Храм в Абидосе посвящен Сети I, отцу знаменитого Рамзеса II.
Абидос, Храм Сети I, Египет
Девятка богов возрадовалась:
“Вот идёт Хор, сын Осириса,
Твёрдым сердцем, провогласный,
Сын Исиды, наследник Осириса”.
Собрался для него суд истины,
Девятка богов и вседержатель сам (Ра).
Владыки истины, соединившиеся там,
Отражающие неправду,
Сели в зале Геба, чтобы вернуть сан владыке его.
Найден был Хор правогласным,
И отдан ему сан отца его. <… >
Зло исчезло, и мерзость удалилась,
Земля спокойна под владыкой своим.
Утверждена правда для владыки своего,
Обращен тыл ко лжи.
Радуйся, Уннефер! Сын Исиды взял корону,
Присужден ему сан отца его в зале Геба
Ра изрек, и Тот записал,
И суд промолчал [т. е. согласился].
Повелел тебе отец твой Геб,
И сделано, как он приказал.
– завершение гимна Осирису
Культовый храм Сети I – самый большой из сохранившихся храмов Абидоса, построен из блоков известняка и песчаника по необычному L-образному плану, в нем семь святилищ вместо обычного одного (или трех). Этот храм был воздвигнут фараоном XIX династии Сети I, но убранство дворов и первого гипостильного зала было завершено его сыном Рамзесом II.
Вход в храм
В храм можно попасть через разрушенный первый пилон, который должен был выходить на набережную, соединяющую храм с рекой Нил на востоке. Все еще можно увидеть двор со сценами сражения Рамзеса II на оставшихся стенах. Ко второму пилону, немногим больше первого, примыкал портик с нишами, в которых когда-то стояли статуи Рамзеса II. На стенах портика изображены некоторые из детей царя (сыновья слева и дочери справа).
Второй двор, также украшенный Рамзесом II, имеет дверной проем в юго-западном углу, через который можно попасть в комплекс административных зданий, в том числе зал аудиенций с возвышением для королевского трона, который здесь стоял. У входа в эти постройки установлена стела Рамсеса II, как подношение Птаху. Также во втором дворе находится статуя короля, сидящего в святилище, предположительно из Среднего царства, привезенная сюда из других мест района Абидос.
Колонны при входе в храм
Вход во внешний гипостильный зал осуществляется через центральный дверной проем с портика с квадратными колоннами, украшенными сценами подношения Рамзеса II различным богам. Во времена Сети I через фасад было семь дверных проемов, каждый из которых пролегал от двора до семи часовен. Рамзес заделал эти дверные проемы, оставив только центральный главный вход и меньший дверной проем в северном конце портика.
Внешний гипостиль был украшен Рамзесом после смерти его отца, и хотя рельефы не такие тонкие, как у Сети I, они лучше, чем в некоторых из его более поздних храмов. Этот зал может похвастаться 24 колоннами папируса, каждая из которых изображает Рамсеса в присутствии бога святыни в конце прохода.
Сети получает благословление от Осириса. При входе в Храм Сети I, Абидос, Египет
Семь дверных проемов ведут во второй гипостильный зал, который служит вестибюлем семи культовых часовен в западной стене. Этот зал, украшенный во времена правления Сети I, имеет 36 колонн, а на его стенах сохранились удивительные рельефные изображения фараона, поклоняющегося и совершающего ритуалы пред различными божествами.
Слева направо часовни посвящены: Сети I, Птаху, Ра-Хорахти, Амон-Ра, Осирису, Исиде и Гору. Священные лодки каждого бога должны были быть размещены в этих часовнях, и сцены, которые они содержат, изображают увлекательные рассказы о ритуалах, связанных с праздниками каждого божества.
Часовня Сети I отличается рельефами, которые показывают, что власть фараона дается самими богами. Потолки сводчатые, а в шести часовнях есть ложная дверь, вырезанная на западной стене. Однако в часовне Осириса есть дверной проем, который ведет в анфиладу комнат позади нее.
Колонны храма
Сети благословляют Анубис и Гор
Сети подносит дары Осирису
Залы в задней части храма посвящены культу Осириса. Первый зал Осириса с его 10 колоннами украшен изысканными красочными рельефами, изображающими царя, предлагающего Осирису и совершающего различные ритуалы богу. Три комнаты справа – это святилища, посвященные Гору, Сети I и Исиде. За этими комнатами находится секретная комната, в которую нет входа, но считается, что это был склеп, где хранились самые священные сокровища храма.
Эта необычная «слепая комната» теперь открыта (ее открыла Дороти Эди, “Ом Сети”), и ее можно увидеть с крыши храма. С другой стороны от главного зала Осириса находится второй зал с 4 колоннами, нишами вокруг стен и тремя часовнями на юге. Считается, что в этом зале есть барельефы с загадками воскрешения Осириса и, возможно он имеет астрономический потолок.
Колонны храма
Еще во втором гипостильном зале в южной стене есть два дверных проема. Дверной проем справа ведет в зал Птах-Сокар и Нефертем, богов мемфитской триады. Есть особенно интересные рельефы с изображением Сокара с головой ястреба, а также с изображением человека и льва Нефертема, увенчанного цветком лотоса. Святилища этих богов находятся в западном конце зала.
Галереей списков с доисторическими именами фараонов
Другой дверной проем во втором гипостильном зале (слева) ведет в коридор, называемый «Галереей списков», в котором Сети I и его маленький сын Рамсес предлагают список картушей из 76 королей. Сети держит цензор, а Рамзес читает свиток папируса. Картуши начинаются королем Менесом из династии I и заканчиваются Сети I. Некоторые из пропущенных правителей включают Хатшепсут, Эхнатона, Сменхаре, Тутанхамона и Ай.
Рамзес под руководством Сети читает династический список
Вверх по этой галерее находится дверной проем, ведущий в проход к Осириону. Рельефы на стенах коридора относятся к правлению Рамсеса II, который изображен со своим маленьким сыном принцем Аменхиркопшефом, который цепляет быка, ловит дичь в силки и тащит лодку Сокара.
За королевским списком находятся другие помещения, «зал лодок» и «зал мясников» с журналами и складскими помещениями, находящимися задней часть храма.
Принц Аменхиркопшеф запрягает быка
Сети Первый: в тени лучезарного сына
Далеко не все люди сразу могут сообразить, кто такой Сети I. А вот если сказать «Отец Рамсеса II», то становится понятнее — одного из величайших фараонов Древнего Египта знают многие.
Тем более, массовая культура регулярно проводит необходимый ликбез: Сети I представлен как отец Рамсеса II и приемный дядя Моисея в фильме «10 заповедей». Фигурирует его персона и в знаменитой кинокартине «Мумия» — там это фараон, убитый верховным жрецом Имхотепом и его любовницей Анксунамун, а также в «Мумия возвращается» (отец Нефертити).
Абидос, Храм Сети I, Египет
Фараон и богиня Секмет
Хотя правил Сети I совсем недолго (примерно 11 лет, по основной версии), на его счету немало достойных свершений. Они приходятся примерно на 1290–1279 годы до н. э.
Из военных побед стоит отметить экспансию на север, захват Кадеша, поход в землю Хеттского царства, выступление против ливийцев, войны на юге.
В плане, как бы сейчас выразились, общественной деятельности Сети I тоже сделал многое: восстанавливал религиозные памятники, поврежденные при Эхнатоне, сооружал новые святилища. Особое внимание уделял Абидосу и Фивам, а также начал возводить пещерный храм в
Сам Ра благословляет Сети
Барельефы Абидоса. Храм Сети I, Египет
Особого упоминания заслуживает потрясающая гробница Сети I, выдолбленная в скале в
Изначально, в 1817 году, исследователи во главе с итальянцем Джованни Баттистой Бельцони не обнаружили в гробнице мумию самого фараона — кто-то уже разрушил алебастровый саркофаг. Останки фараона нашлись лишь в 1881 году в тайнике Дейр эль-Бахри — к счастью, они отлично сохранились.
Бог Тот в форме Ибиса дает Сети силу слова. Абидос, Храм Сети I, Египет
Удивительная история Омм Сети (Дороти Эдди)
«Там мой дом! Хочу туда!» — закричала 4-летняя девочка и что есть силы рванулась прочь от матери — целовать ноги древнеегипетских статуй.
Родители Дороти Иди и сотрудники Британского музея Лондона были в шоке: кроха явно не притворялась.
Такие метаформозы произошли с малышкой после падения с лестницы, в 1907-ом. Семейный доктор тогда признал ее мертвой. Но уже через час Дороти уже как ни в чем не бывало играла в своей кроватке!
Таинственные видения неотступно преследовали девочку — глядя на фотографии храма фараона Сети I в Абидосе, она спрашивала, куда делись оттуда ее любимые цветущие сады.
Дороти Иди целиком погрузилась в тему Древнего
Не в силах заботиться о ребенке, отец отдал ее в помощницы жрицам. В 12 лет девочка приняла священный обет. Правда, все закончилось… беременностью: это было последствием пылкой встречи с фараоном Сети I.
Такой грех карался казнью. Бентрешит решила не бросать тень на своего возлюбленного и покончила с собой. Ей было 14…
В нынешней жизни Дороти вышла замуж за студента-египтянина по имени Имам Абдель Мегид. Правда, союз вскоре распался — при всем уважении к наследию предков супруг не вынес «сказок» жены о прошлых жизнях.
Много лет Иди трудилась в Департаменте древностей, где поражала опытных египтологов знаниями мельчайших нюансов истории. Например, она вдруг говорила, где именно копать, и ученые совершали все новые и новые открытия. Так, именно благодаря Дороти под слоем песка в Абидосе были найдены сады, которые снились ей с детства, и секретная комната, спрятанная за святилищами Гора, Сети I и Исиды. В целом, в самом храме женщина ориентировалась даже без света — так как, по ее словам, раньше провела в этих стенах всю жизнь. Пораженные такой прозорливостью, к Дороти обращались за консультациями и помощью многие именитые египтологи — включая Уоллиса Баджа, который в детстве учил ее читать египетские иероглифы по «Книге Мертвых»…
Последние десятилетия Омм Сети («Мать Сети» — сына Дороти назвала Сети) прожила в заброшенной деревне у Абидоса. Она усиленно молилась, за гроши продавала туристам свои вышивки и ухаживала за обожаемыми ей кошками — они, по ее мнению, являются единственными существами, которые тоже могу видеть древних духов.
Материальные блага ее не интересовали, состояние здоровья тоже. Просьбу сына перебраться к нему она отвергла — ей важно было находиться рядом со «своим» храмом.
Душа Дороти Иди покинула тело 21 апреля 1981 года. На ее могиле стоит фигура крылатой Изиды. Омм Сети верила, что ее дух, вылетев через ворота на запад, встретится с лучшими ее друзьями…
Галлереи Храма Сети I, Абидос, Египет
Часовни храма Сети I, Абидос, Египет
Курительная трубка, благословляемая Осирисом. Абидос, Храм Сети I, Египет
Луч света
Колонны храма
Побывать в храме Сети IПройти сквозь великие центральные ворота и войти в храм Сети Первого, все равно, что войти в машину времени, в фантастической книге. Современный мир остается снаружи, в свете солнца. А здесь свет интерьера. Входишь в мир прошлого, и это прошлое на какое-то время становится настоящим. Это так же мир волшебства. Особенно восточная сторона была сложна для изучения и понимания. Большинство людей думают о храмах Но храмы никогда не были предназначены для этого. В древнем Египте такая служба относилась к судам в храме, маленькой части храмов нескольких богов. Значение храмов было религиозным. Интерьеры зданий и изображения богов, на самом деле, были эманациями богов, которые трудились днем и ночью, чтобы защитить вселенную от вечно возвращающегося хаоса и сохранить божественный порядок в мире и самом Египте (любимой стране)! Молитвы, гимны, и жертвоприношения, конечно, происходили здесь. Церемонии и встречи, приношения на алтарь. Здесь не было обычных людей. Жрецы тренировали голос и готовились к представлениям и постановкам, магическим важным церемониям, в практической и правильной манере, которая должна была быть доступна и понятна богам. Никому не было разрешено входить в храм. И это загадка, почему сейчас каждый может войти в храм. Каждый элемент в храме имел свое магическое значение. Все здесь было для богов, ради богов и для красоты. Если храм был прекрасный и волшебный, потому, что был построен человеком, обладающим вкусом и магическим видением, который работал над двумя проектами. Эти люди помогали создавать храмы для богов в своем городе. Они так же были удостоены чести иметь свой стиль, независимый, который называется «Бог – король, Хорус над землей». Они хотели сделать действие, чтобы показать его. Если фараон преподносил кусок хлеба Осирису, этот кусок продолжал быть презентацией так долго, как долго презентация продолжалась в этом мире и мире богов. Так же, если один стоял перед фигурой бога и произносил его имя, порция божественной энергии оживляла камень, и внимание божества было направлено на молящегося человека, во время его действия и во время скрытых мыслей его сердца. Никто не может представить себе, что барельефы, построенные более тысячи лет назад, были обработаны в каждом камне здания очень тщательно. Быть одному в храме Сети Первого, все равно, что смотришь во всевидящее око и знать все о окружающем мире. – Джонатан Котт: В поисках Омм Сети. Реинкарнация и вечная любовь |
Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.