Яндекс Метрика

Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005

Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005

Джагешвар расположен в 36 км к северо-востоку от Альморы, в регионе Кумаун. Местоположение храмов находится к югу от дороги, на которой находится одноименная деревня на высоте 1870 м, в долине реки Джатаганга у леса Деодар (Cedrus deodara).

Группы храмов начинаются от дороги-спутника, ответвляющейся на восток от деревни Артола на шоссе Алмора-Питорагарх, в месте слияния (сангам) двух ручьев Нандини и Сурабхи после того, как они стекают с холмов в узкой долине. Участок длиной около 3,5 километров (2,2 мили) вдоль ручья Джатаганга представляет собой узкую лесистую долину с дубами, деодарой, рододендронами и соснами.

Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005

Джагешвар находится примерно в 100 км (62 мили) к юго-востоку от исторического храма Байджнатх и примерно в 100 км (62 мили) к северо-востоку от курортного города Найнитал. Он упоминается в индуистских текстах, датированных до 10 века, как место тиртхи (паломничества).

Джагешвар – город паломничества индуистов недалеко от Альморы в районе Альмора гималайского индийского штата Уттаракханд. Это один из дхамов (регион паломничества) в традиции шиваизма. Это место охраняется  Археологической службой Индии (ASI).

Он включает в себя храм Дандешвар, храм Чанди-ка, храм Джагешвар, храм Кубер, храм Мритунджая, Нанда Деви или Нау Дурга, храм Нава-грах, пирамидальный храм и храм Сурья. Здесь отмечают Фестиваль муссонов Джагешвар во время месяца Шраван по индуистскому календарю (совпадает с июлем – августом) и ежегодный праздник Шивы Маха Шивратри Мела (фестиваль Шивратри), который проходит ранней весной.

Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005
Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005

Храмы Джагешвара, также называемые храмами долины Джагешвар, представляют собой группу из 125 древних индуистских храмов, датируемых между 7 и 14 веками. В долине есть несколько групп храмов, таких как Дандешвар и Джагешвар. На протяжении 20 веков здесь строились новые храмы. Вместе эти кластеры над долиной состоят из более чем 200 структурных храмов, построенных из тесаного камня. Многие из них маленькие, но некоторые из них достаточно сложны и просторны.

Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005
Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005

Храмы Джагешвара преимущественно иллюстрируют архитектурный стиль Северной Индии Нагара, за некоторыми исключениями, демонстрирующими постойки в стиле Южной и Центральной Индии, многие из которых посвящены богу Шиве, в то время как другие в непосредственной близости посвящены богу Вишну, богиням Шакти и богу солнца Сурье.

В Гималаях есть и другие индуистские храмы, которые называются храмом Джагешвар, например, в Далаше, штат Химачал-Прадеш.

Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005
Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005

Происхождение храмов Джагешвара для археологии неясно. Удаленное расположение места ограничило его исследования. На сайте представлены свидетельства различных архитектурных стилей и периодов строительства как храмов, так и каменных стел. Периоды варьируются от 7-го до 12-го века, и возоднавляются в наше время. Оценки для одного и того же храма или стелы сильно различаются, иногда в 1400 лет.

Согласно ASI, некоторые из них относятся к постгуптскому периоду или второй половине 1-го тысячелетия, а другие – ко 2-му тысячелетию. Некоторые предположения исследователей колониальной эпохи приписывают их династиям Катюри или Чанд-Хилл, но нет никаких текстовых или эпиграфических свидетельств, подтверждающих или опровергающих эти предположения.

Другая преобладающая теория состоит в том, что Ади Шанкара построил некоторые из этих храмов, но опять же нет никаких текстовых или эпиграфических свидетельств, подтверждающих это утверждение. Вместо этого архитектурные особенности и стиль некоторых из этих индуистских храмов относятся к началу 7 века, то есть примерно за 50–100 лет до жизни Ади Шанкары (ок. 788–820 гг. Н. Э.).

Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005
Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005

Группа храмов Джагешвара похожа на многие группы индуистских храмов, найденные на Индийском субконтиненте. Например, подобное скопление можно увидеть недалеко от Бхубханешвара, штат Одиша, в группе храмов Лингараджа. Другая подобная большая группа каменных храмов находится в комплексе Батесвар в долине Чамбал в Мадхья-Прадеше. Почти все маленькие и большие храмы в долине Джагешвар, утверждает Чанчани, имеют «святилища простого квадратного плана, ограниченные простыми стенами и многоуровневыми надстройками».

Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005
Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005

Группа храмов Куберы называна по названию главного храма Куберы или, как его еще называют Дханадесы, бога изобилия и хранителя сокровищ, датируется 10 веком н.э. Построен соседний Чандика тэмпл, посвященный Дурге. Третий храм, построенный немногим позже, содержится четырехрукое изображение Шивы.

Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005
Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005

Известное изображение (статуя) «Пуна Раджа», короля династии, некогда стоявшее в храме, сейчас перенесено в местный архиологический музей. Фотографировать в нем нам не разрешили. Кстати сама экспозиция музея, по численности небольшая, вызывает восхищение. Множество статуй и мурти богов и богинь из древних храмов Кумаона и Гархвала, весьма тонкой работы и из разнообразного материала.

Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005
Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005

Считается что здесь находится один из 12 джйоти лингамов и 124 храма, посвященных Шиве многие из которых разрушены.

 

Джагешвар и его храмы

•  Храм 47, найденный на территории Джагешвара, представляет собой надстройку в стиле Валабхи Нагара со сводом 7 или 8 века. Его западная стена была увенчана стелой Винадхара Шивы (шиваитская), северная стена – стелой Ганеши (паниндуистская), а восточная стена – йогой, исполняющей Саптаматрики (семь матерей, традиция шактизма).

•  Храм 2, найденный на территории Джагешвара, представляет собой еще один ранний храм с многоуровневой башней в криволинейном латинском стиле Нагара. Его квадратному святилищу предшествует короткий вестибюль (антарала). Платформа и лепнина основания напоминают  Храм 47. Башня увенчана зубчатым диском (амалака), а над ним находится гипотральный лингам. В стенах этого храма есть ниши, а над дверным проемом святилища находится слуховое окно с вырезанным в нем трехликим Шивой. В храме также есть рельефная резьба 7-го или 8-го века, изображающая Лакулиша, сидящего на лотосе в воде, в асане йоги, занимающейся медитацией, когда боги приближаются к нему с небес, а йоги окружают его.

•  Храм 145, найденный на территории Дандешвара, также является храмом 7-8 веков, но демонстрирует еще третий особый стиль, говорящий о разнообразии приемов художников. Его башня состоит из уложенных друг на друга рядов амалаков в виде зубчатых дисков уменьшающегося диаметра. Ниже находится квадратное святилище (гарбха грийя), дверной проем и мандапа которого образованы квадратными колоннами. Внутри святилища находится чатурмукха Шива-лингам, каждое лицо которого обращено в сторону света.

•  Храм 76, найденный на территории Джагешвара, является еще одним храмом 1-го тысячелетия на этом месте, но очень значительным. Он посвящен Мритьюнджая форме Шивы, или тому, кто победил смерть. Храм находится посреди лингамов и меньших святынь, что говорит о его важности, когда они были построены. Храм 76, также называемый храмом Мритьюнджая Махадева, представляет собой большой храм с архитектурой в стиле латиноамериканской Нагары.

Он имеет входную мандапу с четырьмя колоннами, затем мукха-мандапу (главный зал), которая ведет к антарале (вестибюлю), а затем к квадратному святилищу. Башня криволинейная. Его стена покрыта фризом и нишами в исполнении, который относится к 850-950 годам нашей эры. Башня храма представляет собой многоэтажное строение, но в современную эпоху покрыта деревянным навесом. Внутри навеса находится оригинальная амалака в форме зубчатого диска, которая затем увенчаны навершием гипертрального линга.

Храм Мритьюнджая следует плану ваступуруша-мандалы и возвышению, найденным в текстах об архитектуре индуистских храмов. Он имеет 16 центральных квадратов, как индуистский храм Махуа, длина святилища равна центральному смещению, а толщина стены равна длине углового блока, пропорции учитываются в симметричном плане с 16 сетками.

Храм был первым, в котором перед входом был зал с колоннами (мандапа), и этот зал использовался для общественных ритуалов и в качестве убежища для отдыха паломников. Этот храм также примечателен своими краткими надписями на лепных украшениях, стенах, пилястрах и колоннах. Д.К. Сиркар датировал их периодом с 8 по 10 век.

•  Храм 37 одноименно назван храмом Джагешвар. Он имеет мандапу, вестибюль и святилище. Тем не менее, он, вероятно, был построен в 12 или, может быть, в 13 веке, и свидетельства на месте свидетельствуют о том, что за свою историю он несколько раз перестраивался. В храме было четыре входа, на его башне была замысловатая резьба, а надстройка имеет пирамидальную форму с постепенно отступающими каменными блоками. В святилище есть две необычные дварапалы, добавленные в 14 веке или позже.

Один четырехрукий дварапала держит череп в традиции пашупата-капаликов в одной руке, четки в другой, плод в третьей, а четвертая рука держит какой-то предмет. У его пьедестала бык, оба они изображены на лотосе. Левый дварапала похож, но отличается тем, что держит в руке змею вместо черепа и других предметов.

Символизм этих дварапал состоит в том, чтобы напомнить паломнику о неизбежности смерти для всех и о том, что когда они проходят через них, они входят в духовное святилище и символизм освобождения, который существует вечно. Храм 37 остается действующим для индуистского поклонения Шиве.

Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005
Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005

Джагешвар каждый день привлекает несколько сотен паломников и посетителей. Он остается частью индуистской священной географии, особенно для центрального региона Гималаев. Многие завершают часть последних обрядов после кремации близкого человека на территории храма Джагешвар. Паломничество в эти храмы особенно популярны в конце сезона дождей. В другие месяцы паломники обычно совмещают свое паломничество в храмы Джагешвара с паломничеством на озеро Мансаровар или в Бадринатх и Кедарнатх или в другие места в Гималаях, такие как Ганготри. Это место остается популярным среди индуистских монахов.

Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005
Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005

Священные пути Индии: Варанаси. Тур в Индию

 

“На пути к Небесам” – тревел видео на канале Youtube

 

Видение Маркандеи

Маркандея, великий мудрец из рода Ангираса, странствовал по земле. Он скитался многие тысячи лет и посетил многие священные места омовений и обители отшельников, побывал во многих странах и городах, и сердце его радовалось благочестию и добродетелям брахманов и царей, горожан и земледельцев, чтущих священный закон и богов и соблюдающих предписанные Ведами обряды.

И сам Маркандея в течение многих тысяч лет предавался благочестивым размышлениям, совершал жертвоприношения и подвиги умерщвления плоти. В награду он пожелал узнать тайну сотворения вселенной.

Едва он помыслил об этом, как, сам того не заметив, очутился вдруг за пределами этого мира. В страхе и в отчаянии он увидел себя в глубокой тьме, и вокруг него в необозримую даль простирались только воды; и он оставил надежду на спасение.

Не было там ни солнца, ни луны и ни клочка земли; одни лишь воды. Но потом Маркандея увидел вдруг человека, который спал, возлежа на водах; его огромное тело светилось собственным светом и озаряло непроглядную тьму. Наполовину погруженное в воду, оно плавало в ней, подобное горе или облаку. 

Маркандея узнал великого Вишну и, радостный, приблизился к нему. В это мгновение спящий приоткрыл рот и, вдохнув воздух, проглотил святого мудреца. И Маркандея опять очутился в зримом мире с его горами, лесами и реками, городами и селениями. И он решил, что все виденное им было сном.

Опять он странствовал по городам, и весям, и священным местам, и протекли еще тысячи лет, и он обошел вселенную и не мог найти ей конца. Но однажды снова привиделся ему удивительный сон.

Снова был он один в пустоте и безлюдье; небо над ним было покрыто мглою, а внизу простирались бескрайние водные пространства. Но потом Маркандея увидел маленького мальчика, спящего на ветви баньянового дерева. Ослепительное сияние исходило от него, и Маркандея закрыл глаза руками, не в силах смотреть на божественное дитя.

«Я уже видел прежде этого мальчика, в этом нет сомнения», — подумал Маркандея и подошел ближе. Вдруг он услышал голос: «Не бойся, Маркандея, дитя мое! Ты можешь приблизиться ко мне».

«Кто ты, дерзкий, обратившийся без почтения к старцу, прожившему много тысяч лет и исполнявшему суровые обеты? — спросил разгневанный мудрец. — Даже Брахма воздает мне должные почести, именуя меня долговечным. Или ты ищешь гибели своей?»

Мальчик отвечал ему, улыбаясь: «Сын мой, я — древний Пуруша, твой прародитель. Я — Вишну-Нараяна*, которому принадлежит эта вселенная, созданная мною и заключенная во мне. Сын Кашьяпы и Адити, избавивший мир от власти асура Бали, — лишь одно из моих воплощений.

Много раз нисходил я на землю в разных обликах, чтобы спасти ее от зла. Рыба, спасшая Ману от потопа, Черепаха, что помогла богам добыть амриту из океана, Вепрь, извлекший землю из вод, Человеколев, Карлик, Парашурама, Рама, победивший Равану, Кришна*, герой, избавивший землю от притеснений злого царя Кансы, Будда, принесший на землю ложное учение, чтобы испытать благочестивых в истинной вере и отделить праведных от грешников, — все это мои аватары, мои нисхождения. Десятым моим воплощением на земле будет Калкин*, грядущий судия, который придет в час кончины вселенной.

Но не только эти воплощения, вся вселенная — солнце, луна и звезды, земля и море, страны света и годы — мое проявление, в них я создаю, охраняю и уничтожаю самого себя. Я — Тримурти*, единое божество в трех образах. Как Брахма — я создаю мир, как Вишну — храню его, как Шива — его разрушаю.

Один год жизни смертных, о Маркандея, — это всего лишь день и ночь для богов. Двенадцать тысяч божественных лет, слагающихся из таких дней и ночей, — это один день жизни Брахмы, и в течение этого дня существует вселенная. Когда творец засыпает и наступает ночь Брахмы, вселенная гибнет. Ночь Брахмы длится столько же времени, сколько его день; когда она минует и настает новый день, Брахма творит вселенную заново. О Маркандея, эта вселенная уже возникала и гибла не раз, и много раз она будет разрушаться и воссоздаваться снова. А жизнь Брахмы длится сто его лет.

День Брахмы, двенадцать тысяч божественных лет, составляет Махаюгу*, Махаюга же — Великая юга — состоит из четырех юг — веков человечества. В начале творения наступает Критаюга, Золотой век, который длится четыре тысячи божественных лет; ему предшествует период утренних сумерек, а за ними следуют вечерние сумерки — и каждый из этих периодов длится по четыреста божественных лет. В эту югу люди рождаются добродетельными, на земле живут одни лишь праведные брахманы, неукоснительно соблюдающие закон; и священная корова Дхармы — Закона — твердо стоит на всех четырех ногах.

Потом наступает Третаюга, Серебряный век, который длится три тысячи божественных лет, а до него и после него проходит по триста божественных лет утренних и вечерних сумерек. В этот век добродетель на земле убавляется на одну треть, люди начинают забывать о долге, и для поддержания дхармы вводится разделение людей на варны — сословия. В Третаюге Корова Закона стоит лишь на трех ногах.

Двапараюга, Медный век, продолжается две тысячи божественных лет, и с ним смыкаются дважды по двести лет сумерек. Еще меньше становится добродетели в мире, колеблющемся между тьмой и светом, между злом и справедливостью. Люди, ослепленные дурными страстями, отвращаются от исполнения священного долга, и Корова Закона стоит на двух ногах.

Наконец, наступает Калиюга, нынешний мрачный век, когда умножается безмерно порок на земле и в мире остается всего четверть дхармы. Оттого срок его краток — только тысяча божественных лет и дважды по сто лет сумерек. После него придет гибель погрязшего в грехе мира; страшный огонь, таящийся на дне океана вырвется на поверхность и пожрет вселенную. А потом, когда минет ночь Брахмы, все начнется сначала.

Гибель вселенной и ее создание будут повторяться снова и снова в течение ста лет Брахмы. А когда истечет жизнь этого Брахмы, Господь сотворит нового Брахму, и все начнется сначала».

И Вишну сказал: «О Маркандея, от меня происходит все, что было, есть и будет. Повинуйся моим вечным законам и странствуй по вселенной, заключенной в моем теле. Все боги, все святые мудрецы и все живые существа пребывают во мне. Я — тот, кем проявляется мир, но чье волшебство проявления — майя — остается непроявленным и непостижимым». И он опять проглотил Маркандею.

И, оказавшись в знакомом мире, полном жизни, и движения, и света, Маркандея уже не знал, что же было сновидением, а что — явью. «Этот ли мир и я вместе с ним — лишь греза бога? — думал он. — Или та непроглядная тьма, где пребывает Нараяна, мне только приснилась?»

Это характерное вишнуитское сказание содержится в «Матсья-пуране». Легендарный мудрец Маркандея, которому была дарована вечная молодость, выступает как рассказчик многих преданий в эпосе и пуранах. В нашем изложении использован также текст из других пуран — в перечислении аватар Вишну, в толковании учения о цикличности вселенной и описании четырех юг.

Мистическое отождествление Вишну со вселенной и со всеми богами, учение о майя — вселенской иллюзии, или о вселенной как «грезе» верховного божества, появление Вишну в облике гиганта, покоящегося в первозданных водах, или мальчика, играющего на ветви баньяна (вселенная мыслится тогда как «игра» — лила — божества, иллюзия, порожденная этой игрой), весьма характерны для религиозно-философских доктрин позднего индуизма.

 

Примечания

Нараяна — одно из наиболее употребительных имен Вишну в позднем индуизме (также Хари, Кришна, Мадхава, Хришикеша, Кешава и др.).

Кришна — герой древнего эпического цикла; в позднем индуизме — одна из наиболее почитаемых аватар Вишну. Его истории посвящены многие памятники древней и средневековой литературы — «Хариванша», «Бхагавата-пурана» и др. Кришнаизм — наиболее влиятельное из ответвлений внутри вишнуизма в средние века.

Калки — согласно учению позднего индуизма, мессия, грядущий судия и каратель человечества при кончине мира. Доктрина о 10 аватарах Вишну сложилась окончательно только к X в. н. э.; в «Матсья-пуране» мы еще не находим полного их перечня.

Тримурти — доктрина о триединстве Брахмы, Вишну и Шивы сложилась в индуизме около середины I тысячелетия н. э. Функции трех богов никогда строго не разграничивались в индуизме.

Махаюга — составляет, согласно подсчетам, 4 320 000 «человеческих» лет. День и ночь Брахмы чаще отождествляются с так называемыми «кальпами», состоящими из 1000 махаюг каждая. День Брахмы тогда составляет 4320 млн. лет — время существования этого мира; или та же продолжительность приписывается суткам Брахмы.

Последовательность «веков» в истории человечества в индийской мифологии совпадает с представлениями древних греков, но названия «веков» у индийцев имеют иное происхождение и не связаны с символикой металлов; они заимствованы из терминологии азартной игры в кости: «Крита» — «целый, совершенный», название выигрывающего броска, «кали» — «злосчастный» — проигрывающего, остальные — промежуточных.

Согласно индийской традиционной хронологии Калиюга, в которой мы живем, наступила (в пересчете на современное летосчисление) 18 февраля 3102 г. до н. э.

 

Джагешвар на карте

Kartazon Dream - авторские путешествия © All rights reserved

Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.

Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005 © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005 © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005 © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005 © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Джагешвар, Уттаркханд, Индия 2005 © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт