Соловки. Каменные лабиринты

«Лабиринтыи есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор»

( Н.Н. Виноградов, Соловки. Конец 1920-х годов )

Назначение каменных лабиринтов

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение — макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).

Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров — «среднего» и «нижнего» — лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний — потусторонний — мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк — море — острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002)

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» — в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил.)

Две соловецкие змеи

«Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?»

пять основных особенностей формы кладок лабиринтов 

1. Основной элемент лабиринта — спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена).

Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, — это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали. Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль — это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик. 

Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку — это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности.

Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций — композиций из отдельных предметов.» (Буров Владимир. О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001)

Источник: http://www.solovki.ca/

Лабиринты Соловецких осторов


Соловецкие острова (Соловки)


Высадка туристического десанта


Соловецкий кремль


Русские буренки идут!


Художница на практике


Соловецкий кремль


Русалки Соловецких озер :)


Каменные вавилоны Соловков. Большой Соловецкий остров.


Соловецкие острова


Скит на Большом Заяцком острове


Каменные вавилоны Соловков. Большой Заяцкий остров.


Закаты на Соловках


Эти стены прекрасно помнят все те зверства, которые происходили в лагере «СЛОН», находившегося в помещениях Соловецкого монастыря. СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения.


Соловецкий кремль


Соловецкий кремль


Острова Кузова


Шхуна «Лагуна» села на мель в лагуне. Как корабль назовешь…


Остров Большой Кузов


Сейд. Остров Большой кузов.


На привале


Кузова


Один из островов архипелага. Белая насыпь внизу — это стоянка древних людей.


Природа Соловков. Залив Белого моря.


Просто


Закаты на Соловецких островах летом представляют собой удивительное зрелище. По сути, солнце вообще не садится за горизонт, а только немножко опускается в глубины моря, чтобы раскрасить окружающий мир в оттенки сусального золота.


Мой громобой

поделиться с друзьями

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

1 419 Spam Comments Blocked so far by Spam Free Wordpress

Facebook