Монастырь Басго находится в нескольких километрах от Нимму, небольшой деревни по дороге. До гомпы можно добраться по боковой дороге, оставляющей слева шоссе Лех-Шринагар, и плавный подъем приведет к подножию холма, где есть парковка для автомобилей. После небольшого подъема с парковки можно увидеть гомпу и близлежащие руины форта.
Содержание
Монастырь Басго (Басго гомпа), Ладакх
Будь среди тех, чье присутствие помогает тебе развивать совершенные качества. Оставь тех, из-за кого усиливаются твои недостатки. Не исследуй чужие слабости, а займись своими. Не привязывайся ни к чему, так как привязанность — источник несвободы. До тех пор, пока не успокоишь свой ум, не сможешь пережить счастье.
– Падмасамбхава
Монастырь Басго – общая информация
Название: монастырь Басго, Базго, Баско, тибетский: བ་སྒ,
Месторасположение: в 40 км от Лех, по трассе Ле-Шринагар
Основание монастыря: 17 век
Основатели: Делдан Намгьял
Школа: Друкпа Кагью
Число монахов: неизвестно
Праздники: неизвестно
Три ступы на тропе к Басго гомпе
Монастырь Басго и его история
Басго когда-то был бывшей столицей Ладакха. В 16 веке, когда Ладакх был разделен на Нижний и Верхний Ладакх и правил двумя королями, Басго стал столицей Нижнего Ладакха, с королевским дворцом и фортом на вершине холма. Это была стратегическая точка, которая была в центре внимания монгольских и тибетских захватчиков в 17 веке.
Двор монастыря
Вид на старый разрушенный дворец
Монастырь Басго состоит их трех храмов: Чамба Лхаканг, Чам Чунг и Серсанг. Главный храм Чамба Лхаканг с богато украшенным, но низким входом представляет собой трехэтажное здание, в котором находится гигантская статуя Будды Майтрейи. Эта статуя высотой 9 метров поднимается с первого этажа на третий, и поэтому лицо можно увидеть только достигнув верхнего этажа. Вокруг Будды два меньших изображения Бодхисаттв. В комнате довольно темно, но на стенах можно увидеть красивые фрески.
Басго гомпа
Пространства гомпы
Выйдя из этого Лхакханга и пройдя через разрушенную крепость, вы достигаете Серзанга, второго храма, построенного королем Сенггом Намгьялом в 1622 году. Внутри него находится большое изображение Будды Майтрейи, сделанное из меди и позолоченное. Интересной особенностью этой комнаты являются стены, вдоль которых выложены тома текстов Будды (Кангьюр), комментариев и трактатов (Тангьюр).
Статуя будды Майтрейи, Храм Серзанг
Спустившись на несколько лестничных пролетов, состоящих из рыхлых камней и осыпающейся кладки крепостных стен, можно достичь третьего храма, Чам Чунг. Здесь находятся статуи Будды Шакьямуни, Падмасамбхавы и многих других буддийских божеств, включая несколько тантрических божеств.
Старый дворец
Басго гомпа
Реставрация молельного зала монастыря только что завершилась. Фрески были восстановлены с огромной заботой с помощью натуральных красителей талантливыми мастерами. Благодаря использованию традиционных техник рисования, содержание оригинальных фресок было воссоздано максимально точно.
Монастырь Басго
Внутренний дворик
Впечатления, оставляемые при посещении Басго Гомпа, незабываемы. Этот монастырь является настоящей сокровищницей искусства и религиозности.
Фрески монастыря Басго
Фреска Будды
Дхармапала. Фрески Басго
Вирудхака. Фрески Басго
Махакала. Фрески Басго
Ади Будды. Фрески Басго
Ади-будда, первобудда в буддизме ваджраяны, символизирует бесконечное единство всех будд и бодхисаттв. Он является мифологическим образом Тела Закона (дхарма-кайя), из которого возникают все формы будд созерцания (Тело наслаждения), земные будды (Тело воплощения) и все сущее. Однако, Ади-будда не является творцом, так как множество существует только как иллюзия индивидуального сознания, а истинная реальность состоит из нераздельного единства. Представления об Ади-будде являются продолжением учения махаяны о трех телах Будды (трикайя) и еще одним способом выразить непостижимое единство абсолюта.
В тантрических текстах VII века впервые появилось упоминание о четвертом Теле Будды, известном также как Самосущностное Тело или свабхавика-кайя. Развитие этой доктрины связано с учением Калачакры (Колесо времени), которое получило распространение в гималайских странах, Тибете, Монголии и России в Х-ХI веках. В Китае, Корее и Японии концепция Ади-Будды была представлена и иначе интерпретировалась, например, в виде вселенского Будды Вайрочаны в школе сингон.
Монастырь Басго с воздуха (Ладакх с дрона)
Монастырь Басго с дрона
Долина Басго с дрона
Дальний план монастыря Басго
Монастырь Басго с воздуха (Ладакх с дрона)
Другой ракурс с моим конем
Старый замок
Долина внизу монастыря Басго
Минеральное озеро
Басго с воздуха (Ладакх с дрона)
Что стоит посмотреть в монастыре Басго
Массивная разрушающаяся крепость с ее башнями
Храм Чамба Лхакханг: массивный Будда Майтрейя
Храм Серзанг: медно-золотая статуя Будды Майтрейи
Тома Священных Писаний в ящиках, выложенные вдоль стен
Чам Чинг: третий храм со статуями Будды Шакьямуни, Падмасамбхавы и других божеств
“Сокровище Махамудры” – Тилопа
Ти́лопа (тибет. ཏི་ལོ་པ – Любитель кунжутного семени, от санскр. तिल– кунжутное семя или растение сезам либо от तिलक – вид дерева, родинка на теле) – индо-буддийский мастер йоги из Бенгалии, основоположник линий учительской преемственности в ваджраяне, из которой возникла тибетская школа буддизма кагью. Около 928 – 1009 годы – это время, когда он жил и учил. В йогическом трансе Тилопа получал наставления непосредственно от Ваджрадхары, также известного как Ади-будда, и затем изложил их в 11 трактатах. Тибетские переводы этих трактатов сохранились в Танжуре, также известном как Данджура или Тенгьюра.
Мастер махамудры и основоположник учения о «шести йогах», Тилопа, оставил нам свои мистические поэмы на индийском языке апабхрамса, которые сопровождаются комментариями на санскрите. Его знаменитыми учениками были Наропа (956–1040) и Атиша (982–1054). Тилопа входит в список 84 махасиддх – великих совершенных адептов ваджраяны.
На горе около пещеры стоят два человека: монах и крестьянин. – Чему ты улыбаешься? — спрашивает один другого. – Да вот, любуюсь Луной. – Чем любуешься? – Луной, — монах показывает на Луну пальцем, но его собеседник даже не поднимает головы. – Какой Луной? — спрашивает крестьянин. – Да вот же она, — удивляется монах,— прямо перед вами, желтая такая. – Желтая?! Надо кому-нибудь рассказать.
Через полчаса вокруг первого монаха собирается толпа. – О, Гуру, расскажи нам о Луне, — робко просит делегат от толпы. – Что тут рассказывать? Поднимите головы и все увидите сами. Кто-то, не отрывая от монаха преданных глаз, торопливо царапает на свитке : “Стоит лишь поднять голову — и взору откроется Луна, желтый круг на фоне черного неба…” – Ты чего это пишешь?- настороженно спрашивает монах. – Кто-то должен сохранить учение для потомков, а если не я, то кто? – Какое учение?! Просто подыми голову! “Поднять голову — не сложно, а просто…” — вновь начинает строчить крестьянин, но монах бьет его снизу кулаком в подбородок и перед глазами пишущего мелькает желтое пятно. – Что это было, Учитель??? – Луна. – Боже, я увидел Луну. Я увидел Луну! Луну! – Он увидел Луну, — волнуется толпа и начинает водить вокруг потирающего подбородок луновидца хоровод. Монах, между тем, машет на все это дело рукой и уходит прочь, любуясь полнолунием.
Через две тысячи лет кто-то читает «лунную тантру» и тяжело вздыхает: – А толку-то,- думает он. — В те времена Гуру был рядом и всегда мог вовремя подсказать тебе нужный момент. Некоторые, правда, утверждают, что одной книги достаточно и что они собственными глазами видят Луну каждую ночь, но кому можно верить в наше время?
Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.