Яндекс Метрика

Храмы Индии. Сакральная Индия

История Священной Земли (Индия)

Однажды, как гласит легенда, в северном королевстве Канкхол, недалеко от священного города Хардвар, жила прекрасная принцесса по имени Сати. Будучи одной из 50 дочерей царя Дакши, Сати, на самом деле, была воплощением богини Парвати. Достигнув зрелого возраста, она вышла замуж за своего божественного супруга — лорда Шиву, Разрушителя.

Храмы Индии. Сакральная Индия

Каумуди Маратхе – Храмы Индии, История священной земли

Эта Вселенная многообразна, ввиду различения хорошо подогнанных друг к другу объектов и субъектов.

Сознающий индивид, в котором свернуто Сознание как Сила, поистине имеет всю Вселенную в качестве тела в свернутой форме.

Сама Сила Сознания, спустившись вниз от Сознания Самого по Себе, становится индивидуальной психикой, поскольку она сворачивается с представшими перед ней предметами Познания.

– Раджанака Кшемараджа

Но проклятие божественной гирлянды, подаренной царю Дакше богами, вызвало его необъяснимую ненависть к зятю. Так, однажды, когда он решил совершить великое жертвоприношение Брихаспати, он не допустил Шиву и Сати на эту церемонию. Нежно любящая его дочь не могла оставаться в стороне и поехала в Канкхол, думая: “Мой отец не сможет прогнать меня, когда увидит”. Бедная Сати не осознавала степени гнева жестокосердого Дакши. Когда царь увидел свою дочь, он выплеснул поток оскорблений в адрес Шивы.

Группа храмов Ади Бадри, VIII-XII вв. Уттаранчал, Индия
Группа храмов Ади Бадри, VIII-XII вв. Уттаранчал, Храмы Индии

Будучи верной женой, Сати не могла смириться с нанесенными ее мужу оскорблениями. В то же время, как послушная дочь, она не могла противоречить своему отцу. Охваченная горем, она упала мертвой перед царем. В своей обители на горе Кайлаш Шива узнал об этом печальном событии и впал в ярость, поклявшись отмстить нераскаявшемуся Дакше за его несправедливость.

Спустившись на землю, Шива и его армия двинулись к месту жертвоприношения (yagya) царя и уничтожили армию Дакши. Шива обезглавил монарха и бросил его голову в жертвенный костер. Убитый горем Шива поднял тело Сати и странствовал с ним по всей стране в течение многих лет, бесцельно и безутешно.

Эллора. Скальные храмы Индии © Kartzon Dream - авторские путешествия, тревел фото
Скальные храмы, Эллора, Махараштра, Индия. Храмы Индии

В конце концов бог Вишну сжалился над могущественным богом и решил прекратить его страдания. Используя свое могущественное оружие — sudarshan chakra (диск), он разрезал тело его жены на множество частей. После того, как все части тела Сати упали на землю, они превратились в камни и освятили ее. И вокруг этих камней возникли в Индии священные и благодатные места ( pitha).

Облака над Тунгнатхом © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры, тревел фото, тревел видео
Главный мандир Тунгнатха. Храм Тунгнатх, X век, Уттаранчал

Так, Бхаратварш (индийский субконтинент), как говорится в древних ведических текстах, стал “святой землей” со священной горой Меру на севере и девятью священными реками (nav kanyaka-s), такими как Ганга и Ямуна, текущими по его территории. Это земля семи исторически значимых районов с сильной властью (kshetra-s), семи древнейших городов (saptpuri) — Айодхья (Оудх), Матхура, Майя (Хардвар), Каши (Бенарес), Канчи (Кандживарам), Авантика и Дваравати (Дварака), где можно достичь спасения (moksha). Это — страна, согласно древнему эпосу Махабхарата, с тысячами мест паломничества (tirtha-s), где верующие могли перейти реку жизни и достичь вершины берега на противоположной стороне.

Храм Кайласанатха, VIIв, старейший храм в Канчи. Канчипурам, Тамил Наду, Индия © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храм Кайласанатха, VIIв, старейший храм в Канчи. Канчипурам, Тамил Наду, Храмы Индии

Повсюду в Индии места поклонения, начиная с ее крайней северной части до самой южной части полуострова, вдающейся в Индийский океан. Практически нельзя пройти и одной мили, чтобы не встретить ту или иную святыню — будь это исторический памятник или просто кусок камня, символизирующий деревенское божество. Каждый из них по своему знаменателен, напоминает о пребывании бога или его доблестном деянии в этом крае, или же просто свидетельствует о его существовании, являясь божественным созданием, пользующимся божественным покровительством. Каждый хотел быть ближе к богу.

Это объяснялось тем, что в древние времена вера значила больше, чем священные догмы, которым нужно было следовать, больше, чем убеждение в существовании всемогущего и сильного существа, больше, чем способ не дать людям свернуть с истинного и прямого пути. Скорее, в большей степени, чем религия, брахманизм, позже известный как индуизм, был слиянием арийских и дравидийских привычек и традиций. Бог был везде — в каждом человеке, в каждом предмете.

Своей всепроникающей силой он тонко и ясно управлял процессами мышления, действиями, обстоятельствами, верованиями, науками и ритмами жизни людей.

Рамешварам, храм Раманатасвами, Индия © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храм Раманатасвами. Рамешварам, Тамил Наду, Храмы Индии

Сильное и последовательное влияние индуизма совершенно очевидно в обществе, где даже сегодня эта философия играет всеобъемлющую роль. Она определяет как мирские события — приготовление пищи в определенные сезоны и проведение обрядов и церемоний. Она также оказывает влияние и на духовную жизнь, на характер и отношения индусов. Их вера в карму (судьбу, karma) безусловно ведет к фатальному взгляду на жизнь. Традиционно индусы могут покориться событиям, как судьбе, которая предопределена им, они верят, по крайней мере теоретически, что в конце концов, они должны пожертвовать материальным миром в пользу аскетизма.

Мамаллапурам (Махабалипурам), Индия © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Береговой храм Алайваякойл. Мамаллапурам (Махабалипурам), Тамил Наду, Индия. Храмы Индии

По существу, индуизм — это путь поклонения жизни в ее любой форме, и путь к сосуществованию. Индуист смотрит на жизнь не как на единственную возможность, а как на часть большого цикла рождений, смертей и освобождения. Это путешествие, в котором смерть играет важную роль, но не обязательно ведет к мокше (спасению, moksha).

За спасение нужно бороться и достичь его можно различными способами брахмавидия (путем познания) или tirtha (паломничеством), оба они ведут к bhakti (к вере, то есть _ к радости). Некоторые люди добиваются этого в течение своей жизни —jivan mukti, другие проводят всю свою жизнь в поисках окончательного освобождения от всех форм существования.

“Только если храм правильно построен в соответствии с математической системой, можно ожидать, что он будет функционировать в гармонии со Вселенной. Только если размеры храма будут во всех отношениях совершенны, совершенство будет и во Вселенной”.

– Маямата, XXII

По одному предположению, mandir (храм) был просто конкретным местом, данным богу для блага тех, кто не мог достичь его без помощи и кто не мог совершить самую высшую форму паломничества, манашистру (паломничество ума), чья “глубокая, чистая вода — истина (сатья).

Храм Минакши. Мадурай, Тамил Наду © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храм Минакши. Мадурай, Тамил Наду, Индия. Храмы Индии

Идея храма, рассчитанная на духовный подъем человека, существует абстрактно. Однако по ходу возникновения религиозной архитектуры, храм со всеми присущими ему характерными признаками превратился в символ силы и богатства соперничавших династий, стремящихся создать более величественные, более памятные сооружения. В то время, как они могли бы служить увековечиванию их имен, в действительности, покровители и управляющие часто принижали большинство населения, обслуживая только привилегированную элиту.

Магия-храмов4-Халебиду
Храмовый комплекс Белура, Карнатака, Храмы Индии

Основа индуизма, если отвлечься от его связи с кастовой политикой и властью, является пантеистической по двум причинам. Первая — это вера в то, что, хотя все-таки существует только один Верховный бог, он действует во многих формах для различных целей охранять добро, уничтожать зло, восстанавливать мир на земле и преодолевать хаос. Поскольку эти мириады форм приносят пользу человечеству во многих областях жизни, они все должны почитаться.

Во-вторых, возникший из древних языческих обрядов и поклонения силам природы, таким как солнце, луна, звезды, морские приливы и отливы, вода, огонь и воз дух, индуизм до сегодняшнего дня олицетворяет эти силы с человеком в форме божеств — Сурьи, Сомы, Ганги, Агни, Вайю, Варуны и других. Действительно, целых 33 ведических божества были приняты индуизмом, и им поклонялись маленькие общины и вся нация.

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв. Храмы Индии

Священная троица богов, пришедшая из ведического периода, включает в себя Брахму — Создателя, Вишну — Хранителя и Махеша (Шиву) — Разрушителя и (как это ни парадоксально) Защитника.

Скальные храмы, остров Элефанта
Скальные храмы. Остров Элефанта. Храмы Индии

Согласно индуистской мифологии, Брахма, хотя и величайший из всех богов, был однажды проклят за то, что у него нет последователей, и поэтому памятников ему не строили. Это объясняет, почему существует очень небольшое число mandir-s (храмов), посвященных ему, хотя он часто присутствует в храмах других богов. Хотя ему и не поклоняются, Брахма остается высокопочитаемым богом.

Храм Солнца (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд © Kartzon Dream - авторские путешествия в Индию
Главный мандир. Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд. Храмы Индии

Главными божествами индусов остаются Вишну и Шива. Их последователи составляют две ключевые секты индуизма — шиваитов и вишнуитов. Хотя каждая из них молится своему богу, связь между ними настолько тесная и взаимопроникающая, что те, кто поклоняются одному, неизбежно поклоняются и другому.

Храмовый комплекс Айхоле - авторские путешествия Kartazon Dream, тревел фото
Пещера Равана Пхади. Храмовый комплекс Айхоле, Карнатака. Храмы Индии

В храме бога Вишну, например, находятся фигуры других богов, включая Шиву и его жену Парвати. Действительно, в большинстве храмов, несмотря на их принадлежность определенному богу, находится статуя сына Шивы Ганеши — слоновьего бога, с поклонения которому начинаются все добрые дела.

Индусы поклоняются также целому ряду мелких богов и богинь в своих личным молельнях или в больших храмах. Некоторые из 10 аватар (воплощений) Вишну, посланных на землю, чтобы победить зло, почитаются особым образом. Другие тоже почитаются и изображаются во многих храмах.

Храмовый комплекс Айхоле
Дурга. Айхоле, Карнатака, Индия. Храмы Индии

Эти аватары — Матсья (рыба), Курма (черепаха), Вараха (кабан), Нарасимха (человек-лев), Вамана (карлик), Парасурама (воин-брахман), Рама (идеальный мужчина), Кришна (темнокожий бог), Буддха (индуистский священнослужитель, который в попытке приспособиться к изменениям, привнесенным нововведенной буддийской религией, стал особой аватарой) и Калки (аватара, которая еще только должна появиться).

Из всех перечисленных выше Кришна и Рама приобрели статус великих богов, затмив по популярности даже Вишну и Шиву, благодяря их осязаемой человеческой форме и качествам, включая причуды и cлабости. а также потому, что верующие могли «позвать их по историям, расказанным о них в Махабхарате и Рамаяне».

В то время как Шива и Вишну оставались на небесах только время от времени спускаясь на землю, Рама и Кришна были рождены на земле (первый стал царем, а второй — пастухом, его часто изображали с коровой, играющим на флейте, созывающим свое стадо), живущим и умирающим как смертный существа.

Храмы Паттадакал, III-IXвв.Карнатака - авторские путешествия Kartazon Dream, тревел фото
Храмы Паттадакала, III-IXвв.Карнатака. Храмы Индии

В доарийские И арийские времена богиня—мать являлась важнейшей фигурой,  символизирующей изобилие и рождение, аспекты жизни, которые были священными. То, что сокровенные святилища всех без исключения индуистских храмов называются garba ghra [место чрева и святая святых], является свидетельством этого почитания. Богине-матери поклонялись верующие многих местных “примитивных” культов, включая тантрические, наполнявшие зто поклонение сексуальными содержанием.

Тем не менее с приходом патриархальных арийских захвадчиков преобладающее влияние богини-матери постепенно снижалось.

Халебид - изящество каменных кружев Хойсала © Kartzon Dream - путешествия в Индию
Храмы Хойсалешвара и Кедарешвара XII-XIV вв. Халебид, Карнатака. Храмы Индии

Различные аспекты женственного начала — кротость, храбрость, гнев — все еще почитаемы индуизмом, однако, женское божество обычно занимает по отношению к мужскому второстепенное место. Лакшми, жена бога Вишну, является богиней изобилия, счастливой судьбы и красоты; Сарасвати —— богиней знания, Парвати — образцовая жена, а Дурга воплощает женское начало.

Хампи, Карнатака, Индия
Хампи, Карнатака, Индия. Храмы Индии

Вместе с изображениями главных богов изображались также их слуги и повозки, изображения которых также находятся в храмах, причем часто ИМ поклоняются отдельно. Эти изображения обычно являются символами божеств,характеристиками их жилища или области их обитания или района, который находится в их власти. Так Шива восседает на быке Нанди, мужественный и сильный, Вишну на змее Нага; а Ганеша — на мыши или крысе.

Храмы Бадами, Карнатака, Индия © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Нага Радж, царь нагов. Бадами (Ватапи). Храмы Индии 

Сурья управляет колесницей, запряженной семеркой лошадей, объектом многих скульптурных изображении в индуистских храмах, а Яма – бог смерти, восседает на внушающем страх черном быке. Лакшми, которая возродилась из океана с помощью черепахи, часто изображается стоящей на ней, как Ганга – богиня рек. Сарасвати парит на лебеде от которого она получила свое имя, а богиня-воительница Дурга или Кали изображена скачущей на свирепом тигре.

Аджанта. Пещерные храмы Индии © Kartzon Dream - авторские путешествия, тревел фото
Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия. Храмы Индии

В настоящее время индуизм — это не только смесь рассказов и поучительных сказок о божественных существах временах, но также сложное, зачастую жесткое, иногда непостижимое собрание традиций, церемонии, ритуалов форм “склонений, что является вполне естественным для религии, которая формировалась, развивалась и видоизменялась в течение более, чем тысячелетия. Некоторые традиции и ритуалы изжили себя, и им следуют беспрекословно но не понимая их.  «Образ жизни» – во многих случаях превратился в другое клише — «слепая вера» .

Тур в Центральную Индию. Аджанта, Эллора, Хампи

Храмы Индии в слайдшоу “Вибрации Индии” на канале Youtube

Ошибка богов

Когда над миром восходило Время, змее-дракон похитил солнце, и возникли долгие сумерки. Не были они ни днём, ни ночью, но длились и длились, и богам было тяжко без света. Увидев, что за этими нескончаемыми сумерками наступает такая же бесконечная ночь, Индра устремился на бой с Вритрой и убил его, возвратив солнце на небо. Все страны освободились от мрака, и радость земли была безгранична.

Индра стал признанным царём богов и земнорожденных и обитал в праведности и довольстве в своём раю, который все стали звать Рай Индры.Но внезапно его охватила тоска. Он вспомнил, что убил змея Вритру, который был сыном брахмана, а такой грех не может быть прощён ни богами, ни самим собой. Его охватило уныние, настолько глубокое, что он покинул небо и скрылся в воде озера на одиноком острове посреди северного океана.

Воцарилось безвластие в небе и на земле. Оно так пагубно отразилось на земной тверди, что она вся опустела, увяли цветы, засохли деревья и иссякли все реки.

Небожителей охватило великое беспокойство — ведь в отсутствии царя все события впадают в великий беспорядок, и жизнь погружается в море невзгод. Они собрались на совет и долго не могли решить, что же им теперь делать. Хотели было другого бога возвести на царский трон, но никто из них не решался стать во главе царства. Призванные на совет величайшие мудрецы, наивысшие из достойных, посоветовали призвать на царство земного правителя. Всем им был известен царь по имени Нахуша, происходящий из древней прославленной Лунной династии. Все знали, что правители из этого рода всегда славились праведностью и умением вести царство к процветанию.

Достигнув общего согласия, боги приблизились к Нахуше и стали просить его взойти на небесный трон и обрести высочайшую власть над небом и землёй. Но этот земной царь сначала очень испугался и стал говорить, что у него нет такой силы, чтобы управлять тремя мирами. Боги же стали его упрашивать, указывая на самих себя как на источник его силы, а также на стойких в обетах мудрецов и на умелых во всём гандхарвов.

После долгих колебаний и сомнений Нахуша согласился и был объявлен царём. Он обещал при чтении святых гимнов Вед, что будет беспорочно и неуклонно охранять от зла все небесные и земные пределы и беречь всё сущее. Но, взойдя на трон, сразу же начал с того, что стал алчно вкушать сладость своей безмерной власти. Окружив себя прелестными апсарами, он погрузился в море наслаждений и пировал в роскошных небесных садах, питаясь молоком от лучших коров, вкушая плоды небывалого аромата и вкуса и слушая дивную музыку и пение гандхарвов, увлекающее слух и завораживающее душу.

И вот однажды он увидел Индрани, божественную супругу Индры. Потрясённый её красотой, Нахуша не смог сдержать своей дерзостной страсти и потребовал, чтобы она стала его покорной служанкой. Испуганная богиня обратилась с горькими жалобами к достойному жрецу и наставнику богов, мудрейшему Брихаспати, прося защитить её, верную и благочестивую жену бога-воителя, от домогательств Нахуши, который забыл о законах чести, обязательных для царя и для каждого воина. Мудрец утешил её, сказав, что Индра скоро вернётся на царство, и посоветовал не попадаться на глаза новому правителю.

Узнав о её жалобных речах, обращённых к Брихаспати, Нахуша впал в такой ужасный гнев, что стал даже страшен видом и испугал всех вокруг, а земля вся задрожала от страха. Он грозно напомнил богам, что теперь он царствует, а потому им следует почитать его веления и немедленно привести к нему эту чужую супругу.

Смутившиеся боги направились к Индрани, которая укрылась в обители Брихаспати, и передали ей ужасные слова Нахуши. Они все пришли в смятение, и не видели выхода, ибо он был теперь их владыкой и требовал неукоснительного подчинения. Но Брихаспати твёрдо сказал, что он не предаст эту богиню, прибегнувшую к его покровительству, так как тот, кто отдаёт врагу просящего защиты, сам не найдёт её в нужный миг. Но он посоветовал Индрани обмануть дерзкого, испросив у него времени для размышления — ведь не сможет она вдруг превратиться в его супругу, не узнав сначала, что случилось с её первым мужем.

Обрадованный её мнимым согласием Нахуша разрешил ей повременить, поверив, что эта богиня, отмеченная всеми знаками красоты, скоро будет принадлежать ему. Он продолжал свои бесчинства и пренебрегал обязанностями царя, погружаясь всё глубже в пучину неправды и проводя дни и ночи в поисках удовольствий и радостей.

Видя всё это, боги направились за советом к самому Вишну, перворождённому и многовластному блюстителю праведности. Выслушав их жалобы, этот пресветлый стал скорбно размышлять о том, как вернуть на царство Индру, как очистить его душу от сознания греховности его поступка — этого содеянного им некогда убийства Вритры. Наконец Вишну пояснил пришедшим, что к этому только один путь — бог-воитель должен совершить великое жертвоприношение коня, что является искуплением даже такого великого греха, как убийство брахмана.

Боги, возглавляемые жарким Агни, явились к скрытому убежищу Индры и провели вместе с ним этот величайший ритуал — ведь не следует его проводить в одиночестве, ибо не будет в этом должной заслуги. Такое жертвоприношение снимает грех с души и делит его тяжесть между деревьями и реками, между горами и землёй. Но даже при этом избавлении от греха слабость духа не покинула Индру и он продолжал скрываться в водах того озера на острове.

Объятая тоской Индрани призвала к себе прорицательницу, умоляя указать место, где можно найти супруга. И эта всевидящая привела её к океану, и к острову, и к озеру на нём. Встретившись с мужем, Индрани излила ему все свои горькие жалобы, рассказав о домогательствах бесстыдного Нахуши и о том, как трудно ей одной вести борьбу с его нечистыми желаниями. Она слёзно умоляла Индру вернуться или хотя бы дать ей совет, что делать, как спасти свою честь.

И тот бог, бывший ещё недавно столь неодолимо мощным, а теперь погружённый в одоление своей слабости, просил её ждать его возвращения, а пока ещё раз прибегнуть к хитрости и постараться так унизить злодея, чтобы отняли у него боги свой ошибочный выбор — избрание его на царство.

— Заставь его совершить такую низость, — сказал он, — которая уже никем не сможет быть прощена. Обещай ему, что станешь его женой только тогда, когда принесут его к тебе самые избранные мудрецы-риши в паланкине на своих плечах.

Согласившись с мужем, вернувшаяся в верхний мир Индрани передала Нахуше своё требование. Этот низкодушный поторопился его исполнить и повелел впрячь в свой паланкин лучших из аскетов, заслуживших своим подвижничеством пребывание на небесах вместе с небожителями. Увидев это невероятное шествие, боги содрогнулись. А изнуряемые усталостью и горестью те великие и непорочные мудрецы, которые несли Нахушу, спросили его, помнит ли он и признаёт ли те гимны и слова, что изрекал он при обряде восшествия на трон.

И он ответил, что ничего этого он не помнит и не знает. Тогда все обвинили его в том, что он склонен к беззаконию и порочит Веды. Но этот погрязший в грехах и отступничестве осмелился ещё и толкнуть ногой голову высшего среди мудрецов, совершив непростительный поступок. И вот всеми этими низкими деяниями он отбросил от себя и силу, и власть, и право повелевать. И оскорблённый им мудрец воскликнул во гневе: «Низвергнись же ты, лишённый величия, стремглав на землю! В течение десяти тысяч лет будешь ты ползать теперь по миру под видом громадного змея!»

И Нахуша вмиг скатился с небес, как сгусток тьмы. А Брихаспати направился к убежищу Индры и повёл с ним беседу о том, что кончилось беззаконие на царстве, и это означает возврат к Индре его великой силы. Узнав, что наставник встретился с этим царём небес, пришли туда и другие боги. Восхвалив должными словами все подвиги этого небесного владыки гроз, они напомнили ему, что ведь Нахуша был избран на царство лишь потому, что сам Индра отказался от власти, и призвали его вернуться на трон.

Тогда Индра, вновь обретший свою неодолимую силу, вскочил на своего белого слона, избранного им в дни добывания амриты из молочного океана, и направился в свои небесные пределы. Его радостно сопровождали все пришедшие за ним небожители, ликующие в ожидании нового воцарения праведности на небесах и на земле.

– мифы и легенды Индии

Kartazon Dream - авторские путешествия © All rights reserved

Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.

Храмы Индии. Сакральная Индия © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Храмы Индии. Сакральная Индия © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Храмы Индии. Сакральная Индия © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Храмы Индии. Сакральная Индия © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Храмы Индии. Сакральная Индия © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт