
Рани Ки Вав — ступенчатый колодец, находящийся в городе Патан в штате Гуджарат. Название Рани Ки Вав можно перевести примерно как «колодец шагов королевы». Считается что он был построен в память о Бхимдэве, жившем в 11 веке, сыне Муларайя , основателя династии Соланки. Является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм Рани Ки Вав, Патан
«Как?!» — это первый вопрос, который приходит в голову при виде этого исполинского сооружения. Гениальные мастера, строившие этот колодец, отделены от нас целым тысячелетием, и вместо 3d-моделирования они могли уповать лишь на свои головы, руки и богов.
Но результат синергии всего этого поражает: конструкция — это гигантская лестница, выполненная в виде перевернутого конуса и разделенная на 7 секторов, инкрустированных 1500 изваяниями!

Рани Ки Вав. Многоуровневый колодец храма
Сам резервуар находится на глубине двадцати трех метров. К слову, и до этого в древней Индии строили хранилища для живительной влаги — это искусство освоили еще в 3 столетии до н.э. Катализатором инженерной мысли стал, конечно, засушливый климат.

Изумительные барельефы
Первые колодцы были банальными ямами в песчанике, куда набирались подземные воды. Затем такие углубления стали искусно оформлять, превращая в историческое наследие. Появился даже отдельный стиль ступенчатых резервуаров — имя ему Maru-Gurjara. И Рани Ки Вав — бесспорно, король этого направления в искусстве. Участники моих авторских туров в Индию и туров в Гималаи посещают данное место и понимают, что Индия — это не только специи, йога и Тадж-Махал.

Барельефы в храме Патана, Гуджарат, изображающие жизнь царей и побежденных

Колонны храма Рани ки Вав

Рани Ки Вав, Патан, Индия
Под последней приступкой колодца, уже у кромки воды, есть туннель длиной 30 км. Он ведет к городу Сидхпур (он находится недалеко от Патана). По этому тайному ходу в случае начала войны можно было эвакуировать правителя. Конечно, было бы здорово попасть туда в ходе авторских туров, но сейчас туннель намертво замурован.

Танцующие боги Рани Ки Вава

Рани Ки Вав, Патан, Индия

Рани Ки Вав, Патан, Индия

Рани Ки Вав, Патан, Гуджарат

Колонны Раники Вава

Красоты храма

Вишну в разных эпостасиях

Вишну в аватаре вепря

Рани Ки Вав, Патан, Индия

Рани Ки Вав, Патан
С одной стороны, Рани Ки Вав не повезло — в XIII веке от землетрясения река Сарасвати иссякла, колодец завалило. И только без малого 30 лет назад его нашли археологи. С другой стороны, возможно, именно такая консервация и спасла творение человеческих рук — все статуи и скульптуры сохранились в первозданном виде. 22 июня 2014 года это сооружение признали Всемирным наследием ЮНЕСКО.
Земля Луны — Архитектура Гуджарата
О то земля Лотхала, города древней Хараппской цивилизации. Земля, где Кришна, озорной бог-пастух, провел большую часть своей яркой жизни, и где он умер. Это земля, где находится множество священных для джайнистских сект мест. Это земля, которая, выступая в Аравийское море, образует самую западную границу независимой Индии Гуджарат.
Современный штат Гуджарат в настоящее время состоит из восточной части материка, полуостровного региона Катхиавар и более изолированного района Ранн Каччх на границе с Пакистаном. Катхиавар, известный в древние времена как Саураштра, был удивительным образом связан с населением штата Кашмир, что во многом повлияло на его древние храмовые традиции. Здесь, на территории вдоль берега моря и некоторых внутренних районов страны произошло множество великих событий в жизни бога Кришны, и были построены несколько величайших индийских храмов.
К сожалению, мусульманские захватчики, разрушившие многие религиозные постройки в северной Индии, совершали особенно жестокие, повторяющиеся и целенаправленные набеги на богатые храмы в Гуджарате. Каков результат? Больше руин и документальных свидетельств, чем самих легендарных храмов. Наиболее эффектные храмы были сооружены в ранний период правления рода Майтрика и плодовитых строителей династии Соланки. Их участие, прямое или косвенное, ощущается во многих грандиозных индуистских и джайнистских храмах региона, сооруженных в эпоху как до, так и после периода Султаната.
Храмы обеих религий в Гуджарате были богато украшенными и хорошо спланированными. Состоятельная купеческая община обладала вкусом и могла позволить себе истратить средства, необходимые для строительства таких изысканных зданий, как храмы на горе Абу и холме Сатруньяйя. Построенные, в основном, в стиле Нагара, храмы отвечали теплому, сухому климату региона, будучи воздушными и хорошо освещенными, часто с неогороженными холлами (mandapa-s), украшенными колоннами с необыкновенной резьбой и высокими кессоновыми потолками. Их открытость и использование доступных местных материалов, таких как мрамор, желтый, красный или коричневый песчаник, добавляли храмам изысканности и придавали скульптуре изощренность, одновременно делая ее жизнерадостной и изящной.
Ранняя архитектура Саураштры в значительной степени испытывала влияние Севера, тогда как гуджаратская архитектура более позднего периода отражала преобладающее влияние джайнистской культуры региона. Между этими двумя направлениями было очень мало сходства и связи. Первое было традиционным для этой местности и посвящено богу солнца, в то время как второе, хотя и посвященное джайнским святым (tirthankara), вносило в свои средневековые постройки элементы основного направления индуистского стиля Нагара.