Яндекс Метрика

Монастырь Матхо, Ладакх

Монастырь Матхо (Матхо гомпа), Ладакх

Монастырь Матхо , известный также как Монастырь Мангтро или Мангтро Гонпа, представляет собой буддийский храм, расположенный на севере Индии в Ладакхе, в 26 километрах к юго-востоку от города Лех. Его название происходит от тибетских слов “манг”, что означает “много”, и “тро”, что означает “счастье”.

Деревня Матхо находится в устье глубокого ущелья, которое проходит через реку Инд и выходит из хребта Занскар. Прямо напротив Монастыря Матхо находится Монастырь Тиксе, и оба этих места взаимно смотрят друг на друга со своих берегов реки Инд. С монастыря открывается захватывающий вид на горный хребет с вершиной Матхо Кангри, вечно заснеженным хребтом Сток и холмом Тиксе.

Монастырь Матхо (Матхо гомпа), Ладакх

Если в этом состоянии ум обращается к объектам, в этом нет вреда; что бы ни возникло, оно возникает уже успокоенным, подобно облакам на небе. Точно так же, что бы ни возникало в распахнутости Чистого и Полного Присутствия, оно успокоено в себе и потому безвредно. Мышление не затмевает этого состояния, поэтому нет необходимости что-либо исправлять. Это есть ясность вне концепции, чьи благие качества подобны всегда спокойным глубинам океана.

– Шри Симха

Монастырь Матхо – общая информация

  • Название: монастырь Матхо, Мато, Машр, Машале, Машо
  • Местонахождение: Лех, Ладакх, Северная Индия
  • Месторасположение: примерно в 26 км к юго-востоку от Леха
  • Основание монастыря: 16 век
  • Основатели: Лама Дугпа Дордже
  • Школа: Сакья
  • Число монахов: 2-5
  • Праздники: фестиваль Мато Награнг, праздник Оракулов

 

Монастырь Матхо и его история

Лама Дугпа Дордже основал Матхо Гомпу в Ладакхе в 16 веке. Он расположен на противоположном берегу реки Инд, примерно в 26 км к юго-востоку от города Лех. Мато — единственная гомпа Ладакха, принадлежащая к ордену тибетского буддизма Сакья. Оракул монастыря – священник, проживающий в самом монастыре. Рядом с монастырем также расположено несколько священных святынь, одна из которых посвящена божествам-хранителям.

Монастырь Матхо (Матхо гомпа), Ладакх
Монастырь Матхо (Матхо гомпа), Ладакх

В монастыре Матхо ежегодно проводится фестиваль Матхо -Награнг. Фестиваль проходит 14 и 15 числа первого месяца тибетского календаря. Все монахи участвуют в священных танцах, исполняемых на этом ежегодном мероприятии. Считается, что во время фестиваля Матхо Награнг два бога, известные как Ронгцан, спускаются, чтобы посетить монастырь.

Монастырь Матхо (Матхо гомпа), Ладакх
Монастырь Матхо (Матхо гомпа), Ладакх

Уникальность этого монастыря заключается в его резных деревянных украшениях фасадов, а также в коллекциях тханок и мандал. Монастырь Мато также может похвастаться удивительно богатой коллекцией четырехсотлетних тханок. Внутри монастыря есть небольшой музей, где можно увидеть ритуальные барабаны, костюмы лам, а также их маски и наряды, которые они носят во время своих танцев и ритуальных церемоний.

Монастырь Матхо (Матхо гомпа), Ладакх
Монастырь Матхо (Матхо гомпа), Ладакх

С правой стороны монастырского двора находится вход в Духанг (главный зал). Картины Хранителей Четырех Направлений украшают веранду Дукханга. Внутри находятся два ряда сидений для лам, а также тронное сиденье, предназначенное для Римпоче, главного ламы Мато. За тронным сиденьем расположены четыре статуи: тысячерукого Авалокитешвары, Майтрейи, Шакьямуни и благословляющего Будды.

Монастырь Матхо (Матхо гомпа), Ладакх
Монастырь Матхо (Матхо гомпа), Ладакх

На входной стене слева изображен Махакала, самое страшное буддийское божество-хранитель, а справа – другие божества-защитники.

Рядом находится гонкханг Тара Лхакханг с обычным 21 изображением богини и небольшим храмом, посвященным Ламе Ламдре из Ордена Сакьяпа.

 

Фестиваль Матхо Награнг, праздник Оракулов

Ежегодный фестиваль Оракулов Матхо Награнг, который проводится в Машо Гонпа, известен своим буддийским монастырем. Он происходит в 14-й и 15-й дни первого месяца тибетского календаря. В течение нескольких часов на этом фестивале два оракула, также известные как “Ронгцан”, воплощаются в телах двух монахов. Их цель – попытаться предсказать судьбу местных деревенских общин на грядущий год. Каждые три года из монахов монастыря выбираются два проводника оракулов, которые занимают эту должность на протяжении трех лет. В первый год эти монахи должны провести 9 месяцев в медитации перед наступлением праздника.

В течение следующих двух лет медитация продлится на два месяца. По окончании ретрита два монаха выйдут и присоединятся к остальным монахам, чтобы сформировать круг. Затем их имена будут помещены в чашу, и будет проведен жребий, чтобы определить, на кого выпадет честь. Каждые три года ламы-оракулы избираются с помощью жребия, и на празднике оракулов они демонстрируют свои невероятные смособности обращения с ножами и мечами, а также умение ходить по крыше монастыря с закрытыми глазами. Перед началом буддийской мистерии Матхо Нангранд у оракулов можно получить благословение.

Во время мистерии очень тщательно следят за тем, чтобы никто не фотографировал оракулов, запрет на это категорический.

Ступы рядом с монастырем Матхо, Ладакх
Ступы рядом с монастырем Матхо, Ладакх
Ступы рядом с монастырем Матхо, Ладакх
Ступы рядом с монастырем Матхо, Ладакх
Монастырь Тикси, вид с Матхо
Монастырь Тикси, вид с Матхо
Город Лех, Ладакх. Вид с Матхо гомпы
Город Лех, Ладакх. Вид с Матхо гомпы

 

Что стоит посмотреть в монастыре Матхо

  1. Новый духанг с миниатюрными изображениями Будды.
  2. Второй духанг со статуями Будды Шакьямуни и Авалокитешвары.
  3. Тара Лхакханг с 21 изображением богини.
  4. Ламдре Лхакханг ордена Сакьяпа.

 

Пятнадцатый Кармапа Кхакхьяб Дордже родился в Шелкаре, в области Цанг в год Железной Овцы (1871 г.). У него, сразу после рождения, был обнаружен длинный белый волосок между бровями, такой же, как у Будды Шакьямуни. Кхакхьяб Дордже был известен своим быстрым и сильным умом, и уже в четыре года он мог составлять молитвы.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, он был признан новым воплощением Кармапы, Ламы Черной короны. В этом решении большую роль сыграло письмо, оставленное его предшественником Тхегчогом Дордже.

В Цурпху состоялась церемония коронации, известная как “Золотой трон”, во время которой Джамген Конгтрул Лодрё Тхае, Джамьянг Кхьенце и Другчен Минджур Вангьи Гьялпо единодушно подтвердили подлинность Пятнадцатого Кармапы. Мальчик принял обеты послушника при наставничестве Другчена Ринпоче.

 

Жемчужины Ладакха. Тур в Гималаи

 

Бедняк перехитривший беса

В давние времена жил в одном ущелье неподалеку от реки Л Цангпо бедняк по имени Агван. Отца и матери он лишился П еще в детстве, родственников и друзей у него не было.

От родителей осталось у Агвана немного земли, коровенка и собака. Мог бы он жить себе пусть бедно, но спокойно, да очень уж бесов боялся. Все ему чудилось, что заявится к нему ночью какой-нибудь бес и утащит к себе.

«Будь я божеством небесным, которое бесов карает, — часто думал Агван, — я обязательно сжег бы всех бесов, в пепел их превратил и глубоко в землю закопал, не позволил бы им добрых людей губить».

Так думал он, думал о бесах, да тем и беду на себя навлек. Однажды поздно вечером, когда над горой уже поднялся серебряный диск луны, вдруг завизжала собака Агвана. Казалось, будто ее кто-то палкой ударил. Затем вдалеке послышался стук копыт. Он становился все громче и громче…

Выглянул Агван в окно и увидел при ярком свете луны мужчину, разодетого в шелк и парчу, верхом на черном коне. «Это бес, а не человек, — в страхе подумал Агван, — недаром собака так громко завизжала».

Бес тем временем — а это действительно был бес — подъехал к хижине Агвана, соскочил с коня и ударом ноги распахнул дверь. Перепугавшийся Агван согнулся в поклоне, высунул язык в знак почтения — так простые тибетцы знатных гостей приветствуют — и дрожащим голосом произнес:

— Заходите, заходите! Я вас сейчас чаем с маслом угощу…

Усмехнулся бес и сказал в ответ:

— Сегодня ночью я собирался твоим трусливым сердцем поужинать. Но коли ты мне почтение оказал, то я пока сохраню тебе жизнь. Жди меня через семь дней. Я приеду сюда снова.

С этими словами он вскочил на коня и быстро умчался прочь. Всю ночь ворочался Агван с боку на бок, никак уснуть не мог. Наконец он решил: «Нельзя сидеть сложа руки и ждать смерти. Надо бежать куда-нибудь. Завтра же утром покину эти места и пойду искать счастья туда, где бесов нет».

На следующий день забрал Агван корову и собаку, распрощался со своей хижиной и пошел вдоль извивающегося ручейка в незнакомые места.

Шел Агван, не останавливаясь, два дня и две ночи, пока не увидел дом с большими красными воротами. Он хотел зайти туда и попросить ночлега, но вспомнил, как старики говорили, что бесы любят жить в домах с красными воротами, и поскорее пошел дальше.
Еще пять дней провел Агван в пути и наконец увидел белый дом с белыми воротами. «Уж здесь-то я не встречу бесов», — решил он и смело вошел в дом. Переступив порог, бедняк чуть не умер от страха… Посреди комнаты на высоком кресле сидел тот самый бес, от которого он хотел убежать. Терять крестьянину было нечего, и в голове его возник смелый план. Подойдя к бесу, он сказал:

— Сегодня день, когда ты должен был приехать ко мне. Но я не хотел утруждать тебя длинной дорогой, поэтому решил прийти к тебе сам.

— Ха-ха-ха! — рассмеялся бес. — Раз ты уж так почтителен ко мне, то я сохраню тебе жизнь. Ты навсегда останешься здесь кормить моих лошадей, коров и яков. Но ответь мне на вопрос: где у тебя находится сердце?

— Вот здесь мое сердце, — ответил Агван, показывая на грудь. — А где твое сердце?

— Мое сердце лежит в курильнице для благовоний, — ответил бес и сразу же приказал: — Быстро оседлай мне коня! Я отправлюсь в одну деревню по нашим бесовским делам и вернусь назад поздно ночью. Накорми и напои скот да ужин мне приготовь.
— Хорошо-хорошо, — ответил Агван, а сам подумал: «Поезжай подальше, теперь я знаю, как с тобой разделаться».

Уехал бес. Агван же, не мешкая, собрал побольше хвороста, полил его топленым маслом и развел огромный костер. Затем он схватил курильницу с черным злым сердцем беса и бросил ее в жаркий огонь. Затрещало пламя, полетели искры во все стороны, и к небу поднялся большой смрадный столб дыма. Тут злому бесу и погибель пришла.

А Агван забрал себе весь его скот и вернулся назад в свою хижину. И с тех пор он уже больше не боялся бесов.

– мифы и легенды Тибета

Монастырь Матхо на карте

Kartazon Dream - авторские путешествия © All rights reserved

Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.

Монастырь Матхо, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Матхо, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Матхо, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Матхо, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Матхо, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт