Яндекс Метрика

Египетский музей – артефакты ДВЦ

Египетский музей, Каир

Египетский музей — один из самых важных в мире музеев древней истории. Здесь сокровища Тутанхамона лежат рядом с погребальным инвентарем, мумиями, украшениями, мисками и игрушками египтян, чьи имена навсегда потеряны для истории. Прогуляться по музею — значит отправиться в путешествие во времени.

Египетский музей, Каир

Музей берет свое начало в стараниях французского археолога Огюста Мариета. Египетский правитель Мохаммед Али запретил вывоз древностей в 1835 году. В 1858 году его преемник Саид-паша разрешил Мариету создать Службу египетских древностей и основать свою деятельность вокруг нового музея в Булаке, который был перенесен в нынешнее специально построенное здание в 1902 году.

Количество экспонатов давно переросло имеющиеся площади и помещение практически трещит по швам. Много историй рассказывают о складе в подвале музея. Но сегодня уже наконец открыт «Большой Египетский музей» рядом с пирамидами в Гизе, и многие экспонаты постепенно переезжают туда. Ультрасовременный музей, у которого есть климат-контроль, чего очень не хватает в нынешнем здании.

До 1996 года охрана музея заключалась в том, чтобы запирать дверь на ночь. Когда предприимчивый вор затаился на ночь и набрал себе сокровищ, руководство музея установило сигнализацию и датчики, заодно улучшив освещение на многих экспонатах. С тех пор в витрины были внесены некоторые улучшения, но большая часть коллекции остается в витринах начала 20-го века с плохими или вовсе отсутствующими этикетками. Это, вместе с грандиозностью коллекции и тем фактом, что она расположена в хронологическом порядке, означает, что один из самых полезных способов посещения — просто прогуляться и посмотреть, что бросается в глаза.

Нельзя упускать основные моменты — обычно вокруг них толпы — но обязательно остановитесь и посмотрите на некоторые из меньших предметов, которые помогут оживить ушедший мир фараонов.

Ниже приведены важные исторические экспонаты, обязательные для посещения, на которые нужно как минимум полдня, а лучше чуть больше.

  • Галереи Тутанхамона
  • Комната Древнего Царства
  • Комната Амарна
  • Королевские гробницы Таниса
  • Комната Королевской Мумии
  • Греко-римские мумии
  • Комнаты Юйя и Туйя
  • Древние египетские украшения
  • Мумии животных

Прежде чем войти в музей, побродите по саду; слева находится могила Мариета (1821–1881 гг.) со статуей мужчины со скрещенными руками, затененной под раскидистым деревом. Над могилой Мариета возвышается арка бюстов двух десятков египтологических светил, включая Шампольона, который взломал код иероглифов; Масперо, преемник Мариета на посту директора Египетской службы древностей; и Лепсиуса, выдающегося немецкого египтолога XIX века.

Первый этаж музея расположен примерно в хронологическом порядке по часовой стрелке, начиная с вестибюля.

 

Египетский музей – краткая экскурсия

КОМНАТА 43 – АТРИУМ

Когда вы входите в музей, центральный атриум заполнен множеством больших и малых египтологических находок, некоторые из самых старых предметов коллекции. В центральном кабинете № 8 большое значение имеет двухсторонняя палетка Нармера. Датируемый примерно 3100 г. до н.э., на нем изображен фараон Нармер (также известный как Менес) с короной Верхнего Египта на одной стороне палитры и короной Нижнего Египта на другой, что предполагает первый союз Верхнего и Нижнего Египта под властью одного правителя.

Египтологи воспринимают это как рождение древнеегипетской цивилизации и его правление как первого из 1-й династии. Таким образом, это отправная точка более чем 3000-летней истории фараонов, в которой более 170 правителей возглавляли более 30 династий, и за это время было создано почти все в этом здании. В таком виде палитра Нармера, найденная в храме Гора в Ком аль-Ахмар недалеко от Эдфу, является краеугольным камнем Египетского музея.

Палетка Нармера. Египетский музей, Каир
Палетка Нармера. Египетский музей, Каир

КОМНАТА 48 – РАННЕДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

В стеклянном шкафу № 16 находится известняковая статуя Джосера, фараона 3-й династии, чей главный архитектор Имхотеп спроектировал революционную Ступенчатую пирамиду в Саккаре. Статуя, обнаруженная в 1924 г. в ее сердабе (подвале) в северо-восточном углу пирамиды, является старейшей в своем роде статуей в музее. Сидящая фигура почти в натуральную величину потеряла свои первоначальные инкрустированные глаза, но по-прежнему впечатляет своим обтягивающим халатом и полосатым головным убором поверх огромного парика.

Пирамидион, якобы стоявший на вершине пирамиды Аменемхата III. Египетский музей, Каир
Пирамидион, якобы стоявший на вершине пирамиды Аменемхата III. Египетский музей, Каир

“…На гранитном пирамидионе пирамиды Аменемхета III в Хаваре, сохранившемся лучше других, нанесена надпись-наставление: “Зрением (глаза) смотри внутрь (кувшины горлышком к глазам) в самый центр (круг с точной в центре) себя, Касанием (камень слева) касайся середины центра касающегося (тот же круг с точкой в центре). Слухом (жужжащее насекомое справа) слушай слушающего (тот же круг с точкой в центре). Вкусом (птица с большим клювом слева повёрнутая к кругу.) вкушай вкушающего в середине в центре (тот же круг с точкой в центре). Нюхом (цветок справа повёрнутый к кругу с точкой) нюхай нюхающего в середине в центре (тот же круг с точкой в центре). Тогда поднимаешься ввысь (крылья) и расширится внимание (мах крыльев) к всецелому высшему (круг на самом верху).Найти наблюдающего свет (слева от круга с точкой) и создающего свет (плуг справа от круга с точкой). Найдёшь ключ единства (ключ одинаковый, что слева, что справа). Найдешь правителя.”

КОМНАТЫ 47 и 46 – СТАРОЕ ЦАРСТВО

Три изысканные триады из черного сланца, изображающие фараона Менкаура (Микерина), строителя самой маленькой из трех пирамид Гизы, с обеих сторон которого расположены женские фигуры. Твердость камня повышает мастерство скульптора и помогает обеспечить жизнь триад на протяжении веков. Фигура справа от фараона — это богиня Хатхор, а каждая из фигур слева от него представляет ном (район) Египта, название которого дается символом над их головой. Эти триады (плюс еще одна, которая не хранится в этом музее) были обнаружены в долине храма фараона, к востоку от его пирамиды в Гизе.

Триада Микерина. Слева Хатхор, справа образ Нома (земли) Египта. Египетский музей, Каир
Триада Микерина. Слева Хатхор, справа образ Нома (земли) Египта. Египетский музей, Каир

КОМНАТЫ 42, 37 и 32 – ШЕДЕВРЫ СТАРОГО ЦАРСТВА

В центре комнаты 42 находится один из музейных шедевров – гладкая, черная, диоритовая статуя Хефрена (Хафры) в натуральную величину. Строитель второй пирамиды в Гизе восседает на львином троне и защищен крыльями бога-сокола Гора. Выбор камня, который тверже мрамора или гранита, как бы утверждает зрителю власть фараона, и все же это единственная уцелевшая статуя из предполагаемых 23 одинаковых фрагментов храма долины фараона на плато Гиза.

Удивительная статуя Хефрена (?). Сокол олицетворяет божественную власть фараона от Гора. Египетский музей, Каир
Удивительная статуя Хефрена (?). Сокол олицетворяет божественную власть фараона от Гора. Египетский музей, Каир

Чуть левее перед Хефреном великолепная деревянная статуя Ка-Апера (№ 40), которая была вырезана из цельного куска платана (руки были древними дополнениями, ноги — современными реставрациями). Платан был посвящен богине Хатхор, а живот Ка-Апера свидетельствует о времени процветания. Его глаза удивительно реалистичны, в медных веках с белками из непрозрачного кварца и роговицами из горного хрусталя, просверленными и заполненными черной пастой, чтобы сформировать зрачки. Когда эта статуя была раскопана в Саккаре в 1860 году, местные рабочие назвали его Шейх аль-Балад (вождь) за его сходство с их собственным вождем.

Неподалеку сидит Сидящий писец (№ 44), чудесная расписная фигура из известняка, рука поднята, как будто в ожидании диктовки, его инкрустированные глаза расположены на асимметричном лице, что придает ему очень живой вид.

В комнате 32 доминируют прекрасные статуи Рахотепа и Нофрета (№ 27), знатной пары времен правления Снофру, строителей Ломаной и Красной пирамид в Дахшуре. Почти в натуральную величину с хорошо сохранившимися окрашенными поверхностями, простые линии скульптур из известняка делают их почти современными, несмотря на то, что им уже 4600 лет.

В шкафу слева группа из известняка изображает Сенеба, «начальника королевского гардероба» и его семью (№ 39). Он сидит со скрещенными ногами, двое его детей стратегически размещены там, где в противном случае были бы его ноги. Его полноразмерная жена Сенетитс заботливо и нежно обнимает его за плечи. Вновь обнаруженные в их гробнице в Гизе в 1926 году, счастливая пара и двое их детей совсем недавно использовались в египетских пиар кампаниях по планированию семьи.

Также здесь представлено панно с изображением гусей в Мейдуме (№ 138), часть необычайно красивой настенной росписи из мастабы из сырцового кирпича в Мейдуме, недалеко от оазиса Аль-Файюм. Написанные около 2600 г. до н.э., пигменты остаются яркими, а степень реализма (при сохранении отчетливого стиля фараонов) поразительна — орнитологи без труда идентифицировали виды.

Комната 37, в которую можно войти через Комнату 32, содержит мебель из гробницы королевы Хетеферес, жены Снофру и матери Хуфу (Хеопса), на плато Гиза, включая кресло для переноски, кровать, балдахин над кроватью и шкатулку для драгоценностей. Ее мумия не была найдена, но ее сморщенные внутренние органы остались в канопическом сундуке. В стеклянном шкафу находится миниатюрная статуя ее сына Хуфу из слоновой кости, найденная в Абидосе. По иронии судьбы, эта крошечная фигурка высотой менее 8 см является единственным сохранившимся изображением строителя Великой пирамиды в Египте.

Корявые иероглифы, обозначающие Хефрена на монолитном безупречном изваянии. Египетский музей, Каир
Корявые иероглифы, обозначающие Хефрена на монолитном безупречном изваянии. Египетский музей, Каир

КОМНАТА 26 – МОНТУХОТЭП II

Сидящая статуя в коридоре справа, после выхода из комнаты 32, представляет уроженца Фив Монтухотепа II (№ 136), первого правителя периода Среднего царства. Он показан с черной кожей (олицетворяющей плодородие и возрождение) и красной короной Нижнего Египта. Эта статуя была обнаружена Говардом Картером под двором храма фараона в Дейр-эль-Бахри в Фивах в 1900 году, когда земля провалилась под его лошадью — удивительно повторяющийся способ открытия в анналах египтологии.

КОМНАТЫ 21 и 16 – СФИНКСЫ

Эти серо-гранитные сфинксы очень отличаются от великого загадочного Сфинкса в Гизе – они больше похожи на Человека-льва из Волшебника страны Оз, с мясистым человеческим лицом, окруженным большой косматой гривой и большими ушами. Созданные для фараона Аменемхета III (1855–1808 гг. до н. э.) во времена 12-й династии, они были перенесены в Аварис гиксосами, а затем в город Танис в дельте реки Рамзесом II. Также здесь находится необычная деревянная фигурка ка (духовного двойника) правителя 13-й династии Хор Ауибре.

КОМНАТА 12 – ХРАМ ХАТОР

Центральным элементом этой комнаты является удивительно хорошо сохранившаяся сводчатая часовня из песчаника, найденная недалеко от фиванского храма Дейр аль-Бахри. Его стены расписаны рельефами Тутмоса III, его жены Меритры и двух принцесс, делающих подношения Хатор, кормящей грудью фараона. Статуя коровы в натуральную величину кормит грудью сына и преемника Тутмоса III Аменхотепа II, который также стоит под ее подбородком. Хатшепсут, которая была регентом в период правления Тутмоса III, в конце концов была коронована как фараон. Ее статуя из розового гранита в натуральную величину стоит слева от часовни. Хотя она носит головной убор фараона и накладную бороду, статуя имеет определенные женские черты. Большая красноватая известняковая голова в коридоре за пределами этой комнаты также принадлежит Хатшепсут, происходящей из одной из огромных статуй в стиле Осириса, украшавших колонный фасад ее великого храма в Дейр аль-Бахри. Также здесь есть настенные украшения из храма, изображающие знаменитую экспедицию в Пунт, возможно, в Сомали или Эритрею.

Египетский музей, Каир
Египетский музей, Каир

КОМНАТА 3 – КОМНАТА АМАРНА

Эхнатон (1352–1336 до н.э.), «фараон-еретик», сделал больше, чем построил новую столицу в Телль аль-Амарне, закрыл храмы традиционного государственного бога Амона и продвинул бога солнца Атона на его место. Он также положил начало периоду большой творческой свободы, как покажет беглый взгляд на эту комнату. Сравните эти огромные туловища с их странно выпуклыми животами, бедрами и ляжками, удлиненными лицами и толстыми губами с гладкими, резкими скульптурами Среднего Царства из предыдущих комнат. Пожалуй, больше всего поражает незаконченная голова Нефертити (№ 161), жены Эхнатона. Выполненный из коричневого кварцита, это невероятно тонкий и чувственный портрет, показывающий, что королева была чрезвычайно красивой — в отличие от некоторых ее рельефных фигур в других местах комнаты, на которых она предстает с точно такими же странными чертами лица, как и ее муж. Шедевр этого периода, законченный бюст Нефертити, остается в берлинском музее.

Эхнатон. Египетский музей, Каир
Эхнатон. Египетский музей, Каир

КОМНАТА 10 – РАМСЕС II

У подножия северо-восточной лестницы находится невероятно большое изображение из серого гранита Рамзеса II, строителя Рамессеума и Абу-Симбеля. Но здесь, на этой статуе, он нежно изображен ребенком с пальцем во рту, прижатым к груди огромного сокола, в данном случае ханаанского бога Гора.

Египетский музей, Каир
Египетский музей, Каир

КОМНАТА 34 – ГРЕКО-РИМСКАЯ КОМНАТА

Лучше всего посетить эти последние комнаты после осмотра верхнего этажа, потому что это конец древнеегипетской истории. К 4 веку до нашей эры Египет был уже захвачен многими народами, и совсем недавно Александром Македонским. Знаменитая монолитная культура Египта стала пористой и неоднородной, о чем свидетельствуют стелы на задней стене и большая панель из песчаника на правой стене с надписями на трех языках: официальные египетские иероглифы; более популярный демотический; и греческий язык новых правителей. Этот трехъязычный камень по своей природе подобен более известному розеттскому камню, который сейчас находится в лондонском Британском музее, слепок которого стоит у входа в музей (комната 48). Также обратите внимание на бюст, расположенный сразу слева от входа в эту комнату: типично греческое лицо с вьющейся бородой и локонами, но в головном уборе в стиле фараонов.

Египетский музей, Каир
Греко-риммкие статуи. Египетский музей, Каир

КОМНАТЫ 50 И 51 – АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ

На официальном плане музея эта территория обозначена как «Александр Великий», но в настоящее время здесь нет ничего, что имело бы прямое отношение к македонскому завоевателю, ставшему фараоном. Однако есть красивая небольшая мраморная статуэтка греческой богини Афродиты, вырезанная в конце I века до н.э. и найденная в Александрии. Египтяне отождествляли ее с Исидой.

КОМНАТА 56 – КОМНАТА КОРОЛЕВСКИХ МУМИЙ

(сейчас все мумии находятся в Музее Цивилизации)

Комната королевских мумий хранит останки некоторых из самых прославленных фараонов и цариц Египта с 17 по 21 век. династии, с 1650 по 945 г. до н.э. Они лежат в отдельных стеклянных витринах (с постоянной температурой 22°C) в подходящей мрачной, похожей на гробницу обстановке. Разговоры выше приглушенного шепота запрещены (если вы это сделаете, охранник прокричит «тишина»), а гидам запрещено входить, хотя некоторые все же входят. Демонстрация мертвых членов королевской семьи в прошлом вызывала большие споры. Покойный президент Анвар Садат снял с выставки королевские мумии в 1979 году по политическим причинам, но последующее повторное появление 11 более привлекательных мумий в 1994 году сотворило чудеса с начальниками департамента древностей, и теперь добавлена ​​вторая комната мумий. Дополнительная плата за вход высока, но она того стоит, если вас интересуют мумии или великие правители Древнего Египта. Родители должны знать, что мумии могут быть пугающим зрелищем для маленьких детей.

Выделите время, чтобы изучить лица некоторых из знаменитых обитателей первой комнаты, начиная с храброго фиванского царя Секененра II, который жестоко погиб, возможно, во время борьбы за воссоединение страны в конце Второго промежуточного периода (1650–1550 гг. до н.э.). Его раны все еще видны из-под вьющихся волос, а искривленные руки отражают жестокость его смерти. Идеально завернутые мумии Аменхотепа I и царицы Мерит Амон показывают, как когда-то выглядели все царские мумии, украшенные гирляндами. Брат-муж Хатшепсут Тутмос II лежит рядом, как и Тутмос IV с его красиво уложенными волосами — он был первым фараоном, которому прокололи уши. Здесь же Сети I, которого часто называют наиболее хорошо сохранившейся царской мумией, хотя его сын Рамзес II, стоящий посреди комнаты, мог бы поспорить с этим, его надменный профиль обнажал характерный для семьи изогнутый нос, а волосы были окрашены в старости желтой хной. 13-й сын и преемник Рамзеса II Меренптах имеет белый вид, вызванный процессом мумификации. Новая комната мумий (тот же билет) расположена напротив комнаты 46. Экспозиция в коридоре посвящена некоторым из самых известных открытий мумий, в том числе тайнику королевских мумий Дейр-аль-Бахри 1881 года. Многие из мумий в этом разделе датируются 20-й и 21-й династиями, концом Нового Царства и началом Третьего промежуточного периода (ок. 1186–945 до н. э.). Небольшие выпуклые пятна, видимые на лице Рамзеса V, могли быть вызваны оспой. Рядом лежат его предшественники Рамзес III и IV. Появление среди мумий королевы Хенеттауи (около 1025 г. до н.э.) во многом обязано современным реставраторам, а также древним бальзамировщикам, которые украсили ее льняной саван изображением Осириса. Мумия царицы Несикхонсу до сих пор передает яркие черты царицы. Королева Мааткаре лежит рядом со своим домашним бабуином. Также здесь находятся мумии нескольких юношей, в том числе принца Джедптахиуфанха.

Диоритовая статуя. Египетский музей, Каир
Диоритовая статуя. Египетский музей, Каир

ГАЛЕРЕИ ТУТАНХАМОНА

Сокровища молодого фараона Нового Царства, Тутанхамона, являются одними из самых известных древностей в мире. Гробница и сокровища этого фараона, правившего всего девять лет в XIV веке до нашей эры (1336–1327 годы до нашей эры), были обнаружены в 1922 году английским археологом Говардом Картером. Его хорошо спрятанное местоположение в Долине Царей, под гораздо более величественной, но разграбленной гробницей Рамзеса VI, долгое время мешало обнаружению гробницы.

Многие археологи теперь считают, что до 80% этих необычайных сокровищ были сделаны для предшественников Тутанхамона, Эхнатона и Сменхкара, а некоторые до сих пор носят имена первоначальных владельцев. Возможно, со смертью Тутанхамона все, что связано с Амарнским периодом, было просто оставлено вместе с ним, чтобы быть похороненным и забытым. Около 1700 предметов разбросаны по залам на 1-м этаже музея, и хотя золото сияет ярче всего, иногда менее грандиозные предметы дают больше информации о жизни фараона. Ниже приведены некоторые из основных.

Комната 45 По бокам дверного проема, когда вы входите, две статуи Тутанхамона в натуральную величину, найденные в вестибюле гробницы. Большая черно-белая фотография показывает их на месте раскопок. Изготовленные из дерева, покрытого битумом, их черная кожа предполагает отождествление с Осирисом, а богатый черный речной ил символизирует плодородие и возрождение.

Комната 40. Обратите внимание на шкатулку для парика Тутанхамона из темного дерева с полосками синего и оранжевого инкрустирования, деревянную подставку в форме гриба внутри, когда-то державшую короткий кудрявый парик фараона.

Залы 35 и 30. Львиный трон фараона (№ 179) — одна из достопримечательностей музея. Покрытый листовым золотом и инкрустированный лазуритом, сердоликом и другими полудрагоценными камнями, деревянный трон поддерживается львиными ногами. Красочная картина на спинке стула изображает Анхесенамун, наносящую духи на мужа Тутанхамона под лучами солнца (Атона), поклонение которому было пережитком периода Амарны. Свидетельства переделки фигур предполагают, что это был трон его отца и предшественника, Эхнатона. Одеяния вылеплены из чеканного серебра, а волосы из стеклянной пасты.

В гробницу было помещено множество золотых статуй, чтобы помочь фараону в его путешествии по загробной жизни, в том числе серия из 28 божеств-защитников из позолоченного дерева и 413 шабти, служителей, которые будут служить фараону в загробной жизни. Здесь представлены лишь некоторые из них.

Комната 20. В этой комнате находятся изысканные алебастровые кувшины и сосуды, вырезанные в форме лодок и животных.

Комнаты 10 и 9. Северный конец этой галереи заполнен тремя тщательно продуманными погребальными ложами фараона, один из которых поддерживается богиней-коровой Мехетверет, другой – двумя фигурами богини Аммит, «пожирательницы», пожирающей сердца проклятых, а третье – богом-львицей Мехетом. Огромный букет персеи и оливковых листьев в комнате 10, рядом с вершиной лестницы, изначально стоял рядом с двумя черно-золотыми статуями стражей в комнате 45. В алебастровом сундуке находятся четыре канопических кувшина, пробки которых форма головы Тутанхамона. Внутри этих кувшинов четыре миниатюрных золотых гроба (сейчас в Комнате 3) хранили внутренние органы фараона. Сундук был помещен в золотой канопический алтарь с четырьмя позолоченными богинями: Исидой, Нейт, Нефтидой и Селкет, изображенными с протянутыми для защиты руками. Большинство людей проходят мимо удивительного гардероба Тутанхамона. Фараон был похоронен с набором роскошных туник, покрытых золотыми дисками и бисером, ритуальных мантий из «искусственного меха», большого запаса аккуратно сложенного нижнего белья и даже носков, которые можно было носить с сандалиями типа шлепанцев, 47 пар которых были похоронены вместе с ним. Из этих и других объектов исследователи Тутанхамона определили, что жизненно важные данные фараона составляли 79 см в груди, 74 см в талии и 109 см в бедрах.

Комнаты 8 и 7. В этих галереях едва помещаются четыре массивных позолоченных деревянных алтаря. Они помещались одна в другую, как набор матрешек, заключая в центре саркофаги мальчика-фараона.

Комната 3. Это комната, которую все хотят увидеть, так как в ней находится золотой саркофаг фараона и драгоценности; в часы пик будьте готовы стоять в очереди. Удивительная посмертная маска Тутанхамона стала египетской иконой. Сделанная из чистого золота и весом 11 кг маска покрывала голову мумии, которая лежала внутри ряда из трех саркофагов. Маска представляет собой идеализированный портрет молодого фараона; глаза сделаны из обсидиана и кварца, а очертания глаз и бровей очерчены лазуритом. Не менее удивительны и два золотых саркофага. Это два внутренних саркофага — крайний гроб вместе с мумией фараона остается в его гробнице в Долине Царей. Самый маленький гроб, как и маска, отлит из чистого золота и инкрустирован таким же образом. Весит 110кг. Гроб немного большего размера сделан из позолоченного дерева.

Канопы из гробницы Тутанхамона. Египетский музей, Каир
Канопы из гробницы Тутанхамона. Египетский музей, Каир

КОМНАТА 4 – ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Даже после сокровищ Тутанхамона эта потрясающая коллекция королевских драгоценностей захватывает дух. Коллекция охватывает период от ранних династий до римлян и включает пояса, инкрустации бисером, ожерелья, полудрагоценные камни и браслеты. Среди самых красивых – диадема королевы Сит-Хатор-Юнет, золотой ободок со вставкой из полудрагоценных камней в виде вздыбленной кобры. Также следует отметить золотой кинжал фараона Яхмоса и крупные золотые серьги Сети II.

КОМНАТА 2 – ЦАРСКИЕ ГРОБНИЦЫ ТАНИСА

Эта сверкающая коллекция предметов, инкрустированных золотом и серебром, была найдена в шести неповрежденных гробницах 21-й и 22-й династий, найденных в дельте Таниса. Открытие гробниц, обнаруженных французами в 1939 году, могло соперничать с открытием Картером гробницы Тутанхамона, но известие об открытии было омрачено началом Второй мировой войны. Золотая посмертная маска Псусеннеса I (1039–991 гг. до н. э.) показана рядом с его серебряным внутренним гробом и еще одним серебряным гробом с головой сокола, принадлежавшим фараону Шошенку II (ок. 890 г. до н. э.).

КОМНАТА 14 – ГРЕКО-РИМСКИЕ МУМИИ

В этой комнате находится небольшой образец потрясающих портретов, найденных на греко-римских мумиях, широко известных как Фаюмские портреты. Эти лица были нарисованы на деревянных панелях, часто еще при жизни субъекта, и помещены поверх забальзамированных лиц мумий. Эти портреты выражают личности своих героев более успешно, чем стилизованная элегантность большинства других древнеегипетских произведений искусства, и признаны связующим звеном между древним искусством и западной традицией портретизма.

КОМНАТА 34 – ТЕХНОЛОГИЯ ФАРАОНОВ

Для любителей гаджетов в этой комнате есть множество повседневных предметов, которые помогли древнему Египту совершить великий скачок из доисторического периода. Некоторые из них до сих пор используются в Египте. Фараоновы бумеранги, по-видимому, использовались для охоты на птиц.

КОМНАТА 43 – КОМНАТЫ ЮЙЯ И ТЙУЯ

До того, как гробница Тутанхамона была обнаружена, гробница Юйи и Туйи (родителей царицы Тий и прадедов Тутанхамона) стала самой впечатляющей находкой в египетской археологии. Обнаруженная практически нетронутой в Долине Царей в 1905 году, гробница содержала огромное количество сокровищ, в том числе пять богато украшенных саркофагов и удивительно хорошо сохранившиеся мумии двух простолюдинов, ставших королевскими родственниками. Среди многих других экспонатов представлены такие предметы первой необходимости, как кровати и сандалии, а также сказочная позолоченная посмертная маска Туйи.

КОМНАТА 48 – МОДЕЛЬ ПИРАМИДЫ

Эта превосходная крупномасштабная модель одной из пирамид Абу-Сира прекрасно иллюстрирует типичный комплекс пирамид с храмом в долине, дамбой с высокими стенами, заупокойным храмом и мини-пирамидой, которую стоит изучить перед поездкой в Гизу. В футляре № 82 находится многокопийный гиппопотам из голубого фаянса из Среднего царства, символ плодородия Нила.

КОМНАТА 53 – МУМИИ ЖИВОТНЫХ

Культы животных набирали силу по всему Древнему Египту, о чем свидетельствуют избитые и покрытые пылью мумии кошек, собак, крокодилов, птиц, баранов и шакалов в Комнате 53.

КОМНАТА 37 – МОДЕЛИ ВОЙСК

Обнаруженные в гробнице правителя Мешети в Асьюте и датируемые примерно 2000 г. до н.э. (11-я династия), это две группы из 40 деревянных воинов, марширующих фалангами. Более темные солдаты (№ 72) — это нубийские лучники с юга королевства, каждый из которых носит яркие килты разного дизайна, а солдаты со светлой кожей (№ 73) — египетские копейщики.

КОМНАТЫ 32 И 27 – МОДЕЛИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

Эти сенсационные реалистичные модели в основном были найдены в гробнице Мекетра, канцлера 11-й династии в Фивах, и, подобно некоторым из лучших росписей египетских гробниц, они дают захватывающий портрет повседневной жизни в Египет почти 4000 лет назад. Среди них рыбацкие лодки, скотобойня, столярная мастерская, ткацкий станок и модель дома Мекетре (с фиговыми деревьями в саду). Наиболее впечатляющей является сцена шириной 1,5 м, на которой Мекетре сидит со своими сыновьями, четырьмя писцами и другими людьми, считая скот.

 

Невероятные саркофаги. Египетский музей, Каир

Андрей Скляров

Если бы следы пилы были только на «саркофаге», египтологи могли бы еще долго их игнорировать. Однако явные указания на использование пил встречаются в Египте практически повсеместно. Например, рядом с той же Великой пирамидой есть остатки сооружения, которое считается храмом. От него остался лишь пол из блоков черного базальта, на которых сохранилась просто масса следов распиловки.

В начале ХХ века немецкие археологи проводили тут реставрационные работы и, судя по всему, сознательно расположили блоки со следами пил по периметру собранного ими фрагмента пола так, чтобы эти следы были доступны для обозрения.

Раз следы есть, то их наличие надо как-то объяснять. Поэтому историками была выдвинута версия того, что древние египтяне использовали медные пилы. А поскольку медь значительно мягче не только гранита, но и черного базальта, то эту версию дополнили предположением, что при распиловке использовался кварцевый песок в качестве абразива — благо песка тут, на границе пустыни, много…

Египетский музей, Каир
Множественные надписи иероглифов с разлиными стилистиками нанесения. Справа саркофаг с вмятиной, по поверхности нанесены иероглифы

В 1999–2001 годах Стокс, активный сторонник официального взгляда на древнюю историю, провел серию экспериментов по распиловке каменных блоков плоской медной пилой с использованием кварцевого песка в качестве абразива. Медная пила в экспериментах имела вес 14,5 кг, длину 1,8 метра, ширину 15 см и толщину 6 мм. В случае с сухим абразивом использовалась пила с прямоугольной режущей поверхностью, а с влажным песком — зубчатая режущая поверхность.

Для испытаний в Асуане был вырублен гранитный блок. Поверхность блока была изначально «надрезана» по линии распиловки. В экспериментах с сухим песком к концам пилы для увеличения нагрузки были привязаны 2 камня. Полный вес пилы при этом составил 45 кг, что дало давление 1 кг/см2 на режущей поверхности лезвия пилы. При влажном песке для создания веса использовалась деревянная рамка, прикрепленная к верхней стороне лезвия пилы.

В экспериментах двое рабочих, по одному с каждого конца пилы, тянули пилу взад-вперед поперек поверхности гранита. Оказалось затруднительным удерживать лезвие пилы перпендикулярно поверхности разрезаемого гранитного блока, пила раскачивалась из стороны в сторону, что приводило к образованию V-образной формы щели.

В ходе эксперимента на поверхности разрезаемого гранита были получены параллельные борозды различной глубины и ширины с грубыми краями, что было результатом попадания абразива не только непосредственно под лезвие пилы, но и на ее боковую поверхность (из-за мягкости меди, кварцевые крупицы песка врезались в боковую поверхность пилы).

Отмечено, что распиловка производится более легко в случае сухого абразива.

И сухой песок, и абразивный жидкий раствор добавлялись с обоих концов распила в течение всего процесса. Непрерывное пополнение требовалось из-за того, что в процессе распиловки происходило уменьшение размеров зерен абразива; кроме того, грани кварцевых зерен закруглялись за счет трения, что делало их менее эффективными.

Скорость распила камня оказалась практически одинаковой для влажного и сухого абразива и равной приблизительно 12 см3 /час. С приобретением опыта работы, как предположил Стокс, скорость распила могла быть увеличена вдвое.

Образовавшийся в ходе распиловки порошок был собран и проанализирован. Естественно, кроме гранита и абразива он содержал и медь (ведь пила также стачивалась в ходе процесса). После сравнения отношений объема и веса составляющих итогового порошка, а также параметров полученных пропилов, Стокс пришел к выводу, что распиловка «на сухую» с прямоугольным лезвием пилы предпочтительней из-за существенно меньшего расхода дорогостоящей меди.

Стокс также провел эксперименты по распиловке известняка. Скорость распила оказалась в 15 раз больше, чем для гранита; а потери меди, как и ожидалось, были существенно ниже. Медные пилы оказались весьма эффективными в обработке большинства (так написано в отчете) известняков.

В итоге Стокс пришел к выводу, что его эксперименты «доказывают» возможность использования древними египтянами простых технологий и доступного им материала для обработки камней медными пилами. Стокс предположил, что для мягких камней типа известняка они обычно и использовались. А в случае твердых пород типа гранита расходы, связанные с потерями меди в ходе распиловки, были столь существенны, что применение этих твердых пород ограничивалось лишь наиболее важными сооружениями для царствующих особ…

Я специально старался воздержаться от комментариев непосредственно по ходу описания экспериментов и их результатов, дабы максимально передать весь тот пафос восторга сторонников официальной версии от «удачного доказательства»…

А теперь — взгляд со стороны скептика.

Первое. Стокс приводит в качестве примера гранитный саркофаг, расположенный в Каирском Музее, который имеет две пропиленные щели V-образной формы. Сходство формы щели приводится в качестве дополнительного аргумента «доказательства» использования древними египтянами именно такого метода распиловки.

Очевидно (и это легко может проверить любой — для этого не нужно пилить гранит, а хватит и того, чтобы обычной пилой распилить деревянный брусок достаточной толщины), что довольно быстро щель приобретет не V-образную, а U-образную форму. Стоит пиле немного заглубиться, как ее «болтанка» из стороны в сторону перестанет нарастать — пилу будут удерживать стенки пропила, которые в итоге окажутся не расходящимися, а параллельными друг другу. То, что Стокс получил именно V-образную форму щелей, говорит лишь о том, что в экспериментах рабочие делали очень неглубокие пропилы — ориентировочно, не более половины ширины полотна пилы (т. е. 7,5 см), и уж заведомо меньше его полной ширины. Уже на таком заглублении «болтанка» пилы из стороны в сторону, как правило, практически прекращается.

Недопиленный саркофаг. Египетский музей, Каир
Недопиленный саркофаг. Египетский музей, Каир

Нельзя сказать точно, какой именно гранитный саркофаг в Каирском музее имеет в виду Стокс — в интернетной статье с описанием эксперимента упоминается почему-то «фараон Джедефра IX династии», в то время как Джедефра относится к IV династии. В статье не приводится ни снимков самого саркофага, ни схем его расположения в музее.

Для тех же, кто захочет осмотреть этот саркофаг лично, могу уточнить место: сразу после входа нужно повернуть в левый зал, и искать упомянутый саркофаг у левой стены чуть поодаль; саркофаг развернут так, что следы распила видны лишь со стороны стенки, где оставлен довольно узкий проход.

Недопиленный саркофаг. Египетский музей, Каир
Недопиленный саркофаг. Египетский музей, Каир

Пропилы (их два — из-за двух углов наклона пилы) действительно имеют V-образную форму. Но, во-первых, глубина пропила (там, где сохранилась отпиливаемая часть гранита) составляет более 40 сантиметров, что при ручной распиловке («по Стоксу») предполагает ширину полотна пилы порядка метра как минимум. Во-вторых, в самой глубокой части пропил не превышает трех миллиметров (!), что задает и такую же (если не меньшую) толщину режущей кромки. Достаточно очевидно, что мягкая медная пила не сможет долго сохранять такую тонкую режущую кромку. Особенно при том, что если учесть размеры саркофага, длина плоской пилы должна быть никак не меньше 2–3 метров! И чтобы выдержать возникающее при этом сопротивление трения и не разорваться, медная пила должна быть достаточно серьезной толщины. В-третьих, кромки пропилов не грубые, а весьма ровные. Это предполагает: довольно большую скорость распиловки и высокую твердость материала режущего инструмента — пила проходила через гранит как сквозь масло.

На это указывают и риски, отчетливо заметные на стыке двух пропилов под разными углами. Регулярность и параллельность друг другу этих рисок абсолютно не характерна для ручной распиловки с помощью абразива, при котором подобные риски располагаются весьма хаотично и еле заметны из-за своей небольшой глубины, которая к тому же заметно меняется от риски к риске (что и отмечено в экспериментах Стокса). Любопытно, что расстояние между рисками (которое в данном случае вполне можно соотнести не с результатом воздействия абразива, а с так называемым шагом пилы — то есть расстоянием, на которое заглубляется пила всего при одном движении — составляет порядка миллиметра!.. Это на несколько порядков (то есть во много тысяч раз!) превосходит скорость распиловки, указываемую в экспериментах Стокса!..

Таким образом, саркофаг вовсе не подтверждает результаты экспериментов, а наоборот — прямо отвергает их.

Недопиленный саркофаг. Египетский музей, Каир
Недопиленный саркофаг. Египетский музей, Каир

И еще одна маленькая деталь, также связанная с формой образующейся щели. В экспериментах гранитный блок изначально был уже «надрезан» по линии распила. Вроде бы мало что значащий нюанс. Но любой, кто сталкивался хотя бы раз с ручными пилами, мог отметить, что как раз самое начало — один из наиболее проблемных моментов. Лезвие пилы здесь постоянно соскакивает с необходимой линии; и чем тверже распиливаемый материал, тем дольше это происходит, поскольку пиле дольше не удается заглубиться. В результате кромки распила оказываются весьма заметно «избитыми». Кроме того, на внешней поверхности рядом с распилом чаще всего остаются следы «неудачных» попыток заглубления.

На реальных же египетских артефактах (прежде всего на тех, которые и вызывают сомнения в их ручной распиловке примитивными методами) абсолютно никаких «побочных» следов начала распиловки не наблюдается; а кромки распила совершенно не закругленные и не «избитые». Все это также указывает на то, что пила входила в твердые породы камня если уж не как в масло, то уж точно как в пенопласт!..

Второе. Стокс тщательно промерил расход меди в ходе распиловки, но абсолютно не проанализировал выводы, которые следуют из его измерения.

Ну что ж, придется это сделать нам…

Саркофаг. Диорит или черный сланец. Египетский музей, Каир
Саркофаг. Диорит или черный сланец. Египетский музей, Каир

При том количестве гранита, который использован, скажем, на плато Гиза (Гранитный храм, облицовка верхних храмов у пирамид, облицовка 3-й пирамиды, и как минимум с десяток рядов 2-й пирамиды, плюс внутренние гранитные конструкции), расход меди при ручной распиловке должен быть просто колоссальным!.. Ведь даже в самом лучшем случае Стокс получил, что на 1 объем вынутого из распила гранита приходится 1/3 того же объема сточенной меди (в других случаях еще больше). Соответственно, и добыча меди должна быть на том же уровне. Получается, что древние египтяне добывали медь такими темпами, что и очень крупное современное медеплавильное производство. По самым скромным оценкам, на плато Гиза должно было быть израсходовано такое количество меди, которое сопоставимо по порядку величины чуть ли не с ежегодной мировой добычей этого металла в наше время!.. Абсурдность предположения о подобных масштабах довольно примитивного древнеегипетского медедобывающего производства очевидна.
Более того, если бы распиловка проводилась «по Стоксу», ныне в Гизе должно было бы быть столько меди в виде напиленного ранее порошка (а по многим признакам, распиловка и обработка гранитных блоков проводились именно на месте), что должна быть рентабельной даже организация промышленной добычи меди из песка на плато! А сам песок должен иметь черный цвет из-за окислившейся со временем меди в его составе. Но как известно, песок там вовсе не черный, и медь никто там добывать и не собирался, — нет ее.

И даже если предположить, что меди нет из-за того, что египтяне будто бы использовали ее повторно, то для отделения напиленной меди от песка они опять-таки должны были организовать такое производство, которое по мощности было бы сопоставимо с мощностью современного горно-обогатительного комбината!..

В целом: мы имеем дело вовсе не с доказательством ручной распиловки гранитных блоков в Древнем Египте, а всего лишь с некорректно поставленным экспериментом, а также с неполным и ошибочным анализом его результатов. Результатов, которые на самом деле приводят к прямо противоположным выводам, нежели ожидали организаторы этого эксперимента.

Так что спасибо Стоксу за столь ценные эксперименты, и столь же ценные их результаты.

Грубо нанесённые иероглифы на крышке саркофага. Египетский музей, Каир
Грубо нанесённые иероглифы на крышке саркофага. Египетский музей, Каир
Саркофаг. Египетский музей, Каир
Саркофаг. Египетский музей, Каир
Египетский музей, Каир
Ящики древних, которые династические египтяне украсили своими иероглифами. Египетский музей, Каир
Грубо нанесенные иероглифы прямо поверх вмятин на саркофаге. Египетский музей, Каир
Грубо нанесенные иероглифы прямо поверх вмятин на саркофаге. Египетский музей, Каир
Грубо нанесенные иероглифы прямо поверх вмятин на саркофаге. Египетский музей, Каир
Грубо нанесенные иероглифы прямо поверх вмятин на саркофаге. Египетский музей, Каир
Египетский музей, Каир
Саркофаг. Египетский музей, Каир
Египетский музей, Каир
Грубо нанесенные иероглифы прямо поверх вмятин на саркофаге. Египетский музей, Каир
Египетский музей, Каир
Непонятные вмятины на гранитных саркофагах. Египетский музей, Каир
Крышка разрушенного саркофага. Египетский музей, Каир
Крышка разрушенного саркофага. Египетский музей, Каир
Египетский музей, Каир
Снова украшение иероглифами. Египетский музей, Каир
Египетский музей, Каир
Грубое нанесение иероглифов на красном саркофаге. Египетский музей, Каир
Египетский музей, Каир
Грубое нанесение иероглифов на красном саркофаге. Египетский музей, Каир
Египетский музей, Каир
Грубое нанесение иероглифов на красном саркофаге. Нефункциональное место.

 

Вазы. Саккарская коллекция Джосера. Египетский музей

Андрей Скляров

В археологическом комплексе Ступенчатой пирамиды в египетской Саккаре была найдена коллекция каменной посуды (кувшины, сосуды, тарелки и прочая утварь), до сих пор поражающей исследователей своим качеством. Информация об общем количестве найденных тут предметов разнится, но везде речь идет о десятках тысяч предметов!.. Эта коллекция датируется периодом не позднее I-II династии фараонов, хотя некоторые предметы из нее относят и к III династии.

Ныне коллекция разбрелась по всему миру. Часть предметов находится в Каирском музее – в том же зале, где и упоминавшиеся ранее «точильные диски», и двух соседних залах (хотя некоторые предметы выставлены и на первом этаже – практически совсем неподалеку от входа в музей). Часть – в недавно открывшемся музее Имхотепа в самой Саккаре. Есть чаши во французском Лувре, есть в Британском музее. Небольшая часть коллекции есть в Лондоне и в Музее Флиндерса Петри, который еще сто лет назад первым подметил факт наличия следов высоко технологичных инструментов на древних камнях в Египте – в том числе нашел их и на некоторых предметах из саккарской коллекции.

Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир

Один из сосудов, которые исследовал Петри, вряд ли покажется замечательным неопытному глазу. Это была простая каменная чаша. Тем не менее, исследуя чашу вблизи, Петри обнаружил, что сферический вогнутый радиус, формирующий чашу необычен на ощупь. Более тщательная экспертиза показала заметный выступ в месте пересечения двух радиусов. Это указывает на то, что радиусы были прорезаны по двух разным осям вращения.

Такая форма при имеющемся качестве исполнения требует обработки на токарном станке!.. Именно на токарном станке, а не на обычном гончарном круге, ведь речь идет в том числе об изделиях из твердых пород камня: диорита, базальта и кварца. Для их обработки помимо соответствующих режущих инструментов требуется и очень прочное закрепление в какой-то основе при очень большой скорости ее вращения.

Найденные сосуды демонстрируют просто высочайшее качество исполнения. Например, один шарообразный сосуд, выставленный в Каирском музее имеет выбранную через узкое отверстие полость так, что оказывается идеально сбалансированным на округлом основании размером не больше наконечника куриного яйца! Не будь сосуд сбалансирован, его горлышко заведомо отклонилось бы от горизонтали.

Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир

Это требует, чтобы цельный шар имел симметричную толщину стенок без какой-либо существенной ошибки! Со столь крошечной площадью основания любая асимметрия в материале, вызвала бы дисбаланс изделия, а здесь все идеально ровно. Такой навык заставляет удивленно вскидывать брови любого токаря. Сделать такое из простой глины – уже очень большое достижение. В граните – это невероятно.

Любопытно, что этот сосуд (как и другие, выставленные тут же на полках рядом) весьма небольших размеров. Сочетание строго выдержанных линий и небольших размеров создает впечатление хрупкого и совершенного изящества. И буквально в нескольких метрах от них на боковых стендах стоят обычные чаши, датируемые как тем же периодом, так и чуть позже. Качество их не сравнить. Полный примитив, как и положено древнеегипетскому обществу.

Загнутые края каменных тарелок. Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Загнутые края каменных тарелок. Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир

Некоторые сосуды из саккарской коллекции – высокие вазы с длинным, тонким, элегантным горлышком и сильно расширяющейся внутренней полостью, которая зачастую имеет полые заплечики. Еще не изобретено инструмента, которым можно было бы вырезать вазы такой формы, потому что он должен быть достаточно узким, чтобы пролезать через горлышко, и достаточно прочным (и соответствующего профиля), чтобы им можно было бы изнутри обработать заплечики и скругленные по радиусу поверхности

Во всех случаях совершенно потрясает точность обработки; внутренние и внешние стенки практически эквидистантны (то есть находятся на равном расстоянии друг от друга), повторяя форму друг друга, а поверхность их порой абсолютно гладкая, без рисок, оставленных режущим инструментом. Эта эквидистантность стенок, например, хорошо видна на поврежденных со временем маленьких сосудах, которые по форме напоминают либо небольшие колбочки для химических реактивов, либо электрические лампочки. Сходство с лампочками наиболее велико у тех сосудов, которые изготовлены из полупрозрачных пород камня.

Египетский музей, Каир
Египетский музей, Каир

Предметы из саккарской коллекции с их удивительным качеством обработки представляют достаточно большую головную боль для египтологов. Поскольку она найдена непосредственно в комплексе Ступенчатой пирамиды, которую относят к Джосеру – одному из первых фараонов III династии, то датировать ее более поздним периодом у историков не было никаких оснований. С другой стороны, огромное количество предметов, составляющих эту коллекцию заставляет предполагать достаточно длительный период их изготовления. Но и соотносить подобные предметы с додинастическим периодом, когда технологии были еще менее развиты, египтологам явно не с руки.

Загнутые края каменных тарелок. Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Загнутые края каменных тарелок. Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир

Посему и возникла ее датировка временем I-II династий. Но тогда получается, что в период, когда были лишь каменные инструменты, а медные и бронзовые только-только входили в обиход, имел место весьма странный взлет каменной индустрии на такой уровень, которого египетская цивилизация не смогла достигнуть больше никогда. А затем – в период более совершенных инструментов – технология изготовления такого качества каменных изделий была почему-то утеряна напрочь. Ведь позднее египтяне так и не создали ничего подобного…

Очень грубо нацарапанные иероглифы поверх идеально выточенного сосуда
Очень грубо нацарапанные иероглифы поверх идеально выточенного сосуда

Важная деталь: подавляющая часть аномальных по качеству сосудов и других небольших предметов была найдена в одном месте – именно в комплексе Ступенчатой пирамиды.

Возникает вопрос: откуда они там взялись? И почему все в одном месте?..

В качестве версии можно предположить, что фараон Джосер случайно наткнулся на эту коллекцию в том древнем сооружении, над которым он впоследствии выстроил свою Ступенчатую пирамиду (это древнее сооружение прослеживается на самом нижнем ярусе с восточной стороны Ступенчатой пирамиды как по резкому отличию качества его кладки от кладки самой пирамиды, так и по форме и размерам каменных блоков). А возможно, Джосер эту коллекцию сам собирал. И собирал специально. Может быть, он хотел организовать что-то типа кунсткамеры или прототипа Александрийской библиотеки. А может быть, наоборот, хотел спрятать древнее наследие от посторонних глаз.

Как бы то ни было, эта загадка еще ожидает своего разрешения…

Загнутые края алебастровых тарелок. Саккарская коллекция. Египетский музей, Каир
Загнутые края каменных тарелок. Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир

Но еще большая загадка связана с некоторыми предметами из этой коллекции.

Основная ее часть вопросов по своему назначению не вызывает. Это сосуды, тарелки, вазы и прочие предметы обихода. В их утилитарном бытовом предназначении нет оснований сомневаться. Но есть в саккарской коллекции и такие предметы, которые заставляют серьезно задуматься, что же это было, и зачем их сделали именно такими.

Например, на полках Каирского музея стоят две алебастровые «вазы» (так они названы египтологами) с инвентарными номерами 64863 и 64864. Сделаны они из алебастра в виде небольших цилиндров диаметром порядка пятнадцати сантиметров, разделенных внутри на четыре части крестообразными перегородками. Зачем понадобились эти перегородки, серьезно усложнявшие изготовление этих «ваз», совершенно непонятно. По своей форме «вазы» мне больше напомнили некие воздуховоды с заглушками (дно «вазы»), в которых крестообразные перегородки предохраняют воздуховоды от попадания в них постороннего мусора. Аналогичные конструкции достаточно часто встречаются в нашем современном мире.

Загнутые края алебастровых тарелок. Саккарская коллекция. Египетский музей, Каир
Загнутые края алебастровых тарелок. Саккарская коллекция. Египетский музей, Каир

В том же зале музея, но в другом шкафу на полке лежит странный «полутор» – как будто кто-то разрезал вдоль полый бублик из аспидного сланца (весьма хрупкого камня) диаметром порядка тридцати сантиметров по его плоскости симметрии. Внутри центрального отверстия «полутора» в трех местах видны следы ранее отходивших к центру «лепестков» изогнутой формы, которые некогда отломились и потерялись.

Для столь странной конструкции египтологи даже не смогли придумать название. Тем более им трудно объяснить, чем и как сделан данный объект со стенками и «лепестками», не превышающими по толщине буквально нескольких миллиметров. Но у нас осталось совершенно четкое ощущение части какой-то сложной конструкции, выполненной почему-то из хрупкого материала. Ощущение совершенно непрактичной имитации…

Тарелки, вырезанные на токарном станке. Египетский музей, Каир
Тарелки, вырезанные на токарном станке. Египетский музей, Каир

Среди найденных в Саккаре и ныне хранящихся в Каирском музее артефактов есть и вовсе удивительный. Это – чашеобразная «конструкция» из аспидного сланца, которую египтологи назвали почему-то «вазой» (инвентарный номер 71295). Она походит на большую пластину с полым цилиндром в центре и внешним ободом, которая в трех областях, расположенных равномерно по периметру, имеет «лепестки» выдающиеся по другой плоскости в направлении центра. Артефакт восстановлен из кусочков, но похоже, что реконструкция проведена тщательно, и исходная форма воспроизведена вполне корректно.

Исследователи обратили внимание на то, что сланец сам по себе очень хрупок, и загадочный предмет мог служить лишь моделью подобного изделия. Сирил Элдред сделал вывод о том, что этот объект из камня «имитирует форму, первоначально выполненную из металла». В течение сорока лет, последовавших с момента обнаружения странного предмета, понять его назначение не мог никто. А в 1976 году точно такая же конструкция, но уже как революционная инженерная разработка, связанная с американской космической программой, была представлена в одном техническом журнале. Это было маховое колесо с облегченным ободом.

Маховое колесо - "тарелка для цветка лотоса". Египетский музей, Каир
Маховое колесо – “тарелка для цветка лотоса”. Египетский музей, Каир

Конечно, подобные сопоставления выходят вообще за все мыслимые пределы допустимого официальной египтологией, которая, впрочем, не дает данному артефакту вообще никакого объяснения. Между тем размеры его весьма внушительны – обод «вазы-колеса» имеет диаметр более шестидесяти сантиметров. При этом толщина «лепестков» не превышает нескольких миллиметров. Просто поразительные параметры!..

Вряд ли древние египтяне в своей жизни нуждались где-либо в маховом колесе с облегченным ободом. И здесь мы, скорее всего, имеем дело с имитацией технического устройства древних богов…

Но и даже среди, казалось, бы вроде понятных предметов в саккарской коллекции попадаются и такие, у которых имеются некоторые странные детали. Так, например, имеется «тарелка» (или «блюдо») с несколькими концентрическими вертикальными выступами, которые в итоге образуют несколько последовательных колец на дне «тарелки». Они кажутся пусть и не очень понятными, но все-таки лишь исключительно декоративными деталями. В конце концов мало ли какая фантазия могла бы у изготовителя, и какие капризы могли быть у заказчика этой «тарелки».

Странная тарелка с тончайшими стенками непонятного назначения. Египетский музей, Каир
Странная тарелка с тончайшими стенками непонятного назначения. Египетский музей, Каир

Однако в выпуске № 9 журнала «Юный техник» за 1968 год была опубликована маленькая заметка с фотографией практически точно такой же формы «тарелки», которая здесь уже фигурировала в роли… элемента экспериментальной установки по исследованию электродинамических сил. Эти исследования проводились в Ферганском педагогическом институте с помощью проволочной рамки, подвешенной над «тарелкой».

В заметке указывалось: «Когда сквозь подвешенную проволочную рамку пропускают ток, она вращается, хотя внешнего магнитного поля нет. Ток к рамке подводится через контакты, опущенные в кольцевые каналы с электролитом».

Вот вам и вроде бы обычная тарелка…

Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы.
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы.
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы.
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы. Египетский музей, Каир
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы.
Сделано с помощью медного долота, булыжника и отполировано песком. Верите?
Саккарская коллекция, диоритовые и гранитные вазы.
Диоритовая ваза №4716

Величайший триумф – Флиндерс Питри

Но величайшим триумфом является чаша из диорита (№ 4716), полупрозрачная и вся в мелких дефектах, которые делают ее очень хрупкой; однако эта чаша диаметром 6 дюймов имеет толщину всего лишь 1/40 дюйма в своей большей части; только по краю она толще, чтобы укрепить чашу, но небольшой скол на ней показывает ее необыкновенную тонкость, не толще игральной карты.

– Флиндерс Питри – “Пирамиды и Храмы Гизы”, 1883

 

Шпульки, втулки и манжеты. Египетский музей, Каир

Андрей Скляров

Историки полагают, что «шпульки» использовались в качестве всего лишь… ритуальных украшений. Дескать, индейцы – представители знати или жречества – прорезали себе отверстие в коже под нижней губой и вставляли туда эту «шпульку». Такой вот экзотический пирсинг. Банальное назначение для предмета, изготовление которого требует таких технологий, которых у индейцев и в помине не было.

У историков вообще принято называть «ритуальными» все те предметы, реальное назначение которых они не могут объяснить в рамках принятой ими картинки прошлого…

Хотя, впрочем, индейцы действительно могли использовать «шпульки» именно в качестве украшений – дай какому-нибудь папуасу из дикого племени, обитающего глубоко в джунглях, использованную шариковую ручку, он запросто вставит ее в проколотую мочку уха или даже ноздри в виде украшения вместо простой палочки, которую он итак привык там носить.

Да и в гипотезе о ритуальном назначении историки на самом деле могут оказаться правы. Если индейцы понимали, что «шпульки» достались им от цивилизации, намного более развитой, чем они сами, то представителей этой цивилизации индейцы вполне могли посчитать богами, а доставшиеся им от богов предметы – божественными. А божественные предметы, конечно же, надо было использовать только в наиболее значимых ритуалах почитания этих самых богов.

Только вот об исходном назначении «шпулек» подобное использование не говорит абсолютно ничего.

Каково же оно могло быть?.. Тут, увы, остается только гадать.

Египетский музей, Каир
Гранитные шпульки. Египетский музей, Каир

Непосредственно форма «шпульки» больше всего соответствует некоей вращающейся составной детали какого-то сложного механизма. Но смущает хрупкость использованного материала. Из-за нее сколь-нибудь серьезную нагрузку «шпулька» выдержать не сможет. Горный хрусталь, конечно, будет попрочнее обсидиана, но все-таки не на много, и проблему он не снимает. Вряд ли боги использовали столь хрупкие изделия в своих устройствах. Все-таки «шпульки» больше похожи на имитацию действительно каких-то деталей механизмов, но сами исходные детали могли быть изготовлены из металла или других прочных материалов.

Впрочем, шпульки в швейных машинках особой нагрузки не испытывают, так что и обсидиан вполне для них можно использовать…

Кроме того, форма «шпульки» подсказывает еще один знакомый нам вариант ее использования. Если вместо ниток на нее намотать металлическую проволоку, то мы получим электромагнитную катушку – предмет, находящий ныне очень широкое применение. Полый же цилиндр по центру «шпульки» вполне подходит для размещения там металлического стержня, который позволяет улучшить магнитные свойства такой катушки. А если использовать стержень из никеля или его специальных сплавов, то такая конструкция при пропускании через катушку переменного тока соответствующей частоты будет способна генерировать ультразвуковые колебания, имеющих свой широкий спектр применения…

Гранитные шпульки. Египетский музей, Каир
Гранитные шпульки. Египетский музей, Каир
Гранитные шпульки
Гранитные шпульки. Египетский музей, Каир
Гранитные шпульки. Египетский музей, Каир
Гранитные шпульки. Египетский музей, Каир
Гранитные шпульки
Гранитные шпульки. Египетский музей, Каир

 

Сосуды с нарисованными пирамидами. Египетский музей

Данная коллекция посуды относится к додинастическому периоду, более 3100 до н.э.. Посуда была найдена по всему Египту, большая часть коллекция была собрана в районе Асуана, в первых поселениях египтян.

На поверхности глиняных изделий изображена жизнь людей, животные, растения, Нил и… пирамиды! Именно так интерпретирует эти конические рисунки нормальный человек. Но египтологи интерпретируют их как горы. Однако таких остроконечных гор в Египте просто нет.

Кроме того на этих «горах-пирамидах» видна чёткая штриховка кладки блоков. Что говорит о том, что додинастические египтяне рисовали именно то что видели – в их время пирамиды уже стояли на своих местах.

Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами.
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир
Додинастические сосуды с пирамидами class=
Додинастические сосуды с пирамидами. Египетский музей, Каир

Тур в Египет. Мистический Египет

Kartazon Dream - авторские путешествия © All rights reserved

Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.

Египетский музей - артефакты ДВЦ © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Египетский музей - артефакты ДВЦ © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Египетский музей - артефакты ДВЦ © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Египетский музей - артефакты ДВЦ © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Египетский музей - артефакты ДВЦ © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт