Яндекс Метрика

Пещеры Саспол, Ладакх, Индия

Пещеры Саспол

Пещеры Саспол датируются 15 веком нашей эры. В Ладакхе очень мало расписанных пещерных храмов раннего периода. Пещеры, также известные как пещерные храмы Гон-Нила-Фук, находятся под угрозой полного обрушения и были включены в список World Monuments Watch 2016. Для поддержки сводов пещер были установлены утолщенные земляные укрепления, которые можно увидеть на вершине холма. Храмы Саспол находятся под управлением монастыря Ликир.

Пещеры Саспол, Ладакх

Ум, как и пространство, присутствует изначально. Как солнце, он свободен от какой бы то ни было основы для тьмы неведения. Как цветок лотоса, он чист и не запятнан недостатками. Как золото, он не меняет своей природы. Как океан, он недвижим. Как река, он неиссякаем. Как гора Сумеру, он абсолютно неизменен. Когда ты поймешь, что он именно таков [и упрочишься в этом], это называется «обладание воззрением о реализации».

– Падмасамбхава

Пещеры Саспол – общая информация

  • Название: Пещеры Саспол (также известные как пещерные храмы Гон-Нила-Пхук)
  • Местонахождение: Ладакх, штат Джамму и Кашмир, Северная Индия
  • Месторасположение: в 70 км на запад от Леха, около монастыря Ликир
  • Основание: 13-15 вв
  • Основатели: неизвестно
  • Школа: Дрикунг Кагью
  • Число монахов: нет
  • Праздники: нет

Храмы Саспол расположены рядом с деревней Саспол, Ладакх, примерно в 76 км от Леха. Фрески находятся в пяти скальных храмах, два из которых сильно повреждены. Одна из пещер с фресками, окрашенная слоями известковой краски внутри и красной краской снаружи, считается главной пещерой. Здесь находятся очень редкие для того периода буддийские изображения ануттарайога тантры. Фрески состоят из большого количества небольших миниатюр, изображающих множество божеств буддийского пантеона.

Пещеры Саспол
Фрески пещер Саспол

 

История пещер Саспол

Пещеры Саспол, также известные как пещеры Гон-Нила-Пхук, расположенные в деревне Саспол в Ладакхе, представляют собой пять высеченных в скалах храмов, три из которых украшены буддийскими картинами, датируемыми тринадцатым-пятнадцатым веками. Считается, что картины были созданы последователями школы тибетского буддизма Дрикунг Кагью.

Пещеры Саспол, Ладакх
Пещеры Саспол

Из пяти пещер пещеры 4 и 5 повреждены и не содержат картин, и только пещеры 2 и 3 все еще содержат множество ярких фресок. Картины в Сасполе имеют большое значение, поскольку изображения представляют собой образцы буддийского искусства, созданные в то время, когда влияние кашмирского стиля ослабевало, а влияние центрально-тибетского стиля живописи росло.

Пещеры Саспол, Ладакх, Индия
Пещеры Саспол

Исследования показывают, что при подготовке к покраске стены пещеры сначала были оштукатурены смесью глины и грязи, чтобы сгладить любые неровности, а затем поверх штукатурки был нанесен тонкий слой белой грунтовки на основе гипса. Картины были написаны на белом фоне, и преобладающие цвета — синий, красный, охра, белый, желтый, зеленый и белый, полученные как из органических, так и из неорганических материалов. К первому относятся сажа, индиго и марена, а ко второму – азурит, аурипигмент и киноварь.

Пещеры Саспол
Ладакх

Краска наносилась в несколько слоев, а вариации цветов создавались путем нанесения очень тонких слоев одного цвета на другой. Эти методы соответствуют тем, которые можно увидеть на картинах этого периода в других частях Ладакха.

Пещеры Саспол
Пещеры Саспол

Пещера 2 в Сасполе украшена рисунками только на двух из четырех стен. На стене напротив входа изображены три большие фигуры: Шакьямуни в центре, Дже Цонкапа слева от него и Дипанкара справа. По бокам всех трех фигур изображены два бодхисаттвы. На центральной фигуре Шакьямуни одет как монах, в плаще, который кажется сшитым из кусков ткани, и держит в левой руке чашу для подношений.

Пещеры Саспол
Пещеры Саспол

Бодхисаттвы изображены в кашмирских коронах, украшенных драгоценностями, свисающими надо лбом. Триада окружена небольшими изображениями буддийских божеств, расположенными вертикально в два ряда. Два боковых бодхисаттвы также имеют нимбы вокруг голов.

Пещеры Саспол
Пещеры Саспол

Правая рука Дипанкары словно поднята, чтобы отогнать страх, типичный для абхайя-мудры, а в левой руке он держит чашу. Бодхисаттвы рядом с ним одеты в монашеские одежды, а тот, что справа, предлагает ему полоску белой ткани. Изображение Дипанкары окружено тридцатью девятью меньшими фигурами различных буддийских божеств. Слева от Шакьямуни находится фигура Цонкапы, совершающего дхармачакру-мудру, в окружении ученых и аскетов, одним из которых считается философ Нагарджуна, судя по змеям, окружавшим его.

Пещеры Саспол
Пещеры Саспол, Ладакх, Индия

В нижней части южной стены Пещеры 2 находится изображение Амитабхи в Сукхавати, что означает «земля блаженства». Изображение взято из текста Сутры Сукхавативьюха и показывает его жителей, в том числе бодхисаттв и летающих существ, украшенных драгоценностями, приносящих дары Будде. На западной части стены находится изображение Экадаса Мукхи, который считается духовно связанным с Амитабхой. Его окружают две формы Тары. Над ним нарисованы четыре бодхисаттвы, изображающие две последние из одиннадцати голов Авалокитешвары, в том числе Садакасару и Манджушри на льве.

Пещеры Саспол
Пещеры Саспол

Иконография пещеры 3 аналогична иконографии пещеры 2: главная стена на северо-западной стороне украшена фигурами, аккуратно расположенными рядами. Центральная фигура на этой стене — изображение Будды Ваджрасаны. Ваджрабхайрава, божество-защитник, изображен слева от Будды Ваджрасаны вместе с другими божествами, такими как Самвара, Гухьясамаджа и Хеваджра. Считается, что это одно из самых ранних изображений Ваджрабхайравы, найденных в Ладакхе.

Пещеры Саспол
Пещеры Саспол

В соответствии с традициями королевской портретной живописи, распространенными в Ладакхе вплоть до семнадцатого века, картина на северо-западной стене также изображает группу фигур под навесом во время ритуала освящения. В центре изображена фигура, предположительно дворянин, одетая в белые одежды, в сопровождении своей супруги. Еще одна фигура сидит слева от него, а справа – женщина в коническом головном уборе. Последняя фигура окружена тремя другими женскими фигурами, меньшими по размеру, чем она.

Пещеры Саспол
Пещеры Саспол

Пять священнослужителей изображены совершающими ритуал на небольшом украшенном столе. Эта сцена расположена под триадой Бодхисаттв в окружении учеников. В свою очередь, эта триада находится под образом Атиши. По обе стороны от этой фигуры две разные формы Самвары танцуют на лепестках цветка лотоса, который находится на вершине другого водного растения с большим количеством цветов с буддийскими мотивами, такими как колесо Дхармы и слоны.

Пещеры Саспол
Пещеры Саспол

На южной стене два бодхисаттвы, идентифицированные как Манджушри и Майтрейя, находятся рядом с изображением Авалокитешвары. Узнаваемые по своим атрибутам, эти двое сидят на цветке лотоса, с мечом и книгой рядом с Манджушри, кувшином в форме вазы и тремя ступами рядом с Майтрейей. На этих фигурах нарисованы глаза; этот мотив можно увидеть, начиная с тринадцатого века, в других храмах, таких как Цацапури в Алчи и Ступа Ньярма.

Пещеры Саспол
Пещеры Саспол

Под этим изображением находится редкое изображение Ваджравидараны, или победителя Ваджи, божества в буддизме Махаяны. Фигура, окрашенная в синий цвет, окружена птицами. На той же стене находится еще одна картина Амитабхи, похожая на ту, что найдена в Пещере 2.

Пещеры Саспол
Пещеры Саспол

На юго-западной стене есть две картины Ваджрапани: одна мирная, а другая гневная. В последней форме вдоль тела Ваджрапани нарисованы пять фигур Гаруды, каждая разного цвета, что соответствует пяти чакрам тела.

Пещеры Саспол
Пещеры Саспол

Другая фреска в Сасполе служит убедительным свидетельством того, что ткачество практиковалось в этом регионе еще в двенадцатом веке. Среди восьмидесяти пяти махасиддхов, изображенных на стенах одной конкретной пещеры, есть махасиддха Тантипа (ткач), сидящий за своего рода ножным ткацким станком. Белая ткань, которую он ткет, скорее всего, представляет собой неокрашенную шерсть, широко используемый в этом регионе материал.

Пещеры Саспол
Пещеры Саспол

На момент написания композиционная и символическая сложность росписей Сасполя сделали его пещеры популярным туристическим местом. Однако из-за постоянного выветривания валунов вокруг пещер основание участка сейчас нестабильно. Это привело в некоторых местах к обрушению фасада, обнажив фрески внутри для воздействия внешней среды. В 2015 году INTACH Ladakh начал серию работ по консервации и реставрации, которые в 2016 году были дополнительно поддержаны Всемирным фондом памятников.

 

Фотогалерея пещер Саспол

Пещеры Саспол
Фрески пещер Саспол
Пещеры Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол
Фрески пещер Саспол

 

Пещера номер 2

Фрески пещер Саспол, пещера номер 2
Фрески пещер Саспол, пещера номер 2
Фрески пещер Саспол, пещера номер 2
Фрески пещер Саспол, пещера номер 2
Фрески пещер Саспол, пещера номер 2
Фрески пещер Саспол, пещера номер 2
Фрески пещер Саспол, пещера номер 2
Фрески пещер Саспол, пещера номер 2
Фрески пещер Саспол, пещера номер 2
Фрески пещер Саспол, пещера номер 2
Фрески пещер Саспол, пещера номер 2
Фрески пещер Саспол, пещера номер 2
Фрески пещер Саспол, пещера номер 2
Ладакх

Гималаи Ладакха и деревня Саспол

Гималаи Ладакха и деревня Саспол
Гималаи Ладакха и деревня Саспол
Гималаи Ладакха и деревня Саспол
Гималаи Ладакха и деревня Саспол
Гималаи Ладакха и деревня Саспол
Гималаи Ладакха и деревня Саспол
Гималаи Ладакха и деревня Саспол
Гималаи Ладакха и деревня Саспол
Гималаи Ладакха и деревня Саспол
Гималаи Ладакха и деревня Саспол
Гималаи Ладакха и деревня Саспол
Скальные храмы Саспол, Ладакх
Гималаи Ладакха и деревня Саспол
Буддийские скальные храмы Саспол, Ладакх, Индия
Буддийские скальные храмы Саспол, Ладакх, Индия
Буддийские скальные храмы Саспол, Ладакх, Индия
Пещеры Саспол, Ладакх, Индия
Пещеры Саспол, Ладакх, Индия

 

Восточный Тибет был местом рождения Друбванга Цокни, Падма Дриме Озера, эманации ученика Джецуна Миларепы, йогина (репы) Речунгпы (Речунг Дордже Драг) и тертона школы Ньингма — Ратна Лингпы, одного из главных учителей йогина Шакья Шри, который оказал значительное влияние на развитие традиций тибетского буддизма, а также внутри линии Друкпа Кагью.

Великий мастер Тогдена Друбванг Шакья Шри, ставший главным гуру для шестого Кхамтрул Ринпоче, Тенпэ Ньимы (1849-1907 гг.), полностью освоил практику Шести Йог Наропы. Родившись в первой половине 19 века в Нангчене, он сумел передать свои знания и опыт своим ученикам.

В связи с развитием традиций Дхармы и тибетского буддизма на западе, он создал множество монастырей особой линии йоги Ньингма — Ратна Лингпы, которая является уникальной на Тибете и за ее пределами.

 

Жемчужины Ладакха. Тур в Гималаи

 

Как заяц царские указы читал

В одной местности жила овца с ягненком. Однажды пришел туда волк. Овца увидела его и перепугалась, от страха ее бросило в дрожь и пот. Тут подбегает заяц и спрашивает:

— Что с тобой, отчего так дрожишь?

— Смерть свою увидала, — отвечает овца.

— Не бойся, я спасу тебя, — сказал заяц, сел на овцу верхом и они поехали; ягненок побежал следом. Проезжают они мимо оставленного становища. Заяц заметил валяющийся лоскуток войлока, красненькую тряпичку и красную же бумажку от чайной обертки. Не слезая с овцы, он велел ягненку подать сначала войлочек, потом тряпичку и, наконец, бумажку.

Потом они поехали далее и добрались до волка. Заяц строгим голосом, все также не слезая с овцы, приказывает ягненку:

— Постели белый олбок! Расстели красный ковер!

Слезает заяц с овцы и садится на разостланное. Севши, говорит:

— Подай мне царский указ!

Ягненок подает клочок чайной обертки. Заяц взял его в лапы и начал читать:

— Вот пришел царский указ. От каждой породы зверей велено доставить по сто шкур. От волков доставлено только девяносто девять. Одной шкуры недостает!

Произнесши эти слова, заяц остановился, как будто передохнуть. Только он произнес, что одной волчьей шкуры не хватает, волк подумал, что это ему придется поплатиться своей, и пустился бежать что есть мочи. Встречается ему лиса и спрашивает:

— Куда ты так бежишь?

— Как не бежать, — отвечает волк. — Заяц объявил мне царский указ, требующий моей шкуры.

— Этого не может быть, — возражает лиса.

— Ну вот еще! Он ведь печатный указ прочитал мне.

— Он обманул тебя! Пойдем, уличим его.

Волк согласился, но только при условии, что лиса привяжет свой хвост к его хвосту. На том и порешили. Связались хвостами и пошли. Заяц увидел их еще издалека и принялся опять читать:

— В царском указе сказано, что от лисиц требовалось сто шкур. Одной шкуры не хватает.

Как услышала про то лисица, сразу бросилась наутек. Волк тоже струсил, побежал вместе с лисой. Он бежал шибче, так что лиса не могла угнаться за ним и упала. Волк мчался, не оглядываясь, и тащил лису за собой волоком. Шерсть ее обтерлась о камни, бока оголились. Обернулся волк, увидел такое дело и говорит:

— Мне и без того тошно тащить ее, а она еще шубу с себя снимает.

Поднялся он на гору. Дошел до вершины и остановился; лисица лежит уже мертвая, оскалив зубы. Волк говорит:

— Я мучился, тащил ее на гору, а она смеется!

– мифы и легенды Тибета

Пещеры Саспол на картах

Kartazon Dream - авторские путешествия © All rights reserved

Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.

Пещеры Саспол, Ладакх, Индия © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Пещеры Саспол, Ладакх, Индия © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Пещеры Саспол, Ладакх, Индия © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Пещеры Саспол, Ладакх, Индия © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Пещеры Саспол, Ладакх, Индия © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт