Яндекс Метрика

Монастырь Спитук, Ладакх

Монастырь Спитук, Ладакх, Индия

Монастырь Спитук находится в 9-ти километрах от Ле, Ладакх, и расположен на холме конусообразной формы. Он принадлежит школе Гелуг и возглавляет его Бакула Римпонче. Сегодня в монастыре проживает молодая 20-я инкарнация Бакула Римпонче. Его именем назван аэропорт в Ле.

Монастырь Спитук (Спиток гомпа), Ладакх, Индия

В безначальном и бесконечном пространстве — всё полонстью совершенно и все умопостроения успокоены. Все явления пребывают в сердце Абсолюта — природе явлений. Таким образом, внешние объекты и внутренний ум, явления Сансары и Нирваны — свободны от частных усложнений и различий между грубым и тонким. Они переживаются как изначально пустое пространство, подобное небу.

– Лонгчен Рабджам

Монастырь Спитук – общая информация

  • Название: монастырь Спитук или Спитук Гомпа, Спиток, Петуб Гонпа, по-тибетски: དཔེ་ཐུབ,
  • Местонахождение: Ладакх, округ Лех, Северная Индия
  • Месторасположение: в 8-ми км от Лех, возле аэропорта
  • Основание монастыря: 11 век
  • Основатели: Лама Од-де, Старший брат Ламы Чангчуб Од
  • Школа: Гелуг
  • Число монахов: 120
  • Праздники: фестиваль Спитук Густор, празднуется с 27-го по 29-й день 11 месяца по тибетскому календарю

С вершины холма открывается захватывающий панорамный вид на зеленые поля и деревню Спитук. Единственная дорога для подъезда — это узкая дорога, ответвляющаяся от шоссе Лех-Шринагар.  Аккуратная тропа ведет через ворота с длинным рядом молитвенных колес во двор, обращенный к гомпе. Сам монастырь представляет собой четырехэтажное здание со множеством балконов и сотами окон. В духанг, главный зал собраний, ведет небольшая лестница.

Вид на долину Ле с монастыря Спитук, Ладакх.  Авторский тур в Гималаи
Вид на долину Ле с монастыря Спитук, Ладакх.  Авторский тур в Гималаи

Основная статуя в монастыре – статуя Будды Шакьямуни. Так же здесь находится священный образ Будды Амитаюса, размером с палец, подаренный королю Тагспа Бум-Лде великим Цонкапой. Монастырь является местом обитания для 100 монахов. Так же рядом с монастырем находится древняя пещера с гигантской статуей Кали и Махакалой.

Молитвенные колеса мани в монастыре Спитук
Молитвенные колеса мани в монастыре Спитук

Фестиваль проходит здесь ежегодно с 27 по 29 день 11-го месяца по тибетскому календарю. Монастыри Сток, Сакар и Сабоо находятся под покровительством монастыря Спитук.

 

Монастырь Спитук и его история

Монастырь был основан в 11-ом веке Од-де, старшим братом Ламы Лха Чангчуб Од, когда он прибыл в Марьюл. Здесь он организовал общину монахов. Когда Ринчен Зангпо пришел в это место он назвал его Спитук, что значит Образцовый. Спустя некоторое время монастырь перешел к школе Гелуг.

Монастырь Спитук, Ладакх
Монастырь Спитук, Ладакх

В то время монастырь Спитук в Ладакхе находился в ведении школы Кадампа. Постепенно, со временем, монастырь начал функционировать под руководством Дхармараджи Такшпы Бума – Леде Ламы Лхаванг Лотоса. Он добился восстановления Спитука и ввёл безупречный орден Цонкапы (Гелукпа). Сегодня монастырь функционирует только под руководством ордена Гелукпа. Три других монастыря Ладакха, а именно Сток, Санкар и Сабу, считаются филиалами Спитук Гомпы.

Стены Монастыря Спитук
Стены Монастыря Спитук

Должностные лица, служащие во всех этих монастырях, являются последовательными реинкарнациями Скьябше Бакулы Ринпоче.

Главное изображение внутри монастыря Спиток — Будда. Рядом находится священное изображение Амитаюса длиной около пальца. Сам Цонкапа подарил это изображение Такспа Бум-Лде. Он также может похвастаться богатой коллекцией тханок, древних масок, старинного оружия и т. д.

Монастырь Спитук, Ладакх
Монастырь Спитук, Ладакх

Духанг (главный зал) имеет высокий трон в дальнем конце, предназначенный для Далай-ламы. Дверь рядом с центральным троном ведет в темную старую часовню. Центральные изображения внутри часовни — это изображения Цонкапы, двух его главных учеников и Будды.

Спитук Гомпа также является местом проведения ежегодного фестиваля Густор. Фестиваль проходит с 27 по 29 число одиннадцатого месяца тибетского календаря. Священный танец цам также является частью празднования.

Монастырь Спитук, Ладакх
Монастырь Спитук, Ладакх

 

Монастырь Спитук, Ладакх на канале Youtube

 

Дукханг – центральный зал монастыря

По традиции входная зона украшена изображениями Стражей четырех основных направлений. Большие деревянные колонны, красиво украшенные, поддерживают крышу. Обычно духанг мрачный, так как в нем окна дают недостаточно света. Но в этом зале большое окно в крыше пропускает очень много света. Посреди зала расставлены привычные ряды сидений с подушками и низкие столики.

Колесо Сансары и шесть миров в нем
Колесо Сансары и шесть миров в нем

В тибетском буддизме существует концепция Колеса Сансары, которая играет важную роль в понимании циклической природы жизни и смерти. Эта концепция основывается на учении Будды о перерождении и карме, которые определяют нашу судьбу в следующей жизни. Колесо Сансары представляет из себя бесконечное вращение между мирами страдания и возрождения, пока мы не достигнем состояния нирваны. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты Колеса Сансары – его символику, функцию и значение для практикующих буддистов.

Первый сектор Колеса Сансары олицетворяет мир животных, где люди испытывают жадность и агрессию. Второй сектор отображает мир пребывания духов, где люди подвержены погоне за материальными благами. Третий сектор представляет мир человечества, где люди могут достичь баланса между позитивными и негативными качествами своего ума. Четвертый сектор указывает на мир титанов или полубогов, где люди испытывают зависть и ревность. Пятый сектор отражает состояние потустороннего бытия, где люди находятся в состоянии медитации и стремятся к просветлению. Шестой сектор представляет мир адов, где люди подвержены страданию и безысходности

Властелин Севера Вайшравана
Властелин Севера Вайшравана
Властелин Запада Вирупакша
Властелин Запада Вирупакша
Властелин Юга Вирудхака
Властелин Юга Вирудхака
Властелин Востока Дхритараштра
Властелин Востока Дхритараштра

Помимо святынь Будды и Бодхисаттв, в дальнем правом углу зала находятся два сиденья или трона: один для Далай-ламы, а другой для Первосвященника. По всей длине правой стены, от пояса до потолка, расположены ячейки, в которых хранятся Священное Писание и Комментарии к нему. Эти писания, обычно написанные на длинных пальмовых листьях, скреплены веревочными петлями и покрыты деревянной дощечкой и льняной тканью.

Библиотека Спитук гомпа. Фолианты бережно хранятся
Библиотека Спитук гомпы. Фолианты бережно хранятся

За залом находится небольшое особое святилище с красивой позолоченной статуей Будды. Справа от этого находятся изображения ламы Цонкапы (1357-1419), основателя доминирующего ордена тибетского буддизма, ордена Гелугпа. Спитук Гомпа — старейший монастырь гелугпа в Ладакхе, в котором проживает около 120 лам.

Статуя Будды Шакьямуни
Статуя Будды Шакьямуни

 

Тара Каханг

Слева, в дальнем конце двора, находится Тара Каханг, святилище богини Тары, в котором находится 20 изображений Тары. Эти изображения незначительно отличаются друг от друга, возможно, из-за того, что мимика была стилизована разными скульпторами.

Вниз по лестнице от этой комнаты находится просторный чиркханг, в котором установлена большая статуя Будды Шакьямуни и прекрасно нарисованное изображение Бодхисаттвы Авалокитешвары (Ченрези) с его тысячью руками.

Тара Каханг, святилище богини Тары, монастырь Спитук
Тара Каханг, святилище богини Тары, монастырь Спитук
Тханка Белой Тары
Тханка Белой Тары

Дальше несколько ступенек ведут к храму Махакала, построенному более 900 лет назад королем Такшпой Бунгом. В храме находится Махакала с 70 руками (по 35 с каждой стороны) и восемью ногами. Это потрясающее изображение обычно закрыто и представлено только во время ежегодного фестиваля в январе. Фотография в храме строго запрещена.

Другие изображения, которые можно найти в храме Махакалы, — это изображения Кали, Чхита Пайи, Гонкара, Чаумунды, Чхочгьяла и различных других тантрических божеств. Стены украшены прекрасными изображениями богов, богинь и других проявлений Махаяны.

Будда и линия учителей тибетского буддизма
Будда и линия учителей тибетского буддизма

В монастыре хранится большая коллекция тханок, старинного оружия, икон и бесценная коллекция из шестнадцати древних масок, изображающих богов, богинь, животных и демонов. В гомпе находятся древние тханки, которые были привезены из Тибетского Дворца Потрала в Лхасе после вторжения китайцев.

Вид на долину Ле с храма Махакалы
Вид на долину Ле с храма Махакалы

 

Что стоит посмотреть в монастыре Спитук

  1. Ступа-святилище выдающегося воплощения ламы Кушока Бакулы
  2. Входное крыльцо с фигурами свирепых Хранителей Четырех кардинальных направлений
  3. Зал собраний с очень красивыми старинными и драгоценными тханками
  4. Храмовая палата большой позолоченной статуи Будды
  5. Изображение основателя ордена Гелугпа, тибетского ламы Цонкапы и пяти его учеников
  6. Тара Лхаканг – алтарная комната изображений Тары
  7. Чиркханг – комната с большое изображение Будды Шакьямуни и изображения 1000-рукого проявления Бодхисаттвы Авалокитешвары
  8. Гонкханг – храм-усыпальница Божеств-Покровителей с всемогущим Махакалой Ямантакой с 24 руками.

 

Марпа Чокьи Лодрё (имя при рождении Дарма Вангчук), или Марпа-лоцзава (тиб. переводчик) — лама-мирянин, который принёс из Индии в Тибет многие элементы буддийского учения Ваджраяны, включая Махамудру, в дальнейшем сформировавшие линию кагью и вошедшие в школу гелуг.

 

Жемчужины Ладакха. Тур в Гималаи

 

Бедняк, перехитривший беса

В давние времена жил в одном ущелье неподалеку от реки Цангпо бедняк по имени Агван. Отца и матери он лишился еще в детстве, родственников и друзей у него не было.

От родителей осталось у Агвана немного земли, коровенка и собака. Мог бы он жить себе пусть бедно, но спокойно, да очень уж бесов боялся. Все ему чудилось, что заявится к нему ночью какой-нибудь бес и утащит к себе.

«Будь я божеством небесным, которое бесов карает, — часто думал Агван, — я обязательно сжег бы всех бесов, в пепел их превратил и глубоко в землю закопал, не позволил бы им добрых людей губить».

Так думал он, думал о бесах, да тем и беду на себя навлек. Однажды поздно вечером, когда над горой уже поднялся серебряный диск луны, вдруг завизжала собака Агвана. Казалось, будто ее кто-то палкой ударил. Затем вдалеке послышался стук копыт. Он становился все громче и громче…

Выглянул Агван в окно и увидел при ярком свете луны мужчину, разодетого в шелк и парчу, верхом на черном коне. «Это бес, а не человек, — в страхе подумал Агван, — недаром собака так громко завизжала».

Бес тем временем — а это действительно был бес — подъехал к хижине Агвана, соскочил с коня и ударом ноги распахнул дверь. Перепугавшийся Агван согнулся в поклоне, высунул язык в знак почтения — так простые тибетцы знатных гостей приветствуют — и дрожащим голосом произнес:

— Заходите, заходите! Я вас сейчас чаем с маслом угощу…

Усмехнулся бес и сказал в ответ:

— Сегодня ночью я собирался твоим трусливым сердцем поужинать. Но коли ты мне почтение оказал, то я пока сохраню тебе жизнь. Жди меня через семь дней. Я приеду сюда снова.

С этими словами он вскочил на коня и быстро умчался прочь. Всю ночь ворочался Агван с боку на бок, никак уснуть не мог. Наконец он решил: «Нельзя сидеть сложа руки и ждать смерти. Надо бежать куда-нибудь. Завтра же утром покину эти места и пойду искать счастья туда, где бесов нет».

На следующий день забрал Агван корову и собаку, распрощался со своей хижиной и пошел вдоль извивающегося ручейка в незнакомые места.

Шел Агван, не останавливаясь, два дня и две ночи, пока не увидел дом с большими красными воротами. Он хотел зайти туда и попросить ночлега, но вспомнил, как старики говорили, что бесы любят жить в домах с красными воротами, и поскорее пошел дальше.

Еще пять дней провел Агван в пути и наконец увидел белый дом с белыми воротами «Уж здесь-то я не встречу бесов», — решил он и смело вошел в дом. Переступив порог, бедняк чуть не умер от страха… Посреди комнаты на высоком кресле сидел тот самый бес, от которого он хотел убежать. Терять крестьянину было нечего, и в голове его возник смелый план. Подойдя к бесу, он сказал:

— Сегодня день, когда ты должен был приехать ко мне. Но я не хотел утруждать тебя длинной дорогой, поэтому решил прийти к тебе сам.

— Ха-ха-ха! — рассмеялся бес. — Раз ты уж так почтителен ко мне, то я сохраню тебе жизнь. Ты навсегда останешься здесь кормить моих лошадей, коров и яков. Но ответь мне на вопрос: где у тебя находится сердце?

— Вот здесь мое сердце, — ответил Агван, показывая на грудь. — А где твое сердце?

— Мое сердце лежит в курильнице для благовоний, — ответил бес и сразу же приказал: — Быстро оседлай мне коня! Я отправлюсь в одну деревню по нашим бесовским делам и вернусь назад поздно ночью. Накорми и напои скот да ужин мне приготовь.

— Хорошо-хорошо, — ответил Агван, а сам подумал: «Поезжай подальше, теперь я знаю, как с тобой разделаться».

Уехал бес. Агван же, не мешкая, собрал побольше хвороста, полил его топленым маслом и развел огромный костер. Затем он схватил курильницу с черным злым сердцем беса и бросил ее в жаркий огонь. Затрещало пламя, полетели искры во все стороны, и к небу поднялся большой смрадный столб дыма. Тут злому бесу и погибель пришла.

А Агван забрал себе весь его скот и вернулся назад в свою хижину. И с тех пор он уже больше не боялся бесов.

– мифы и легенды Тибета

Монастырь Спитук на картах

Kartazon Dream - авторские путешествия © All rights reserved

Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.

Монастырь Спитук, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Спитук, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Спитук, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Спитук, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Спитук, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт