На склоне высокого каменного утеса находится монастырь Пхуктал, который считается одним из самых труднодоступных и изолированных сооружений в Индии. Его основание пришлось на 12 век, и с тех пор монастырь не только не сорвался вниз, но и продолжает существовать уже более 800 лет, принимая около 70 монахов.
До Пхуктала необходимо пройти по секретной горной тропе, которую очень трудно найти без знания местности.
Содержание
Монастырь Пхуктал (Пхуктал гомпа), Занскар
Даже если темнота накапливалась тысячу великих эпох, Удалишь её мгновенно, одним светильником всё освещая. Точно так же, озаряя ум светом интуитивного знания, Удалишь всё неведение, злые поступки и завесы.
– Тилопа
Монастырь Пхуктал – общая информация
Название: монастырь Пуктал, Пхуктал, Фуктал гомпа
Местонахождение:Занскар, округ Каргил, Ладакх, штат Джамму и Кашмир, Северная Индия
Месторасположение: в 18 км на север от Падума, по дороге из Падума в Занглу
Основание монастыря: 12 век
Основатели: Гангсем Шерап Сампо
Школа: Гелугпа
Число монахов: 40
Праздники: неизвестно
Один из самых изолированных монастырей региона, Монастырь Пхуктал в Ладакхе, был построен в начале 12 века. Монастырь Пхуктал, расположенный в регионе Занскар, стоит у входа в огромную пещеру. Пещера расположена в передней части огромного ущелья, которое также служит проходом для крупного притока южной реки Лунгнак (Лингти-Царап). Чтобы добраться до монастыря Пхуктал в Занскаре, можно также пройти треккинговый маршрут Падум-Манали.
Монастырь Пхуктал (Пхуктал гомпа), Занскар
До 19-го столетия этот монастырь оставался тайной, но в 1826 году его посетил известный востоковед Шандор Чома де Корос из Венгрии. Он провел в монастыре более года, изучая язык и обычаи монахов, и его можно считать первым человеком, который открыл эту удивительную достопримечательность. Несмотря на то, что монастырь сейчас открыт для туристов, он все равно сохраняет свою уникальность.
Монастырь Пхуктал (Пхуктал гомпа), Занскар
Во время похода к монастырю возможно посетить несколько колоритных занскарских деревень.
На территории Пхуктал Гомпы расположено несколько часовен. А одна из этих часовен даже отражает сильный индуисткий характер постройки. Фрески, а также потолочные украшения, украшающие часовню, несут на себе следы художественного и иконографического влияния Индии.
Монастырь Пхуктал (Пхуктал гомпа), Занскар
Монастырь служит резиденцией примерно 40 монахов.
Мишель Пессель о монастыре Пхуктал
Дюжина монахов в красных одеяниях повела нас в глубь пещеры к небольшой лестнице, оканчивающейся у священного источника. В темноте я едва различал свод пещеры, который завершался большой аркой у края пропасти. Пропорции этой природной пещеры столь совершенны, что она кажется делом рук человека. Сверху доносились пронзительные крики летучих мышей и воркование птиц. Перед входом летала пара галок с черным оперением и желтыми клювами. В глубине пещеры пряталось несколько маленьких зданий, похожих на склады.
Раньше здесь, наверное, размещались кельи монахов, а теперь их приспособили для хозяйственных нужд. Запасы дров были сложены у источника. В передней части пещеры находились большой молитвенный зал и трехэтажная кумирня, а затем до самого края пропасти расстилалась терраса. Она была как бы сердцем монастыря.
Меж двух зданий высился четырехметровый древний чхортен, на который наложили столько слоев краски, что он стал походить на природный сталагмит, из которого, наверное, и появился. Такие чхортены, «изваянные рукой бога», то есть сталагмиты, в Гималаях встречаются очень часто.
Запах плесени и крики птиц создавали в гроте странную атмосферу. Монахи уселись в позе лотоса на краю пропасти и возобновили чтение священных изречений.…
Я с любопытством осмотрел статуи алтаря и фрески. Некоторые из них были, по-видимому, не очень древними, больше всего меня заинтересовали тщательно отделанные и явно старинные скульптуры животных, размещенные позади сидящего Будды. Этот ансамбль напомнил мне древнюю кумирню Лумпо в Карше и святилища Алчи в Ладакхе. Я сделал несколько фотографий и перешел в кумирню под аркой грота. Первый этаж был заполнен массой вещиц — статуэтками, масками, книгами. Там же стоял макет мифического дворца, описанного в ламаистских книгах, и громоздились старые барабаны с изогнутыми палочками и суровые божества на лошадях, львах и ослах, окруженные пламенем свечей. Все эти вещицы были изготовлены из обожженной глины и раскрашены в яркие синие, желтые и зеленые цвета.
Очень старая коллекция статуэток в стеклянной витрине
“Сокровище Махамудры” – Тилопа
Основоположником линии тибетского буддизма Кагью является Тилопа, известный как один из 84 буддийских махасиддх и индийский тантрик.
Родившись в семье брахманов, а возможно, даже в царской семье, Тилопа покинул монастырь после получения указаний от дакини и начал странствующий образ жизни. Он обосновался в Бенгалии, где занимался выжиманием масла из семени кунжута, что привело к прозвищу “Тилопа” или “кунжутник”. Согласно преданию, во время медитации к Тилопе явился Будда Ваджрадхара и передал ему учение Махамудры.
Получив это передачу, Тилопа перестал странствовать и начал обучать учеников. Один из его самых известных учеников, Наропа, стал его преемником и освоил практику, известную как Шесть йог Наропы.
Царь Ладака захотел построить храм, чтобы поместить в нем огромную статую Будды.
Собрали тысячи искусных мастеров, заготовили лучшие строительные материалы, и под руководством опытнейшего зодчего закипела работа.
День за днем росли изящные стены храма. Царь и царица были счастливы, а зодчий старался изо всех сил. Решили украсить храм самыми прекрасными фресками и свитками с росписью.
Но однажды утром, придя на работу, мастера увидели на месте храма бесформенную груду камней. От стройных стен ничего не осталось. Когда ужасную новость сообщили зодчему, он не помня себя примчался на место. Едва взглянув на развалины, он тут же упал без чувств.
Царь услышал о несчастье и в гневе послал за провинившимся зодчим. Бедняга залился слезами, зная, что царь обязательно бросит его в тюрьму.
Царь приказал отрубить зодчему руки, а затем сослать его в дикий и заснеженный горный край.
Нашли другого зодчего, и работа возобновилась. Снова заложили фундамент, начали класть стены, и вновь ожила надежда. Но повторилась та же история: однажды утром на месте прекрасного строения лежали одни развалины.
Один за другим шесть зодчих пытались построить чудесный храм, и все шесть раз здание рушилось.
Тогда царь отправился к предсказателю, чтобы выяснить, в чем причина этого непонятного явления. Может быть, лучше строить в другом месте? Но тот сказал:
_Ты должен построить храм именно здесь, не ищи другого места.
Царь сказал:
— Но, святой отец, это место оудто проклятое. Не успеем построить, и вдруг все рушится.
Тогда предсказатель ответил:
— На востоке живет один старый мудрец, только он может открыть тебе тайну. Но имя этого мудреца он не назвал.
Царь послал людей на поиски этого человека. Им оыло приказано просмотреть каждый уголок земли.
Дни и месяцы напролет эти люди искали мудреца, но никому не удалось найти его. Пришлось им возвращаться ни с чем, хотя они и страшились гнева царя.
Один из посланных по имени Кончо сильно отстал от остальных. Он возвращался из Амдо, когда у его седла лопнула подпруга, и он свалился с лошади.
Проклиная свою судьбу, он отправился искать кого-нибудь, кто помог бы ему в этом безлюдном краю.
Очень скоро он заметил маленькую лачугу. Кончо привязал свою лошадь к дереву и вошел внутрь. На циновке сидел слепой старик, он держал в руках молитвенный барабан и читал молитвы.
Заслышав шаги, старик поднял голову и спросил у вошедшего, кто он такой. Кончо решил схитрить.
— Я лама, еду с востока навестить своих родственников. Позвольте мне переночевать у вас.
Старик ответил:
— Пожалуйста, ты можешь остаться. Кстати, где-то в доме есть запасной ремень, возьми его, если нужно.
После того как Кончо нашел ремень, он пристроился около старика на ночлег. Вскоре они разговорились. Старик сказал:
— Тебе повезло, ты живешь на востоке, в краю храмов. А бедные жители запада, страны снегов, никогда не смогут построить красивых храмов.
Кончо слушал, затаив дыхание.
Старик продолжал:
— Как раз сейчас западный царь безрассудно пытается построить храм, который тут же разрушается. Он не знает, что на этом месте под землей лежит океан, он подмывает фундамент здания, вот оно и рушится.
Сердце Кончо учащенно забилось от ожидания. Но он по- прежнему не проронил ни слова. Старик спросил:
— Ты что, уже заснул? Послушай, я открою тебе один секрет, но его нельзя открывать никому из западных жителей.
Кончо спросил его, почему.
Старик сказал:
— Маленькое озеро, которое виднеется за домом, сообщается с тем океаном. На нем лежит заклятье. Если я открою секрет человеку с запада, океан выйдет из своих нынешних пределов, и подземные воды зальют это озеро и всю эту землю.
Кончо подскочил на месте, схватил ремень и бросился прочь. На бегу он прокричал:
— Старик, спасайся, если можешь, потому что ты только что открыл секрет подземных вод жителю запада!
С этими словами он кое-как приладил седло, вскочил на коня и поскакал, оставляя позади себя тучу пыли.
Старик кричал, чтобы он остановился. На эти крики прибежал его сын, Гьяцо.
От гнева и страха старик едва не лишился речи. Но спустя некоторое время он попросил Гьяцо догнать всадника, который только что ускакал, и отобрать у него сангва. Гьяцо никак не мог взять в толк, почему отец так волнуется — ведь странник увез всего-навсего ремень. Тем не менее он сел на коня и поскакал вслед за Кончо.
Надо сказать, что в Ладаке сангва означает одновременно и секрет, и ремень. Гьяцо думал, что Кончо увез всего лишь ремень, а его отец беспокоился из-за секрета.
Очень скоро Гьяцо догнал Кончо и спросил его:
— Извините, но мой отец переживает, что вы забрали с собой ремень. Не пойму почему, но он велел мне убить вас, если вы его не вернете.
Кончо прекрасно понял, что за сангва имел в виду старик. Он поспешно отвязал ремень и отдал его Гьяцо, который с недоумением почесывал в голове.
Кончо развязал свой пояс и, закрепив им седло, поскакал вперед так быстро, как только мог.
Гьяцо явился к отцу и вручил ему ремень. Старик набросился на него с кулаками. Таская сына за волосы и причитая, он просил Гьяцо убегать как можно быстрее, чтобы спасти жизнь.
Тут земля под их ногами загрохотала, словно разгневанный дракон, потом треснула и исчезла под водой. Маленькое озеро начало стремительно переполняться, увеличиваясь на глазах, пока не покрыло всю окрестность.
Через некоторое время ревущие волны стихли и только легкая рябь осталась на поверхности огромного голубого озера, окруженного горами. Теперь оно зовется Коконор, или Голубое озеро.
А земля на том месте, где строился храм, стала твердой. На ней возвели великолепный храм, Кончо же получил щедрую награду от царя.
Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.