Храм Катармала – второй по значению храм Сурьи в
Архитектура храма и покрывающие его изображения уникальны – стены главного мандира около двух метров в толщину, и для их крепления использовались металлические скобы, колонны храма покрыты красивой резьбой и барельефами. Камень для строительства добывался в отдаленных горных районах и затем уже доставлялся сюда. Вокруг основного храма расположены 45 второстепенными храмами.
Содержание
Храм Солнца (Сурьи), Катармал
Храм был построен царем по имени Катармалла народа Катьюри, правившим землями Кумаона в эпоху раннего средневековья. Короли Катьюри были войнами и великими бхактами, в особенности почитавшими Бога Солнца, воплощение мужества и мудрости, и за время своего правления построили более 400-от храмов в окрестностях
Главное божество храма – Бурхадита или Враддхадитья, что означает “Древний Бог Солнца” – может быть датирован 12-ым веком. Другие божества храма: Шива-Парвати и Лакшми-Нараяна.
Сам храм находится на высоте 2116 метров, в 18 километрах от
Тропинка к храму Солнца
Принципы Ваступурушамандалы
В соответствии с традицией, композиция любого индуистского храма или любого индуистского сооружения где угодно в стране и во все времена должна базироваться на фундаментальных принципах Ваступурушамандалы. Слияние законов астрономии, астрологии и математики изображается квадратом безупречной формы, олицетворяющим смысл порядка и совершенства как прямую противоположность к беспорядку, присутствующему в жизни человека. Внутри квадрата изображается круг. Это – символ индуистской теории, демонстрирующей, что жизнь – циклична и состоит из движения от рождения к смерти и наоборот.
Главный мандир. Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд
Ваступурушамандала выражает в одной небольшой диаграмме не только суть индуистской философии, но также отношение богов и звезд к человеку. Каждый занимает свое соответствующее место, начиная с Брахмы – Творца в центре, и далее от центра к более мелким богам. Таким образом, в символическом центре или святая святых, молящийся и бог существуют рядом друг с другом.
Храм Солнца, (Сурьи) , XIII век. Катармал, Уттараканд
Необходимо понимать, тем не менее, что традиционная теория Васту заметно отличается от причуд псевдонаучных разговоров об архитектуре Васту, ведущихся в
В этом контексте архитектура Васту не устояла против влияния “специалистов в области Васту”, расплодившихся по всей Индии, и множества проектировщиков, рассматривавших эту тенденцию как средство заработать большие деньги, играя на эмоциях заказчиков.
Храм Сурьи (Солнца), XIII век. Катармал, Уттараканд
В тексте мандалы (mandala) сказано, что храм не имеет никакого направления в пространстве и поэтому не должен иметь какого-либо специально обозначенного фасада. В то же время, он определяет гармонию расположения других сооружений храмового комплекса и указывает на место построения опор и нахождения или отсутствия дверей, перекладин или окон.
Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд
Поскольку храм является обителью бога, он должен быть построен в таком месте, которое удобно для него и способствует исполнению его замысла. Его притягательная сущность и реальное предназначание стать убежищем от тяжелой жизни вне его частично оказали влияние на его композиционое построение.
Храмы строились в различных частях Индии – на крутых горных вершинах, в долинах и на равнинах, на островах, по берегам рек, на территориях фортов, вблизи лесов, в центре городов и вдали от любой цивилизации. В одном древнейшем тексте объясняется: “Боги всегда там, где рощи, реки, горы и родники, им нравятся города с садами и парками для прогулок… именно такие места любимы богами, и там они обитают.
Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд
Здесь есть один интересный момент. На снимке видно квадратное отверстие в башенке шрайна. Сам шрайн находится прямо напротив главного входа в центральный мандир, и между ним и мандиром лежит непонятный круглый камень (его видно на первом снимке), явно служащий для чего-то постаментом.
Солнце поднимается из-за горы прямо за шрайном. У меня возникло предположение, что первые лучи солнца проходили через это квадратное отверстие, фокусировались с помощью какого-то прибора, стоявшего на постаменте и попадали на статую божества, стоявшую в храме. Скорее всего, она была из золота и отсвечивала помещение храма необыкновенно красивыми отсветами, придавая утренней пудже мистическую атмосферу.
Шлока на санскрите. Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд
К сожалению мы были в то время, когда храм находился на реконструкции и пребывал в довольно запущенном состоянии.
Двухметровая кладка. Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд
Верующий купец и змеиЖил некогда в городе Чампака очень богатый купец по имени Чанд Садагар. Он был ревностным почитателем Шивы и с пренебрежением относился к Манаса-деви и ее поклонникам. Он жил за городом в роскошном доме, окруженном просторным ухоженным садом, в котором росли разнообразные прекрасные цветы. Желая проучить гордого купца, Манаса пустила в его сад нескольких змей, и они своим ядовитым дыханием превратили сад в пустыню. Но Чанд своей приверженностью Шиве обрел магическую силу, которой снова обратил пустыню в сад. – мифы и легенды Индии |
Храм Солнца (Сурьи) на карте Индии
Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.