Яндекс Метрика

Амазонка и Аяваска, Перу 2011

Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
В этом посте собраны некоторые карточки из путешествия 2011 года по Амазонке, Перу. Атмосфера осталась за кадром… Кто был там, тот поймет.

Река Амазонка и Аяваска, Перу 2011

An individual human existence should be like a river — small at first, narrowly contained within its banks, and rushing passionately past rocks and over waterfalls. Gradually the river grows wider, the banks recede, the waters flow more quietly, and in the end, without any visible break, they become merged in the sea, and painlessly lose their individual being.

– Bertran Rasel

Амазонка с 6400 км длиной является вторым по длине реки, хотя бразильские и перуанские ученые утверждают , что 6,800 км.

Амазонка имеет все реки крупнейшего в мире тиража, охватывающие семь миллионов км2, что составляет около одной пятой всей речной системы в мире. Он производится путем осаждения и Укаяли , которые происходят с высокими (5597 м) в Перуанских Андах.

Большая часть его водосбора охватывает Бразилию, Перу и Колумбию, часть бассейна, в Эквадоре, Боливии и Венесуэле. Amazon имеет более 1100 притоков, 17 из них длиной более 1500 км, а устье в Атлантическом океане. Для больших океанских судов, река судоходна до города Манаус (то есть 1690 км от устья).

Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Отправление. Река Амазонка, Перу

Об этой величественной реке можно говорить бесконечно. Амазонка не только самая полноводная река, она еще и вторая в мире по длине (6565 км). Что уж говорить, если одиннадцать (11!) притоков Амазонки входят в двадцатку самых длинных рек мира! Впечатляет, неправда ли? А еще Амазонская сельва – это 30% всех лесов мира. А самое «вкусное» и загадочное для нас это то, что флора и фауна тут изучена лишь на 30%. Это впечатляет и еще больше притягивает путешественников.

Полотно Амазонки, Перу © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Полотно Амазонки, Перу

Путешествие по Амазонке – экзотический и чрезвычайно экстремальный отдых. Отправиться в путешествие по этой дикой, полной опасности реке, под силу лишь отважному и искушенному туристу, которого уже не впечатляют золотистые пляжи и пятизвездочные отели. Безусловно, такой отдых менее комфортабелен, однако есть у него огромное преимущество, ведь путешествие по Амазонке – это настоящее приключение, о котором вы не забудете никогда! Уже мечтаете взглянуть на самую полноводную реку мира?

Мы отправились в путешествие в Инкитосе, взяв в аренду лодку с водителем-хозяином, укомплектовав ее гамаками, удочками, мачете и продуктами на неделю.

Наш домик на Амазонке на некоторое время.. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Наш домик на Амазонке на некоторое время

Свое приключение лучше начать с Икитоса – небольшого городка, где можно обзавестись кораблем или лодкой, в зависимости от ваших возможностей. Правда, будьте готовы к тому, что это удовольствие, даже самое дешевое, стоит от 500 у.е. в день. И одной лодкой вы не обойдетесь, вам обязательно понадобится хороший проводник!

Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Амазонка, Перу

Не забудьте и про экипировку. Ясно, что вы, насмотревшись фильмов о приключениях, сразу подумаете о шортах, гавайской рубахе и пробковой шляпе. Сетка антимоскитная должна быть как можно толще, ведь мелкую сеточку комары научились прокусывать.

Рыбаки. Река Амазонка. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Рыбаки. Река Амазонка, Перу

Отдельно стоит сказать про сапоги. Их лучше не покупать, а привозить из дома, причем, желательно, кирзовые. Это не шутка, просто кирзовые сапоги – практически единственная обувь, которая спасет вас от ядовитых змей, в изобилии водящихся по берегам Амазонки и способных прокусить что угодно. В качестве бонуса, в конце путешествия можете их, местным, на сувениры обменять.

Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Причал. Амазонка, Перу

И еще о безопасности. Перед таким экстремальным путешествием нужно сделать прививку от желтой лихорадки.

Стоит знать заранее, что без мачете по непроходимым джунглям Амазонки вы не проберетесь, а махать им придется каждую минуту, и все это на фоне 100% влажности и невыносимой жары, да еще в антимоскитном костюме! Нужно основательно запастись водой, потому что заканчивается она довольно быстро, а водные лианы встречаются в джунглях не так часто.

 

Деревня племени Ашанинка

Деревня племени Ашанинка
Деревенька в сельве

Индейцы Ашанинка представляют одну из многочисленных индейских этнических групп, населяющих регионы Южной Америки, в основном в Перу и Бразилии. Ашанинка – это народ, обладающий уникальной культурой, традициями и языком.

Они проживают в дождевых лесах Амазонки и ведут преимущественно традиционный образ жизни, полагаясь на охоту, рыболовство и сельское хозяйство для своего пропитания. Традиционная культура Ашанинка тесно связана с природой, и они имеют глубокое понимание окружающей среды, которая играет важную роль в их верованиях и обычаях.

Один из интересных аспектов культуры Ашанинка – это их ремесленные навыки, включая изготовление украшений, одежды и инструментов. Традиционная одежда Ашанинка яркая и красочная, часто украшенная узорами и вышивкой. Они также изготавливают разнообразные изделия из природных материалов, таких как пальмовые листья и дерево.

Язык Ашанинка  принадлежит к семье арауканских языков и остается важным средством коммуникации внутри их общины.

Деревня племени Ашанинка
Домик индейцев в лесу
Девочка-местисо в одной из деревушек на берегах Амазонки.. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Девочка в одной из деревушек на берегах Амазонки
Амазонка и Аяваска, Перу 2011 © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт
Маленький народец джунглей
Стоянка у деревни ашанинка. Река Амазонка, Перу
Стоянка у деревни ашанинка. Река Амазонка, Перу
Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Притоки Амазонки – авторские путешествия Kartazon Dream
Река Амазонка, мальчик рыбак. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Река Амазонка, мальчик рыбак.  Перу

 

Небо сельвы

Небо над амазонской сельвой раскинулось величественное и глубокое. Его бирюзовая пелена переплетается с пышной зеленью деревьев, создавая неповторимый пейзаж. Яркое солнце проникает сквозь густой листопад, создавая игру света и тени на земле. В этом небе можно увидеть отражение всего богатства природы Амазонки – от ярких цветов птиц и бабочек до загадочных теней древних деревьев.

Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Амазонка, Перу

Лагуна реки. Облака здесь невероятно красивы, имеют разные формы и весят очень низко над поверхностью земли. Волшебные их формы видишь, когда пролетаешь над сельвой на самолете. Облака возвышаются над землей, словно фантасмагорические башни. А вы видели, как драконы рождаются из облаков?

Скульптуры мастера Ветра, небо сельвы. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Скульптуры мастера Ветра, небо сельвы
Скульптуры мастера Ветра. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Скульптуры мастера Ветра. Река Амазонка, Перу
Старушка Молли на Амазонке. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Старушка Молли на Амазонке
Шторм на Амазонке. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Шторм на Амазонке – авторские путешествия Kartazon Dream
Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
…гроза!

У меня получилось запечатлеть этот момент моментов. Не так это уж просто, как казалось.

 

Закаты на Амазонке

Вечер на Амазонке, Перу. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Вечер на Амазонке, Перу

Да, амазонская природа вправду впечатляет своей красотой, особенно в моменты заката. Когда солнце начинает опускаться за горизонт, небо заливается палитрой невероятных оттенков: от глубоких оранжевых и ярких красных до нежных розовых и фиолетовых тонов. Эти моменты создают впечатление, что весь мир окутан магическим светом.

Закаты на Амазонке не только поражают своей красотой, но и приносят внутренний покой и гармонию. Под этот невероятно красивый фон уходят дни приключений и исследований, а наступает время спокойного расслабления и наслаждения окружающей природой.

Закаты на Амазонке — это не только природное явление, но и момент, когда можно ощутить свою ничтожность перед величием природы. Это напоминает нам о том, насколько важно беречь и сохранять этот удивительный уголок планеты, чтобы и будущие поколения могли наслаждаться этой невероятной красотой.

Каждый закат на Амазонке — уникальный и неповторимый. Он запечатлевает в себе энергию и магию этого места, делая его одним из самых ярких и карсивых природных явлений на планете.

Золото Джунглей, разлитое в Амазонке. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Золото Джунглей, разлитое в Амазонке
Золото Джунглей, разлитое в Амазонке. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Золото Джунглей, разлитое в Амазонке
Притоки Амазонки.. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Притоки Амазонки
Сельва просыпается. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Сельва просыпается. Амазонка, Перу – авторские путешествия Kartazon Dream

Ночлег в джунглях – дело не самое заманчивое. И дело даже не в диких зверях. Нужно постоянно быть начеку, ведь Амазонка из-за частых ливней может выйти из берегов, причем происходит это коварно быстро и тихо. Вас попросту может смыть! Поэтому кроме местных индейцев, больше суток тут мало кто выдерживает. А с ними вам желательно не встречаться. Ну не любят они гостей.

Едой желательно тоже запастись еще в Икитосе, ведь вряд ли вы сможете прокормиться охотой и рыбалкой. Самое примитивное, что можно поймать в Амазонке – это пиранью или крокодила. В принципе, пиранья, вкусная рыбка, и добыть ее при наличии крючка, куска проволоки и сачка, несложно. Цепляете кусочек мяса, и, поплескав в воде, ловите! Пиранья принимает плескание за раненое животное, и спешит к возможной добыче.

Тут уж подсекай и тащи. Улов ваш, если конечно знаете, как его с крючка снять, ведь зубы у рыбешки как лезвия бритвы. Пиранью нужно вынуть из воды сачком, и прежде чем снять, хорошенько огреть мачете по голове. Живую рыбу в руки брать не рекомендуется – пальцы откусывает на раз!

 

Племя Ягуа

Индеец пелени Ягуа. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Индеец пелени Ягуа. Перу – авторские путешествия Kartazon Dream

“Индейцы Ягуа” – это название племени, проживающего в Южной Америке, в основном на территории Перу и Венесуэлы. Они также известны как Ягуарапитанга, Ягуарская нация или просто Ягуа. Это коренные народы, которые имеют свою уникальную культуру, язык и образ жизни.

Ягуа – это языковая группа, включающая несколько диалектов, говорящих на ягуа. Эти языки относятся к большей семье языков Кариб, которые распространены среди различных племен в регионе.

Культура индейцев Ягуа тесно связана с природой. Они традиционно занимаются охотой, собирательством и рыболовством. Их религиозные верования и обряды тоже связаны с окружающей природой, особенно с духами животных и природными явлениями.

Божество племени – Майянту – огромная черная обезьяна с рогами. Индейцы ягуа часто видят его.

Индейцы племени ягуа обитают на севере Перу, в джунглях Амазонии. Индейцы ягуа воинственны, и отличаются этим от многих местных племен. Они живут в хижинах без стен и считаются одними из лучших охотников.

Истинная женщина, племя Ягуа. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Истинная женщина, племя Ягуа. Река Амазонка, Перу
Девочка из племени Ягуа. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Девочка из племени Ягуа. Река Амазонка, Перу
Притоки Амазонки. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Притоки Амазонки, где живут племена индейцев

 

Флора Амазонки

Амазонка – это не только самая большая река в мире, но и дом для одного из самых разнообразных растительных миров на планете. Сотни тысяч видов растений процветают в этом уникальном экосистеме, создавая невероятно красивые и вдохновляющие пейзажи.

Одним из самых известных символов Амазонки являются ее гигантские деревья. Могучие и величественные, они простираются к небу, создавая впечатляющие зеленые купола. Одним из самых известных видов является каучуковое дерево, из которого добывают природный каучук. Его стволы покрыты глубокими рубцами, которые напоминают кровеносные сосуды, и создают впечатление, что дерево живое и дышит.

Плотные джунгли Амазонки, через которые можно идти только с мачете Плотные джунгли Амазонки, через которые можно идти только с мачете

В Амазонке можно найти и множество видов орхидей, которые являются одними из самых красивых цветов в мире. Они разнообразны по форме и цвету, и их нежные лепестки создают неповторимые композиции. Орхидеи Амазонки являются настоящим сокровищем и привлекают тысячи туристов со всего мира.

Но растительный мир Амазонки не ограничивается только деревьями и цветами. Здесь также процветают различные виды лиан, которые образуют густые зеленые завесы, покрывающие деревья и создающие уникальную атмосферу. Лианы служат убежищем для множества видов животных, таких как обезьяны и птицы, и создают неповторимые пейзажи, напоминающие сказочные леса.

Сельва © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Одно из растений сельвы. Река Амазонка, Перу

В Амазонке также можно найти множество видов водных растений, которые процветают в ее болотистых районах и реках. Лилии, кувшинки и рогозы создают красивые и живописные плавающие сады, которые служат убежищем для множества видов рыб и других водных животных. Эти растения также играют важную роль в поддержании экологического баланса Амазонки, фильтруя воду и предоставляя пищу для многих животных.

Разнообразие растительного мира Амазонки является источником вдохновения для многих ученых и исследователей. Они изучают эти уникальные экосистемы, чтобы понять, как они функционируют и какие могут быть последствия их разрушения. Они также ищут новые виды растений, которые могут иметь медицинское значение и помочь в лечении различных заболеваний.

Флора Амазонки – это настоящее сокровище, которое нужно беречь и сохранять для будущих поколений. Ее красота и разнообразие вдохновляют нас и напоминают о важности сохранения природы. Мы должны быть благодарны за то, что такое удивительное место существует и делать все возможное, чтобы сохранить его для будущих поколений.

Амазонка и Аяваска, Перу 2011 © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт
Psychotria poeppigiana – Психотрия возвышенная

Одна из 100 видов психотрий. Одно из самых богатых ДМТ содержащих растений сельвы после чакруны и чаполинки.

 

Фауна Амазонки

Джунгли Перу – это богатый и разнообразный биом, населенный множеством удивительных животных. Вот некоторые из них:

  1. Ягуар: Король джунглей, большой хищник и символ силы. Ягуары обитают в глубоких частях перев и являются вершинными хищниками.
  2. Обезьяны: В джунглях Перу встречаются разнообразные виды обезьян, такие как шимпанзе, капуцин, тамарин и другие.
  3. Туканы: Яркие и красочные птицы, которые разнообразны по размерам и формам. Они являются важными распространителями семян в джунглях.
  4. Тапиры: Крупные травоядные животные с характерным внешним видом. Они играют важную роль в распределении семян и поддержании экосистемы.
  5. Кайманы и аллигаторы: Встречаются как в пресноводных водоемах, так и в более соленых местах, например, на берегах рек и озер.
  6. Тапиры: Эти наземные травоядные животные с хоботом обитают в лесах и питаются разнообразным растительным кормом.
  7. Пума: Еще один большой хищник, населяющий перевианские джунгли. Он охотится на мелких и средних животных.
  8. Слоновьи жуки: Огромные жуки, которые играют важную роль в разлагательных процессах в лесной почве.
  9. Вараны: Встречаются разнообразные виды варанов, которые обитают как на деревьях, так и на земле.
  10. Колибри: Маленькие и яркие птицы, обитающие в джунглях. Они являются важными опылителями для многих растений.

Это только небольшая часть разнообразия животного мира джунглей Перу. Экосистема джунглей обладает уникальной биологической многогранностью, и эти животные играют важную роль в поддержании баланса в этой чрезвычайно разнообразной среде.

Сельва © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
“Обезьяны-пауки”. Амазонка, Перу

“Обезьяны-пауки” – это название, которое иногда используется для описания некоторых видов обезьян из семейства паукообразных обезьян (Atelidae), таких как обезьяна-паук (Ateles) и паучьи марты (Brachyteles). Эти обезьяны получили свое название из-за своих длинных и гибких конечностей, которые позволяют им передвигаться по деревьям подобно паукам.

Арапайма (паичи). Река Амазонка, Перу
Арапайма (паичи). Река Амазонка, Перу

Арапайма (Arapaima gigas), также известная как арапаима гигантская, является одной из самых крупных рыб в мире и обитает в пресноводных водоемах Южной Америки. Эта рыба принадлежит к семейству арапаимовых и имеет выдающиеся размеры и особенности.

Арапайма имеет длинное, цилиндрическое тело и покрытое твердой чешуей. Она может достигать впечатляющих размеров, включая длину до 4.5 метров и вес около 200 кг. Окраска арапаймы может варьироваться от зеленовато-серого до темно-синего с металлическим отливом. Период размножения у них наступает о в 4-х летнем возрасте.

Эта рыба обитает в пресноводных водоемах Амазонки и ее притоков, таких как реки Араваи, Уакарес и другие. Арапайма предпочитает медленные потоки, озера и затопленные леса, где она питается в основном растительностью, мелкими рыбами и другой подходящей пищей.

Одной из уникальных особенностей арапаймы является ее способностью дышать воздухом. У нее есть легкие, которые позволяют ей погружаться в воду с недостаточным содержанием кислорода или даже находиться в грязных водоемах, где уровень кислорода низок.

Из-за своих впечатляющих размеров и интереса со стороны аквариумистов арапайма стала объектом промышленного лова. Это привело к уменьшению популяции и включению в список уязвимых видов. Некоторые усилия предпринимаются для сохранения и восстановления численности арапаймы в ее естественной среде обитания.

 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Попугаи какаду. Река Амазонка, Перу

Эти яркие и красочные птицы привлекают внимание своими яркими оперениями и социальным поведением. В Перу встречается несколько видов попугаев какаду, и они являются важной частью местной экосистемы.

Один из известных видов – это какаду длиннохвостый (Ara macao), также известный как скарлетовый ара. Этот вид отличается ярко-красным оперением, голубыми крыльями и желтым верхом головы. Они обитают в тропических лесах Перу, где находят пищу, такую как плоды, орехи и семена.

Попугаи какаду являются общительными птицами, и их можно часто увидеть в небольших стаях. Они обладают социальным поведением, часто общаясь между собой громкими криками и звуками. Однако из-за своей яркой раскраски и социального характера они могут стать жертвами незаконной торговли животными.

Попугай Ара. © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Попугай Ара. Река Амазонка, Перу

Если бы я решил завести домашнее животное, это несомненно был бы попугай какаду.

 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Маленький кайман. Река Амазонка, Перу

Крокодилов ловить сложнее. Нужно с фонариком, ночью обследовать берега и высматривать светящиеся глаза. Ловить нужно ударом мачете или голыми руками, так что пиранья в любом случае безопаснее. Да и мясо у крокодила жесткое, что называется «с душком». Напоминает индейку или курицу.

 

Иния, Амазонский речной дельфин

Иния, или Амазонский речной дельфин относится к виду дельфиновых, группе речных дельфинов.

Ареал обитания Инии – река Амазонка, Эквадор, Северный Перу, Бразилия, Колумбия, Венесуэла и река Ориноко.

Сам по себе Иния отличается по многим признакам от обычных морских дельфинов, которые более известны, чем этот вид. Некоторые утверждают, что эти дельфины очень уродливы. Трудно с этим не согласиться так как морда очень вытянута вперед, кожа покрыта неровностями и складками. Но это им не мешает жить. Иния на грани вымирания потому, что их ареал обитания находится очень близко к месту обитания человека.

Иния, Амазонский речной дельфин
Розовый пресноводный дельфин Иния

Цвет кожи Амазонского дельфина меняется с возрастом. Молодые Инии чаще всего серого оттенка в то время, как взрослые розового цвета.

Взрослый самец может достигать около 2,5-3 метра в длину и весить 200-210 килограмм. Самки же меньше самцов и достигают всего 2 метра в длину и весят 150-170 килограмм. Но у некоторых видов речных видов самки гораздо больше самцов.

У Иний очень громоздкое тело, но именно эти дельфины отличаются невероятной гибкостью. Но не смотря на отличную гибкость они достаточно медленные. Средняя скорость речного дельфина – 1,5 – 2,5 километров в час, но в случае опасности могут развивать скорость около 10-25 километров в час. Также они не ныряют очень глубоко так как они могут задержать дыхание на 0,5 – 2 минуты. При всплывании на поверхность Иния делает вдох и выпускает струю воды или фонтанчик, который может достигать метра в длину.

Речной дельфин в отличии от своих морских сородичей не поддаются тренировке и довольно таки опасны как для людей так и для своих же сородичей. Не редко такие стычки заканчивались летальным исходом одного из участников.

 

Алхимия Природы

Гусеница бражника – удивительное создание природы, проходящее через удивительные этапы развития от яйца до куколки.

Все начинается с яйца, которое откладывается самкой бражника на листья растений. Яйца имеют маленький размер и округлую форму. Они обычно желтого или зеленого цвета, что помогает им маскироваться среди листьев. После некоторого времени, из яйца вылупляется голодная гусеница.

Гусеница бражника – это активное существо, которое постоянно ищет пищу. Она питается листьями растений, на которых было отложено яйцо. Гусеница имеет маленькие ножки, которые помогают ей передвигаться по поверхности листа. Она также имеет мощные челюсти, которые позволяют ей откусывать кусочки листьев.

В процессе питания гусеница постепенно растет и меняет свою внешность. Она проходит через несколько линьек, при которых она сбрасывает свою старую кожу и вырастает новую. Этот процесс называется линькой и позволяет гусенице расти и развиваться.

Огромная гусеница бражника в Сельве Амазонки
Огромная гусеница бражника в Сельве Амазонки

Маленькое зеленое создание занимается весь день тем, что ест зеленые листья. Вся его жизнь – это поедание сочной зеленой листвы. Оно не видит вокруг себя ничего, кроме листьев, и не знает ничего, кроме своего дерева. Оно ест, пока в нем не останется места для листьев. И даже тогда оно пытается есть еще и еще. Но места уже нет.

Что заставляет это чудесное создание превратиться в бабочку?

В восхитительную бабочку, которая порхает с цветка на цветок, пьёт вино цветов и радуется, радуется, радуется свободе и удивительной бездонной глубине голубого неба!

Что?

Сезон бабочек в Амазонке
Сезон бабочек в Амазонке

Это очень просто – гусенице становится скучно есть дальше листья. И гусеница впадает в спячку. Сон ее становится настолько глубок, что – вуаля! – она просыпается,  и у нее крылья…. настоящие крылья с помощью которых можно летать! Гусеница, которая всю свою жизнь занималась только лишь поеданием листьев, стала бабочкой… Это истинная алхимия природы, ее чудо и магия.

“Природа наслаждается природой. Природа побеждает природу. Природа порождает природу”. – Демокрит

 

Аяваска в джунглях

Аяваска — это психоактивное растение, которое используется в традиционных ритуалах некоторых индейских народов Амазонии, особенно в перуанских и бразильских джунглях. Аяхуаска является основным ингредиентом для приготовления настоящего настоя — напитка, известного своей способностью вызывать глубокие психические и духовные переживания.
Лиана священной аяваски. Этой несколько лет. Джунгли Амазонки, Перу

Аяваска  (айауаска, айаваска, аяваска; кечуа ayawaska; МФА [a.ja.ˈwa.ska]; исп. ayahuasca; порт. hoasca; «лиана ду́хов», «лиана мёртвых»; aya — дух, душа; waska — лиана) – мощный психоделический отвар, традиционно делающийся из лиана B. caapi (на фото) и добавлений, таких как чакруна – P. viridis (и / или другие DMT-содержащие растения).

Аяваска — это психоактивное растение, которое используется в традиционных ритуалах некоторых индейских народов Амазонии, особенно в перуанских и бразильских джунглях. Аяхуаска является основным ингредиентом для приготовления настоящего настоя — напитка, известного своей способностью вызывать глубокие психические и духовные переживания.

Главным действующим веществом в аяхуаске является диметилтриптамин (DMT), который обычно не активен при употреблении внутрь из-за действия ферментов пищеварения. Однако в аяхуаске присутствуют ингредиенты, содержащие ингибиторы моноаминоксидазы (ИМАО), которые временно блокируют действие этих ферментов и позволяют DMT оказать свой психоактивный эффект.

Аяваска - приготовление в джунглях Перу
Аяваска – приготовление напитка в джунглях Перу

Эти ритуалы с аяхуаской имеют глубокие духовные и целительные аспекты. Во время опыта с аяхуаской люди могут переживать разнообразные видения, эмоциональные переживания и даже сталкиваться с внутренними демонами или травмами. Многие участники отмечают, что аяхуаска может помочь в обретении понимания себя, своей жизни и мира в целом.

Важно отметить, что использование аяхуаски несет определенные риски и требует осторожности. Психоактивные вещества в аяхуаске могут вызвать интенсивные и иногда непредсказуемые эффекты, и опыт с этим напитком следует проводить под наблюдением опытных шаманов, так как безопасность и психологическое состояние участников играют важную роль в успешном переживании опыта с аяхуаской.

“Аяваска – эликсир правды”

Думая о том, как описать людям, что такое церемонии Аяваски (также называемые церемониями Айяуаски или Аяхуаски), я пришёл к идее использовать простые образы как метафоры. Через этот набор простых образов можно понять важные принципы работы с Аяваской в аутентичном шаманизме.

Аяваска – эликсир правды. Но то не тот случай, когда вы даёте человеку напиток, и потом узнаёте его секреты, как показывают в фильмах про шпионов. Нет. В данном случае вы сами принимаете напиток и узнаёте правду. Прежде всего о самом себе. Дальше вы можете узнать также правду о других: о семье, о каком-то сообществе людей, о человечестве в целом. Но начинаете вы всегда с себя.

Айяуаску не принимают, чтобы впасть в иллюзии, смотреть галлюцинации, развлекаться. Её принимают, чтобы знать правду и видеть реальность такой, какая она есть. Значительная часть правды вам может не понравиться. Что-то может быть очень тяжело принять. Поэтому Аяхуаску нужно принимать только с настоящим аутентичным шаманом и желательно в компании опытных в этой практике людей.

При неправильном проведении церемонии без настоящего шамана Аяваска может стать ключом, открывающим ящик пандоры. Это происходит в тех случаях, когда человек встречается с той правдой или с тем объёмом правды, который ему трудно принять и с которым ему трудно жить. Это в большинстве случаев можно исправить на настоящих церемониях, если человек решится и сможет на них попасть. Человеку помогут адаптироваться. Но гораздо лучше сразу попадать в правильное место.

Аяваска – глубокий очиститель. Как известно, она чистит человека физически через рвоту и не только. Она также очищает человека психически или душевно. Физически она чистит очень глубоко, выводя накопившиеся токсины из организма, убирая последствия разного рода отравлений.

Сейчас уже существуют научные данные, подтверждающие её работу на клеточном уровне. Не буду углубляться в биологию. Могу лишь с уверенностью заявить, что все люди, проходящие циклы церемоний Аяхуаски с настоящими шаманами, которых я наблюдаю, в итоге всегда выглядят более свежими, здоровыми, немного похудевшими, но энергичными.

Примерно то же самое происходит на психическом уровне. Поскольку я постоянно наблюдаю людей, проходящих циклы церемоний, я вижу, как с каждой церемонией у людей уходят всевозможные напряжения, уходит тяжесть. Из-за специфики моей работы я могу это ощущать буквально физически. В результате, пройдя цикл церемоний, человек становится и физически и душевно более лёгким и счастливым.

Аяваска – учитель медитации. Как это происходит? Она погружает в состояние глубокого транса, в котором огромные объёмы информации обрушиваются на вас. Чем сильнее и глубже транс, тем значительнее эти объёмы. Если человек при этом будет прибывать в своём обычном хаотическом состоянии ума (если вы думаете, что ваше состояние ума не хаотическое, вы никогда не занимались самонаблюдением), то ему будет крайне дискомфортно. Его будут разрывать на части собственные мысли, они будут пугать его и сбивать с толку.

Комфортно человеку станет там только тогда, когда затихнет ум, и человек войдёт в созерцательное состояние, поднявшись над мыслями. Даже если у человека не было раньше опыта медитаций, сама ситуация может его к этому подтолкнуть. И конечно, в этом процессе очень помогают песни шамана, которые он на каждой церемонии поёт для конкретных участников, видя их состояния и особенности процессов в их психике.

Аяваска – машина времени. Погрузившись в глубокий транс и найдя там уравновешенное состояние медитации, вы оказываетесь способным видеть многие вещи и путешествовать в разные области своего огромного внутреннего мира. В том числе вы можете перемещаться во времени.

Путешествие во времени назад – это движение по своей памяти. Только это не тот объём памяти, который вам доступен обычно. Это многократно превосходящий объём. Это память вашей личной жизни с самого её начала, часто включая внутриутробный период. Но не только.

Вы можете двигаться дальше в родовую память, в память коллективную, включая память истории человечества. Вы можете узнать массу важных для вас подробностей. Это не является фантазией. Вы об этом точно знаете уже в процессе. Но и потом многие факты при желании проверяются и подтверждаются.

Путешествие во времени вперёд – это способность видеть существующие проекты вашего будущего. Они не обусловлены на сто процентов. Поэтому вы можете выбирать, вы можете влиять. У вас появляется большая степень свободы выбора развития своей судьбы. Я могу вспомнить уже десятки людей, видевших своих будущих детей на наших церемониях. Сейчас эти дети уже родились. Также нередко люди видят места, в которых они потом живут или просто посещают их временно. Нередко люди видят свою будущую работу.

Аяваска – биологический интернет. Эта удивительная способность Айяуаски отчасти уже доказана научно. Ряд учёных считает, что подобные свойства есть в веществе ДМТ, которое входит в состав напитка Аяваски в листьях дерева чакруна. Это вещество изначально есть во всех биологических существах, и оно их связывает некой общей сетью. Я не знаю, как это точно объяснить с помощью языка биологии.

Но я знаю, как это происходит на практике. Во время церемонии вы ощущаете особую связь со всем живым на Земле. Вы чувствуете животных, растения, близких и не самых близких вам людей. Как и в случае с интернетом там огромный океан информации. Нужно научиться в нём ориентироваться: делать точные запросы, выбирать значимую для вас часть информации. Шаманы этому учатся десятки лет. Но в результате именно так они узнают, как лечить те или иные заболевания, какие свойства у конкретных растений и многое другое. Начинающий практик с определёнными способностями тоже может кое-что увидеть и узнать.

Аяваска – усилитель мозга. Опять же я не буду вдаваться в биологические подробности, какие части мозга и каким образом она усиливает. Кое-что из этого уже известно и описано. Но исследования этой темы ещё продолжаются. Я пишу как практик, прошедший более тысячи церемоний Аяхуаски, и как человек, наблюдавший более тысячи людей, проходивших церемонии вместе со мной.

Под воздействием Айяуаски мозг человека обретает ряд способностей, которые обычно ему недоступны. Он способен производить сильнейшие воздействия как внутри нас, так и вовне. Он становится способным исцелять серьёзные заболевания.

На самом деле все удивительные исцеления, которые производили шаманы на церемониях, которые мне доводилось наблюдать, всегда происходили через мозг пациента. Человек всегда был соучастником процесса, иногда не вполне понимая это. Но я также видел немало подтверждений тому, что в этом состоянии мы можем производить воздействие на людей на расстоянии. Прежде всего на людей, с которыми мы близко связаны. Я пишу о сильных позитивных влияниях.

Но я должен написать и то, что подобное усиление мозга может работать и на разрушение, как внутри нас, так и вовне. Именно поэтому существуют брухос (колдуны), которые используют Аяхуаску совсем в других целях. В их случае это на половину осознанный выбор.

Но проблема в том, что очень много саморазрушительных процессов уже запущено в нашем мозге, о которых мы вообще не подозреваем. Не столько в мозге, сколько в психике. Мозг лишь физически это проявляет, являясь проводником наших психических процессов. Именно поэтому церемония должна управляться опытным шаманом.

Очень важно, чтобы очищение и осознание ряда процессов произошло раньше того, как проявятся другие свойства Аяваски. Это процесс нельзя пускать на самотёк. Ещё более опасно попадать на церемонии, которые ведут брухос. Они могут усиливать отрицательную направленность внимания как внутрь человека, так и во внешний мир. Вокруг таких людей мы можем видеть или ощущать некоторое облако мрачной энергии. Но, к сожалению, не у всех людей развито видение и интуиция.

Аяваска – инструмент познания. Из перечисленных выше свойств вы можете уже догадаться о том, как Аяхуаска помогает в познании себя и жизни вообще. Добавлю лишь то, что на церемониях Айяуаски процесс познания происходит крайне интенсивно.

Что-то сразу открывается нам напрямую, что-то входит в нас в виде плотно упакованных блоков информации, которые после цикла церемоний могут распаковываться в течение месяцев, а иногда и лет. Что-то из увиденного забывается. И нужна особая медитативная практика, чтобы это вспомнить в деталях. Но если у человека есть желание, мотив, он обязательно вспомнит.

Нет предела тому, что человек может узнать на шаманских церемониях в глубоком трансе. Это древний универсальный способ познания, о котором современное человечество в подавляющей своей массе забыло. Когда-то этим пользовались люди в самых разных культурах, включая древних жителей Афин.

Аяваска – активатор креативности. После прохождения церемоний люди часто отмечают пробуждение в себе творческого начала. Кто-то начинает заниматься живописью, кто-то музыкой, пением, танцами. Немало людей начинает писать. Те, кто уже связан с творческими профессиями, находит состояния особого вдохновения. Люди начинают использовать творческий нестандартный подход в бизнесе. А кто-то просто начинает замечать больше красоты жизни в самых разных её проявлениях.

Аяваска – ваш персональный фитнес-тренер и диетолог. Одним из уроков Аяхуаски в большинстве случаев является некоторая корректировка образа жизни человека. Айяуаска не может дать человеку никаких теорий о правильном питании и комплексе необходимых упражнений. Но она изнутри человека начинает ему сообщать, какие продукты ему употреблять вредно, а какие полезно, какие привычки ему идут на пользу, а какие разрушают его тело. Это всегда индивидуально. Но почти всегда происходит. Как правило, после цикла сильных церемоний Аяхуаски люди частично пересматривают и корректируют свой образ жизни. Кто-то в меньшей степени, кто-то в большей. Безусловно, её влияние направлено на здоровье и долголетие. Шаманы живут значительно дольше, чем среднестатистические представители их племени.

В заключение я хочу написать, чем не является Аяваска. Есть набор неверных представлений о ней, который сформировался за последнее время.

Аяваска – это не наркотик. Это не делает человека зависимым. Нет никакого физического привыкания, желания повторять процесс. Он, особенно поначалу, неприятный физически. Вкус Айяуаски для некоторых людей трудновыносим. Психологически процесс скорее является тяжёлой работой, которую, как правило, не хочется делать, пока не увидишь её результат. Большинство участников моих экспедиций возвращается, но именно потому что видят результат, который им нравится. Сам процесс нравится очень немногим. Он с годами начинает нравиться опытным людям, потому что они к нему адаптируются и быстрее извлекают пользу.

Аяваска – это не развлечение. С таким мотивом не стоит приближаться к шаманским церемониям. В лучшем случае человека настигнет разочарование. Но также он может быть сильно напуган. Нужно осознанно выбрать это в начале как эксперимент, затем как способ работы над собой, лечение, познание. Тот, кто рассматривает Аяхуаску как один из психоделиков для элитарного развлечения, сильно ошибается. Люди, которые в жизни балуются психоделиками и тем более наркотиками, нередко получают от Аяваски очень суровые уроки.

Аяваска – это не панацея от всех бед и болезней. Нередко в последнее время я вижу, что ряд амазонских растений и экстрактов животного происхождения, в том числе и Айяуаску, пытаются представить как панацею. Это всегда делают невежественные люди, которые рассчитывают быстро на этом заработать. Я видел, как людям обещают в первой церемонии гарантированно вылечиться от алкоголизма, героиновой зависимости и онкологии в серьёзной стадии. Это очень безответственное, дискредитирующее традицию поведение. Как правило, такие люди возят или отправляют других в раскрученные псевдошаманские центры, где учат именно так рекламировать свои услуги.

Часто люди задают вопросы о том, может ли Аяваска их убить или отправить куда-то, откуда они не вернутся.

Аяваска этого сделать не может. Даже если человек выпьет напитка больше, чем ему нужно, его вырвет, процесс может быть интенсивным и долгим, но он всё равно через несколько часов закончится.

Аяхуаску называют лианой смерти не потому, что она убивает людей, а потому, что она может показать, что такое смерть, что она значит для нас. Это может стать важнейшим уроком. Аяваска не убивает нас физически. Но люди это сделать могут. Если они под видом Айяваски дадут совсем другой напиток, с другими токсичными растениями и веществами, то это может быть очень опасно.

Поэтому в таких делах очень важна избирательность. Нужно тщательно выбирать, где и с кем проходить шаманские церемонии.

– статья Константина Рониньо, руководителя клуба “Одиссея”

Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Вечереет. Река Амазонка, Перу
Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Ночь в джунглях. Река Амазонка, Перу
Ночное небо над джунглями. Амазонка, Перу 2011 © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Перу, тревел видео, фототуры
Ночное небо над джунглями перед церемонией. Река Амазонка, Перу

Путешествие по Амазонке не обещает быть легким, но это особый вид туризма, настоящая робинзонада, в девственно чистых, диких, и до конца неизведанных джунглях Амазонии!

 

Перу, Амазония – видео на канале Youtube

 

Тайна реки амазонок: крушение мифа

Глава одиннадцатая из книги Андрея Шляхтинского “Амазонка: призраки зеленого ада”

      Развенчивая одни мифы, мы порождаем другие.

Кто-то из классиков

Амазонка, река амазонок… Название настолько привычное для одних — живущих по ее берегам, и настолько же экзотическое, окутанное ореолом загадки и мифа для других, жителей Старого Света. По-испански имя реки — «Rio de las Amazonas», по-английски — «Amazon River». Для большинства, когда они слышат это слово, в сознании мгновенно рисуются картины величественной тропической реки вкупе со всем остальным, что вкладывают в этот расхожий образ.

А сегодня, как, собственно, и пятьдесят, и сто лет назад, Амазонка превратилась в ничего не значащее чередование звуков, порождающих вполне конкретные ассоциации, навеянные книгами, телевидением и кинематографом. Амазонкой заманивают туристов из Европы и Северной Америки. Каждый, кто пишет или снимает фильмы о великой реке, давшей название всему огромному региону в центральной части южноамериканского континента, имеет собственное видение и представление о предмете своего творчества. И я не исключение, раз взялся на страницах этой книги утомлять читателя очередным опусом.

Шутка! Я ограничусь лишь обязательной «протокольной» информацией и не стану в этот раз описывать свои приключения на Амазонке. А затем я предлагаю вместе с вами попытаться разобраться, откуда же пошло название реки.

Итак, немного цифр. Бассейн Амазонки раскинулся более чем на шесть миллионов квадратных километров. О ее точной длине спорят до сих пор. Если считать, что она составляет шесть тысяч семьсот двенадцать километров, то эта река длиннее Нила на восемьдесят километров. Однако Амазонка великая река не потому, что она такая длинная, а потому, что выносит в океан огромное количество воды — до одной пятой общего стока всех рек мира!

В дождливые сезоны расход воды в Амазонке — двести тысяч кубических метров в секунду! Заир, занимающий второе место в мире по стоку, уступает по этому показателю не только самой Амазонке, но и ее притокам — Мадейре и Риу-Негру — каждый из них приносит в главный водоток больше воды, чем африканская река в Атлантику. В бассейне Амазонки огромное количество притоков, которые собирают воду с территорий шести государств: Колумбии, Эквадора, Перу, Бразилии, Боливии и Венесуэлы.

На последних четырехстах километрах своего пути к океану Амазонка местами достигает пятидесяти шести километров в ширину, а ее глубина на многих участках превышает девяносто метров. Глубокая, широкая и спокойная на большей части нижнего течения, река судоходна для океанических судов приблизительно на три тысячи семьсот километров от устья.

Амазонка берет начало на западе южноамериканского континента, в Андах, высоко в горах, в каких-то ста девяноста километрах от Тихого океана, и очень быстро спускается — на четыре тысячи восемьсот метров за девятьсот пятьдесят километров пути. Затем река и притоки широко разливаются по обширной низменности, имеющей такой малый уклон, что вода просачивается в прилегающие земли, на которых разросся огромный влажный лес многокилометровой ширины.

Его площадь не только вдвое превосходит водосборный бассейн любой другой реки, он является и самым большим в мире тропическим дождевым лесным массивом. В верхнем течении Амазонка сменяет одно за другим несколько названий: Уарако, Торо, Сантьяго, Апуримак, Эне, Тамбо, Укаяли, Солимойнс и, наконец, собственно Амазонка. Впрочем, в Перу реку называют Амазонкой от места слияния Мараньона и Укаяли, а за ее исток принимают Мараньон.

В былые времена исследователи и путешественники называли этот огромный речной бассейн зеленым адом, поскольку через него было трудно или даже почти невозможно пробраться. А тех, кто все же пробирался, косили желтая лихорадка, малярия и еще тысяча и одна неизвестных болезней. С тех пор ситуация сильно изменилась, появились наземные пути коммуникаций, однако многие районы по сей день остаются труднодоступными дикими углами. Случись что — и ваш легкий одномоторный самолетик отыщут нескоро.

Те, кто хоть немного интересовался Южной Америкой, индейцами и джунглями — пусть хотя бы в далеком детстве или юности, — наверняка читали, что Амазонка получила свое нынешнее название благодаря бравому испанскому капитану франсиско де Орельяна, монаху-доминиканцу и еще нескольким десяткам солдат, сопровождавших его в авантюрном путешествии. В бесконечно далеких 1541–1542 годах они, выступив из незадолго до того завоеванного испанцами Перу — из крепости Сантьяго-де-Гуаякиль, вице-губернатором которой Орелья-на являлся по совместительству — присоединились к экспедиции Гонсало Писарро, перевалили через Анды и набрели у экватора на неведомую реку.

Следуя вниз по ее течению, преодолев несчетные испытания, Орельяна, покинув Писарро и его людей, вместе со спутниками добрался до Атлантического океана. Таким образом, в Европе узнали, что южноамериканский континент необычайно широк у экватора. Так они прослышали о царице земных вод — реке Орельяны, реке Амазонок, а позже — Гран-Пара и Риу-Бранку, как ее также называли.

В этом путешествии, о котором мы знаем из записей брата Гаспара де Карвахаля из ордена Святого Доминика, испанцы столкнулись с массой трудностей. И, честно говоря, я до сих пор удивляюсь, как этим парням удалось не только остаться в живых, но и не тронуться рассудком.

Впрочем, Орельяна хоть и увидел первым из европейцев Великую реку, однако к ее нынешнему названию причастен лишь косвенно. Да и то благодаря тому, что в отчете о плавании упомянул об амазонках, которые встретились им и с которыми испанцы успели повоевать. Эти женщины-воины — были они в действительности или нет, вопрос открытый — и стали причиной того, что впоследствии реку окрестили Рио-де-лас-Амасонас, то есть рекой Амазонок. Или как мы говорим по-русски — Амазонкой.

Однако давайте посмотрим, что же в действительности писал святой отец по итогам путешествия в компании капитана Оре-льяны в своем «Повествовании о новооткрытии достославной великой реки Амазонок». Ниже я приведу несколько отрывков, где упоминаются амазонки.

«Индейцы с превеликим вниманием выслушали то, что им сказал капитан, и сказали нам, что если мы желаем увидеть амазонок (на их языке они называются „коньюпуйяра“, что значит „великие сеньоры“), то прежде должны взять в толк, на что отваживаемся, ибо нас мало, а их много, и они нас перебьют.

[…] Мы видели воочию, что в бою они сражаются впереди всех индейцев и являются для оных чем-то вроде предводителей. Они сражались так вдохновенно, что индейцы не осмеливались показать им спины. Того же, кто все-таки показывал врагу свою спину, они убивали на месте прямо у нас на глазах своими палицами.

Сии жены весьма высокого роста и белокожи, волосы у них очень длинные, заплетенные и обернутые вокруг головы. Они весьма сильны, ходят же совсем нагишом — в чем мать родила, и только стыд прикрывают. В руках у них луки и стрелы, и в бою они не уступают доброму десятку индейцев, и многие из них — я видел это воочию — выпустили по одной из наших бригантин целую охапку стрел, а другие, может быть, немногим меньше, так что бригантины наши походили на дикобразов.

[…] Индеец сказал, что это были женщины, которые живут внутри страны в четырех или пяти днях пути от побережья реки, и что они пришли ради местного сеньора, их вассала, чтобы защитить от нас побережье. Еще капитан спросил, были ли они замужними и есть ли у них мужья сейчас, и индеец сказал, что мужей у них нет. Индеец поведал о том, что обитают они внутри страны и что он сам бывал там много раз и видел, как они живут, и знает, каковы их обычаи, ибо, будучи их вассалом, он относил им дань по велению своего сеньора.

Капитан спросил у него, много ли тех женщин, и индеец ответил, что да — много, что он помнит по названиям семьдесят селений и что в некоторых он бывал сам, и перечислил их нам всем, кто при сем разговоре присутствовал. Капитан спросил, не из соломы ли строят они свои жилища, и индеец ответил, что нет — не из соломы, а из камня и устраивают в них ворота и что из одного селения в другое ведут дороги, огороженные как с одной, так и с другой стороны, и на тех дорогах в некотором удалении друг от друга устроены заставы, где размещается стража, коя взимает пошлины с тех, кто дорогами пользуется. Капитан спросил его, очень ли велики их селения, и индеец ответствовал, что да — очень велики.

Капитан также задал вопрос, рожают ли эти женщины, индеец сказал, что рожают, и тогда капитан удивился: как же это возможно, могут ли они родить, если живут незамужними и среди них нет мужчин. Индеец ответил, что они вступают в общение с мужчинами в определенную пору и когда им на то приходит охота. Мужчины же происходят из некой провинции одного очень важного сеньора, которая сопредельна с землею оных женщин; они — белые, только что нет у них бороды, они и приходят к тем женщинам, чтобы с ними общаться.

Говорят, если эти женщины, забеременев, рожают мальчика, то его убивают или отсылают к отцу; если же у них рождается дочь, то ее пестуют с превеликой радостью и говорят, что у этих женщин есть главная сеньора, которой все остальные повинуются, и зовут ее Корони.

Индеец сказал также, что там полным-полно золота и других богатств и что все важные сеньоры и знатные женщины пьют и едят на золоте и у каждой огромные сосуды. У остальных же — у простолюдинок — вся утварь из глины либо из дерева.

Он сказал, что в городе, где живет названная сеньора, имеется пять „домов солнца“, где они держат идолов из золота и серебра в образе женских фигур, а также много всякой посуды для этих идолов и что сии дома со всех сторон, от самого своего основания и до половины человеческого роста в высоту, выложены серебряными плитами и что сиденья в этих домах из такого же серебра и поставлены они перед серебряными же столами, за которыми они сидят в часы своих возлияний. Эти кумирни и уже упомянутые дома индейцы называют „карана“ и „очисемомуна“, что значит „дома солнца“; потолки в этих домах украшены разноцветными перьями попугаев и гуакамайи.

Сии женщины носят одежду из шерсти, так как, по словам индейца, у них много овец, таких же, как в Перу; все они также носят на себе много золотых украшений. Он говорил, что золото зовется „пако“, а серебро — „койя“. Насколько мы поняли, у них есть верблюды и другие очень большие животные с хоботом, но таких животных мало. Он говорил, что в той земле имеются два маленьких озера с соленой водой, откуда добывают соль.

Еще он говорил, что есть закон, по которому все индейцы, прибывшие, чтобы торговать и принести свою дань, должны с заходом солнца покинуть города и уйти из них прочь. Многих сеньоров они держат у себя в подчинении. Сих подвластных им сеньоров зовут так: одного Рапио, другого — Ягнарэстороно. Эти — важные властелины, и их земли граничат с владениями других сеньоров, с которыми они ведут войну. Все то, о чем он нам поведал, он видел воочию и доподлинно знает.

Его спросили, жаркая ли та земля, где они обретаются. Он ответил, что нет — не жаркая, но сухая. Из-за того, что поблизости нет дров, жители той страны жгут уголь. В той стране много еды. И действительно, все, о чем говорил тот индеец и еще о многом другом, нам рассказывали и выше по реке.»

Вот, собственно, практически и все, что нам известно об амазонках от капитана Орельяны и брата Карвахаля. И тут есть над чем поразмыслить, прежде чем пускаться в объяснения о происхождении названия «Амазонка». Карвахаль, ссылаясь на собеседников-индейцев, свидетельствует, что женщины-воины жили далеко от берегов реки, «в четырех или пяти днях». При этом он же утверждает, что во время столкновения с испанцами они использовали луки и стрелы, причем мастерски.

Здесь не заметить противоречия, если не знать одной тонкости. А именно: омагуа-тупи были традиционно речными жителями и обитателями островов, не селившимися в глубине лесов. Именно для их культуры было характерно использование такого оружия, как лук и стрелы. Прочие индейцы, их соседи, населявшие междуречья и верховья небольших рек в глубине джунглей, использовали копья и духовые трубки, о которых испанцы, кстати, ни разу не упоминают. Это была одна из главных черт, которую отмечали сами омагуа еще во времена испанских колоний, отделяя себя от «тапуйя», как они называли своих лесных соседей. Итак, где же правда?

Дальше. На мой взгляд, перевод слова «куньюпуйяра» как «великие сеньоры» далеко не идеален. Скорее всего, это искаженная форма «куньятуйяру», более точное значение которой восстанавливается из языка кокама группы тупи-гуарани: «cuna-tua-uyaru», т. е. «женщина (или „сестра мужчины“) — большая, храбрая (суровая, злая)». Маловероятно, что сестрой назовут женщину-иноплеменницу, да к тому же из культурной среды, столь чуждой самим омагуа. Теперь о слове «карана». Не исключено, что это искаженное или диалектное «куарачинуа» или «куаражина» — «большое, великое солнце», восстанавливаемое из языка кокама и гуарани «cuarachi-nua» и «cuaraji-na», соответственно.

Что касается «очисемомуна», то, возможно, это искаженное «укатсемута», т. е. «дом, где кормят, дают пищу»: из кокама «uca-tsemuta». Имя же одного из индейских вождей, Яг-нарэстороно, может в действительности состоять из двух слов: «yawara» и «uturuncu», оба из которых переводятся как «ягуар». Первое мы находим во многих языках тупи-гуарани, а второе сегодня широко распространено среди кечуаговорящих жителей перуанской и эквадорской Амазонии, хотя его происхождение неясно.

Так вот на практике обстоят дела. К чему я все это написал? А к тому, что полностью полагаться на сведения Орельяны и Карвахаля все же не стоит. Они многое видели, о многом слышали, но, кажется, еще больше недопоняли и превратно интерпретировали. Это уже потом, когда испанцы и португальцы принялись досконально исследовать внутренние районы центральной части Южной Америки и покорять населявшие их индейские племена, слухи о женщинах-воинах, живущих без мужчин, стали шириться. И не только среди неграмотных и полуграмотных колонистов-метисов, но также и среди образованных людей своих эпох, снаряжавших экспедиции с целью отыскать легендарных амазонок.

Итак, традиционная, «официальная» версия о происхождении названия реки — по названию реальных или выдуманных капитаном Орельяной амазонок, обитавших в ее окрестностях. Версия вполне правдоподобная, даже весьма убедительная, хотя и не лишенная слабых мест, как мы уже смогли убедиться. Но так ли все просто на самом деле? Я недоверчив и любопытен, поэтому однажды позволил себе усомниться. Были на то более веские причины, нежели запутанные свидетельства вице-губернатора Сантьяго-де-Гуаякиля и монаха. И чтобы до конца проверить состоятельность или несостоятельность «официальной» версии, пришлось обратиться к топонимике и лингвистике.

Каждый раз, когда я раскрываю перед собой карту Северо-Западной и Западной Амазонии, то обращает на себя внимание названия рек, начинающихся на «Ama-». Конечно же, прежде всего это толстая извилистая голубая лента — величественная «Ama-zonas». Пробежимся взглядом по северным притокам Великой реки и среди прочих обнаружим реку Морона, один из левых притоков которой носит имя «Ama-sa». Взглянем на юг, и среди правых притоков Укаяли найдем «Ama-quiri». И это далеко не полный список.

Регулярно бывая на Амазонке и проводя в экспедициях по нескольку месяцев, я волей-неволей сталкивался и сталкиваюсь с необходимостью общаться с лесными индейцами из различных племен и так или иначе учить их языки хотя бы на самом примитивном уровне. Часто они или вообще неродственны между собой, или же состоят в очень отдаленном родстве. Но вот что интересно! Во многих из них есть слова, происхождение которых восходит к одному языку, когда-то широко распространенному на территории Западной и Северо-Западной Амазонии и из которого они были переняты соседями.

Какой это язык, или, быть может, несколько близкородственных языков? Наиболее вероятен вариант — тупи-гуарани, ибо именно племена, говорившие на его диалектах, были подлинными хозяевами Великой реки и обогатили многие индейские языки Средней и Верхней Амазонки.

Какие это слова? Как ни удивительно, среди них много тех, что начинаются на «ama-». В языке современных лесных кичуа Эквадора и Перу анаконду зовут «ama-run». Не исключено, что даже столь привычное для нас «anaconda» таит в себе лексему «ama-», но в данном случае звук «m» заменился на «n» — частое явление. Тут уместно сказать, что в некоторых диалектах гуарани анаконду называют «ama-fi». Кстати, со словом «amarun» созвучны слова из языков индейцев сапаро и родственных им арабела, которыми они окрестили «дьявола, демона, духа»: «ts-ama-ru» и «s-ama-ru» соответственно. В различных диалектах языка кичуа, или кечуа, есть слово «s-ama-y», имеющее несколько значений, и среди прочих «дыхание», «душа, дух живого человека или животного».

В государстве инков Тайантинсуйю были люди, своего рода ученые — не знахари и не лекари, — которых называли «amaw-ta».

Словом «ama-na» индейцы чайяуита называют диких лесных людей, обросших густыми волосами, живущих группами в покрытых джунглями горах и не умеющих пользоваться огнем. Так же зовут и одного из злых духов чайяуита. Для индейцев ачу-ар «ama-na» — это дух-хозяин и хранитель животных. Точнее, по их мнению, каждый вид животного имеет своего собственного «amana».

Ачуар, шивиар и лесные кичуа с рек Курарай, Конамбо и Бобонаса говорят, что в джунглях живет одинокий охотник, который прежде был человеком, а потом превратился в духа. Иногда сегодняшние лесные кичуа — потомки древних сапаро — отзываются о нем как собственно о самом главном духе сельвы и хозяине над всеми животными. Имя его — «Ama-sanka» или «Ama-shanka», как его именуют кичуа и сапаро, или «Ama-sangk», согласно охотникам за головами ачуар.

Позволю себе привести еще ряд примеров. В языке индейцев ашанинга с берегов Верхней Укаяли, что за тысячу с лишним километров от мест, где живут ачуар и даже родственные последним ауахун, есть слово «ama-tsenca», что переводится как «персона, человек». У близких им по языку и культуре ашенинга есть слово — «ma-tsi», то есть «ведьма, колдунья». А родственные ашенинга индейцы амуэша знают слово «ama-shinich» в значении «шаман».

Однако тут свет на загадку может пролить слово из языка уже упомянутых сапаро — «ama-shaniki», что означает «два». Очень похоже на «Amasanka» и схожие формы имен, не так ли? Кроме того, это соотносится по смыслу со словом «mai» — «оба, вдвоем» и глаголом «ma-tsamsatsa» — «жить вместе» (о нескольких людях) из языка индейцев уамбис, родственных ачуар, шуар и ауахун.

Прямо скажу, неявная связь между числительным «два» и главным духом джунглей (как его представляют сегодня) становится более очевидной, если вспомнить сказку индейцев сапаро с дикой эквадорской реки Конамбо. В ней говорится, что Ама-санга, или Амашанга, когда-то в действительности был не одним человеком, но двумя братьями, поссорившимися с мужем сестры из-за того, что тот убивал слишком много животных. Шаманы индейцев кичуа говорят еще, что существует два Амасанга, внешне абсолютно одинаковых. Но один из них хороший, а второй — злой, так что различить их непросто.

Ну а возвращаясь к индейцам ашанинга, замечу, что в их языке есть еще слова «ama-joncari», которым называют знахарей, и «k-amaa-ri» — злой дух. Вообще же «amaa-» или «ma-» у ашанинга и ашенинга так или иначе связано с водой, жидкостью, и данная морфема присутствует в именах рыб и околоводных птиц. Любопытно, но и в словаре индейцев уамбис имеется слово «amain», что означает «противоположный берег реки» и глагол «mai-tasa» — купаться. У чайяуита купаться будет «ama-rin», а у кичуа — «arma-na».

Примерно на полпути между ашенинга и ачуар сегодня живут кокама-кокамилья. По языку они родственны ныне почти исчезнувшим омагуа с берегов Мараньона. И — прямые потомки великих тупинамба, тех самых тупи-гуарани, еще до прихода испанцев широко расселившихся по всей Амазонке. От Атлантического океана до самых Анд, где их немногочисленные потомки уже во время испанских колоний промышляли речным пиратством, как в случае с омагуа-йете с верховьев рек Напо и Типутини.

Удивительно, но и в языке кокама мы находим слова «mai-sangara» и «mai» в значении «дух, демон». Есть еще слово «ma-boya» в том же значении и, очевидно, семантически связанное с анакондой: на гуарани водяного удава зовут «mboi», а на тупи «muywaso». Для лингвиста очевидно, что и здесь, и там присутствует все та же загадочная морфема «ama-» Кроме того, в языке кокама дождь называют «ama-na», что опять же связано с водой.

Более того, я подозреваю, что и в названии «священного» галлюциногенного растения бругмансия — «mai-kua» на языках ачу-ар, шуар и уамбис — и «ma-rikawa» у индейцев кичуа с низовьев Пастасы сокрыт все тот же корень. Как и в «ma-ritha» у ашенинга и «k-ama-rampi» у ашанинга, именующих так айягуаску (суффикс «kawa», по всей видимости, можно перевести как «растение»: ср. «a’kawa» — кустарник, ядовитыми листьями которого индейцы чайяуита травят рыбу).

Итак, подведем итоги. Мы увидели, что название «Amazonas» (Амазонка) с точки зрения лингвистики далеко не одиноко на южноамериканском континенте. По сей день здесь бытует множество однокоренных ему слов в языках, часто не родственных друг другу. Причем все они заключают в себе либо наименования духов, либо так или иначе связаны с водной средой. А в мифологии индейских народов, населявших и населяющих Западную и Северо-Западную Амазонию, духи или «иные люди», «водные люди» сплошь и рядом ассоциируются с подводным или с подземным мирами. Между последними разница зачастую стерта или же она незначительная. Основная характеристика обоих — потусторонность, «инородность» по отношению к «миру людей».

Можно даже предположить, что в случае с собственно духами животных из названий проступает двойственность: сам зверь и его «хозяин», покровитель из «другого мира». Ну а Амасанга или Амашанга, Амасанг, Аматсенга — все они «инородные двойники» людей, точнее, мужчин. Мужской архетип охотника и воина, так сказать.

Вряд ли это совпадение. Следовательно, я считаю вправе предположить, что Орельяна и его спутники, плывя вниз по Великой реке, встретились с индейцами сапаро, омагуа и, возможно, другими, о чем и пишет Карвахаль. А как я уже сказал, многочисленные омагуа говорили на языке той же семьи, что и современные кокама, а также вымершие тупинамба и прочие индейцы тупи-гуарани, населявшие чуть ли не всю Амазонку и крупные притоки. От них испанцы узнали о неких «людях», принятых ими за женщин, которых и окрестили амазонками.

Затем они, возможно, действительно встретились с какими-то женщинами, воевавшими вместе с мужчинами, и утвердились в своей правоте. Однако собственно имя «амазонки» испанцы присвоили им, скорее всего, по созвучию с каким-нибудь индейским названием для «жителей потустороннего мира». Предположим, что оно было «amatsuna» или «amasuna». Но только предположим, ведь неоспоримых доказательств тому нет.

Важно учитывать, что свободное взаимопонимание между командой капитана Орельяна и индейцами было весьма затруднено вследствие языкового барьера, который — вне всяких сомнений — существовал. Поэтому вполне вероятно, что индейцы рассказывали именно о духах. Испанцы же истолковали эти откровения по-своему: сказались и недостаточное знание языка, и сверхзадача, решать которую они отправились на Восток — поиски Страны Корицы, золота и всякого рода чудес.

А там, где недопоняли, там додумали. И вот в результате подобных неоднократных домыслов родилось и прижилось имя реки. За века оно обросло мифами, под грудой которых была погребена первичная этимология слова, его значение. Зато расцвела пышным цветом так называемая народная этимология, то есть когда люди объясняют происхождение того или иного непонятного слова, исходя из созвучия его с другими, более понятными им.

Я не лингвист, и — увы! — мне катастрофически не хватает познаний в языковых дисциплинах для сколько-нибудь качественного, более или менее научного анализа. Но хочется надеяться, эта глава заинтересует и подтолкнет кого-то из вас, уважаемые читатели и путешественники, заняться изучением исчезающих языков и исследованием культур индейцев Южной Америки.

И в будущем, быть может, именно вы объясните многое из того, что сегодня скрыто под толстым слоем пыли современных теорий, гипотез и мифов белого человека, безосновательных утверждений, а иногда и откровенных спекуляций. Докопаетесь до истины. Ведь загадок и труднообъяснимых аналогий — великое множество. Конечно, что-то можно объяснить совпадением. Но все ли?

– Андрей Шляхтинский – “Амазонка: призраки зеленого ада”

Kartazon Dream - авторские путешествия © All rights reserved

Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.

Амазонка и Аяваска, Перу 2011 © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Амазонка и Аяваска, Перу 2011 © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Амазонка и Аяваска, Перу 2011 © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Амазонка и Аяваска, Перу 2011 © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Амазонка и Аяваска, Перу 2011 © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт