Узбекистан 2022 – Самарканд

Современный Самарканд раскинулся на километрах зданий советской постройки, парков и широких проспектов, по которым ездят такси Daewoo и Шивроле. С воздуха ваш взгляд приковывается к куполам и минаретам, а на земле величественные памятники Тимуру, разноцветный базар, и взрыв майолики. Длинная и богатая история города действительно творят какое-то волшебство.

Узбекистан 2022 – Самарканд

Мы путешествуем не для торговли одной,

Горячие ветры обдувают наши пламенные сердца.

Ради познания того, что знать не следует,

Мы идем Золотой дорогой в Самарканд.

Эти последние строки стихотворения Джеймса Элроя Флекера 1913 года «Золотое путешествие в Самарканд» вызывают в памяти романтику самого прославленного города Узбекистана. Ни одно имя города так не напоминает о Шелковом пути, как Самарканд. Для большинства людей он имеет мифическое звучание Атлантиды, закрепленное в западном народном воображении поэтами и драматургами прошлых эпох.

Вы можете посетить большинство известных достопримечательностей Самарканда за два-три дня. Если у вас мало времени, то хотя бы посмотрите Регистан, Гуру Амир, мечеть Биби-Ханум и  комплекс Шахи-Зинда. Обратите внимание, что жители Самарканда, Бухары и юго-восточного Узбекистана говорят не на узбекском, а на таджикском (фарси) с примесью узбекского. Некоторые члены этнического таджикского меньшинства хотели бы, чтобы Сталин сделал этот район частью Таджикистана, но вопрос осложняется тем, что городские жители являются этническими узбеками, говорящими по-таджикски.

 

История Самарканда

Самарканд (Мараканда у греков), одно из древнейших поселений Средней Азии, вероятно, был основан в V веке до нашей эры. Это уже была космополитическая, обнесенная стеной столица Согдийской империи, когда она была взята в 329 г. до н.э. Александром Македонским, который сказал: «Все, что я слышал о Мараканде, правда, за исключением того, что он красивее, чем я когда-либо мог себе представить».

Город Шелкового Пути, он находился на перекрестке дорог, ведущих в Китай, Индию и Персию, откуда шли торговля и ремесленники. С 6-го по 13-й век он превратился в город, более густонаселенный, чем сегодня, переходивший из рук в руки каждые пару столетий – здесь правили западные тюрки, арабы, персидские Саманиды, Караханиды, турки-сельджуки, монгольские каракитаи и хорезмшахи – все они оставили свой след и наполняли Самарканд – до того, как он был уничтожен Чингиз-ханом в 1220 году. На этом история могла бы закончиться, но в 1370 году Тимур решил сделать Самарканд своей столицей и в течение следующих 35 лет выковал новый, мифический для современников город – экономический и культурный эпицентр Средней Азии.

Его внук Улугбек правил до 1449 года и также сделал его интеллектуальным центром. Когда в 16 веке пришли узбекские шейбаниды и перенесли свою столицу в Бухару, Самарканд пришел в упадок. В течение нескольких десятилетий в 18 веке, после серии землетрясений, он был практически необитаем. Бухарский эмир насильственно заселил город к концу века, но по-настоящему его реанимировали только русские, которые вынудили его сдаться в мае 1868 года и 20 лет спустя соединили его с Российской империей Транскаспийской железной дорогой.

Самарканд был объявлен столицей новой Узбекской ССР в 1924 году, но шесть лет спустя уступил эту честь Ташкенту.

 

Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана)

Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана)

Тимур, два сына и два внука, включая Улугбека, лежат под удивительно скромным мавзолеем Гур Амира и его рифленым лазурным куполом.

Тимур построил в Шахрисабзе простой склеп для себя, а этот построил в 1404 г. для своего внука и предполагаемого наследника Мухаммеда Султана. Но история гласит, что когда Тимур неожиданно умер от воспаления легких в Казахстане (во время планирования похода против китайцев) зимой 1405 года, перевалы обратно в Шахрисабз были засыпаны снегом, и он был похоронен здесь.

Как и в случае с другими мусульманскими мавзолеями, камни – просто маркеры; настоящие склепы находятся в камере внизу. В центре лежит камень Тимура, когда-то цельный блок темно-зеленого нефрита. В 1740 году военачальник Надир-шах увез его в Персию, где он был случайно сломан пополам. Говорят, что с этого времени Надир-шаху не повезло, в том числе чуть не погиб его сын. По настоянию своих религиозных советников он вернул камень в Самарканд, и, конечно, его сын выздоровел.

Простой мраморный камень-маркер слева от Тимура принадлежит Улугбеку, а справа — Мерсаиду Бараке, одному из учителей Тимура. Впереди лежит Мохаммед Султан. Камни позади Тимура отмечают могилы его сыновей Шах Рукха (отца Улугбека) и Миран Шаха. За этим стоит шейх Сейид Умар, наиболее почитаемый из учителей Тимура, который, как говорят, является потомком пророка Мухаммеда.

Советский антрополог Михаил Герасимов вскрыл склепы в 1941 году и среди прочего подтвердил, что Тимур был высоким (1,7 м) и хромым на правую ногу и правую руку (от травм, полученных в 25 лет) – и что Улугбек умер от обезглавливания. Любимая история всех экскурсоводов: он нашел на могиле Тимура надпись о том, что «кто откроет это, тот будет побежден врагом более страшным, чем я». На следующий день, 22 июня, Гитлер напал на Советский Союз.

Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан
Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан
Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан
Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан
Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан
Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан
Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан
Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан
Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан
Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан
Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан
Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан
Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан
Мавзолей Амира Тимура (Тамерлана), Самарканд, Узбекистан

Проклятие Тамерлана

Новость передавалась из уст в уста: «Русская экспедиция собирается открыть могилу Великого Тимура! На наши головы падёт проклятье!» – такие разговоры носились по базарам и улицам Самарканда в июне 1941 года, когда экспедиция под руководством Ташмухаммеда Кары-Ниязова и Михаила Герасимова начала раскопки в Гур-Эмире.

Местные жители и мусульманское духовенство пытались остановить раскопки, но экспедиция, несмотря не на что продолжала свою работу.

Руководителем экспедиции был Т. Н. Кары-Ниязов, в состав экспедиции входили также писатель и историк Садриддин Айни, известный востоковед А. А. Семенов, а также М. М. Герасимов. В экспедицию так же входил молодой кинооператор Малик Каюмов. Задачей данных раскопок было изучить останки людей в гробницах и доказать, что они принадлежат непосредственно Темуру и его ближайшим родственникам. Раскопки начались 16 июня. Первыми были открыты могилы сыновей Улугбека. Затем усыпальницы сыновей Тимура – Мираншаха и Шахруха. 18 июня были извлечены останки Улугбека, внука Тимура. 19 июня снята тяжелая надгробная плита с гробницы самого Тамерлана. 20 июня вскрыли гроб Темура, и мавзолей наполнился резким удушающим запахом смеси каких-то смол, камфоры, розы и ладана.

Здесь следует отметить, что Тимур умер в городе Отраре по пути в Китай, так что для его перевозки и захоронения в Самарканде требовалась забальзамировать тело. Еще английские и французские ученые заметили, что при вскрытии гробниц египетских фараонов в воздухе разливается сладковатый запах. По началу европейцы так же хватались за различные проклятия, но затем было доказано, что это всего лишь запах масел, использовавшихся жрецами при бальзамировании. Так что и в случае с Тимуром можно смело утверждать, что запах при вскрытии могилы происходит не от проклятья, а от масла для бальзамирования.

Через два дня после вскрытия могилы Тимура, в ночь на 22 июня фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Многие связали это с открытием могилы Тамерлана. В Самарканде началась паника. Экспедицию срочно свернули, а останки Темура и Темуридов отправили на исследования в Москву.

Но если глубоко задуматься то все эти события покажутся цепью совпадений, так как Вторая Мировая Война началась в 1939 году с нападения на Польшу, а план нападения на СССР «Барабаросса» был одобрен Гитлером еще в 1940 году.

Однако еще один немаловажный факт приводят сторонники данной гипотезы. Переломный момент в войне наступил с победой в Сталинградской битве. За месяц до этого Сталин отдал распоряжение вернуть останки Тимура и Тимуридов в Самарканд и захоронить со всеми почестями. По легенде самолет с останками месяц возили над линией фронта, что вызвало воодушевление и подъем среди мусульман, воевавших на фронтах Второй Мировой. Многие считают, что именно этим событием вызвана победа в Сталинградской битве – одном из самых страшных и одновременно героических сражений этой Войны, но на самом деле это сражение было выиграно благодаря героизму и самопожертвованию солдат, погибших во имя мира.

– мифы и легенды Узбекистана

 

Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд

Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан

Хотя его блестящую реставрацию в 2005 году некоторые назвали мерзостью, эта аллея мавзолеев остается самой красивой и тонкой достопримечательностью Самарканда.

Название, которое означает «Гробница Живого Царя», относится к ее первоначальной, самой сокровенной святыне — комплексу прохладных, тихих комнат вокруг того, что, вероятно, является могилой Кусама ибн-Аббаса, двоюродного брата Пророка Мухаммеда, который как считается, принес ислам в эту область в 7 веке.

Святилище Кусама существовало здесь, на окраине Афросиаба, задолго до того, как его разграбили монголы в 13 веке. Шах-и-Зинда начала принимать свой нынешний вид в 14 веке, когда Тимур, а затем Улугбек похоронили свою семью и фаворитов возле Живого царя. Эти гробницы отличались лучшей глазурованной плиткой в ​​​​Средней Азии, пока они не были восстановлены, что вызвало споры из-за стремления администрации Каримова «украсить» архитектурные памятники Узбекистана.

Хотя гробницы все еще впечатляют, они потеряли часть своей силы. Самой красивой гробницей остается мавзолей Шади Мульк Ака (1372 г.), место упокоения одной из жен Тимура, вторая слева после входной лестницы. Изысканная плитка здесь была такого исключительного качества, что почти не нуждалась в реставрации.

Шах-и-Зинда является важным местом паломничества, поэтому входите с уважением и одевайтесь скромно.

 Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан
Комплекс Шахи-Зинда, Самарканд, Узбекистан

Легенда о Шахи-Зинде

История Шахи-Зинды всегда вызывала множество вопросов. С этим памятником связаны тайны и загадки, большая часть которых принадлежит названию комплекса «Живой царь». Все это связано с именем дяди пророка Мухаммеда – Куссамой ибн Аббасом. Существует несколько легенд о его смерти.

Самая распространенная легенда гласит, что во время сражения с язычниками Куссама ибн Аббас получил смертельную рану. Одни сказания говорят, что ему отрубили голову, в других речь идет о ране стрелой. Но все они сходятся на том, что во время сражения к смертельно раненному Куссаме ибн Аббасу спустился дух святого Хазрет Хызр и помог ему уйти с поля битвы. Хазрет Хызр поместил Куссаму ибн Аббаса в колодец Шаабан, где он, испив живой воды, выздоравливает и получает бессмертие. Отсюда и название «Живой царь».

Спустя семь столетий Великий Темур, возвращаясь из похода, решил посетить святые места в Самарканде. Когда он подошел к колодцу, в котором скрылся Шахи-Зинда, его одолели сомненья. Он обратился к приближенным и сказал: «Я прочитал в исторических книгах, да и всем людям известно, что Шахи-Зинда скрылся в колодце, когда его преследовали взбунтовавшиеся и отрекшиеся от ислама самаркандцы, что он жив и пребывает в колодце. Я желаю знать, справедливо ли это, не умер ли уже Шахи-Зинда?»

Приближённые ответили:
-Государь, знать о том, что скрыто, никто не может, кроме Бога. Жив или умер в настоящее время Шахи-Зинда, не увидев его своими глазами, сказать невозможно.

Затем один вельможа доложил:
-Великий государь, я прочитал в одной книге, что Шахи-Зинда будет пребывать в молитве в этом колодец до тех пор снова не придёт на Землю новый мессия. Тогда Шахи-Зинда выйдет из колодца и покажется народу.

Но Тимур не поверил приближенным. Он вызвал добровольцев и пообещал награду тому, кто спустится в колодец и проверит, действительно ли в колодце обитает Живой царь. Он сулил огромные богатства смельчакам, которые спустятся в колодец, но никто не хотел рисковать жизнью, так как в сказаниях говорилось об огнедышащем драконе, который охраняет вход в колодец. На предложение Тимура вызвался один человек из числа воинов, по имени Хида. Хида был бесстрашным воином и обладал громадной силой. Соблазнился он на великое богатство и почести, предстал перед государем и заявил, что исполнит желание повелителя и спустится в колодец.

Хида обвязал себя верёвкой и начал спускаться в колодец. Поначалу он ничего не увидел внизу, но Хида был умный воин, много повидавший. Он сел на землю и закрыл глаза, а затем резко их открыл и увидел, что колодец освещён. В глубине он увидел пещеру и, не раздумывая, отправился туда. Перед его взором предстала необыкновенная картина: дворец, покрытый драгоценными камнями. Со всех четырёх сторон к нему примыкали суфы, а фасад его был точно отштукатурен расплавленным золотом. С каждой стороны дворца на суфах стояло по одному трону, украшенному драгоценными камнями.

Немало дивился Хида несравненной красотой дворца. Много стран он исходил с Тимуром, много видел разных диковин, много слышал чудесного, но ничего подобного этому дворцу даже во сне не снилось. Однако сколько он не ходил, сколько не смотрел в разные стороны, никто не выходил, и нигде не было видно человека. Хида вошёл во дворец, но и здесь никого не было. Ходил Хида по дворцу, и, наконец, открыв одну дверь, вошёл в громадный сад, такой прекрасный, равного которому нет на земле. Это был райский сад. Хида решил попробовать плоды на деревьях, но внезапно его остановил страшный голос и Хида бросился бежать сломя голову.

Он оказался на лугу и увидел трёх старцев. А вокруг них толпились люди в белых и голубых одеждах. Хида спросил у стоящего рядом человека: Таксыр (господин), кто сей великий муж, от которого исходит свет и как имена тех двух благородных старцев, сидящих с ним?

Тот отвечал: Знай, раб Божий, что сидящий в середине – Шахи-Зинда Куссам, сын Аббаса; сидящий справа – пророк Хызр, а слева пророк Ильяс. Люди, которых ты здесь видишь, это души будущих людей и души умерших праведных людей – первые в белой одежде, последние в зелёной. Все они по велению божью собираются сюда каждый день, чтобы поклониться и служить хазрату (святому) Шахи-Зинда, а затем, разлетаются на тех конях, которые ты видишь, направо и налево, на восток и запад, по всему миру.

Тут Шахи-Зинда обратил внимание на Хиду. Испугался Хида, упал на землю. Шахи Зинда в гневе сказал Хиде: Раб Божий, ты совершил дерзкий поступок, спустившись в колодец и явившись между душами праведных людей. Разве ты своим беспокойством не боялся прогневать меня? Неужели ты не знал, что по моему приказанию тебя могут сделать участником постоянного мира, привести в первобытный, доземной вид? Если я поступлю так, то этим избавлюсь от других, подобных тебе дерзких людей, которые может быть тоже пожелают сойти в колодец и побывать ради любопытства в царстве чистых душ.

Хида в страхе стал оправдываться: О, Хазрат, не наказывай меня, я не по своей воле спустился в колодец. В мире явился великий государь – Амир Темур. Он уже завоевал половину вселенной и хочет завладеть всей землёй. Он насильно послал меня сюда. Разве я мог ослушаться его?

Но Шахи-Зинда ответил, что Тимур не заставлял его лезть в колодец, а привела Хиду сюда лишь его собственная жадность. И еще он добавил, что отпустит Хиду, но если он расскажет о том, что увидел, то ослепнет, и все его потомки тоже будут слепыми. Темур, же за свою дерзость поплатится тем, что никогда не завоюет Китай.

Когда Хида вернулся к Тимуру, тот спросил его о Шахи-Зинде. Хида упал на колени и попросил не требовать рассказа, иначе он и все его потомки ослепнут. Темур обещал пожизненно наградить Хиду и его потомков любыми землями и огромными богатствами. Тогда Хида рассказал Темуру о том, что увидел, после чего из его глаз выкатились две слезы и он ослеп. Все его потомки рождались в будущем слепыми, так исполнилась первая часть пророчества. Что касается Тимура, то из истории известно, что во время похода на Китай, великий полководец умер в городе Отраре, так и не завоевав это государство. Вторая часть пророчества Шахи-Зинды сбылась….

– мифы и легенды Узбекистана

 

Мечеть Биби-Ханым, Самарканд

Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан

Огромная соборная мечеть Биби-Ханым, к северо-востоку от Регистана, была построена незадолго до смерти Тимура и, должно быть, была жемчужиной его империи. Когда-то это была одна из самых больших мечетей в исламском мире (только главные ворота были высотой 35 м), она довела методы строительства до предела. Медленно разрушаясь с годами, она, наконец, рухнула во время землетрясения в 1897 году.

Легенда гласит, что Биби-Ханым, китайская жена Тимура, приказала построить мечеть в качестве сюрприза, пока он был в отъезде. Архитектор безумно влюбился в нее и отказался закончить работу, пока не поцелует ее. Поцелуй оставил след, и Тимур, увидев это, казнил архитектора и постановил, чтобы женщины впредь носили чадру, чтобы не соблазнять других мужчин.

Недавняя реставрация, хотя местами некачественная (обратите внимание на отваливающуюся от куполов плитку), восстановила главные ворота и несколько куполов. Во внутреннем дворе находится огромная мраморная подставка для Корана, которая придает этому месту определенный масштаб. Местные поверья гласят, что у любой женщины, которая пролезет под подставкой, будет много детей.

Напротив находится собственный компактный мавзолей Биби-Ханым 14-го века.

Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан
Усыпальница Биби-Ханым

Биби-ханум и дерзкий зодчий

Название мечети – Биби-ханум – очень поэтично, как и легенда, связанная с её постройкой. По преданию мечеть построила любимая жена Тимура Биби-ханум в честь возвращения мужа из похода на Индию. По её замыслу мечеть должна была стать самым грандиозным творением Самарканда. Зодчий, руководящий постройкой мечети, безумно влюбился в красавицу-царицу и всячески оттягивал окончание работ. Биби-ханум была в ярости от этой задержки, так как Тимур должен был возвратиться уже совсем скоро, а здание все еще не было готово. Когда царица потребовала от зодчего поторопиться со строительством мечети, зодчий поставил ей условие: здание будет готово в срок, если она разрешит ему себя поцеловать.

В ответ царица приказала слуге принести яйца, раскрашенные в разные цвета, и сказала зодчему: “Посмотри на эти яйца. Только с виду они все разные, а внутри – одинаковые. Таковы и мы, женщины! Я могу подарить тебе любую из рабынь, которую ты пожелаешь”. Тогда зодчий попросил принести два бокала: один из них он наполнил водой, а другой белым вином: “Посмотри на эти бокалы – с виду они одинаковые. Но если я выпью один, то ничего не почувствую, если выпью другой – он обожжет меня. Такова любовь!”

Так царице пришлось согласиться с условиями дерзкого зодчего, но его поцелуй был настолько страстным, что на нежной щеке Биби-ханум остался яркий след. Возвратился из похода Тимур. Он был восхищен подарком жены – величественной соборной мечетью, которая была закончена зодчим в срок, но от его внимательных глаз не укрылся и след от поцелуя на щеке любимой жены…

Чем закончилась эта история доподлинно неизвестно. По одной из распространенных версий Тимур убил зодчего и приказал похоронить его в подземном мавзолее, куда поместил свою библиотеку. После смерти Тимура эта библиотека перешла к Улугбеку, который её значительно расширил, но после его смерти она бесследно исчезла….

Эту легенду можно сопоставить с реальными фактами. Старшая жена Тимура – Сарай Мульк-ханум с разрешения Тимура решила возвести в благих целях мечеть рядом с базаром. Одновременно с возведением мечети Биби-ханум шли работы по строительству медресе по плану самого Тимура. Дабы её мечеть была величественней, чем медресе Тимура, по приказу царицы зодчие возвели одно из самых высоких зданий в городе того периода. Но из-за ошибки в расчетах, здание постепенно стало разрушаться. Сегодня мечеть Биби-ханум – одно из популярных мест посещения туристов. Два года назад была проведена его частичная реконструкция.

– мифы и легенды Узбекистана

 

Площадь Регистан, Самарканд

Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Биби-Ханым, Самарканд, Узбекистан

Этот ансамбль величественных медресе – изобилие майолики, лазурной мозаики и симметричных линий и стройных пространств находится в центральной части города. Это одна самых впечатляющих достопримечательностей Средней Азии.

Регистан, что в переводе с таджикского означает «Песчаное место», был средневековым торговым центром Самарканда, а площадь, вероятно, была стеной. Три величественных здания здесь являются одними из старейших сохранившихся медресе в мире, все что старше было разрушено Чингиз-ханом. Здания пострадали за эти годы из-за частых землетрясений, которые периодически сотрясают регион; то, что они все еще стоят, является свидетельством невероятного мастерства их строителей.

Один взгляд на уже осыпающийся голубой купол недавно отстроенной мечети Биби-Ханум неподалеку наглядно демонстрирует неполноценность современных методов. СССР, к их чести, лихорадочно работали, чтобы защитить и восстановить эти архитектурные сокровища, но они также позволили себе некоторые сомнительные новшества, такие как добавление синего внешнего купола к медресе Тилля-Кари.

Медресе Улугбека на западной стороне является оригинальным медресе, построенным в 1420 году при Улугбеке (который, как говорят, преподавал здесь математику; другие предметы включали теологию, астрономию и философию). Под маленькими угловыми куполами располагались лекционные залы, а сзади — большая мечеть. Здесь в двухэтажных камерах общежития проживало около 100 студентов.

Остальные постройки являются грубыми копиями шейбанидского эмира Ялангтуша. Входной портал медресе Шер-Дор (Льва), напротив медресе Улугбека, законченный в 1636 году, украшен рычащими кошками, которые выглядят как тигры, но должны быть львами, нарушая исламские запреты на изображение живых животных. На строительство ушло 17 лет.

Между ними находится Медресе Тилля-Кари (Покрытая золотом), построенная в 1660 году, с приятным двориком, похожим на сад. Изюминкой здесь является мечеть, замысловато украшенная золотом, символизирующая богатство Самарканда на момент ее постройки. Изящный потолок мечети, сочащийся сусальным золотом, плоский, но из-за его конической формы изнутри он выглядит куполообразным. Многие из бывших спален медресе теперь являются художественными и сувенирными магазинами.

В разгар сезона для туристов во дворе Шердора устраиваются различные традиционные представления, в том числе пародийные узбекские свадьбы и кураш, разновидность узбекской борьбы. На площади также устраивают безвкусные вечерние свето-звуковые шоу для экскурсионных групп, которые обычно можно посмотреть бесплатно издалека.

Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Медресе Улугбека
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан

 

Золотая мечеть Тилля-Кари, Регистан, Самарканд

Золотая мечеть Тилля-Кари, Регистан, Самарканд
Золотая мечеть Тилля-Кари, Регистан
Золотая мечеть Тилля-Кари, Регистан, Самарканд
Золотая мечеть Тилля-Кари, Регистан
Золотая мечеть Тилля-Кари, Регистан, Самарканд
Золотая мечеть Тилля-Кари, Регистан
Золотая мечеть Тилля-Кари, Регистан, Самарканд
Золотая мечеть Тилля-Кари, Регистан
Золотая мечеть Тилля-Кари, Регистан, Самарканд
Золотая мечеть Тилля-Кари, Регистан

 

Ночной Регистан

Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан
Ночной Регистан

 

Узбекистан – музыка мозаики Востока 4K – видео на канале Youtube

 

Самаркандские лепешки

…Нет вкуснее хлеба, чем самаркандская лепешка. Настоящая самаркандская лепёшка должна быть пригодной к употреблению в течение трёх лет. Для этого, достаточно было хорошо сбрызнуть её водой и прогреть в тандыре (глиняной печке, где пекутся лепёшки). Все люди, хоть раз побывавшие в Самарканде, не уедут оттуда без самаркандских лепешек. Они бывают разных размеров: маленькие с кунжутом, большие, покрытые глазурью и всегда несравненно вкусные, поэтому нет ничего удивительного в том, что о них слагают легенды.

Однажды хан бухарский спросил у своих советников, почему лепешки из Самарканда везут в Бухару, если можно печь их в Бухаре. Ему ответили, что только испечённые в Самарканде лепешки будут вкусными, но шах не поверил советникам и приказал привезти самаркандских лепешечников в Бухару. Приказ был исполнен. Хан послал людей в Самарканд за лучшим лепёшечником города и велел ему печь лепешки в Бухаре. Но лепешки все равно не получались такими как нужно. Думали, ломали голову советники, решили, что дело в ингредиентах. Привезли из Самарканда тандыр, муку, воду – абсолютно всё, что требовалось, но и тогда лепешки не получились такими же, как в Самарканде. И тогда мастер сказал: «Наверное, всё дело в воздухе». Но воздух перевезти нельзя, так что вскоре ему позволили вернуться домой, а люди стали вновь, как и раньше возить лепешки из Самарканда.

Эта традиция сохранилась и в наши дни. Ни один человек не уедет из Самарканда без знаменитых лепешек, которые очень долго остаются мягкими и не портятся.

– мифы и легенды Узбекистана

 

Путешествие по Узбекистану 2022

Kartazon Dream - авторские путешествия © All rights reserved

Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту. Помните, что приобретая материалы у авторов вы поддерживаете великий вселенский порядок и улучшаете свою благую карму.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ArabicChinese (Simplified)EnglishFrenchGermanHindiItalianPortugueseRussianSpanish
Facebook