Санчи — деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, где буддийское искусство сохранилось в выдающихся памятниках архитектуры — храмах,
Содержание
Санчи (ступа Санчи) и буддийское искусство
Санчи – деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, где что ни объект, то памятник раннебуддийской архитектуры. Но главной достопримечательностью является
Вообще, с XII по XIX век эта деревня представляла собой удручающее зрелище: утопала в песках и заросла кустарником. А ведь когда-то здесь располагался видный центр торговли – он стоял на караванном пути! Упоминания о «золотом веке» Санчи встречаются в летописях. Но с закатом
Ее случайно обнаружил английский генерал Тейлор в 1818 году. Через 101 год достопримечательности Санчи внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Буддийская ступа Санчи, Индия
Оттенки буддийского искусства
Современная культура
Искусство Индии тесно переплетается с её религиями, и в частности с
Буддийская ступа Санчи, Индия
Буддийское искусство очень говорящее: нужно только уметь его «читать». В основе буддийского искусства Индии лежит тонкое сочетание природы и человека. Это просматривается в любой сфере искусства.
Буддийское искусство ступа Санчи, Индия
Особенно это хорошо заметно в архитектуре, где классические индийские постройки были похожи на природные сооружения. При этом природные формы индийских построек, заметно отличались от европейских, для которых были характерны прямолинейность и угловатость. Плавность форм, обилие красок и разнообразие исполнений – вот основные компоненты искусства Индии, которое было сформировано на протяжении многих веков под воздействием буддизма.
Буддийское искусство ступа Санчи, Индия
Неотъемлемой частью буддийского искусства Индии было изображение Будды. При этом особое внимание художниками и скульпторами уделялось расположению отдельных элементов той или иной композиции. Именно такой подход к созданию изображений позволял передать основной его смысл. Такая закодированная передача смысла изображения и являлась одной из отличительных особенностей буддийского искусства Индии.
Буддийская ступа и будда
Так, например, изображение Будды могло иметь несколько рук, либо определённый узор драгоценностей, которые позволяли посвящённым людям понять тот смысл, который вкладывал в него создатель. При этом, несмотря на обилие различной атрибутики на индийских изображениях, каждый элемент играл строго определённую роль и имел, как правило, двойной смысл. Такая двоякость позволяла одновременно создавать эстетически привлекательные произведения, которые были наполнены религиозным смыслом. Ведь именно религия является пронизывающей нитью каждого произведения индийского искусства.
Чувство эго – это главная причина этой иллюзии мира, которая сравнима с синевой неба. Это дерево внешнего мира растет в пространстве на холме, известном как Сознание, по причине скрытых тенденций и понятий. Его семя – чувство собственной важности, чувство эго. Звезды – цветы этого дерева. Реки – его сосуды. Горы – листья. Природа понятий и ограничений – его плоды. Этот мир – продолжение понятия о его существовании. Этот внешний мир похож на огромное водное пространство. Миры появляются в этом океане как брызги и волны. Они существуют из-за заблуждения, которое затрудняет само-осознание и освобождение. Они кажутся привлекательными и чудесными из-за постоянно меняющейся панорамы существ, вступающих в жизнь и покидающих ее. О человек, этот мир может быть также сравнен с движением ветра. Чувство эго – это ветер и его движение есть мир. Как такое движение не отличается от самого ветра, как запах неотделим от цветка, так и это чувство эго неотделимо от мира. Этот мир существует в самом значении “чувства эго”, и чувство эго существует в самом центре слова “мир”. Они взаимозависимы. Если кто-то может убрать чувство собственной важности своим пробудившимся интеллектом, он очистит свое сознание от нечистоты внешнего мира. О человек, на самом деле нет даже такой вещи, как чувство эго. Оно как-то загадочно возникло без всякой причины и без опоры на что-либо. Есть только Сознание. Чувство эго фальшиво. Так как чувство эго само по себе фальшиво, то и мир, который кажется реальным этому чувству эго, тоже нереален. Что нереально, то нереально, а что остается, то вечное и спокойное. Это и есть ты. – Йога Васиштха |
Важные факты о Санчи
Во II веке строению изрядно досталось – ее практически стерли с лица земли гонители буддизма из династии Шунга. Но затем ступу восстановили, сделав вдвое больше, чем до этого – пристроили дарохранительницу с примечательными хармиками («зонтиками»), символами восхождения человека к небесам.
Буддийское искусство Санчи, Индия
На исходе II века до н.э. индо-греческий посол Гелиодор возвел колонну в пяти милях от ступы Санчи. Ещё через несколько десятилетий появилось четверо каменных ворот, украшенных изысканной резьбой. Символы буддизма – колесо, дерево, лотос, – скульптуры якшинь (духов природы), слонов, птиц – удивительные изображения можно увидеть здесь! А львы, стоящие спиной друг к другу на южных воротах, и вовсе перекочевали на государственный герб Индии – его можно увидеть на рупийной купюре любого достоинства.
Буддийская ступа Санчи, Индия
Помимо Великой ступы в Санчи есть еще три сохранившихся и одна, от которой осталось лишь основание.
Буддийское искусство, ворота к ступе
Буддийская ступа Санчи, Индия
Интересны в своём исполнении ступы, которые представляли собой своеобразные колонны, имеющие специальные углубления для размещения в них статуй божеств. Украшались такие ступы, как художественными, так и архитектурными элементами.
Буддийское искусство Санчи, Индия
Парк вокруг ступы
Что же касается современного искусства Индии, то оно представлено большим разнообразием направлений, среди которых всё также актуальным остаётся и буддийское искусство. Однако всё сильнее заметно влияние западных культур, которые диктуют свои правила и нормы. Поэтому современное индийское искусство сочетает в себе всё больше западных мотивов, а не сугубо индийский. Тем не менее, на сегодняшний день остаётся ни мало людей искусства, которые продолжают старые традиции, для которых только буддийское искусство является истинным. Ведь именно оно лежало у истоков индийской культуры.
Парк вокруг ступы
Лучше всего посещать ступу Санчи с сентября по март – не будет жары или дождей. Прямого транспорта сюда практически нет, поэтому самым правильным решением будет участие в моих авторских турах в Индию: в ходе них можно не только насладиться архитектурой и природой, но и погрузиться в мир йоги и буддизма.
Об этом нельзя говорить прямоОднажды к Будде пришёл человек и, коснувшись его ног, спросил, есть ли Бог? Извечный вопрос! Будда посмотрел на него пристально и сказал: — Когда я был молод, я очень любил лошадей и различал четыре типа. Первый — самый тупой и упрямый, сколько её ни бей, она всё равно не будет слушаться. Таковы и многие люди. Второй тип: лошадь слушается, но только после удара. Много и таких людей. Есть и третий тип. Это лошади, которых не нужно бить. Ты просто показываешь ей хлыст, и этого достаточно. Ещё существует четвёртый тип лошадей, очень редкий. Им достаточно и тени хлыста. Говоря всё это, Будда смотрел в лицо человеку. Затем он закрыл глаза и замолчал. Человек тоже закрыл глаза и сидел в молчании с Буддой. При этом присутствовал Ананда, и что-то внутри него стало протестовать. Он решил: «Это уж слишком! Человек спрашивает о Боге, а Учитель говорит о лошадях». Рассуждая таким образом внутри себя, Ананда не мог не видеть, какая воцарилась тишина, какое великое молчание! Оно было почти осязаемым. Ананда смотрел на лица Будды и человека, переживавшего трансформацию прямо у него на глазах! Будда открыл глаза, а человек просидел в таком состоянии ещё час. Лицо его было умиротворённым и светлым. Открыв глаза, человек коснулся ног Будды с глубокой признательностью, поблагодарил его и ушёл. Когда он вышел, Ананда спросил Будду: — Для меня это непостижимо! Он спрашивает о Боге, а ты говоришь о лошадях. Я видел, как он погрузился в глубокое молчание. Как будто он прожил с тобой много лет. Даже я никогда не знал такого молчания! Какое единение! Какое общение! Что было передано? Почему он так благодарил тебя? Будда ответил: — Я говорил не о лошадях. Я говорил о Божественном, но об этом нельзя говорить прямо. Когда я увидел, на какой лошади он приехал, я понял, что такую лошадь мог выбрать только истинный ценитель. Вот почему я заговорил о лошадях. Это был язык, который он мог понять, и он понял его. Он редкий человек. Ему было достаточно и тени хлыста. И когда я закрыл глаза, он понял, что о высшем говорить нельзя. О нём можно только молчать; и в этом молчании Оно познаётся. Это трансцендентный опыт, и он находится за пределами ума. – мифы и легенды Индии |
Ступа Санчи на карте
Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.