Одним из главных музеев Древнего
Содержание
Карнак, Египет 2022
Храм восхищает своей красотой, величием статуй и колонн, а также масштабом территории – около 40 гектаров. Многие века он был главной резиденцией правителей и их сокровищницей. Архитектура храма включает в себя ряд храмов, часовен и пилонов.
Все здесь выполнено в гигантских масштабах: участок занимает более 2 квадратных километров, достаточно большой, чтобы вместить около 10 соборов, а его главное сооружение, Храм Амона, является самым большим религиозным сооружением из когда-либо построенных. Именно здесь, в Карнаке, на земле жил бог Амон, окруженный домами его жены Мут и их сына Хонсу – двумя другими огромными храмовыми комплексами на этом месте. Отстроенный, дополненный, демонтированный и отреставрированный, расширяемы и украшаемый в течение почти 1500 лет, Карнак был самым важным местом поклонения в
Записи Нового Царства рассказывают, что жрецами храма Амона были 81 000 человек, работающих в храме или для него, они владели 421 000 головами крупного рогатого скота, 65 городами, 83 кораблями и 691 000 акрами сельскохозяйственных угодий, что дает нам представление о его экономическом, а также как духовном значении.
С таким количеством дополнительных построек Карнак может быть очень запутанным; Попытки понять этот огромный памятник веками досаждали путешественникам. Как лаконично выразилась Амелия Эдвардс, писательница и художница XIX века, путешествовавшая вверх по Нилу:
“Это место, о котором много писали и часто рисовали; но о котором ни письмо, ни искусство не могут передать больше, чем тусклые воспоминания впечатлений… Масштаб слишком велик; эффект слишком потрясающий; чувство собственной невозможности выразить, человеческой малости, слишком большое и сокрушающее”.
План комплекса Карнак
Самым важным местом поклонения в храме была массивный корпус храма Амона, над которым возвышался великий храм Амона-Ра, где находится знаменитый гипостильный зал, впечатляющий лес гигантских колонн в форме папируса.
На его южной стороне находится корпус храма Мут, когда-то связанная с главным храмом аллеей бараньих голов сфинксов. К северу находится корпус храма Монту, посвященный местному фиванскому богу войны. Трехкилометровая мощеная аллея сфинксов с человеческими головами, которая когда-то соединяла великий храм Амона в Карнаке с Луксорским храмом, снова расчищена и открыта для туристов, посещающих Египет.
Самые ранние постройки в Карнаке относятся к периоду Среднего царства: Белая часовня Сесостриса I (1965–1920 гг. до н.э.), реконструированная в музее под открытым небом, и фундамент 12-й династии самой священной части Храма Амона, святилище барки и Двора Среднего Царства (за шестым пилоном). Однако большая часть того, что вы можете увидеть, была построена могущественными фараонами 18-20 династий (1570 и 1090 до н.э.), которые потратили целые состояния, чтобы оставить свой след в этом самом священном для египтян месте.
Более поздние фараоны расширяли и перестраивали комплекс, также как и Птолемеи и ранние христиане. По сути, чем дальше в комплекс вы заходите, тем старше постройки. Прогулка по этому гигантскому комплексу является одним из основных моментов любого визита в Египет.
Храм Карнак в 360° – Египет 360°
Путешествие в храм Карнак, Египет
Корпус храма Амона – главная ось
На входе в музей расположена Аллея Сфинксов, которые как будто охраняют его. Они имеют тело льва с человечьими и бараньими головами. Протяженность аллеи 2,7 километров. В былые времена по ней проходили фараоны со своей свитой, а также праздничные процессии древних египтян. Была обнаружена археологами в 1949 году. Но и до настоящего времени раскопки продолжаются. Статуи сильно разрушены, поэтому взору посетителей представлены только фрагменты.
Алея бараноголовых сфинксов. Храм Карнак, Египет
Набережная Амона была причалом, где во время праздников пришвартовывались большие лодки, перевозившие богов. Из надгробных росписей, таких как гробница Нахта, мы знаем, что к северу от набережной были дворцы, окруженные пышными садами.
На восточной стороне есть пандус, спускающийся к процессионной аллее сфинксов с головами баранов, которая ведет к массивному недостроенному первому пилону, построенному Нектанебом I из 30-й династии. Внутри находится массивная строительная рампа из сырцового кирпича, на которую с помощью роликов и канатов втаскивали каменные блоки для пилона. Когда туда приехала экспедиция Наполеона, на пандусе еще стояли блоки.
Алея к первому пилону. Храм Карнак, Египет
Большой двор
За первым пилоном находится Большой двор, самая большая часть Карнакского комплекса. Слева находится Храм Сети II с тремя небольшими часовнями, в которых во время подготовки к фестивалю Опет находились священные барки Мут, Амона и Хонсу. В юго-восточном углу (крайний справа) находится хорошо сохранившийся Храм Рамзеса III, миниатюрная версия храма фараона в Мединат-Абу. План храма прост и классичен: пилон, открытый двор, вестибюль с четырьмя колоннами Осирид и четырьмя колоннами, гипостильный зал с восемью колоннами и три часовни-барки для Амона, Мут и Хонсу.
В центре двора два ряда по пять колонн. Только одна из колон сегодня имеет высоту 21 метр, она с капителем в форме папируса и небольшим алебастровым алтарем посередине: все, что осталось от киоска Тахарки, нубийского фараона 25-й династии.
Большой двор. Храм Карнак, Египет
Большой гипостильный зал
За вторым пилоном находится внушительный Большой Гипостильный зал, один из величайших когда-либо построенных религиозных памятников. Занимая площадь 5500 квадратных метров — достаточно места, чтобы вместить как римский собор Святого Петра, так и лондонский собор Святого Павла — зал представляет собой лес из 134 возвышающихся каменных колонн в форме папируса. Он символизировал папирусное болото, которых было так много вдоль Нила. Древние египтяне считали, что эти растения окружали первобытный холм, на котором впервые была создана жизнь.
Его строительство было начато во времена правления фараона Рамзеса II. 134 колонны размещены в 16 рядов, их высота почти 23 метра. В зале проводились различные ритуалы, возможно торжественные мероприятия и праздники.
Большой гипостильный зал. Храм Карнак, Египет
Каждое лето, когда Нил начинал разливаться, этот зал и его колонны опускались под воду на несколько десятков сантиметров. Первоначально он должен был быть ярко окрашен — некоторые цвета сохранились — и покрыт крышей, что делало его бы довольно темным вдали от освещенной главной оси.
Размер и величие колонн и бесконечные их украшения ошеломляют: не торопитесь, посидите немного и посмотрите на головокружительное зрелище. Зал был спроектирован Рамзесом I и построен Сети I и Рамзесом II. Обратите внимание на разницу в качестве между тонким выпуклым рельефом в северной части работы Сети I и гораздо более грубым утопленным рельефом, добавленным Рамзесом II в южной части зала.
Барельефы Сети I. Храм Карнак, Египет
Загадочные сцены на внутренних стенах были предназначены для духовенства и королевской семьи, которые понимали религиозный контекст, но внешние стены легче понять, они показывая военную доблесть и силу короля, его способность наводить порядок в хаосе. На задней части третьего пилона, построенного Аменхотепом III, справа изображен фараон, плывущий на священной барке во время праздника Опет.
Тутмос I (1504–1492 до н. э.) создал узкий двор между третьим и четвертым пилонами, где стояли четыре обелиска, по два в честь Тутмоса I и Тутмоса III (1479–1425 до н. э.). Остались только основания, кроме одного, высотой 22 м, воздвигнутого для Тутмоса I.
Большой гипостильный зал. Храм Карнак, Египет
Внутренний храм
За четвертым пилоном находится Гипостильный зал Тутмоса III, построенный Тутмосом I из ценных пород дерева и перестроенный Тутмосом III на зал с 14 каменными колоннами и каменной крышей.
В этом дворе стоит один из двух великолепных 30-метровых обелисков, воздвигнутых царицей Хатшепсут (1473–1458 гг. до н.э.) во славу ее «отца» Амона. Другой сломан, но верхняя часть лежит у священного озера (справа). Обелиск Хатшепсут является самым высоким в Египте, его вершина изначально была покрыта электрумом (обычно используемый сплав золота и серебра). После смерти Хатшепсут ее пасынок Тутмос III уничтожил все следы ее правления и замуровал их в сооружение из песчаника.
Стелла Хатшепсут. Храм Карнак, Египет
Разрушенный пятый пилон, построенный Тутмосом I, ведет к другой колоннаде, теперь сильно разрушенной, за которой следует небольшой шестой пилон, воздвигнутый Тутмосом III, который также построил пару колонн из красного гранита в вестибюле за ними, вырезанных из лотоса и папирус, символы Верхнего и Нижнего Египта.
Обелиск ХатшепсутСкажу я людям времен грядущих, – надпись Хатшепсут на одной из 4-х сторон обелиска |
Рядом две огромные статуи Амона и богини Амунет, высеченные во времена правления Тутанхамона. Первоначальное деревянное святилище барки Тутмоса III, самое ядро храма где обитал бог Амон, было заменено гранитным, которое было построено и украшено хорошо сохранившимися рельефами преемником и сводным братом Александра Македонского: хрупкий, недалекий Филипп Арридей (323–317 до н. э.).
К востоку от святилища Филиппа Арридея находится старейшая известная часть храма, Двор Среднего царства, где Сесострис I построил святилище, стены фундамента которого были здесь найдены.
На северной стене двора находится Стена Записей, отражающая организованную дань, которую фараон взимал в честь Амона с покоренных им земель.
Двор Среднего Царства. Храм Карнак, Египет
Большой фестивальный зал Тутмоса III
В задней части двора Среднего царства находится Праздничный зал Тутмоса III, Ак-Меноу, красивейший из архитектурных памятников. Это необычное сооружение с уникально вырезанными каменными колоннами, имитирующими шесты для палаток, возможно, отсылка к жизни фараона под парусами во время его частых военных экспедиций за границу Египта. Вестибюль с колоннами, который находится за ним, обычно называемый Ботаническим садом, имеет прекрасные детализированные рельефные сцены флоры и фауны, с которыми царь столкнулся во время своих кампаний в Сирии и Палестине и привез с собой в Египет.
Для людей, не допускаемых внутрь священного корпуса храма, Тутмос III построил небольшую часовню на задней части стены храма позади своего праздничного зала, по обеим сторонам которой можно увидеть огромные основания для двух обелисков Хатшепсут, которые когда-то здесь стояли.
Помимо этого храма, дальше на юго-восток, Рамзес II построил аналогичную часовню, Храм Слышащего Уха, опять же с основанием для единственного обелиска высотой 32,2 м, который Рамзес узурпировал у Тутмоса III. Вывезенный из Карнака по приказу императора Константина (306–337 гг. Н. Э.) И направленный в Константинополь, обелиск был перенаправлен в Рим, чтобы стоять в Чирко Массимо. Цирк был перестроен в 1588 году по приказу Папы Сикста V там, где он стоит сейчас, перед церковью Святого Иоанна (Джованни) Латеранского.
У северной стены ограждения храма Амона находится хорошо сохранившийся культовый храм Птаха, начатый Тутмосом III и законченный Птолемеями и римлянами. Доступ во внутренние помещения осуществляется через серию из пяти дверных проемов, которые ведут к двум оригинальным статуям храма. Безголовая фигура Птаха, бога-создателя Мемфиса, находится в средней часовне за запертой дверью — хранитель часто открывает ее за бакшиш. Слева от него устрашающе красивая статуя из черного гранита его жены-богини Сехмет (распространительницы ужаса) с обнаженной грудью и головой львицы.
Корпус храма Амона – южная ось
Второстепенная ось корпуса храма Амона, идущая к югу от третьего и четвертого пилонов, представляет собой обнесенный стеной путь для процессий от седьмого к 10-му пилону, ведущий к корпусу храма Мут. Внутренний двор между Гипостильным залом и седьмым пилоном, построенный Тутмосом III, известен как Кашет-двор, поскольку в 1903 году здесь были обнаружены тысячи каменных и бронзовых статуй. Жрецы похоронили здесь старые статуи и храмовую мебель, в которых они больше не нуждались около 300 г. до н.э. Большинство статуй было отправлено в
Хорошо сохранившийся восьмой пилон, построенный королевой Хатшепсут, является самой старой частью оси храма с севера на юг и одним из самых ранних пилонов в Карнаке. На нем вырезан текст, который она ложно приписала Тутмосу I, оправдывая ее восхождение на египетский трон. Девятый и десятый пилоны были построены Хоремхебом, который использовал некоторые из камней разрушенного храма, построенного на востоке Эхнатоном (до того, как он перебрался в Телль аль-Амарну), некоторые из которых можно увидеть на выставке в Луксорском музее.
Священное озеро. Храм Карнак, Египет
К востоку от седьмого и восьмого пилонов находится священное озеро, где, согласно Геродоту, жрецы Амона купались дважды в день и дважды в ночь для ритуальной чистоты.
На северо-западной стороне озера находится часть упавшего обелиска Хатшепсут, изображающая ее коронацию, и гигантский скарабей в камне, посвященный Аменхотепом III Хепри, форме бога солнца.
Жук-скарабей в египетской мифологии почитался как насекомое богов Солнца и символом перерождения в загробном мире. Есть предание о том, что если обойти вокруг этого жука, коснувшись его рукой, то сбудется заветное желание. Для туристов у местных жителей припасено достаточно обрядов и ритуалов, связанных с магическими свойствами скарабея.
В юго-западном углу ограды находится храм Хонсу, бога луны и сына Амона и Мут. До него можно добраться через дверь в южной стене Гипостильного зала Храма Амона по пути через различные каменные блоки. Храм, в основном работа Рамсеса III и расширенный более поздними правителями Рамесайда, расположен к северу от ворот Эвергета и аллеи сфинксов, ведущей к Луксорскому храму.
Храм Хонсу. Карнак, Египет
Пилон храма ведет через перистиль двора в гипостильный зал с восемью колоннами, на которых вырезаны фигуры Рамзеса XI и Херихора. В следующей камере находилась священная барка Хонсу.
Корпус храма Мут
От 10-го пилона аллея сфинксов ведет к частично раскопанному южному участку – Корпусу Мут. Сильно разрушенный храм Мут был построен Аменхотепом III и состоит из святилища, гипостильного зала и двух дворов. Аменхотеп также установил более 700 черных гранитных статуй богини-львицы Сехмет, северного аналога Мут, которые, как считается, образуют календарь, с двумя статуями на каждый день года, получая подношения каждое утро и вечер.
Корпус храма Монту
Обычно запертые ворота на стене рядом с храмом Птаха (в ограде храма Амона) ведут в корпус храма Монту. Монту, бог-воин с головой сокола, был одним из первых божеств Фив. Главный храм был построен Аменхотепом III и модифицирован другими. Комплекс очень ветхий.
Музей под открытым небом
Слева от первого двора корпуса храма Амона находится Карнакский музей под открытым небом, пропускаемый большинством посетителей, но который определенно стоит посетить. Хорошо сохранившиеся часовни включают Белую часовню Сесостриса I, один из старейших и красивейших памятников в Карнаке, в котором есть прекрасные рельефы Среднего царства; Красная часовня Хатшепсут, ее красные кварцитовые блоки были заново собраны в 2000 году; и Алебастровая часовня Аменхотепа I. В музее также есть коллекция скульптур, найденных по всему храмовому комплексу.
Храм Карнак, Египет
Большой двор. Храм Карнак, Египет
Большой двор. Храм Карнак, Египет
Колонада и сфинксы Большого двора. Храм Карнак, Египет
Рамзес II. Храм Карнак, Египет
Большой гипостильный зал. Храм Карнак, Египет
Большой гипостильный зал. Храм Карнак, Египет
Большой гипостильный зал. Храм Карнак, Египет
Обелиск. Храм Карнак, Египет
Статуи Амона и богини Амунет, высеченные во времена правления Тутанхамона. Храм Карнак, Египет
Храм Карнак, Египет
Большой фестивальный зал Тутмоса III. Храм Карнак, Египет
Храм Карнак, Египет
Храм Хонсу. Карнак, Египет
Гор в образе Павиана. Храм Карнак, Египет
Часовня Птаха. Храм Карнак, Египет
Барельефы, изображающие фестиваль Опет. Храм Хонсу, Карнак, Египет
Барельефы, изображающие фестиваль Опет. Храм Хонсу, Карнак, Египет
Барельефы, изображающие фестиваль Опет. Храм Хонсу, Карнак, Египет
Храм Карнак – Египет изнутри на канале Youtube
Исида и Гор в болотах ДельтыЯ, Исида, оплодотворенная мужем своим и беременная Гором божественным. Родила я Гора, сына Осириса, в гнезде папируса и обрадовалась я весьма, ибо увидела я мстителя за отца его. Скрывала я его, прятала я его из-за страха, чтобы его не узнали. Однажды пошла я в город Буто. Вернулась я, чтобы обнять Гора, и нашла я его, Гора прекрасного, золотого, младенца невинного, сироту, — обливающего землю слезами глаза своего и слюною губ своих. Тело его было неподвижно, сердце его было бессильно, не дрожали мышцы тела его. Испустила я крик: «Вот я, вот я, дитя несчастное, чтобы защитить тебя!» Я была одна, и велики были страхи мои, потому что не приходил никто на голос мой: отец мой был в преисподней, мать моя — в некрополе, а брат мой старший — в гробу. Тогда позвала я кого-нибудь из людей, — да обратятся сердца их ко мне: позвала я живущих в болотах, и обратились они ко мне тотчас же. Пришли ко мне рыболовы из домов своих, прибежали они на голос мой и оплакивали величину несчастья моего. Но не было там колдующего: каждый много, много плакал, но не было там умеющего оживлять. Тогда пришла ко мне женщина мудрая. Сказала она: «Не бойся, не бойся, сын Гор! Не унывай, не унывай, мать бога! Да живет Гор для матери своей! Может быть, скорпион ужалил его? Или змея Авен-йеб укусила его?» Тогда вложила Исида нос свой в рот его, чтобы узнать запах. Открыла она несчастье наследника божественного, нашла она, что он отравлен. Обняла она его поспешно и заметалась с ним, подобно рыбе, брошенной на жаровню: «Ужален Гор, о Ра! Ужален сын твой! Ужален Гор, наследник наследника! Ужален Гор, юноша Дельты! Ужален младенец прекрасный золотой! Ужален Гор, сын Осириса, рожденный Исидой!» Пришла Нефтида с плачем, пришла богиня Серкет и вскричала: «Что это, что это? О Исида, умоляй небеса, да остановятся гребцы Ра, да не приблизится ладья Ра!» Обратила Исида крик свой к небу и молитву свою к ладье бесконечности. Остановилось солнце, услышав ее, и не двигалось оно с места своего. – мифы и легенды Древнего Египта |
Храм Карнак на карте
Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.