Монастырь Спитук находится в 9-ти километрах от Ле, Ладакх, и расположен на холме конусообразной формы. Он принадлежит школе Гелуг и возглавляет его Бакула Римпонче. Сегодня в монастыре проживает молодая 20-я инкарнация Бакула Римпонче. Его именем назван аэропорт в Ле.
Содержание
Монастырь Спитук (Спиток гомпа), Ладакх, Индия
В безначальном и бесконечном пространстве — всё полонстью совершенно и все умопостроения успокоены. Все явления пребывают в сердце Абсолюта — природе явлений. Таким образом, внешние объекты и внутренний ум, явления Сансары и Нирваны — свободны от частных усложнений и различий между грубым и тонким. Они переживаются как изначально пустое пространство, подобное небу.
– Лонгчен Рабджам
Монастырь Спитук – общая информация
Название: монастырь Спитук или Спитук Гомпа, Спиток, Петуб Гонпа, по-тибетски: དཔེ་ཐུབ,
Месторасположение: в 8-ми км от Лех, возле аэропорта
Основание монастыря: 11 век
Основатели: Лама Од-де, Старший брат Ламы Чангчуб Од
Школа: Гелуг
Число монахов: 120
Праздники: фестиваль Спитук Густор, празднуется с 27-го по 29-й день 11 месяца по тибетскому календарю
С вершины холма открывается захватывающий панорамный вид на зеленые поля и деревню Спитук. Единственная дорога для подъезда — это узкая дорога, ответвляющаяся от шоссе Лех-Шринагар. Аккуратная тропа ведет через ворота с длинным рядом молитвенных колес во двор, обращенный к гомпе. Сам монастырь представляет собой четырехэтажное здание со множеством балконов и сотами окон. В духанг, главный зал собраний, ведет небольшая лестница.
Основная статуя в монастыре – статуя Будды Шакьямуни. Так же здесь находится священный образ Будды Амитаюса, размером с палец, подаренный королю Тагспа Бум-Лде великим Цонкапой. Монастырь является местом обитания для 100 монахов. Так же рядом с монастырем находится древняя пещера с гигантской статуей Кали и Махакалой.
Молитвенные колеса мани в монастыре Спитук
Фестиваль проходит здесь ежегодно с 27 по 29 день 11-го месяца по тибетскому календарю. Монастыри Сток, Сакар и Сабоо находятся под покровительством монастыря Спитук.
Монастырь Спитук и его история
Монастырь был основан в 11-ом веке Од-де, старшим братом Ламы Лха Чангчуб Од, когда он прибыл в Марьюл. Здесь он организовал общину монахов. Когда Ринчен Зангпо пришел в это место он назвал его Спитук, что значит Образцовый. Спустя некоторое время монастырь перешел к школе Гелуг.
Монастырь Спитук, Ладакх
В то время монастырь Спитук в Ладакхе находился в ведении школы Кадампа. Постепенно, со временем, монастырь начал функционировать под руководством Дхармараджи Такшпы Бума – Леде Ламы Лхаванг Лотоса. Он добился восстановления Спитука и ввёл безупречный орден Цонкапы (Гелукпа). Сегодня монастырь функционирует только под руководством ордена Гелукпа. Три других монастыря Ладакха, а именно Сток, Санкар и Сабу, считаются филиалами Спитук Гомпы.
Стены Монастыря Спитук
Должностные лица, служащие во всех этих монастырях, являются последовательными реинкарнациями Скьябше Бакулы Ринпоче.
Главное изображение внутри монастыря Спиток — Будда. Рядом находится священное изображение Амитаюса длиной около пальца. Сам Цонкапа подарил это изображение Такспа Бум-Лде. Он также может похвастаться богатой коллекцией тханок, древних масок, старинного оружия и т. д.
Монастырь Спитук, Ладакх
Духанг (главный зал) имеет высокий трон в дальнем конце, предназначенный для Далай-ламы. Дверь рядом с центральным троном ведет в темную старую часовню. Центральные изображения внутри часовни — это изображения Цонкапы, двух его главных учеников и Будды.
Спитук Гомпа также является местом проведения ежегодного фестиваля Густор. Фестиваль проходит с 27 по 29 число одиннадцатого месяца тибетского календаря. Священный танец цам также является частью празднования.
По традиции входная зона украшена изображениями Стражей четырех основных направлений. Большие деревянные колонны, красиво украшенные, поддерживают крышу. Обычно духанг мрачный, так как в нем окна дают недостаточно света. Но в этом зале большое окно в крыше пропускает очень много света. Посреди зала расставлены привычные ряды сидений с подушками и низкие столики.
Колесо Сансары и шесть миров в нем
В тибетском буддизме существует концепция Колеса Сансары, которая играет важную роль в понимании циклической природы жизни и смерти. Эта концепция основывается на учении Будды о перерождении и карме, которые определяют нашу судьбу в следующей жизни. Колесо Сансары представляет из себя бесконечное вращение между мирами страдания и возрождения, пока мы не достигнем состояния нирваны. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты Колеса Сансары – его символику, функцию и значение для практикующих буддистов.
Первый сектор Колеса Сансары олицетворяет мир животных, где люди испытывают жадность и агрессию. Второй сектор отображает мир пребывания духов, где люди подвержены погоне за материальными благами. Третий сектор представляет мир человечества, где люди могут достичь баланса между позитивными и негативными качествами своего ума. Четвертый сектор указывает на мир титанов или полубогов, где люди испытывают зависть и ревность. Пятый сектор отражает состояние потустороннего бытия, где люди находятся в состоянии медитации и стремятся к просветлению. Шестой сектор представляет мир адов, где люди подвержены страданию и безысходности
Властелин Севера Вайшравана
Властелин Запада Вирупакша
Властелин Юга Вирудхака
Властелин Востока Дхритараштра
Помимо святынь Будды и Бодхисаттв, в дальнем правом углу зала находятся два сиденья или трона: один для Далай-ламы, а другой для Первосвященника. По всей длине правой стены, от пояса до потолка, расположены ячейки, в которых хранятся Священное Писание и Комментарии к нему. Эти писания, обычно написанные на длинных пальмовых листьях, скреплены веревочными петлями и покрыты деревянной дощечкой и льняной тканью.
Библиотека Спитук гомпы. Фолианты бережно хранятся
За залом находится небольшое особое святилище с красивой позолоченной статуей Будды. Справа от этого находятся изображения ламы Цонкапы (1357-1419), основателя доминирующего ордена тибетского буддизма, ордена Гелугпа. Спитук Гомпа — старейший монастырь гелугпа в Ладакхе, в котором проживает около 120 лам.
Статуя Будды Шакьямуни
Тара Каханг
Слева, в дальнем конце двора, находится Тара Каханг, святилище богини Тары, в котором находится 20 изображений Тары. Эти изображения незначительно отличаются друг от друга, возможно, из-за того, что мимика была стилизована разными скульпторами.
Вниз по лестнице от этой комнаты находится просторный чиркханг, в котором установлена большая статуя Будды Шакьямуни и прекрасно нарисованное изображение Бодхисаттвы Авалокитешвары (Ченрези) с его тысячью руками.
Тара Каханг, святилище богини Тары, монастырь Спитук
Тханка Белой Тары
Дальше несколько ступенек ведут к храму Махакала, построенному более 900 лет назад королем Такшпой Бунгом. В храме находится Махакала с 70 руками (по 35 с каждой стороны) и восемью ногами. Это потрясающее изображение обычно закрыто и представлено только во время ежегодного фестиваля в январе. Фотография в храме строго запрещена.
Другие изображения, которые можно найти в храме Махакалы, — это изображения Кали, Чхита Пайи, Гонкара, Чаумунды, Чхочгьяла и различных других тантрических божеств. Стены украшены прекрасными изображениями богов, богинь и других проявлений Махаяны.
Будда и линия учителей тибетского буддизма
В монастыре хранится большая коллекция тханок, старинного оружия, икон и бесценная коллекция из шестнадцати древних масок, изображающих богов, богинь, животных и демонов. В гомпе находятся древние тханки, которые были привезены из Тибетского Дворца Потрала в Лхасе после вторжения китайцев.
Входное крыльцо с фигурами свирепых Хранителей Четырех кардинальных направлений
Зал собраний с очень красивыми старинными и драгоценными тханками
Храмовая палата большой позолоченной статуи Будды
Изображение основателя ордена Гелугпа, тибетского ламы Цонкапы и пяти его учеников
Тара Лхаканг – алтарная комната изображений Тары
Чиркханг – комната с большое изображение Будды Шакьямуни и изображения 1000-рукого проявления Бодхисаттвы Авалокитешвары
Гонкханг – храм-усыпальница Божеств-Покровителей с всемогущим Махакалой Ямантакой с 24 руками.
“Наставление Ученику Метону” – Марпа Лоцава
Марпа Чокьи Лодрё (имя при рождении Дарма Вангчук), или Марпа-лоцзава (тиб. переводчик) — лама-мирянин, который принёс из Индии в Тибет многие элементы буддийского учения Ваджраяны, включая Махамудру, в дальнейшем сформировавшие линию кагью и вошедшие в школу гелуг.
Приглашаю вас отправиться в захватывающее приключение в Ладакх – регион, известный своими величественными горными ландшафтами, древними монастырями и уникальной культурой. Этот тур откроет для вас волшебный мир Гималаев и оставит яркие впечатления на всю жизнь.
Наше путешествие начнётся с посещения столицы региона – города Лех. Здесь вы сможете полюбоваться Лехским дворцом, построенным в традиционном тибетском стиле, и насладиться видами на город с его колониальными зданиями и атмосферными улочками.
Мы поднимемся на легендарный перевал Кардунг Ла – один из самых высоких перевалов в мире, доступных для автотранспорта, и насладимся захватывающими панорамами. Также мы преодолеем перевал Чанг Ла, который приведёт нас к жемчужине Ладакха – озеру Пангонг. Это живописное высокогорное озеро меняет свои оттенки от бирюзового до глубокого синего, создавая незабываемый пейзаж. Нас ждёт Долина Нубра – место, где пустынные дюны Хундур гармонично сочетаются с зелёными оазисами и величественными ледниками. Здесь вы сможете увидеть двугорбых верблюдов, уникальных для этого региона, и насладиться спокойствием этого необычного пейзажа. Мы посетим древние монастыри Хемис, Тиксей и Ламаюру – духовные центры Ладакха, которые удивляют своей архитектурой, священными артефактами и потрясающей атмосферой. Каждый из них расскажет вам свою историю и погрузит в уникальную буддийскую культуру.
Этот тур разработан таким образом, чтобы вы могли насладиться красотой региона, проникнуться его культурой и историей, а также испытать вдохновение и гармонию, которые дарит Ладакх.
Присоединяйтесь к нашему путешествию и откройте для себя одну из самых удивительных частей мира. Мы гарантируем высокий уровень организации, комфорта и безопасности на каждом этапе тура.
Ладакх ждёт вас!
Бедняк, перехитривший беса
В давние времена жил в одном ущелье неподалеку от реки Цангпо бедняк по имени Агван. Отца и матери он лишился еще в детстве, родственников и друзей у него не было.
От родителей осталось у Агвана немного земли, коровенка и собака. Мог бы он жить себе пусть бедно, но спокойно, да очень уж бесов боялся. Все ему чудилось, что заявится к нему ночью какой-нибудь бес и утащит к себе.
«Будь я божеством небесным, которое бесов карает, — часто думал Агван, — я обязательно сжег бы всех бесов, в пепел их превратил и глубоко в землю закопал, не позволил бы им добрых людей губить».
Так думал он, думал о бесах, да тем и беду на себя навлек. Однажды поздно вечером, когда над горой уже поднялся серебряный диск луны, вдруг завизжала собака Агвана. Казалось, будто ее кто-то палкой ударил. Затем вдалеке послышался стук копыт. Он становился все громче и громче…
Выглянул Агван в окно и увидел при ярком свете луны мужчину, разодетого в шелк и парчу, верхом на черном коне. «Это бес, а не человек, — в страхе подумал Агван, — недаром собака так громко завизжала».
Бес тем временем — а это действительно был бес — подъехал к хижине Агвана, соскочил с коня и ударом ноги распахнул дверь. Перепугавшийся Агван согнулся в поклоне, высунул язык в знак почтения — так простые тибетцы знатных гостей приветствуют — и дрожащим голосом произнес:
— Заходите, заходите! Я вас сейчас чаем с маслом угощу…
Усмехнулся бес и сказал в ответ:
— Сегодня ночью я собирался твоим трусливым сердцем поужинать. Но коли ты мне почтение оказал, то я пока сохраню тебе жизнь. Жди меня через семь дней. Я приеду сюда снова.
С этими словами он вскочил на коня и быстро умчался прочь. Всю ночь ворочался Агван с боку на бок, никак уснуть не мог. Наконец он решил: «Нельзя сидеть сложа руки и ждать смерти. Надо бежать куда-нибудь. Завтра же утром покину эти места и пойду искать счастья туда, где бесов нет».
На следующий день забрал Агван корову и собаку, распрощался со своей хижиной и пошел вдоль извивающегося ручейка в незнакомые места.
Шел Агван, не останавливаясь, два дня и две ночи, пока не увидел дом с большими красными воротами. Он хотел зайти туда и попросить ночлега, но вспомнил, как старики говорили, что бесы любят жить в домах с красными воротами, и поскорее пошел дальше.
Еще пять дней провел Агван в пути и наконец увидел белый дом с белыми воротами «Уж здесь-то я не встречу бесов», — решил он и смело вошел в дом. Переступив порог, бедняк чуть не умер от страха… Посреди комнаты на высоком кресле сидел тот самый бес, от которого он хотел убежать. Терять крестьянину было нечего, и в голове его возник смелый план. Подойдя к бесу, он сказал:
— Сегодня день, когда ты должен был приехать ко мне. Но я не хотел утруждать тебя длинной дорогой, поэтому решил прийти к тебе сам.
— Ха-ха-ха! — рассмеялся бес. — Раз ты уж так почтителен ко мне, то я сохраню тебе жизнь. Ты навсегда останешься здесь кормить моих лошадей, коров и яков. Но ответь мне на вопрос: где у тебя находится сердце?
— Вот здесь мое сердце, — ответил Агван, показывая на грудь. — А где твое сердце?
— Мое сердце лежит в курильнице для благовоний, — ответил бес и сразу же приказал: — Быстро оседлай мне коня! Я отправлюсь в одну деревню по нашим бесовским делам и вернусь назад поздно ночью. Накорми и напои скот да ужин мне приготовь.
— Хорошо-хорошо, — ответил Агван, а сам подумал: «Поезжай подальше, теперь я знаю, как с тобой разделаться».
Уехал бес. Агван же, не мешкая, собрал побольше хвороста, полил его топленым маслом и развел огромный костер. Затем он схватил курильницу с черным злым сердцем беса и бросил ее в жаркий огонь. Затрещало пламя, полетели искры во все стороны, и к небу поднялся большой смрадный столб дыма. Тут злому бесу и погибель пришла.
А Агван забрал себе весь его скот и вернулся назад в свою хижину. И с тех пор он уже больше не боялся бесов.
Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.