Буддизм Махаяна и Ваджраяна — основы мировозрения

Тибетский буддизм (Ваджраяна и Махаяна) представляет собой синтез индийского буддизма и традиций бон, древнего религиозного учения Тибета. Он базируется на учении Будды Шакьямуни, который жил в Индии около 2500 лет назад. Верующие тибетского буддизма следуют учению Будды о четырех благородных истинах: страдание, причина страдания, прекращение страдания и путь к прекращению страдания. Ключевое понятие тибетского буддизма — «сансара», циклическое перерождение, из которого можно освободиться только через достижение нирваны. В тибетском буддизме также придается большое значение практике медитации и развитию сострадания к себе и другим.

В этом кратком эссе мы рассмотрим основные принципы тибетского буддизма, историю школ и основные виды божеств и бодхисаттв.

 

Содержание

 

Жизнь исторического Будды Шакьямуни

Термин «Будда» означает «Просветленный». Его настоящее имя было Сиддхартха, имя, данное при рождении, означающее «исполнение желания своего отца о сыне, который возьмет на себя бразды правления». Он также известен как Гаутама. Другие эпитеты, данные ему до его Просветления, включают Шакьямуни (Мудрец Шакья) и Шакьясинха (Лев Шакья).

Будда родился в клане кшатриев Шакья, а его отец Суддходана был провинциальным королем Косалы. Королевство Косала, которым правил король Пасенади, простиралось от северного горного хребта современного Непала до реки Ганг на севере и от королевства Панчайя на западе до реки Гандак на востоке. Столицей был Шравасти. Провинциальным городом, граничащим с берегами реки Рохини, был город Капилавасту, королевство клана Шакьян, которым правил король Суддходана.

Суддходана женился на Маха Майе и ее младшей сестре Готами, дочерях вождя шакьев Суппабудды. Однажды царице Маха Майе приснился сон: четыре небесных царя отнесли ее вместе с постелью и положили под деревом Сала; там, пока она лежала, большой белый слон, неся в хоботе белый лотос, трижды обошла вокруг кровати и затем вошла в ее чрево с южного направления. На следующее утро королева Майя сообщила королю о своем сне.

Он, в свою очередь, пригласил во дворец своих советников-брахманов, рассказал им сон и поинтересовался его значением и значением. Брамины, посоветовавшись таким образом, рассказали ему, что царица зачала сына, который, если останется домохозяином (мирянином), станет Вселенским монархом, но если он откажется от семейной жизни, то станет Просветленным (Буддой).

Через десять месяцев после этого зачатия царица решила поехать к своим родителям в Девадаху на роды. С великой церемонией она отправилась из Капилавасту в Девадаху. По пути она остановилась в парке Лумбини, полном рощ Сала, и, когда она потянулась, чтобы держать ветку Салы, ее охватили муки родов, и ребенок, Сиддхартха, родился у нее стоя. Так родился будущий Будда.

Принц жил в большой роскоши. Он женился на своей кузине Яшодхаре (или Гопе), сестре Девадатты, дочери Суппабудды, также известного как Бхаддакаччана, и жил в трех дворцах, построенных для него для трех разных времен года. Из-за пророчества советника-брамина Каундиньи о том, что, если принц Сиддхартха откажется от семейной жизни, он станет Просветленным, его отец всячески ублажал его и усердно оберегал от любых неприятных зрелищ или признаков невзгод человеческой жизни, при виде которых у него могло возникнуть искушение оставить семейную жизнь и стать бродягой.

Однако однажды по пути в Королевский парк удовольствий он впервые увидел старика.

Когда его возничий и близкий товарищ Чанна объяснил ему условия старости, он впал в уныние. В другой день, снова во время поездки в парк, он увидел больного человека. Как и раньше, его возничий объяснил, что такое болезнь. В третий раз он увидел труп и был крайне огорчен этим зрелищем. Он спросил Ханну, произойдет ли то же самое и с ним, и, подтвердив это, начал размышлять о страданиях и непостоянстве жизни.

Следующее видение, которое он увидел, проезжая по парковой дороге, было человеком, одетым в одежды аскета. На него произвело впечатление безмятежное выражение лица этого человека, и, когда его спутник сказал, что это нищий, который отказался от семейной жизни и теперь стремится достичь Просветления и счастья, он решил следовать тем же путем.

С этой великой решимостью Гаутама возвращался во дворец, и в этот момент пришел посланник короля и сообщил ему, что принцесса Ясодхара родила сына. Услышав это, он заметил: «Во мне родилось затмение. Оковы родились для меня». Когда ему сообщили об этом высказывании, король назвал своего внука Рахулой (оковы).

Во дворце, лежа на Своем королевском ложе, Принц был окружен прекрасными гуриями, танцующими и поющими, стараясь развлечь его. Однако ему это не нравилось, и он заснул.

Проснувшись, он увидел прекрасных девушек, лежащих и храпящих, с растрепанными волосами, сдвинутой одеждой, со слюной, капающей изо рта, и раскинувшими свои конечности во сне. Совершенно разочарованный своей жизнью, он подошел к Чанне, спящему на пороге, объявил о своем желании совершить Великое Отречение и попросил его оседлать своего коня Кантаку.

Желая в последний раз увидеть сына, он медленно подошел к спальне, где спала принцесса Ясодхара, положив руку на младенца Рахулу. Он думал в последний раз забрать сына, но потом понял, что, если он поднимет руку принцессы, она проснется, и это наверняка станет препятствием для его Отречения.

Поэтому принц отвернулся и, подойдя к своей лошади и нежно погладив ее, попросил Кантаку вывезти его из города. Сидя в центре спины лошади, с Чанной на хвосте, он проехал через город и подъехал к берегу реки Анома. Здесь он спешился, отдав свои украшения Чанне, и попросил его вернуться во дворец. Поняв, что его длинные волосы не подобают монаху, он обнажил меч и, держа его в правой руке, отрезал свои длинные пряди волос и подбросил их в небо. Лошадь от горя из-за разлуки со своим хозяином умерла от разбитого сердца. Чанна, охваченный горем, вернулся во дворец.

Новый аскет отправился в Раджагриху и ходил по домам, прося милостыню. В конце концов он покинул город и, достигнув горы Пандава, принял пищу. Стремясь найти вечную истину, аскет Гаутамана встретил других аскетов, которые были браминами как мужского, так и женского пола. По пути он зашел в обитель аскета Алара Каламы, оттуда в Уддака Рам Апутру, а затем направился в деревню Урувела. Здесь он встретил Брахмана в Конданне и четырех других Брахманов, которые стали монахами.

В течение шести лет аскет Гаутама практиковал все, что советовали различные учителя, которых он встречал, включая покаяние, телесное умерщвление и многие другие аскезы. Однако, чувствуя себя очень слабым, он понял, что эти суровые практики не помогут ему достичь цели Просветления и что ему потребуются все его силы и здоровое тело. Поэтому он начал принимать твердую пищу впервые за шесть лет.

Увидев это, пять его товарищей-монахов, сказав, что аскет Гаутама оставил свои усилия и теперь ведет комфортную жизнь, покинули его и отправились в Ришипатану (Саранатх). Гаутама остался в Урувеле, собирая подаяние в деревне Скнани, и именно здесь, пока он медитировал под баньяновым деревом, он получил подношение в виде молочного риса от Суджатхи, дочери старосты деревни Сенани. Вкусив молочный рис на берегу реки Найранджана, он бросил чашу в реку, сказав, что, если он преуспеет в своих поисках, чаша должна плыть вверх по течению. По его желанию, оно поплыло вверх по течению и исчезло в водовороте.

Проведя остаток дня в роще Сала на берегу реки, в сумерках он подошел к дереву Пипал (Ашваттха). Брахман по имени Соттия (Свастика), возвращаясь со сбора травы для своего скота, предложил ему восемь маленьких пучков травы. Аскет Гаутама принял их и расстелил траву под деревом Бо, где он сидел в позе лотоса, лицом к Востоку, в медитации, концентрируясь на достижении Просветления.

Его первый транс был полон радости и счастья из-за его отстраненности от похоти и всего зла.

Второй был полон радости и счастья благодаря спокойствию и сосредоточенности, лишенный исследования и рассуждения. Третьим было отстранение от радости и становление беспристрастным и внимательным, со счастливым состоянием прозрения.

Четвертый и последний транс — это чистое состояние ума, возникающее из беспристрастности, лишенное боли и удовольствия, состояние, обусловленное отстраненностью от счастья и печали.

Во время ночных бдений он концентрировался на смерти и возрождении существ, процессе страдания, причине страдания, прекращении страдания и пути, ведущем к прекращению страдания. Наконец, он сосредоточился на причине омрачений, прекращении омрачений и пути, ведущем к прекращению омрачений. В последнюю стражу он осознал Благородный Восьмеричный Путь, Путь, ведущий к прекращению страданий, т. е. Правильное понимание, Правильную мысль, Правильную речь, Правильное действие, Правильный образ жизни, Правильные усилия, Правильное внимание и Правильное сосредоточение.

Таким образом, в конце всего этого, в первые часы полнолуния месяца Вайшакха, в возрасте тридцати пяти лет, Гаутама достиг Полного Просветления (Саммасамбодхи) или состояния Будды.

Первые четыре недели после Просветления Он жил неподалеку от Дерева Бодхи (теперь известного как Бодхи, Древо Просветления). Всю первую неделю он провел в Дхьянапозиции (скрестив ноги в глубокой медитации), наслаждаясь блаженством освобождения. В течение первой недели Он размышлял о теории причины и следствия и взаимозависимости вещей (Патиккасамуппада).

В конце этой недели Он встал и в течение второй недели, стоя на месте к северо-востоку от Дерева Бодхи, Он смотрел на Древо Бодхи неподвижными глазами (Анимисалокана) в знак благодарности за помощь Ему. в достижении Просветления. Третья неделя была потрачена на прогулки вверх и вниз (Чанкамана) от места созерцания Дерева Бодхи.

В течение четвертой недели Будда оставался в комнате, украшенной драгоценными камнями, созданной, как говорят, богами. Однако представители глубокой высшей философии Абхидхаммы полагают, что камера, украшенная драгоценными камнями, была не чем иным, как драгоценностью Абхидхармы, которую созерцал Будда.

В конце четвертой недели Он отошел и сел под баньяновым деревом Пастуха. И здесь Он снова провел пятую неделю, погруженный в блаженство освобождения. В конце этой недели он ушел и сел под деревом Мучалинда. Тогда шел сильный дождь, и царь нагов Мучалинда, чье имя носило это дерево, пришел в облике огромной змеи (кобры), обвился вокруг Него и накинул на Него свой капюшон, укрывая Будду от дождя.

В конце этой недели Будда подошел к дереву Раджаятана и сел под ним в медитации. В это время два купца, Трапуша (Тапусса) и Бхаллика, направлявшиеся из Джткала (Оккала) (нынешний регион Ориссы) до Мадхьядеша, подошли к Будде и предложили Ему рис и мед. Они стали первыми учениками Будды, принявшими Прибежище в Будде и Дхамме. С этого момента Будда приступил к Своей миссии.

Его первой миссией было найти пятерых монахов, которые оставили его в Урувеле, поскольку Он помнил помощь и внимание, которые они оказывали Ему во время Его практики покаяния. Будда знал, что они сейчас находятся в Оленьем парке в Ришипетане. Здесь Он встретил их и произнес Свою первую проповедь, Дхаммакаккапаваттана (Приведение в движение Колеса Закона). В конце этой беседы пять аскетов обратились и стали первыми членами Сангхи (сообщества монахов).

После жизни в служении и распространении Дхаммы в возрасте восьмидесяти лет Будда скончался в Кусинаре (Кушинагар).

 

Четыре благородных истины Будды

Общепризнанными принципами буддизма являются четыре благородные истины, известные также как четыре истины Святого. Эти принципы являются основой верований всех школ буддизма и были сформулированы самим Буддой Шакьямуни. Они представлены в первой Сутре Будды, известной как «Сутра запуска Колеса Дхармы», которая включена в палийский канон. Вот они:

  • существует страдание;
  • существует причина страдания — жажда, страстное желание;
  • существует прекращение страдания — нирвана;
  • существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Благородный Восьмеричный путь (арьяаштангамарга).

 

Буддизм и его трансформации в Махаяне

Буддизм воплощает философию и образ жизни, провозглашенные историческим Буддой (623 г. до н.э.), Буддой Шакьямуни. Рожденный в королевской семье Шакья, Он отказался от своей мирской жизни царя и после многих лет борьбы достиг Просветления в возрасте тридцати пяти лет.

Его доктринальное учение интерпретировалось в различных формах, видоизменялось и сопровождалось многими древними религиозными гуру или учителями из Индии, Китая, Японии и Тибета, и ему было присвоено множество имен. Эти школы были обогащены индуистскими верованиями, ритуалами и мистическими явлениями.

После паринирваны (окончательного ухода в Нирвану) Будды возникли восемнадцать сект, семь из которых отделились от основной школы Тхеравады и развили собственную ветвь буддизма — систему или школу Махаяны, впитавшую в себя постведическую индуистскую мистику и ритуалы. Махаянисты, похоже, не разработали никакой оригинальной философии, кроме той, которая была извлечена из учения Татхагаты (Будды Шакьямуни).

Основу их практик составляет почитание будущего Будду Майтрейю, который, как считается, родится через 5000 лет после исторического Будды (Гаутамы), и плеяду бодхисаттв и божеств в их различных формах и проявлениях.  Этим божествам, как мужским, так и женским, большинство из которых индуистского происхождения, приписывают сверхъестественные силы, и чтобы подчеркнуть их превосходство и такие качества, как сострадание, свирепость, свирепость и т. д., их изображают с множеством голов, глаз, рук, ног и дриугих атрибутов.

Это высшие проявления тантризма или тантрического буддизма, называемые Тантраяной. Эта школа, по сути, основывается на магическом и мистическом поклонении мужским и женским божествам. Упор делается на расширение человеческих способностей до максимальных пределов ума.

Принципы Махаяны также отстаивают важность женщины в ткани космоса. Они также задействуют оккультизм, магию и использование мантр (магических заклинаний), эзотерических рисунков и диаграмм (мандал) и янтр (магических амулетов). Практика йогических сидячих поз (асан) и поз (мудр) выполняется для приобретения сверхъестественных способностей.

Ужасающие проявления Бхайравы (Шивы) и его супруги Шакти, такие как Кали и Дурга, Ямантака (Уничтожитель Смерти) и Авалокитешвара, эти божества составляют центральный аспект поклонения.

Еще одним важным аспектом тантрического буддизма является практика трансформации сексуальной энергии и поклонения всем аспектам женского начала. У Адхи Будды и Дхьани Будды есть Шакти или супруги, часто находящиеся в сексуальных объятиях яб-юм. Шакти Адхи Будды — это Праджня, а Шакти пяти Дхьани БуддВаджрадхативишвари, Лочана, Мамаки, Пандава и Зеленая Тара.

Школа Ваджраяны пропагандирует путь к просветлению посредством тантр, янтр и мантр. Ваджра + Яна означает «Колесница Ваджры» или «Удар молнии». Вера в Шуньяту или пустотность обозначается здесь ударом молнии. Удар молнии или «алмаз» символизирует ясность, обозначая чистую сущность Высшего Знания, отбрасывающую облака невежества. Так человек достигает Высшего Знания.

Это, в сочетании с важнейшей концепцией хинаяны о каруне (сострадании) и метте (любящей доброте), воплощает высшую мудрость буддийской тантры.

 

Буддизм и его школы

Буддизм — это философия, которая посредством отречения стремится достичь нирваны как конечной цели. Закон Кармы – основная философская концепция.

Рожденный в брахманической семье, Будда отверг характер и авторитет Вед, тем самым питая отвращение ко всем ритуалам. Его учение воплощало концепцию, согласно которой спасение человека зависит от него самого: строфа в Дхаммападе «Атта хи аттано натхо» явно подчеркивает это.

Он отверг брахманическую кастовую систему, заявив, что именно правильные действия и правильное поведение создают вышдие доблести и высшую касту, а не рождение (см. Васала Сутру). Наконец, что немаловажно, Он отказался от санскритского языка, который был языком Брахмы среди жрецов, и использовал Свой собственный диалект, магадхи (пали), диалект царства Магадхан, в качестве своего языка дискурса.

Учение Будды было доступно всем, от низших до высших слоев общества. Его учение защищало равенство мужчин и женщин и подчеркивало силу разума, суть медитации и правильный путь мудрости, ведущий к прекращению страданий.

Буддизм делится на две основные школы или системы, называемые янами: Хинаяну (Тхераваду) и Махаяну. Исходные слова Будды в их чистой форме воплощены в писаниях (Типитака или Трипитака) на языке Магадхи, и им следуют и придерживаются тхеравадины.

Примерно через столетие после кончины (Паринирваны) Будды учение Хинаяны подверглось множеству интерпретаций и разделилось на восемнадцать различных школ со своими собственными доктринальными взглядами. В то время как одиннадцать из них следовали ортодоксальной школе Хинаяны с очень небольшими вариациями, семь сект придерживались полумахаянских теорий и доктринальных интерпретаций, которые породили Махаянизм. Секта Махасангика была в авангарде этого движения.

Школа Махаяны в дальнейшем подразделилась на две школы: Шуньятаваду, главным представителем которой был святой по имени Нагарджуна, живший в I веке нашей эры, как это изложено в текстах Праджняпарамиты и Виджнянаваде в интерпретации Асанги. Эта последняя школа была в дальнейшем модифицирована и развита Васубанду, братом Асанги, как Школа Виджхаптим Атратавада.

Школы Махаяны ввели в пантеон нескольких индуистских богов, назвав их в соответствии с их обязанностями и соответствующим образом сформировав их иконографию. Они подчеркивали и предписывали множество ритуалов и обрядов, а также привили мистические и метафизические верования. Махаянисты считали Будду сверхчеловеческим и сверхбожественным явлением Абсолюта. В буддизме Хинаяны не было иконографии, а сам Гаутама Будда был против поклонения изображениям.

В конце XI века в центр внимания вышла третья система — буддизм Тантраяны. Тантрические теории и практики сильно повлияли на современный буддизм. Философия Тантраяны основывалась на мистических и магических практиках и поклонения мужским и женским божествам. Таким образом, эта третья система, названная тантрическим буддизмом, утвердилась и оказала влияние на последователей Махаяны.

К VII веку буддизм вобрал в себя индуистские культы, магические практики, мифологию и иконографию, составляющие суть тантризма. Это привело к возникновению тантрического буддизма и тантрического индуизма, которые вместе называются Ваджраяна (колесница молнии).

Согласно философии Тантраяны, просветления можно достичь только посредством правильной практики мантр. Тантризм, по мнению некоторых, считается до-арийской религией. Он прививает йогу и мистические практики и подчеркивает роль мужчины и женщины в структуре космоса. Литература или канон тантризма называется «Тантра» (от санскрита «тан» — растягивать, расширять), что означает растяжение, расширение и прокачку способностей или инертного потенциала человека. Эта литература получила письменную форму в VII-VIII веках нашей эры. Легенда гласит, что это знание было открыто самим Шивой. Основная философия базируется вокруг Вселенной и ее изменчивой природы, значительной роли богов и богинь, их поклонениям, духовных упражнений, магической ткани мироздания и ее сил.

Есть несколько других школ буддизма Махаяны, которые распространились по всей Азии, включая несколько стран, в которых преобладает Тхеравада (Хинаяна). Орден или школа Дзэн, основанная Бодхидхармой из Китая в VI веке нашей эры, утвердилась в Китае, Корее, Японии, Монголии и Вьетнаме. Орден, основанный Хоненом Сёнином из Японии, распространился на страны Тхеравады — Камбоджу, Лаос и Таиланд. Индийская форма, изложенная Нагарджуной и Асангой, достигла Тибета, Непала и Бутана.

 

Появление буддизма в Тибете

Ваджраяна, направление тибетского буддизма, отделенное от Махаяны, известного как «большая колесница», является основным в Тибете. Существуют и другие направления буддизма — Тхеравада, распространенный в Юго-Восточной Азии и Шри-Ланке. Традиционный тибетский буддизм характеризуется передачей Дхармы и объединением духовной и светской власти через идею «перерождений» выдающихся буддийских деятелей, что привело к формированию института Далай-лам.

В высшей сфере власти Тибета первоначально появился буддизм при правлении царя Сонгцен Гампо (627—649). В это время Тибет становился сильным государством, которое вело войны с Танским Китаем за контроль над регионом.

В начале IX века, в период правления императора Ралпачана, Тибетская империя достигла своего наивысшего военного и политического влияния. Она контролировала не только тибетское плато, но и обширные территории от Памира до Бенгалии, а также китайские провинции Ганьсу и Юньнань, а также индийскую провинцию Ассам. Интересно отметить, что в это время Тибет поддерживал связи и с Согдианой и Хорезмом, где также исповедовался буддизм, как я упоминал в своих предыдущих статьях. В России в тот период только-только начинал свое развитие династия рюриковичей.

Во времена правления Сонгцена Гампо, он вступил в брак с принцессами из Китая и Непала, которые разделяли его интерес к буддизму. В это время, Тонми Самбхота создал тибетское письмо, основанное на кашмирском варианте деванагари, которое использовалось для перевода буддийских текстов. В 632 году Самбхоту был послан в Индию, чтобы изучить индийский алфавит. Однако, этот период был коротким, так как в Тибете в то время преобладала религия бон. Буддизм пришел в Тибет только во времена Падмасамбхавы, легендарного проповедника.

 

Основные школы тибетского буддизма

История тибетского буддизма, изобилующая невероятными поворотами и историями, мало известна многим. Однако, он продолжает оказывать огромное влияние на умы людей по всему миру и имеет наиболее известного представителя — Далай ламу, представителя желтой школы и символ миролюбивой религии. Тибетский буддизм сегодня представлен системой четырех школ, которая формировалась в Тибете с X века. Эти школы являются основными школами тибетского буддизма.

  • Сакья — Клан Кхон, руководимый Сакья Тридзином.
  • Ньингма — не имеющая верховного лидера сегодня так называемая Старая Школа.
  • Кагью — Красные шапки, представленные Кармапой и Шармапой.
  • Гелуга — Желтые шапки, представленные Далай ламой и Панчен ламой, школа Кадам до XIV века.

 

Школы тибетского буддизма подробно

Школа Гелуг

Дхарамсала — это место, где с 1959 года проживает Далай-лама, глава школы гелуг, которая имеет монастыри в разных частях мира, включая Монголию, Непал, Бутан, Ладакх, Бурятию, Тыву и Калмыкию. Школа Гелуг известна своим роскошным ритуалом и строгой монашеской дисциплиной.

До 2011 года Далай-лама был верховным правителем Тибета, но позже он официально отказался от светской власти. Кроме того, он заявил о своем намерении больше не реинкарнироваться. Предположительно, в будущем главу Тибета будет назначать Компартия Китая. В Лхасе, столице Тибета, Далай-лама имел зимнюю резиденцию — дворец Потала, а в летний период он переезжал в дворец Норбулинк.

 

Школа Кагью

Главой школы Кагью является Кармапа, Ургьен Тринле Дордже, который является 17-ым в своей линии. Кроме Тибета, наибольшее значение имеет он в Бутане и Ладакхе. Несмотря на то, что школа называется красношапочниками, глава Кагью предпочитает носить черную шапку.

В западных странах эта школа имеет разветвленную сеть общин и ретритных центров, благодаря активности известных проповедников, таких как Чогьям Трунгпа Ринпоче и Оле Нидал. В Гелугпа, вторым по значимости лицом является Панчен-лама, и у школы Гелуг и школы Кагью существует давнее соперничество.

С 1970-х годов Оле Нидал стал основателем более 600 групп, занимающихся буддийской медитацией, расположенных в различных частях мира, включая Центральную и Западную Европу, Азию, Америку, Австралию и Южную Африку. В России есть 73 центра, которые принадлежат этой школе, поэтому многие последователи буддизма в западных странах чаще всего выбирают именно эту школу.

Одной из особенностей школы Кагью является ее фокус на тантрических практиках и развитии сверхспособностей, которые имеют приоритет перед простым запоминанием текстов.

С 12 века монастырь Цурпху в городе Гурум, расположенный в Тибете, является резиденцией кармап.
В 1999 году кармапа бежал в Индию, чтобы избежать влияния китайских властей, где он проводит большую часть времени. Однако, наличествует разногласие внутри Кагью относительно реинкарнации 17-го Кармапы. Другой кандидатуры поддерживают второе по значимости лицо в Кагью, Шармапа, вместе с Оле Нидалом.

 

Школа Ньингма

Еще одной известной школой в западном мире является Ньингма. Дзогчен представлено как одно из ее направлений. Чогьял Намкай Норбу, учитель, является наиболее известным представителем дзогчена. Он открыл центры Дзогчен по всему миру, включая Италию, Россию, Латинскую Америку, Австралию, США, Украину, Белоруссию и государства Прибалтики. В дзогчене реализуется концепция «радужного тела», когда тело «растворяется» в момент смерти.

 

Школа Сакья

Мало кто знает о школе Сакья за пределами Тибета, но она имела огромное историческое значение, предшествуя школе Гелуг в создании теократического государства в Тибете. Глава Сакья, Гьяна Ваджра Римпоче, был назначен на короткий срок с 1960-х по 2020 год для административных целей. В то время как школа Ньингма, старейшая школа тибетского буддизма, никогда не имела официального главы, она играет важную роль в использовании текстов из терма — «кладовищ» открываемых тертонами. Это позволяет учению Ньингма быть постоянно обновляемым. Одним из наиболее известных термов является «Тибетская книга мертвых», найденная в 14 веке.

Исторический центр школы — монастырь Сакья в Тибете, который находится около Шигадзе. Главой этого монастыря является Сакья Тридзин. Теперь Сакья Тридзин, глава монастыря, имеет свою резиденцию в индийском штате Раджпур.

 

История школы Ньингма

Во времена правления Тисонга Децэна, тридцать восьмого царя Тибета, было утверждено, что буддизм станет государственной религией. Целью этого решения было противостояние старой аристократии, которая исповедовала бон.

Для достижения этой цели Тисонг Децэн пригласил Шантаракшита, который был известен своей проповедью в крупнейшем индийском монастыре-университете Наланда. Но, несмотря на его усилия, его проповеди не принесли желаемого успеха, так как бонская магия оказалась сильнее. Поэтому Шантаракшита посоветовал царю пригласить тантрического мастера Падмасамбхаву из Непала, чтобы бороться с «темными силами».

В Тибете в 775-779 годах Шантаракшита и Падмасамбхава учредили Самье — первый буддийский монастырь. В нем обосновались первые тибетские монахи, а также несколько монахов из Индии. В 779 году была открыта школа санскрита, а в 781 году цэнпо объявил буддизм государственной религией Тибета.

В 792-794 годах в монастыре Самье произошел спор между индийскими и китайскими буддийскими учеными. Результатом этого спора стала выбор индийской школы буддизма.

Ньингма, основанная Падмасамбхавой, считается самой древней школой тибетского буддизма.

Во время правления печально известного царя Ландармы (838 — 842), Тибетская империя распалась. Он начал преследование буддийских монахов и пытался возродить религию бон. Многие тексты традиции Ньингма были спрятаны в пещерах, и она продолжала существовать главным образом тайно. В 842 году Ландарма был убит буддийским монахом из лука.

После распада Тибетской империи в 842 году на ряд княжеств (Гуге-Пуранг, Марьюл, Занскар, Кхаса, Мангюл и Цзонгха), буддизм постепенно возрождался без поддержки централизованной власти. Это привело к возникновению ряда независимых школ, которые впоследствии начали борьбу за власть в регионе.

 

Появление школы Кагью

Возникновение школы Кагью относится к периоду разделенного Тибета. Тилопа, легендарный йогин, считается основателем этой школы. Он родился в год крещения Руси и проживал на территории Бенгалии. Тилопа известен своим изречением: «Проблема не в наслаждениях, а в привязанности».

В тибетской традиции буддизма считается, что после достижения Пробуждения Тилопа продолжает перерождаться. Как текущее воплощение Тилопы, Далай-лама XIV определил Эрдни Омбадыкова, калмыка американского происхождения. Он занимал должность Шаджин-ламы Калмыкии в период с 1992 по 2023 годы.

В совершенстве овладев четырьмя особыми передачами, Тилопа передал их Наропе (1016 — 1100), который считается одним из основателей линии Кагью. Наропа разработал практическую систему «Шесть йог Наропы» в соответствии с учением, полученным от Тилопы, чтобы помочь ученикам ощутить Просветление. Под руководством Тилопы Наропа провел около двадцати лет. Во время этих лет дважды из Тибета к Наропе приезжал паломник-переводчик Марпа (1012—1097), который получил от него посвящения в глубокие тантры и наставления по Махамудре.

Ученик Марпы, Гампопа, передал свои знания первому Кармапе школы Кагью, Дюсуму Кхьенпе (1110—1193). В 58 лет Дюсум Кхьенпе основал монастырь в Кампо Ненанге. Позже, в возрасте 74 лет, он основал еще два важных монастыря: Карма Гене в восточном Тибете и Цурпху, который впоследствии стал резиденцией кармап. Пхагдру Дордже Гьялпо (Пхагмодрупа), другой ученик Гампопы, основал восемь меньших линий Кагью.

 

Кадам — школа новых переводов

В монастыре Наланде Атиша познакомился с Наропой. Атиша играл ключевую роль в возрождении буддизма в Тибете, когда он в 1024 году прибыл туда по приглашению. Один из основателей Кагью, йогин Наропа, был известным в Тибете и Индии учителем Атишы.

Впечатленный многочисленными драгоценными рукописями в библиотеке монастыря Самье, Атиша активно начал переводы и систематизацию литературы. Используя как книги, которые привез с собой, так и те, что нашел в Тибете, он основал школу новых переводов Кадам, отличающуюся от школы старых переводов — Ньингма. Школы Сакья, Кагью и Гелуг также относятся к школе новых переводов, они учатся у Кадам. Школа Гелуг считает Кадам своим предшественником.

 

Возникновение школы Сакья

Кхон Кончог Гьялпо (1034—1102), основатель Сакьи, изначально был последователем школы Ньингма. В истории Сакьи есть определенное событие, которое заставило Кончока Гьялпо отказаться от учений ньингма. Однажды он посетил ритуальную церемонию, где двадцать восемь йогов исполняли процессию из двадцати восьми лунных обителей, чтобы умилостивить божеств ньингма. Этот эзотерический ритуал проходил на открытом рынке, где были  скачки и торговля. Кончок Гьелпо спросил своего брата, считается ли такое публичное демонстрирование секретных обрядов уместным, и тот ответил, что это действительно неподобающее явление.

Основанный в долине Сакья в 1073 году, храм Горум Зимчи Карпо — это результат строгой политики секретности, которую придерживается этот монастырь. Иерархи направления буддизма, контролирующие монастырь Сакья, являются представителями аристократического клана Кхон. По мнению Шераба Цултрима, несоблюдение секретности тантрических учений ньингма приведет к неудачам в достижении больших успехов.

Школа Сакья, несомненно, была непосредственным предшественником гелугпинцев, которые появятся только спустя три столетия. В рамках клана Кхон существовала практика передачи сана настоятеля и первоиерарха школы от дяди к племяннику. Хотя представители школы Сакья были известны своей ученостью и написали много сочинений, их слава прежде всего была связана с политической активностью, заключавшейся в успешных попытках объединить Тибет в единое теократическое государство.

Школа Сакья не требовала обязательного безбрачия у духовных лиц, но они обязаны были прекратить половую жизнь после рождения наследника.

Благодаря своим близким связям с монгольскими правителями Юань, сакьяпинцы смогли практически реализовать свою цель.

 

Становление теократического Тибета

В 1227 году Тангутское государство Си Ся, расположенное к северу от Тибета, было полностью уничтожено войсками Чингис-хана. В 1239 году Годан-хан, сын Великого хана Угедея, отправил боевую разведывательную экспедицию в Тибет. Результаты этой экспедиции показали, что самой влиятельной школой того времени в Тибете была школа Сакья.

В 1245 году Сакья-пандита (1182—1251), глава школы Сакья, прибыл в ставку Годана по его приглашению, вместе со своим юным племянником Пагба-ламой (1235—1280).

Он, основываясь в дворе Годана, распространял учения буддизма среди монгольской знати, а также обеспечивал невмешательство Монгольской империи в дела Тибета и выплату дани тибетцами монголам. Принцип «чой-йонг», который он сформулировал, устанавливал превосходство духовного авторитета над светской властью. Тибет был не вассальной территорией империи, а защищаемой империей резиденцией духовного наставника государства. Вплоть до своей смерти он верно служил этим принципам.

В 1253 году будущий император Хубилай пригласил в Пекин Сакья-пандита, но, к сожалению на момент прихода приглашения, тот уже умер. Вместо него отправился Пагба-лама, который тогда был в возрасте 23 лет. И в 1260 году, когда Хубилай провозгласил себя императором и создал империю Юань, включающую Монголию, Китай и другие земли, Пагба-лама стал «наставником государства». Таким образом, авторитет тибетского буддизма распространился на территорию Монгольской империи, которая стала частью империи Юань.

В течение 70 лет Тибет был правлением иерархов Сакья и стал теократическим государством, где Тибетом руководил Пагба-лама, назначаемый светским правителем. Юаньские императоры выделяли средства на ремонт монастырей, так как Тибет был резиденцией Учителя императора.

По заданию Пагба-ламы было создано квадратное письмо, которое служило единой системой записи для всех языков империи, включая монгольский, тибетский, уйгурский и китайский. Этот алфавит использовался в течение 110 лет и по некоторым исследователям, на его основе был создан корейский алфавит хангыль. Однако после падения династии Юань в 1368 году, этот алфавит перестал использоваться в Китае и в дальнейшем в Монголии.

 

Появление школы Гелуг

В период падения династии Юань и передачи власти школе Кагью, Цонкапа (1357–1419) стал основателем Желтой школы Тибетского буддизма. Начав свой путь как последователь Четвертого Кармапы Ролпе Дордже, он также высоко уважал Пятого Кармапу Дешина Шегпу. Это позволило Желтой школе, с главной резиденцией в Лхасе, поддерживать превосходное взаимопонимание с Кармапами, включая Седьмого, Чёдрага Доржде (1454–1506).

Важной задачей письменных работ, учений и практик Дже Цонкапы была реформа тибетского буддизма.

Деградация тантрической практики и нарушения монашеской дисциплины были для него весьма тревожными знаками. Особенно он высказывал свою критику по поводу распространения сексуальных практик среди тибетских тантриков, считая их несовместимыми с высокими идеалами монашества, которым учил Будда.

В возрасте 52 лет Цонкапа основал монастырь Ганден недалеко от Лхасы. Вместе с ним в монастырь прибыл его ученик Гендун Друб (1391-1474), который после смерти был признан первым Далай-Ламой.

В течение многих веков Гелуг школа активно развивалась, воспитывая множество великих ученых и практикующих тантриков. Ее авторитет был укреплен отказом участвовать в политических делах Тибета. Однако эта позиция к политической жизни не сохранялась долго. В 1445 году Гендун Друб создал новый монастырь для школы Гелуг, который вскоре стал домом для Панчен-лам, занимающих второе место в духовной иерархии школы Гелуг после Далай ламы.

 

Шесть миров (лок) колеса Сансары

В буддизме существуют шесть возможных перерождений в сансаре, которые называются «шестью путями перерождений», «шестью путями страданий», «шестью уровнями» или «шестью низшими реальностями». Эти миры также известны как «шесть лок», «шесть реальностей» или «шесть путей».

Шесть миров можно разделить на следующие уровни, начиная с самого высшего и заканчивая самым низшим:

  • Мир дэвов (богов) — дэва-лока.
  • Мир асуров (полубогов, титанов, или демонов) — асура-лока.
  • Мир людей — манака-лока.
  • Мир животных — тирьяка-лока.
  • Мир претов (голодных духов) — прета-лока.
  • Мир нараков (адских существ), ад — нарака-лока.

Существуют шесть различных путей жизни, которые представляют собой разные качества. Какой из этих путей мы выберем зависит от наших действий и состояния сознания в момент смерти. Буддийская психология рассматривает эти шесть миров не только как места после смерти, но и как состояния сознания, которые меняются в течение жизни. Наслаждение соответствует миру богов, власть — миру асуров, страстное желание — миру претов, злоба, ревность, зависть, агрессия — ад, невежество и постоянная жизнь по сиюминутным потребностям — животные. Люди обладают способностью принимать сознательные решения.

Нелегко получить человеческое перерождение, согласно одному из ключевых принципов буддизма. Это связано с тем, что существа в других состояниях лишены способности принимать осознанные решения и застряты в плену своих желаний и внешних обстоятельств. Боги, хотя и обладают возможностью совершать деяния, которые помогут им выйти из круговорота сансары, все же полностью поглощены наслаждениями и удовольствиями. Поэтому, с учетом этой точки зрения, человеческое перерождение является чрезвычайно ценным.

Описывая шесть миров, буддийские авторы в первую очередь обращают внимание на ущербность сансары в целом и ущербность каждого из миров, связанных со страданиями различного рода. Это отражено в Четырех Благородных Истинах.

 

Будды, бодхисаттвы, Мастера и божества тибетского буддизма

Можно разделить божества в буддизме Ваджраяны на две категории: просветлённые и мирские. Просветлённые божества представляют собой проявления пробуждённой активности будд и бодхисаттв. По сути, это боги и богини, которые освободились от шести сфер существования (сансары). Мирские божества, напротив, остаются в этих шести сферах, однако они обязуются охранять и защищать практикующих Дхарму. К мирским божествам относятся дхармапалы (защитники Дхармы), хранители местности, стороны света и другие. Оба вида божеств находятся на более высоком уровне, чем существа с грубыми физическими телами.

Будды и бодхисаттвы

  • Ади Будда (Сваямбху): считается главой секты Ваджраяны буддизма Махаяны. Он саморожден и бесконечен.
  • Ваджрадхара (Мастер молнии): Сидит в позе медитации (Дхьянасана) со скрещенными перед грудью руками. Одна рука держит ваджру (молнию), а другая держит колокольчик. Тело синего цвета.
  • Ваджрасаттва (Сущность Духа молнии): Он изображается либо сам по себе, либо в позе яб-юм (сексуальные объятия), сидя в позе медитации (дхьянасана). Правая рука держит ваджру у его груди, а левая рука держит колокольчик и опирается на бедро.
  • Дхьяни-Будды: есть пять Дхьяни-Будд, изображаемые в позе медитации: Акшобхая, Амитабха, Амогхасиддхи, Ратнасамбхава и Вайрочана. Это Будды направлений: Акшобхая (восток), Амитабха (запад), Амогхасиддхи (север), Ратнасамбхава (юг) и Вайрочана (всеобъемлющее пространство). У них также есть супруги (шакти): Лочана, Пандара, Харита Тара, Мамаки и Ваджрадхатививари соответственно. Обычно все эти Дхьяни-Будды изображаются в центре Мандалы.
  • Мануши Будды: Кракуччанда (Какусанда), Кашьяпа (Кассапа), Канакамуни (Конагамана), Шакьямуни (Готама) и Майтрейя (будущий Будда).
  • Дхьяни Бодхисаттвы: Авалокитешвара (Падмапани) со многими проявлениями, Манджушри (Воплощающий великолепие), 41 проявление Ваджрапани (Несущий молнию), Ратнапани (Хранаящий драгоценный камень), Самантабхадра (Воплощающий вселенскую доброту), Вишвапани (Несущий двойные молнии).
  • Бодхисаттвы Женщины: Махамаюри, Праджняпарамита, Арья Тара (Васья), Бхрикути Тара (Желтая Тара), Экджати Тара (Синяя Тара), Харит Тара (Зеленая Тара), Куркулла Тара (Красная Тара), Махачина Тара (Югра), Махаттари Тара, Ситтапатра (Ушнишапатра), Света Тара (Белая Тара)

Тантрические божества: Дакини

  • Найратимья (Бездушная): эта красная богиня — эманация дхьяни-будды Акшобая, изображается в позе танцующей на трупе, синяя телом, она увенчанна цепью из черепов, с полностью высунутым языком и клыками. Своеобразная буддийская Кали.
  • Ваджрагандхари: это богиня с 6 лицами и 12 руками, синего или желтого цвета, с ужасным лицом с острыми клыками. Ее шесть правых рук держат ваджру, меч, стрелу, трезубец, колокольчик и диск. Шесть левых рук держат посох, лук, стрекало, топор, указательный палец и петлю, прижатую к ее груди.
  • Ваджраварахи: танцующая на демоне богиня красного цвета и с лицом свиньи. Она держит длинный посох, украшенный человеческими черепами, а в другой руке держит нож.
  • Ваджрайогини: богиня, обладающая сверхъестественной мудростью, в танцевальной позе. Она обнаженна и богато украшена драгоценностями. В правой руке она держит нож, а в левой — череп и посох, увенчанный черепами. Она супруга бога Чакрасамвары.
  • Ваджракилая: богиня, обладающая магическими способностями и искусная в тантрической йоге, носит гирлянду из черепов на правом плече. Она изображается в танце, в короне, серьгах и большом ожерелье на шее.
  • Дхармапала: как следует из названия, она является Защитницей Дхарма. Она выглядит устрашающе и отвечает за уничтожение или отражение зла. Она также является хранительницей закона Будды.

Божества-покровители (Йидамы)

  • Ачала (Неподвижный): Тантрический бог с желтым цветом лица и внушающим страх характером, несущий меч и булаву. Честь изображается со своей супругой в позе яб-ям (сексуальные объятия).
  • Херука (Херака): Еще один ужасно выглядящий бог со своей супругой в позе яб-юм.
  • Хеваджра: этот бог темно-синего цвета, с 8 лицами, 6 руками и 4 ногами, является одним из Высших йидамов Йога-тантр.
  • Хаягрива: Божество-защитник тантрической практики. Он красного цвета, у него 6 рук и 4 ноги. У него голова лошади, и он принимает множество форм.
  • Чакрасамвара и Махишасамвара: Существует 2 формы этого божества. Принадлежащий к Высшей Йога-тантре, он изображается двуруким, 8-руким или 12-руким. В своей двурукой форме он обнимает свою шакти, Ваджраварахи. Как у Махишисамвары, его главная голова принадлежит буйволу, с 34 руками, 16 ногами и 9 головами. На тханках изображается обнаженным.
  • Мешасамвара: с головой буйвола, он является хранителем Бодхисаттвы Манджушри и находится в позе яб-юм.
  • Ямантака: Высший тантрический бог йоги, он — Победитель смерти. Известный также как Ваджрабхайрава, он является проявлением Манджушри. Его главная голова — голова буйвола. У него 9 голов, 34 руки и 16 ног.
  • Вигнантака: бог свирепого вида, победитель бога Ганеши, в обеих руках которого находится ваджра.
  • Калачакра: важный Бог-Защитник, вращающий Колесо Жизни. Он темно-синего цвета, стоит на двух демонах и носит пояс из ваджр. У него 4 головы, 12 или 24 руки и 2 ноги.
  • Локпалас (Божества-хранители): Дхартараштра (Юл Кесанг) – Восток, Вирупакша (Миг Миданг) – Запад, Вайшравана (Наре Те) – Север, Вирудхака (Пхак йейпо) – Юг.

Учителя (буддийские мастера)

  • Сонгстен Гампо: считавшийся проявлением Авалокитешвары, он был первым буддийским королем Тибета. Его непальская жена Бхирикути принесла и распространила буддизм в Тибете. Она также привезла в Тибет изображения Арьи Тары, Акшобхйи и Авалокитешвары.
  • Цонгкапа (1357-1419): основатель школы Гелугпа.
  • Падмасамбхава (Гуру Ринпоче): индийский тантрический мастер, пришедший в Тибет и основавший Орден Нигмапа. Его визит в Тибет был инициирован королем Трисенгом Детесеном, вторым буддистским королем Тибета (1160 г. н. э.). В это время в королевстве рос антагонизм по отношению к буддизму. Падмасамбхава был известен по всей Индии как человек, обладающий метафизическими способностями. Поэтому король подумал, что нет лучшего человека, который мог бы подавить своих противников своими необычайными мистическими способностями.
  • Ралпачан (805-836): третий буддийский царь Тибета, который был проявлением Ваджрапани. Он также был реформатором Ордена Нингампа.
  • Марпа (1012-1097 гг. н. э.): он был известным святым ордена Кагьюпа. Его ученик Миларепа достиг полного совершенства в йоге и стал знаменитым вдохновенным поэтом.
  • Миларепа (1038–1122 гг. н.э.): возможно, самый почитаемый тибетский святой из ордена Кагьюпа, он был высшим среди йогов и самым известным поэтом.
  • Нагарджуна: считается основателем школы Махаяны, который в I веке нашей эры изложил свои концепции в «Праджняпарамите», главном философском тексте Махаяны.
  • Атиша (около 982 г. н. э.): великий святой, пришедший в Тибет из Непала и объединивший учения Тхеравады и Махаяны. Его учение меньше связано с индуистской традицией, чем учение других учителей.

 

Восемь классов магических существ

В древних мифологических традициях Тибета можно найти обширное описание множества демонов, божеств и духов. Большинство из них были известны задолго до появления буддизма и связаны с древней тибетской религией Бон. Эти существа представляют собой силы природы, мира животных, планетарных энергий и мира умерших. Они настолько же реальны, как и все остальные существа, которые населяют фантастический мир. Люди, взаимодействуя с окружающим миром, могут непреднамеренно или намеренно нарушить их покой и не осознать последствий своих действий.

Среди наиболее влиятельных существ можно выделить Восемь Классов.

1. Лу (наги)

Под землей обитают водные божества, известные как Лу (klu), которые сравниваются с Нагами из индийской мифологии. Эти божества считаются местными, так как они преимущественно обитают в источниках, озерах и реках. Физически они представляют собой смесь человеческого и змеиного тела.

Наги зачастую являются охранителями терма, священных текстов, написанных Падмасамбхавой. Как местные божества, Наги могут быть мстительными, если их среда обитания подвергается нарушению. Загрязнение воды, строительство плотин и дамб, проведение ирригационных работ, изменение направления течения рек — все эти факторы могут вызвать негативную реакцию Нагов и привести к нервным, кожным и другим заболеваниям у тех людей, которые нарушили их мир.

2. Ньен

Живущие на поверхности земли и в атмосфере злобные духи Ньен, напоминающие быков внешне и имеющие желтый или зеленый цвет, считаются причиной различных заболеваний, включая рак. Из-за этого важно не рубить деревья в определенные дни, указанные в альманахах, так как некоторые из Ньен живут в них.

3. Садаг

Хозяева земли, существа Садаг, могут рассердиться, если нарушается их территория. Поэтому перед началом земляных работ, рытья колодцев или строительства зданий необходимо совершить подношения Садаг, чтобы получить их разрешение на использование участка земли. В полном списке Садаг, приведенном в тибетском тексте «Вайдурья Карпо», указаны все существа этого вида.

4. Цен

Цен (btsan) — это духи мужского пола, которые обитают в камнях и считаются прошлыми монахами, нарушившими свои обеты. Как подчиненные великим практикующим, Цен становятся хранителями храмов, святынь и монастырей, и им делают красные подношения. Иногда они могут вызвать боль в области сердца или даже привести к смерти от сердечного приступа.

5. Гьялпо

Гьялпо (rgyal po)*, которые относятся к классу Цати, представляют собой злых духов королей или высокопоставленных лам, нарушивших свои обеты. Они обычно белого цвета и часто вооружены. Гьялпо часто являются важными местными божествами, такими как божества гор. Этот класс считается одним из самых вредоносных и в настоящее время находится в своем расцвете. Их главными влияниями считаются нервозность, беспокойство и смятение.

6. Дуд

Образы злобных духов Дуд (bdud) (санскр. Мара) относятся к тем, кто в прошлых жизнях яростно сопротивлялся Дхарме. Темные их цвета, они могут обитать в человеческом обличье и создавать преграды для практикующих.

7. Мамо

Богини Мамо (ma mo), в свою очередь, представляют гневные женские божества. Известные задолго до появления буддизма, они считались сопутствующими Матрикам, колдуньям кладбищ и склепов в Индии. Эти богини воплощают природные силы, которые, если их побеспокоить, становятся разрушительными и приносят войны и эпидемии. Сжигание мусора, особенно пластика и резины, может сильно разозлить их. Согласно сведениям из тибетских текстов, они являются частью окружения Великих Защитниц Дхармы и носят с собой сумки, полные опасных микробов.

8. Граха

В санскрите Граха (gza’) представляют злобных планетарных духов, которые могут вызывать различные заболевания, например, эпилепсию. Некоторые из них связаны с определенными временами года: весной появляется «Черная собака», летом — «Чудовище с туловищем дракона», осенью — «Всадник на черной лошади», а зимой — «Феникс». Важно учитывать их появление и строить защитные диаграммы.

Также в буддизме есть понятие Ноджин (gnod sbyin), которое аналогично Якшам — божествам-хранителям природных богатств земли. Они также связаны с медициной: двенадцать основных Якша принесли обет Будде Медицины защищать всех, кто читает его сутру или произносит его мантру.

В окружении олицетворения Смерти Ямы находятся Шинже, Владыки Смерти.

Духи класса Гандхарва питаются запахами, но сильные и резкие запахи вызывают у них тревогу и могут вызвать проблемы.

Лха, небесные духи, являются доброжелательными по отношению к людям.

Мир духов бесконечно разнообразен, каждый класс существ имеет сотни подклассов, и данная классификация не исчерпывает его полностью.