар и его храмы
• Храм 47, найденный на территории Джагешвара, представляет собой надстройку в стиле Валабхи Нагара со сводом 7 или 8 века. Его западная стена была увенчана стелой Винадхара Шивы (шиваитская), северная стена – стелой Ганеши (паниндуистская), а восточная стена – йогой, исполняющей Саптаматрики (семь матерей, традиция шактизма).
• Храм 2, найденный на территории Джагешвара, представляет собой еще один ранний храм с многоуровневой башней в криволинейном латинском стиле Нагара. Его квадратному святилищу предшествует короткий вестибюль (антарала). Платформа и лепнина основания напоминают Храм 47. Башня увенчана зубчатым диском (амалака), а над ним находится гипотральный лингам. В стенах этого храма есть ниши, а над дверным проемом святилища находится слуховое окно с вырезанным в нем трехликим Шивой. В храме также есть рельефная резьба 7-го или 8-го века, изображающая Лакулиша, сидящего на лотосе в воде, в асане йоги, занимающейся медитацией, когда боги приближаются к нему с небес, а йоги окружают его.
• Храм 145, найденный на территории Дандешвара, также является храмом 7-8 веков, но демонстрирует еще третий особый стиль, говорящий о разнообразии приемов художников. Его башня состоит из уложенных друг на друга рядов амалаков в виде зубчатых дисков уменьшающегося диаметра. Ниже находится квадратное святилище (гарбха грийя), дверной проем и мандапа которого образованы квадратными колоннами. Внутри святилища находится чатурмукха Шива-лингам, каждое лицо которого обращено в сторону света.
• Храм 76, найденный на территории Джагешвара, является еще одним храмом 1-го тысячелетия на этом месте, но очень значительным. Он посвящен Мритьюнджая форме Шивы, или тому, кто победил смерть. Храм находится посреди лингамов и меньших святынь, что говорит о его важности, когда они были построены. Храм 76, также называемый храмом Мритьюнджая Махадева, представляет собой большой храм с архитектурой в стиле латиноамериканской Нагары. Он имеет входную мандапу с четырьмя колоннами, затем мукха-мандапу (главный зал), которая ведет к антарале (вестибюлю), а затем к квадратному святилищу.
Башня криволинейная. Его стена покрыта фризом и нишами в исполнении, который относится к 850-950 годам нашей эры. Башня храма представляет собой многоэтажное строение, но в современную эпоху покрыта деревянным навесом. Внутри навеса находится оригинальная амалака в форме зубчатого диска, которая затем увенчаны навершием гипертрального линга.
Храм Мритьюнджая следует плану ваступуруша-мандалы и возвышению, найденным в текстах об архитектуре индуистских храмов. Он имеет 16 центральных квадратов, как индуистский храм Махуа, длина святилища равна центральному смещению, а толщина стены равна длине углового блока, пропорции учитываются в симметричном плане с 16 сетками.
Храм был первым, в котором перед входом был зал с колоннами (мандапа), и этот зал использовался для общественных ритуалов и в качестве убежища для отдыха паломников. Этот храм также примечателен своими краткими надписями на лепных украшениях, стенах, пилястрах и колоннах. Д.К. Сиркар датировал их периодом с 8 по 10 век.
• Храм 37 одноименно назван храмом Джагешвар. Он имеет мандапу, вестибюль и святилище. Тем не менее, он, вероятно, был построен в 12 или, может быть, в 13 веке, и свидетельства на месте свидетельствуют о том, что за свою историю он несколько раз перестраивался. В храме было четыре входа, на его башне была замысловатая резьба, а надстройка имеет пирамидальную форму с постепенно отступающими каменными блоками.
В святилище есть две необычные дварапалы, добавленные в 14 веке или позже. Один четырехрукий дварапала держит череп в традиции пашупата-капаликов в одной руке, четки в другой, плод в третьей, а четвертая рука держит какой-то предмет. У его пьедестала бык, оба они изображены на лотосе. Левый дварапала похож, но отличается тем, что держит в руке змею вместо черепа и других предметов.
Символизм этих дварапал состоит в том, чтобы напомнить паломнику о неизбежности смерти для всех и о том, что когда они проходят через них, они входят в духовное святилище и символизм освобождения, который существует вечно. Храм 37 остается действующим для индуистского поклонения Шиве.
Напротив храма Джагешвар проводили ритуал яджны
Рядом с хомой у храма сидел баба,…
…читал мантры, благословлял паломников и делал натуральную сандалосую пасту, растирая кусок сандалового дерева на камне с водой…
…а затем рисовал ей тилаки всем приходящим в храм.
Джагешвар каждый день привлекает несколько сотен паломников и посетителей. Он остается частью индуистской священной географии, особенно для центрального региона Гималаев. Многие завершают часть последних обрядов после кремации близкого человека на территории храма Джагешвар. Паломничество в эти храмы особенно популярны в конце сезона дождей. В другие месяцы паломники обычно совмещают свое паломничество в храмы Джагешвара с паломничеством на озеро Мансаровар или в
Джагешвар – место милости Шивы
Джагешвар – место милости Шивы
Джагешвар – место милости Шивы
Джагешвар волшебное, магическое место. Это особенно ощущается здесь по ночам, когда деревня уже спит. Лес здесь живой и место генерирует положительную для человека энергию, не зря древние выбрали его.
Сказание о РуруНекогда царь гандхарвов Вишвавасу встретил прекрасную апсару Менаку*, и они полюбили друг друга. Союз их был счастливым, и, когда пришел положенный срок, Менака родила девочку необыкновенной красоты. Она оставила новорожденную дочь на берегу реки, неподалеку от лесной обители отшельника Стхулакеши. Стхулакеша увидел на прибрежном песке брошенное дитя и, тронутый жалостью, взял девочку к себе в обитель, взрастил ее и взлелеял. Когда же дочь Менаки стала взрослой, слава о ее красоте и добродетели разнеслась повсюду. Разумная и кроткая, она радовала сердце святого подвижника своей юной красотой и добрым нравом, и потому он дал ей имя Прамадвара, Дарующая радость. Однажды увидел ее в той обители благородный Руру, сын Прамати, внук великого мудреца Чьяваны и Суканьи; он полюбил прелестную деву всем сердцем. Руру поведал о своей любви отцу, благочестивому Прамати, и тот пошел к Стхулакеше и просил у него согласия выдать Прамадвару замуж за Руру. Стхулакеша с радостью согласился, и оба родителя назначили день свадьбы. Незадолго до назначенного дня Прамадвара играла в лесу со своими подругами, и, резвясь, она не заметила змеи, которая, свернувшись кольцами, спала под деревом, и наступила на нее. Тотчас змея вонзила свои ядовитые зубы в ногу беззаботной Прамадвары, и ужаленная дева упала на землю без признаков жизни. Но и мертвая она была прекрасна, она была еще прекрасней, чем прежде. Стхулакеша нашел ее в лесу, неподвижно распростершуюся на земле, подобную сорванному цветку лилии. И другие отшельники и лесные жители пришли туда и горько рыдали над ее остывшим телом; а Руру, не в силах вынести скорби, ушел один в лесную чащу. Он бродил по лесу, гонимый теснящим душу горем, а сердце его оставалось рядом с бездыханной Прамадварой. «О пресветлые боги, — взмолился Руру, — смерть забрала у меня невесту перед самой свадьбой; погибшая от укуса змеи, лежит она на земле. С юных лет я не уклонялся со стези долга. Неужели не заслужил я награду? Верните мне прекрасную Прамадвару, о всемогущие боги!» Боги сжалились над горем Руру и послали к нему своего вестника. «Напрасно ты жалуешься и плачешь, о Руру, — молвил ему небесный вестник. — У смертного лишь одна жизнь, и, если она отлетела, словами не поможешь горю. Но есть одно средство, определенное богами; если ты отважишься к нему прибегнуть, ты вернешь свою Прамадвару. Отдай ей половину своей жизни, и она воскреснет из мертвых!» «О лучший из вестников неба, — ответил ему Руру, — я с радостью отдаю половину своей жизни Прамадваре. Да вернется она ко мне любящей и прекрасной, как прежде!» И едва он вымолвил эти слова, возлюбленная его поднялась с земли, словно восставшая ото сна, к великой радости ее приемного отца, и Руру, и Прамати, и всех отшельников и жителей леса. Бог Яма вернул жизнь невесте Руру, но жизнь сына Прамати отныне сокращена была наполовину. В благоприятный день справили свадьбу Руру и Прамадвары, и они еще долго наслаждались жизнью, желая друг другу добра и счастья. Но, вернув себе любимую столь дорогой ценой, Руру с той поры дал обет истреблять змей. И он убивал их с великой яростью всюду, где только видел. Однажды он увидел в лесу неядовитого змея дундубха* и уже поднял тяжелую палку, чтобы убить его, когда змей взмолился о пощаде. «За что ты хочешь умертвить меня, не причиняющего людям вреда? — молвил змей. — Ты не должен убивать безобидных дундубхов только за то, что они по виду и запаху сходны с ядовитыми гадами». И змей рассказал Руру, что некогда он был человеком, благочестивым мудрецом, и жил в лесной обители со своим другом-подвижником. Однажды он вздумал подшутить над другом и сделал змею из травы, чтобы его напугать. И тот испугался так, что лишился сознания, но, придя в себя, в гневе проклял неразумного друга: «Чтобы устрашить меня, ты сделал эту змею, лишенную яда; да превратишься же ты сам в лишенную яда змею!» Но потом, смягчившись, он добавил: «Когда ты встретишь добродетельного отшельника Руру, сына Прамати, ты избавишься от проклятия!» И когда змей дундубха рассказал об этом Руру, проклятие спало с него, и он снова стал человеком. И он сказал Руру: «Оставь избиение змей, о благочестивый отшельник! Брахман не должен никого убивать; непричинение зла живым существам должно быть для него высшим законом. Послушай меня!» И Руру, убежденный словами мудреца, с того дня прекратил истребление змей.
ПримечанияИзлагается по кн. I «Махабхараты». Имя Руру означает «Олень». В пуранах упоминается как имя одного из незначительных божеств группы Вишведевов. Менака — апсара, славящаяся своей красотой; в пуранах и эпосе именуется дочерью Брахмы и женой Химавата. Дундубха — неядовитая водяная змея.
– мифы и легенды Индии |
Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.