Историческая и географическая область Ладакх, также известная как Ладакх, расположена в Индии. С 2019 года она стала союзной территорией, отделенной от бывшего штата Джамму и Кашмир. Название «Ладакх» происходит от тибетского слова «ла», что означает перевал, и «дакх», что переводится как страна. Область находится между горными системами Куньлунь на севере и Гималаи на юге.
Ладакх населен различными этническими группами, включая индоевропейские и тибетские народы, и является одним из наименее населенных районов Центральной Азии. В истории Ладакха входили такие территории, как Балтистан, долина Инда, Занскар, Лахул-Спити на юге, Нгари и Аксайчин на востоке, а также долина Нубра на севере. Эта область богата историческими и культурными достопримечательностями, привлекающими туристов со всего мира.
Одним из самых удивительных регионов в мире является Ладакх. Этот район находится на севере Индии и граничит с различными странами и регионами. На востоке Ладакх соприкасается с Тибетом, на юге — с Лахулом и Спити, на западе — с Кашмиром, Джамму и Балтистаном, а на севере ограничен хребтом Куньлунь.
Ладакх иногда называют «Малым Тибетом» из-за схожести с культурой и природой Тибета. Этот район является домом для одних из самых высоких гор в мире. Однако не только своими горами Ладакх привлекает внимание. В прошлом этот район играл важную стратегическую роль благодаря своему положению на пересечении торговых путей. Исторически Ладакх был частью Великого Шелкового пути, который соединял Восток и Запад, а также был путем для буддийских пилигримов из Индии в Тибет. На своем пути они основали монастыри, которые стали важными культурными и религиозными центрами.
Гималаи и Ладакх с воздуха
Таким образом, Ладакх — это не только красивая местность с величественными горами, но и исторически и культурно значимое место, связанное с древними торговыми путями и религиозными практиками. Этот уникальный регион привлекает путешественников и исследователей со всего мира, которые стремятся познать его тайны и красоту.
Ладакх, известный также как «Земля высоких перевалов» и «Маленький Тибет», является одним из самых удивительных и неповторимых регионов Индии. После закрытия западных границ Китая, международная торговля в этом районе сильно снизилась. Ситуация изменилась после открытия Ладакха для туристов в 1974 году, и с тех пор индийское правительство активно развивает туризм в этом регионе, который стал значительным источником дохода.
Ладакх — это не только туристическое место, но и важный культурный и исторический центр. Столицей региона является город Лех, который является крупнейшим городом Ладакха. Большинство населения Ладакха исповедуют буддизм, но есть и значительное количество мусульман-шиитов. В свете этого, недавно возникла идея выделения Ладакха в отдельную союзную территорию, чтобы учитывать мусульманское население и их особые потребности.
Таким образом, Ладакх обладает не только потрясающей красотой своей природы, но и интересной культурной и религиозной историей, что делает его привлекательным для туристов со всего мира. И с каждым годом туризм в этом регионе становится все более популярным и важным фактором для развития и экономики Ладакха.
О Ладакхе в цифрах
Регион : Ладакх
Подрайоны : Лех и Каргил
Общая площадь : 58 036 кв.км.
Площадь : 44 000 кв.м. км (Район Леха: 44 000 кв. км., Каргильский район: 14 036 кв. км.)
Ладакх состоит из двух районов — Лех и Каргил. Расположенный между 32° и 36° северной широты и 75°-80° восточной долготы, Лех является бо’льшим районом Ладакха. Лех граничит с Пакистаном на западе и Китаем на севере. В этом районе находятся город Лех и 112 населённых пунктов. Более того, исторически Ладакх включал не только Лех и Каргил, но и другие регионы, такие как Балтистан, долину Инда, Занскар, Лахул и Спити, а иногда даже Нгари, включая Рутог и Гуге, Аксайчин, Долину Нубра. Современный Ладакх также граничит с Тибетом на востоке, Лахул и Спити на юге, долиной Кашмира, Джамму и Балтистаном на западе, а также закуньлуньскими землями восточного Туркестана на севере. Все эти факты делают Ладакх уникальным регионом со своей богатой историей и культурой.
Алтын-Таг и Куньлун — два гигантских горных хребта, которые пересекаются в Кашмире, образуя форму буквы «V» с изгибом у городка Пулу в Непале. Это географическое разделение является началом границы между Ладакхом и Тибетом, и продолжается в огромном лабиринте хребтов к востоку от Рутога, где расположены великолепные горы Алинг Кангри и Маванг Кангри. Конечная точка этой границы находится в районе Маюм Ла (5207м).
Горный хребет, в котором расположены эти границы, сформировался 45 миллионов лет назад при столкновении Индостанской плиты с Евразийской тектонической плитой. Движение плиты все еще продолжается, вызывая регулярные землетрясения в регионе Гималайских гор. Одной из особенностей этого региона является наличие пиков различной высоты. В среднем, высота пиков в Ладакхе составляет 5000-5500 метров, но по мере продвижения на юго-восток горы становятся выше, и самые высокие вершины, такие как Нун-Кунь, достигают высоты 7000 метров.
Высочайшее плато Индии, Ладакх, с его впечатляющим перепадом высот, представляет собой уникальный и захватывающий уголок природы. От 2750 метров над уровнем моря в Каргиле до 7672 метров в Сасир-Кангрируен. Его плато граничит с двумя мощными горными хребтами — Каракорумом на севере и Большими Гималаями на юге. Кроме того, Ладакх пересекается двумя параллельными горными цепями — Ладакхским и Занскарским хребтами, добавляя еще больше красоты горной местности.
Высокогорное озеро на перевале Пенси Ла, Занскар
Удивительное природное образование в этом регионе — Ладакхский хребет, хотя он не имеет высоких вершин, но его средняя высота составляет 6000 метров. Путешественники и любители горного туризма могут насладиться бескрайними просторами этого хребта и уникальными видами на окружающую местность. Кроме того, здесь можно обнаружить множество перевалов, высота некоторых из которых составляет менее 5000 метров, открывая новые возможности для трекинга и путешествий.
Одним из прекрасных мест, расположенных к северу от хребта Ладакх, является долина реки Нубра. Эта долина известна своей теплой и плодородной землей, которая простирается до подножия Каракорума. Через перевал Кардунг-Ла, считавшийся самым высокогорным автомобильным перевалом в мире с высотой 5600 метров (на данный момент самый высокогорный перевал так же находится в Ладакхе — Умлинг ла, 5 882 метра), из Леха ведет дорога, открывая потрясающий вид на долину Нубра. Совместное название долины Нубра и долины реки Шиок — это лишь небольшая часть богатого природного наследия Ладакха, которое заслуживает более подробного исследования.
Занскар — это область, расположенная между хребтом Занскар и Большим Гималайским хребтом. Это место так обширно и значимо, что его имя часто упоминается наравне с Ладакхом, чтобы обозначить весь регион целиком. Занскар окружен высокими хребтами и веками был изолирован от внешнего мира, сохраняя своих властителей и свою историю. Наличие различных высотных поясов, включая плодородные долины и альпийские пастбища, позволяло жителям Занскара существовать автономно. Главной особенностью Занскара является река, названная в честь этой области. Река Занскар собирает воды не только из нескольких крупных притоков, но и из множества мелких ручейков. Она покидает долину Занскар через ущелье, прорезанное ею в хребте Занскар, и впадает в реку Инд ниже Леха.
Из-за своего изолированного положения и труднопроходимой местности, Занскар остается малоизученным уголком мира. Сегодня туризм начинает развиваться в этой области, регион привлекает людей своими уникальными природными красотами и богатой культурой. Путешественники могут насладиться потрясающими видами хребтов, величественными долинами и ущельями, а также посетить монастыри и селения, где сохраняются древние традиции и обычаи. Таким образом, Занскар — это уникальное место, где природа и история сплетаются в единое великолепное культурное полотно, предлагая незабываемые впечатления и возможность познакомиться с культурой и образом жизни ее жителей. Все это делает Занскар одним из самых захватывающих и удивительных регионов Гималаев.
В Ладакхе, отсутствует прямая автомобильная дорога, соединяющая его с Занскаром. Еще недавно единственный способ достичь Ладакх — это путешествие по окружной дороге через перевал Пензи-Ла и Каргил. Начиная с 2022 года эта дорога сильно расширяется и обустраивается, и параллельно с ней в 2023 году была открыта дорога через Ванла, поворот налево не доезжая 5 километров до Ламаюру. Для местных жителей путешествие в Занскар никогда не было проблемой — за многие века образовались караванные тропы, которые послужили основой для коммуникаций между этими регионами.
Горные пики Нун и Кун, Занскар
Ладакх находится в уникальном климатическом регионе, где сливаются условия пустыни и Арктики. Поэтому его не без основания называют «холодной пустыней». Зимой температура может опускаться до -40 °C, а летом подниматься до +35 °C. В таких условиях можно страдать одновременно от солнечного удара и обморожения, что делает Ладакх экстремальным местом для проживания. Осадков в среднем в Ладакхе выпадает всего 100-200 мм осадков в год, и это делает этот регион сухим и практически лишенным влаги. Это оказывает существенное влияние на местную экосистему и способ жизни людей.
Ладакх и его история
Ладакх был первоначально заселен еще в эпоху неолита. Это доказывают обнаруженные в этой области древние пещерные рисунки, которые являются тихими свидетелями того времени.
Первыми известными обитателями этого региона были индоарии, моны и дарды. Эту информацию подтверждают такие исторические фигуры, как Геродот, Неарх, Мегасфен, Плиний Старший и Клавдий Птолемей. Их записи и упоминания о Ладакхе также можно найти в географических списках древнего индийского текста «Пураны».
К началу I века н.э., Ладакх был частью могущественного Кушанского царства. Но вместе с течением времени, во II веке, в западном Ладакхе начал распространяться буддизм, проникший сюда из соседнего Кашмира, в то время как на востоке Ладакха и в Западном Тибете, до VIII века, преобладали поклонники древней религии бон. Таким образом, история Ладакха представляет собой сложную смесь различных культур и традиций, что делает его уникальным местом для изучения и понимания антропологии человека.
Начиная с VIII века, Ладакх стал объектом внимания расширяющегося Тибета, который нацелился на Запад. К тому же, в то же время Центральная Азия стала испытывать все возрастающее влияние китайской культуры и политики. Это был период значительных изменений в региональной геополитике.
В 842 году после распада Тибетской Империи, произошло событие, которое поставило начало новой эре для Ладакха. Ньима-Гон, принадлежащий к тибетской правящей династии, захватил территорию Ладакха. Он вошел в историю как основатель династии правителей этого региона. Во время правления Ньима-Гона произошли существенные религиозные изменения в Ладакхе. Буддизм стал господствующей религией, процесс, который в литературных источниках известен как «второе распространение буддизма». При этом религиозные идеи и практики были заимствованы из северо-западной Индии, включая Кашмир. Это подчеркивает, насколько велико было влияние этого региона на религиозное мышление и духовную жизнь Ладакха.
Таким образом, VIII век стал переломным в истории Ладакха, внося значительные изменения в культурный и религиозный облик этого региона.
В период XIII века, Ладакх, оказавшись под сильным давлением потенциального исламского завоевания, принял решение обратить свой взгляд в сторону Тибета. Это было время, когда мусульманские соседние государства часто совершали военные набеги на Ладакх, вплоть до 1600 года, что в конечном итоге привело к его ослаблению и фрагментации, а также к обращению части населения в ислам.
В XIV веке на историческую арену вышел царь Лхачен Бхаган, который сплотил Ладакх и заложил основы для новой династии Намгьял. Эта династия продержалась до 1834 года, оставив после себя значительное наследие. Под руководством представителей династии, Ладакх успешно отразил враждебные нападения из Центральной Азии, расширив свои границы. В определенный момент времени, территория государства достигала востока Непала. В начале XVII века, Ладакх расширился за счет присоединения Занскара и Спити. Однако, позже Ладакх был захвачен моголами, которые до этого завоевали Кашмир и Балтистан. Несмотря на все трудности, Ладакх смог сохранить свою независимость, что стало знаковым моментом в его истории.
Перейдем к рассмотрению политической истории Ладакха, региона, расположенного в северной части Индийского субконтинента, в период позднего XVII века. В этот период Ладакх стал свидетелем многочисленных конфликтов и войн, прежде всего из-за его стратегического местоположения и религиозных различий.
В конце XVII века произошло событие, которое в значительной степени определило будущее Ладакха. В поисках союзника против Тибета, Ладакх вступил в союз с Бутаном. Этот шаг, однако, вызвал гнев Тибета, который в ответ на новый союз развернул военное вторжение в Ладакх. В этот критический момент Кашмир протянул руку помощи Ладакху, восстановив правление местной династии Намгьял. Однако, помощь была оказана не без условий. Царь Ладакха был обязан обратиться в ислам и построить мечеть в столице Ладакха — Лехе.
Вскоре после этого, в 1684 году, между Ладакхом и Тибетом был подписан Темисгамский мирный договор, который, несмотря на своё название, оказался скорее ограничением для Ладакха, нежели гарантией мира. Согласно этому договору, независимость Ладакха была значительно ограничена.
Но история Ладакха не заканчивается на этом. В 1834 году произошло еще одно событие, которое вновь изменило его судьбу. Войска догри, которые в тот момент были частью пенджабского сикхского государства под управлением Ранджита Сингха, успешно захватили Ладакх. Это стало очередным поворотным моментом в истории этого региона, который продолжает влиять на его политическое и культурное развитие до сих пор.
В 1842 году Ладакх стал местом бунта, который впоследствии был жестко подавлен. Это привело к тому, что Ладакх был инкорпорирован в состав государства догри — Джамму и Кашмир. После этого события, династия Намгьял получила в собственность джагир Сток, расположенный к югу от города Лех. Это земельное владение остается в их владении и по сей день.
Монастырь и дворец Басго, Ладакх
С середины 1850-х годов Ладакх начал открываться для европейского влияния, что привнесло в этот регион новые тенденции и идеи. Так, в 1885 году в городе Лех, столице Ладакха, была учреждена миссия протестантской Моравской церкви, что стало знаком внедрения западной религиозной культуры в этом районе.
В 1947 году, в период раздела Британской Индии, махараджа Хари Сингх, правитель Джамму и Кашмира, столкнулся с выбором. Он должен был решить, к какому государству присоединиться — Индии или Пакистану. После долгих сомнений и раздумий, он в конечном итоге подписал договор о присоединении к Индии, выбрав этот путь для своего государства.
В середине прошлого века, в 1949 году, Китай принял решение о закрытии своей границы, которая разделяла долину Нубра и Синьцзян, останавливая вековые торговые маршруты. Это был серьезный шаг, который привёл к ряду последствий. Впоследствии, в 1955 году, Китай начал активное строительство дорог вблизи своей границы. Эти новые дороги связывали Синьцзян и Тибет, создавая новые транспортные маршруты. Кроме того, Китай, в сотрудничестве с Пакистаном, построил Каракорумское шоссе, что стало важным шагом в развитии инфраструктуры региона.
Долина Нубра и монастырь Дискит
Однако, эти действия вызвали реакцию со стороны Индии. В ответ на строительство новых дорог, Индия запустила проект по строительству шоссе вдоль своей границы, которое соединяло Лех и Сринагар. Это строительство значительно упростило жизнь жителей этих городов, сократив время путешествия между ними с 16 дней до всего двух.
Необходимо отметить, что штат Джамму и Кашмир и Ладакх являются предметами продолжающихся территориальных споров Индии с Пакистаном и Китаем, известных как Кашмирский конфликт. Это делает эту область особенно важной с точки зрения политической и экономической стратегии этих стран.
Таким образом, меры, принятые Китаем в середине XX века, стали катализатором для значительных изменений в инфраструктуре и политической обстановке в регионе. Это подчеркивает значимость стратегического планирования и важность учёта политического контекста при проведении таких мер.
Озеро Пангонг в Ладакхе, часть которого находиться на китайской территории
История Ладакха, региона, бывшего в составе штата Джамму и Кашмир, обладает множеством трудных и сложных моментов, вплоть до почти ядерного конфликта. В 1979 году, в рамках административной реформы, Ладакх был разделен на два округа — Лех и Каргил. Это был важный шаг в структурной организации этого региона.
Однако, десять лет спустя, в 1989 году, регион стал ареной столкновений между буддистами и мусульманами, что обострило общую обстановку. Напряженность продолжала расти, и в 1993 году, в ответ на призывы к большей независимости от доминирующего в правительстве штата кашмирского населения, был создан Автономный горный совет развития Ладакха. Это стало важной вехой на пути к автономии региона.
Наиболее напряженный момент в истории Ладакха наступил в 1999 году во время Каргильской войны. В этот период регион стоял на грани становления ареной ядерного конфликта, чего удается избежать лишь с большим трудом.
Поворотный момент в истории Ладакха произошел в 2019 году. В этот год Ладакх был преобразован в самостоятельную союзную территорию Индии, выходя из состава упраздненного штата Джамму и Кашмир. Этот момент стал значительным шагом в истории региона, подчеркивая его уникальность и важность в контексте Индии.
Политика Ладакха
Союзная территория Ладакх, согласно положениям Закона о реорганизации штата Джамму и Кашмир, функционирует без законодательного собрания или избранного правительства. Однако, несмотря на это, Ладакх имеет свою собственную административную структуру. Главой правительства является губернатор-лейтенант, назначаемый президентом Индии, и в исполнении своих обязанностей он поддерживается государственными служащими индийской административной службы. Кроме того, Ладакх находится под юрисдикцией Высокого суда Джамму и Кашмира, что обеспечивает правовую защиту и соблюдение законов на территории. Также стоит отметить, что Ладакх имеет свои собственные полицейские силы, которые возглавляет генеральный директор полиции. Это позволяет обеспечить безопасность и порядок на территории Ладакха, учитывая особенности и потребности этой региональной территории. В целом, несмотря на отсутствие избранного правительства, Ладакх имеет сформированную систему управления, которая обеспечивает эффективное функционирование и развитие этой современной союзной территории.
Радуга над резиденцией Далай-ламы в Ладакхе
В октябре 1993 года было достигнуто соглашение между правительством Индии и штатом о создании Автономного горного совета в каждом округе. Это решение было закреплено актом «О создании ладакхского автономного горного совета развития», который был издан в 1995 году. В рамках этого совета состоялась выборная кампания, и 28 августа 1995 года прошли выборы в совет. Первое заседание состоялось в Лехе 3 сентября 1995 года.
Стоит отметить, что Каргил получил свой автономный горный совет только в июле 2003 года. Совет активно взаимодействует с деревенскими Панчаятами и обсуждает вопросы экономики, здравоохранения, образования, землепользования, налогообложения, управления и самоуправления. Исполнительный орган блока, в котором присутствуют исполнительный советник и другие члены совета, рассматривает эти вопросы.
Необходимо отметить, что суды, закон и правопорядок, а также высшее образование являются компетенцией штата. Таким образом, создание Автономного горного совета в каждом округе способствует более эффективному управлению и развитию региона, позволяя населению принимать активное участие в принятии решений и определении приоритетных направлений развития.
В течение многих лет Ладакх был известен своей толерантностью и мирным сосуществованием различных религий. Однако в последнее время произошли изменения, которые негативно повлияли на эту гармонию. В 1931 году был создан Kashmir Raj Bodhi Mahasabha — союз кашмирцев-буддистов, что вызвало недовольство мусульман. Из-за этого возникли напряженные отношения и в 1989 году произошли кровавые столкновения между буддистами и мусульманами. В ответ на это Ладакхская буддийская ассоциация призвала к бойкоту мусульман. Тем не менее, в 1992 году бойкот был снят и попытки примирения начались.
Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо на учениях в Ладакхе
Сегодня Ладакх продолжает бороться с этими религиозными разногласиями и стремится восстановить былую гармонию. Однако наряду с этим, Ладакх также стал активно участвовать в политической жизни страны. Он отправляет одного представителя в нижнюю палату Парламента — в Лок сабха, чтобы голосовать и защищать интересы своего региона. Этот шаг Ладакха в политическую арену демонстрирует его стремление быть активным участником в принятии решений, которые затрагивают его регион. Это также подчеркивает важность межрелигиозного диалога и сотрудничества, чтобы достичь мира и согласия в Ладакхе и предотвратить повторение прошлых конфликтов.
Несмотря на сложности, с которыми сталкивается Ладакх, он продолжает стремиться к мирному сосуществованию и развитию своего региона. Это важный шаг к обеспечению стабильности и процветания в Ладакхе и всей стране.
В 2002 году Ладакхский фронт союзных территорий (LUTF), который под руководством Лехского совета, призвал политические силы Ладакха объединиться под одним флагом и требовать союзного статуса. Идея объединения была поддержана многими, однако вскоре ситуация изменилась, и некоторые советники вышли из партии, став либо беспартийными, либо присоединившись к Национальной конференции ДиК. Это привело к тому, что у фронта не сложилось единого мнения относительно границ союзной территории, особенно между мусульманским Каргилом и Сринагаром.
В Ладакхе функционируют два местных совета — Каргильский и Лехский. Каргильский совет находится под влиянием Джамму и Кашмирской нацконференции и ИНК, в то время как Лехский совет имеет большинство поддержки у БДП. В парламенте Индии Ладакх представлен БДП.
Однако несмотря на разделение на разные политические силы, жители Ладакха все же надеются на единение и достижение союзного статуса, который обеспечит им большую автономию и возможность принимать решения, соответствующие их особенностям и потребностям. Возможно, в будущем будет найден компромисс и достигнуто согласие между разными группами, чтобы создать единое политическое движение, способное представлять интересы всех жителей Ладакха.
Экономика Ладакха
Веками основу ладакхской экономики составляло производство ячменя, гороха, пшеницы, разведение скота, особенно, яков, коров, помесей яков и коров, овец и коз. Это было главным источником дохода для большинства ладакхцев, и сельское хозяйство играло ключевую роль в их жизни.
Однако с течением времени экономика Ладакха начала меняться. Индийская армия, находящаяся в регионе, стала одним из важных факторов развития экономики. Военная база обеспечивает рабочие места и создает спрос на товары и услуги вокруг себя.
Туризм также стал значимым источником дохода для ладакхцев. Каждый год тысячи туристов посещают этот уникальный регион, чтобы насладиться его красотой и культурой. Туристическая индустрия создает новые рабочие места и способствует экономическому росту.
Катание на верблюдах в Долине Нубра
Помимо этого, гражданское правительство в Ладакхе предоставляет рабочие места и расширенные субсидии для поддержки экономики региона. Эти меры помогают местным жителям получить стабильный доход и улучшить свои жизненные условия.
Хотя сельское хозяйство больше не является основой экономики Ладакха, оно по-прежнему играет важную роль в жизни местных жителей. Большинство ладакхцев по-прежнему занимаются сельским хозяйством и зависят от него для своего пропитания и дохода. Это важный аспект их культуры и традиций, который сохраняется поколение за поколением.
В низинах Ладакха, где недостаток влаги препятствует созданию крупных фермерских хозяйств, местные жители нашли эффективные формы для мелкого производства. Они выращивают фрукты, которые стали важной составляющей их сельского хозяйства. Чтобы обеспечить орошение и достичь хороших урожаев, были созданы ирригационные каналы, которые до сих пор играют ключевую роль в сельскохозяйственной деятельности региона.
Хозяйственные угодья ладакцев, вид с дрона
Кроме того, Ладакх известен своими высокогорными местами, например, Рупшу, где живут кочевники. Исторически они были изолированы от остального мира, но все же находили способы обмена товарами. Раньше они меняли свои прибавочные продукты, такие как абрикосы и кашемир, на соль, сахар, спички и другие необходимые предметы.
Интересно отметить, что раньше рис был роскошью для местных жителей Ладакха, но субсидии правительства сделали его доступнее остальных зерновых культур. Это положительно сказалось на жизни и питании местного населения, обеспечивая их более разнообразной и питательной пищей.
Таким образом, Ладакхская сельскохозяйственная деятельность разнообразна и приспособлена к особенностям региона. Она объединяет как низинные фруктовые культуры, так и высокогорные кочевнические образы жизни, создавая уникальную симбиозную экосистему.
Плодородные поля Ладакха, деревня Ванла
На протяжении многих лет Ладакх в полной мере наслаждался выгодой своего географического положения, находясь на пересечении торговых путей. Однако в настоящее время важной сельскохозяйственной продукцией стали овощи, которые активно закупаются индийской армией и продаются на внутреннем рынке. Это вызвано ростом спроса на свежие овощи и необходимостью обеспечить военные гарнизоны в регионе. Производством овощей занимаются мелкие землевладельцы, которые трудятся на земле лично и иногда нанимают сезонных рабочих из Непала. Они вкладывают свои усилия в развитие сельского хозяйства и выращивание овощей на высокогорных полях.
Среди традиционных сельскохозяйственных культур Ладакха особое место занимает голый ячмень, который выращивается на высоте 4600 метров, что считается высочайшим полем в мире. Этот вид ячменя, известный как «ладакхи nas» на местном языке и «urdуgrim» на урду, является неотъемлемой частью местной культуры и питания. Он используется для приготовления различных блюд и является источником питательных веществ для местного населения.
Ввиду своего уникального климата и географического положения, Ладакх представляет особый интерес для исследователей и специалистов в области сельского хозяйства. Здесь применяются различные методы и технологии, адаптированные к условиям высокогорья, чтобы обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства и увеличение производства овощей. Это важно не только для местного населения, но и для обеспечения продовольственной безопасности региона в целом.
С развитием торговых связей в Ладакхе, местные жители начали брать пошлину с товаров, которые перевозились караванами из разных регионов, включая Туркестан, Тибет, Пенджаб, Кашмир и Балтистан. Некоторые ладакхцы даже самостоятельно занимались караванной торговлей, усиливая торговлю тканями, коврами, красителями и даже наркотиками между Пенджабом и Синьяцзяном. Однако всё изменилось после закрытия тибетской границы китайским правительством, и международная торговля через Ладакх прекратилась.
С 1974 года индийское правительство приняло решение о развитии туризма в Ладакхе, несмотря на конфликт в Кашмире, что сделало регион более безопасным для посещения. Сегодня только 4% местных жителей заняты в туристическом бизнесе, но туристы приносят целых 50% ВНП региона. Это значит, что туризм стал основным источником дохода для Ладакха, и его роль в экономике региона невозможно недооценить. Кроме того, развитие туризма привело к созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни местных жителей. Туристическая индустрия Ладакха стала не только средством для привлечения иностранных инвестиций, но и способом сохранения и продвижения культурного наследия региона. В результате Ладакх сегодня является одним из самых популярных туристических направлений в Индии.
Торговые туристические магазинчики в Лехе
В Ладакхе, знаменитом своими захватывающими приключениями, приключенческий туризм пришел в XIX веке. Однако истинный расцвет этого вида туризма произошел в начале XX века, когда стали популярными 14-дневные туры английских служащих в Индии из Шринагара в Лех. Агентства, которые возникли в Шринагаре и Шимле, специализировались на приключенческом туризме, предлагая такие активности, как охота, рыболовство и походы. Важной вехой в истории приключенческого туризма в Ладакхе стало появление туристического путеводителя, написанного Артуром Невесом в 1911 году, который дал подробное описание этой эпохи и привлек внимание ещё большего числа любителей приключений.
Сегодня Ладакх посещает около 30 000 туристов ежегодно, которые стремятся испытать адреналин и восхититься красотой этого уникального региона. Они отправляются в такие места, как Лех, Драсс, долина Суру, Каргил, Занскар, Зангла, Рангдум, Падум, Фуктал, Сани Гомпа, Тонди, Шайок, Саку и Соленая долина. Каждое из этих мест предлагает свои приключения, будь то восхождение на горные вершины, рыбалка в горных реках или треккинг по живописным долинам. Ладакх стал настоящим райским уголком для любителей экстремальных приключений, и его привлекательность только усиливается с каждым годом.
В настоящее время правительство Ладакха активно занято реализацией крупных проектов, направленных на улучшение инфраструктуры региона. В результате строительства новых дорог удалось обеспечить сплочение ладакхской экономики и создать альтернативные возможности развития, отделившись от зависимости от сельского хозяйства.
Маршруты Манали—Лех, Нубра, долина Инда, Маркха и другие стали особенно популярными у туристов. Теперь благодаря улучшенной инфраструктуре, путешественники имеют возможность более удобно и безопасно исследовать эти потрясающие места.
Один из самых увлекательных маршрутов — это посещение монастырей Ладакха. Путешественники смогут насладиться не только красотой исторических мест, но и узнать о богатой духовной и культурной истории региона. Этот маршрут является непременным пунктом в программе любого туриста, желающего погрузиться в мир ладакхской культуры.
Кроме того, сейчас открыты новые маршруты, такие как Ламаюру—Марцеланг и Ламаюру—Аличи, которые предлагают уникальные возможности для пеших прогулок и контакта с природой. Туристы могут насладиться великолепными пейзажами и ощутить гармонию с окружающей средой.
Монастрь Ламаюру в закатных лучах солнца, Ладакх
Также стоит отметить, что с развитием инфраструктуры Ладакха стали доступными новые маршруты, ведущие к ранее недоступным местам, таким как Цоморири и Манали—Лех. Теперь путешественники могут познакомиться с этими удивительными природными объектами и насладиться их красотой и уникальностью.
В целом, благодаря улучшению инфраструктуры и развитию новых маршрутов, Ладакх становится все более привлекательным для туристов. Этот регион предлагает незабываемые приключения, и возможность познакомиться с уникальной культурой и природой Ладакха.
Рост городского населения Ладакха обусловлен несколькими факторами. Во-первых, субсидирование продовольствия стало одним из ключевых стимулов для привлечения новых жителей в город. Благодаря этому мероприятию, многие люди получили возможность обеспечить себя и своих семей пищей по доступным ценам. Во-вторых, развитие туристической сферы в Ладакхе привлекло множество рабочих мест и предоставило новые возможности для заработка. Туристы со всего мира приезжают в этот регион, чтобы насладиться его красотой и уникальной культурой, что в свою очередь стимулирует развитие местной экономики. Наконец, важную роль в росте населения играет новая инфраструктура, созданная в городе. Улучшение дорожной сети, строительство новых жилых комплексов и коммерческих зданий создали комфортные условия для проживания и работы в Ладакхе.
Необходимо отметить, что основной опорой города по-прежнему остается индийская армия. Она не только обеспечивает безопасность региона и защищает границы Ладакха, но и активно взаимодействует с местным населением. Армия вербует из числа ладакхцев военнослужащих и обслуживающий персонал, что является источником работы и дохода для многих местных жителей. Кроме того, индийская армия является важным потребителем местных товаров и услуг, что способствует развитию местной экономики и созданию новых рабочих мест.
Таким образом, субсидирование продовольствия, развитие туризма и новая инфраструктура сыграли важную роль в росте городского населения Ладакха. Однако необходимо подчеркнуть, что индийская армия продолжает оставаться основным столпом города, обеспечивая его безопасность и содействуя экономическому развитию.
Население Ладакха
Смешанное население Ладакха, состоящее преимущественно из тибетцев, монов и дардов, оценивается примерно в 260 000 человек. Ладакхцы из Каргила, Нубры, долины Суру и Балтистана, как и остальные жители региона, имеют тесные языковые связи с тибетцами и до Нового времени исповедовали буддизм.
Большинство тибетских буддистов проживает в округах Лех и Занскар, в то время как большинство каргильцев являются мусульманами-шиитами. Следовательно, в Каргиле есть небольшое буддийское меньшинство, а в Лехе проживает небольшое мусульманское население. Некоторое количество кашмирских суннитов также проживает в Лехе и Падуме в Занскаре. В деревнях балти проживает несколько сотен мусульман-нурбахшия. Кроме того, менее 40 семей ладакхцев исповедуют христианство, которое они приняли в XIX веке.
Ладакцы. Утренняя молитва у ступ Ламаюру
На территории союза проживает разнообразное население с различными религиозными убеждениями. Согласно статистике, мусульмане составляют 46,41%, буддисты — 39,65%, а индуисты — 12,11%. Большинство неладакхцев исповедуют индуизм и сикхизм, но также есть небольшое количество последователей бон.
Чангпа, кочевники, проживающие на плато Рупшу, переселились на эту территорию из Тибета в недавнем прошлом. С начала 1960-х годов множество тибетцев-кочевников покинули оккупированный Китаем Тибет и нашли убежище в индийском Ладакхе. Приблизительно 2000 из них решили оставить кочевой образ жизни и обосновались в Лехе и других городах. В округе Лех проживает около 3 500 тибетских беженцев, которые нашли свое новое место жительства.
В Да-Хану и Драсе проживают люди, происходящие от дардов. Брокпа, жители Дха-Хану, исповедуют буддизм, но при этом придерживаются традиций дардов. В Драсе, наоборот, преобладает ислам и сильное влияние кашмира. Монов в этом районе осталось очень мало, но некоторые ремесленники, такие как музыканты, кузнецы и плотники, считают себя потомками настоящих монов. По результатам переписи населения 2001 года, 47,4% жителей региона исповедуют буддизм, 45,9% — ислам, 6,2% — индуизм, а 0,5% придерживаются других религий. Население района Лех делится примерно пополам между буддистами и мусульманами, в то время как в Каргиле 80% жителей исповедуют ислам, а 77% — буддизм.
Юный студент школы Ламдон в Ладакхе
Образованные жители Ладака часто знают также хинди, урду и английский языки. В Ладакхе существует несколько диалектов, таких как чанг-па, пуриг-па в Каргиле, занскарский, но все они взаимопонятны. Благодаря торговым путям Ладакха активно пополняется иностранными словами. Исторически ладакхи был исключительно разговорным языком, а для письменности использовались классические тибетские буквы, но в настоящее время появились писатели, использующие разговорный ладакхи и тибетские буквы для письма.
Культура Ладакха
В центрально-тибетской культуре, как и в культуре Ладакха, кухня занимает важное место. Одними из главных блюд являются тукпа — суп с лапшой и цампа, который в Ладакхе называется ngampe и является незаменимым во время путешествий. Традиционное ладакхское блюдо — skyu, состоящее из тяжелых макарон с корнеплодами. В настоящее время в Ладакхе также употребляется и привозная пища, как в долинной Индии.
Чай в Ладакхе готовят с добавлением масла и соли в специальной маслобойке. Этот чай называется gurgur cha. Также популярен сладкий чай (cha ngarmo), который готовят с добавлением много сахара и молока, подобно тому, как делают в Индии.
Излишки ячменя используются для приготовления чанга — алкогольного напитка, который часто употребляется на праздниках.
В Ладакхе архитектура развивалась под влиянием Тибета и Индии, преимущественно в монастырском стиле. Буддийские колеса с изображением драконов можно встретить в каждой гомпе. Высоко расположенные дома и монастыри предпочитают строить на южных склонах. Для строительства используют камень, дерево и землю, однако сейчас все больше предпочитают заполнять глиняные ячейки стен камнями и необожженным кирпичом. Многочисленные монастыри Ладакха расположены в самых неприступных местах, на выступах высоких гор и на краях ущелий. Гомпа, что в переводе означает «место для медитации», является центром каждой деревни. Местная традиция предписывает отправлять одного из сыновей в монахи, поэтому численность монахов в каждом монастыре постоянно пополняется.
Центром ежегодного фестиваля танцев в масках в Ладакхе является монастырь Хемис. Этот фестиваль, проводимый в июне или июле в зависимости от подсчетов монахов, посвящен дню рождения гуру Падмасамбхавы. Он отмечается каждые 12 лет в год обезьяны по восточному календарю и представляет собой грандиозный религиозный праздник.
На буддийских монастырских праздниках в Ладакх часто можно услышать музыку, которая напоминает тибетскую музыку. В этих песнях часто присутствуют религиозные песнопения на тибетском и санскрите.
В особые дни праздников исполняются эти длинные и сложные тексты. Пение Янг, с аккомпанементом барабанов, не имеет метрической строки и исполняется низким голосом. Очень важны мистерии Цам, в которых танцуют в ритуальных масках. Хемис Гомпа, центр школы Друкпа Кагью в Ладакхе, проводит этот праздник каждый год, и другие крупные гомпы не отстают. В танцах показывается борьба между благими и неблагими силами, асурами и дэвами.
Ткачество является неотъемлемой частью культуры Ладакха, и в восточном Ладакхе и мужчины, и женщины ткачи.
Самый популярный спорт в Ладакхе сейчас — хоккей на льду, а пик сезона приходится на январь.
Праздники в Ладакхе проходят с 1 по 15 сентября, и в этот период ладакхцы надевают лучшие головные уборы, которые иногда украшены золотом, серебром или бирюзой. Типичный костюм для таких праздников включает гончас из вельвета, украшенные жилеты, сапоги и шляпы. Вокруг монастырей часто можно увидеть флажки лунгта, а в самих монастырях создаются иконы-тханки. Монахи также участвуют в праздниках, танцуя в масках и играя на тарелках, трубах и флейтах. Известным народным танцем является танец яка, льва и ташиспа. Кроме того, в Ладакхе проводятся соревнования по стрельбе из лука, игра в поло и шуточные свадьбы.
У ладакцев есть национальный спорт — стрельба из лука. В деревнях проводятся турниры по стрельбе, которые сопровождаются танцами, выпивкой и азартными играми. Во время соревнований играют специальную музыку на сурна и даман. В XVI веке в Индии появилось поло, которое, вероятно, было заимствовано у балтийских народов при царе Сэнге Намгьяле, чья мать была принцессой балтийцев.
До 1940 года полиандрия и наследование жен были распространенными практиками, однако после этого правительство Джамму и Кашмира запретило эти обычаи. Тем не менее, в некоторых районах полиандрия все еще существует.
Когда старший сын достигает достаточной зрелости для управления делами, глава семьи переезжает в отдельный дом, взяв с собой только самое необходимое для жизни имущество. Этот обычай называется khang-bu или «маленький дом».
С 1971 года Ладакхская группа по защите экологии и окружающей среды активно работает, чтобы обеспечить ладакхцев чистой водой, доступной электроэнергией и защитой для женщин. Неправительственные организации приходят на помощь в этом важном деле. Чистая вода, электроэнергия и защита женщин — все это важные аспекты, которыми занимаются неправительственные организации и Ладакхская группа по защите экологии и окружающей среды.
Веками местные целители оказывали медицинскую помощь людям, предоставляя им элементы аюрведы, традиционной китайской медицины и космологические представления тибетского буддизма. Тибетская медицина долгие годы была единственной системой оказания медицинской помощи и до сих пор остается популярной. Правительство поддерживает местных целителей и стимулирует население в изготовлении лекарств из растений, а не пытается бороться с этим.
Ладакх и его монастыри
Монастыри Ладакха — свидетельство богатой истории и духовной практики этого региона. Строительство первых буддийских сооружений в Ладакхе началось в II веке н.э. под руководством кушанского императора Канишки. Однако с течением времени эти сооружения разрушились, и буддизм временно уступил место другим религиям, таким как Бон и анимистические культы.
В IX-X веках Ваджраяна начал получать все большее распространение в Ладакхе, и монастыри стали появляться в этом регионе. Буддийские йоги уединялись в священных пещерах, где практиковали медитацию и достигали просветления. Основание многих монастырей связывается с деятельностью Ринчена Санпо, который был святым, переводчиком и философом, а по некоторым источникам, даже регентом Гуге.
В XVII веке была сформирована современная система монастырей в Ладакхе. Они принадлежат преимущественно к школам Друкпа Кагью и Гелуг. Эти монастыри не только служат духовному центру и месту обучения буддизму, но и являются важными памятниками архитектуры и искусства. Их красивые фрески, статуи и резные деревянные изделия привлекают не только верующих, но и туристов со всего мира, которые хотят узнать больше о богатой культуре Ладакха. Монастыри Ладакха являются неотъемлемой частью исторического и духовного наследия этого региона и продолжают привлекать внимание и интерес людей из разных уголков планеты.
Монастыри, которые играют важную роль в истории и культуре региона, включают:
В Долине Нубра находится главный монастырь Дискит Гомпа, который является одним из крупнейших гелугпинских монастырей в этом районе. Его история и архитектура привлекают внимание многих туристов и паломников.
Зангла Гомпа — это еще один значимый монастырь, где изучение тибетской культуры начал Александр Чома де Кёрёш. Это место притягивает не только исследователей, но и всех, кто интересуется тибетским искусством и духовной практикой.
Наиболее уникальным и редким является монастырь Алчи (Алчи Гомпа), известный своими фресками эпохи Ринчен Санпо. Эти фрески считаются настоящими шедеврами и до сих пор вызывают восхищение у посетителей.
Очень маленький но знаменитый монастырь Дзонгхул (Дзонгхул Гомпа). Его основал сам Наропа, забив свой посох и пхурпа в скалу. С тех пор монастырь привлекает паломников, которые приходят поклониться этим святым реликвиям, а также йогинов, которые проводят здесь свои медитации.
Монастырь Ламаюру основал Наропа, один из выдающихся мастеров буддийского учения. Интересно, что этот монастырь является местом поклонения как для последователей Дрикунг Кагью, так и для представителей Бон-по. В своем описании Н. К. Рерих оставил нам неповторимую картину Ламаюру.
Рядом с монастырем Ламаюру находится монастырь Ликир (Ликир Гомпа), прекрасный монастырь, где можно восхищаться 7-метровой статуей Будды, установленной под открытым небом. Местные жители считают этот монастырь святым местом, где можно испросить благословение и покой душе.
В Ладакхе находится крупнейший монастырь Тикси (Тикси гомпа), который является не только духовным центром, но и культурным наследием региона. Здесь можно встретить монахов разных религиозных течений и почувствовать силу и мудрость древнего буддизма.
В самом сердце Занскара расположен монастырь Курча (Курча Гомпа) — величественный гелугпинский монастырь, который считается самым крупным в регионе.
Еще один выдающийся монастырь Занскара — Ридзонг (Ридзонг Гомпа), который привлекает внимание не только своей красотой и величием, но и строгим соблюдением монашеских правил. Здесь царит особая атмосфера умиротворения и духовности, которая притягивает не только монахов, но и паломников со всех уголков мира.
Монастырь Сани (Сани Гомпа), возможно, самый древний монастырь Занскара, так как был основан еще во II веке н. э. Легенды связывают его с великими личностями, такими как Канишка, Падмасабхава и Наропа. Посетители с удивлением оказываются в восторге от архитектуры и духовной атмосферы этого древнего места.
В летней столице Ладакхского царства расположен знаменитый монастырь Шей (Шей Гомпа). Это место, где множество поклонников буддизма собираются каждый год, чтобы почтить его историческую значимость.
Монастырь Хемис (Хемис Гомпа) имеет связь с основателем школы Кагью. Он был основан на месте встречи Наропы с его гуру Тилопой, и можно сказать, что это место зарождения Кагью. Но интересно еще и то, что внутри монастыря, якобы, найдено Тибетское Евангелие, что добавляет еще больше тайны и загадок этому месту.
Эти монастыри не только являются важными центрами религиозной практики, но и играют значительную роль в сохранении и передаче культурного наследия региона. Их уникальные истории и архитектура привлекают туристов и исследователей со всего мира, делая их настоящими сокровищами Ладакха. Занскар и Ладакх — настоящие оазисы духовности и мистики, где каждый монастырь имеет свою уникальную историю и привлекает паломников со всего мира.
В 1870-х годах Фердинанд Столичка, австрийский палеонтолог, организовал крупную экспедицию в регион Ладакх, чтобы впервые изучить его природу. Исследования показали, что растительность в Ладакхе в основном встречается у потоков и водоёмов, на высоких склонах и в местах полива.
Однако наряду с разнообразной растительностью, Ладакх также славится своей фауной. Интересно, что фауна Ладакха более схожа с центральноазиатской, чем с тибетской. Каждое лето в этом регионе можно встретить множество птиц, которые затем зимой возвращаются в Индию. Удивительно, но в Ладакхе обитает около 225 видов птиц, что редкость для столь пустынного района. Летом здесь можно встретить различные виды зябликов, малиновок, горихвосток и удодов.
Ладакх — удивительный уголок природы, населенный разнообразными видами животных и птиц. Коричневоголовые чайки, своими легкими переливами, украшают небо в летнее время над Индом и озёрами Чангтана. Но эти озёра не просто красивы, они являются домом для таких видов как браминская утка, огари и горные гуси. Тибетское плато, богатое своей уникальной фауной, не забывает порадовать нас редким видом — черношейным журавлем, который также можно встретить в Ладакхе. А еще здесь обитают вороны, клушцы, гималайские улары и азиатские кеклики.
Черношейный журавль (лат. Grus nigricollis)
Но не только птицы делают Ладакх особенным местом. Здесь также можно встретить различные виды парнокопытных животных. Например, наиболее распространенным из них является нахур, или «голубой баран», который можно увидеть не только в Ладакхе, но и в Занскаре и Шаме. Однако самым элегантным и красивым представителем парнокопытных в Ладакхе является сибирский горный козел. Это животное очаровывает своей грацией и величием и встречается в западной части Ладакха. Популяция сибирского горного козла здесь составляет около 6000 особей, делая его вторым по распространенности парнокопытным в этом регионе.
Ньян, или тибетский аргали, является крупнейшим диким горным бараном в мире. Его высота в плечах составляет от 100 до 120 см, а его огромные рога делают его впечатляющим видом. Он приспособлен к жизни в высокогорьях и с легкостью поднимается по крутым склонам, ощущая опасность.
Однако, несмотря на его впечатляющий вид и сильные адаптации, численность ньяна с каждым годом сокращается. В настоящее время осталось всего около 3000 особей этого уникального барана, который является эндемиком региона Ладакха. Он чаще всего встречается около рек Инда и Шайока.
Жизнь ньяна сопряжена с рядом угроз. Фермеры часто преследуют этих животных, обвиняя их в порче урожая. Охотники также являются серьезной угрозой для ньяна. С XIX века они приезжали из Сринагара для охоты на муфлонов.
В свете всех этих угроз, сохранение численности ньяна становится важной задачей для научных и охранительных организаций. Необходимо предпринять меры для защиты и сохранения этого уникального вида, чтобы будущие поколения могли также наслаждаться его величественной красотой и важной ролью в экосистеме горных регионов.
Аргали, живущие на открытых просторах Ладакха, сталкиваются с постоянной угрозой атаки хищников. Однако они предпочитают не восходить в горы, а выбираться стремительным бегством. Причина такого поведения заключается в том, что аргали мигрируют через огромные горы Тибетского плато, чтобы расширить свой ареал площадью 2,5 миллиона км². В Ладакхе насчитывается около 400 аргали.
Дикий тибетский осел на озере Тсо Морири
Однако аргали — не единственные жертвы охоты. Редкую тибетскую антилопу, известную также как оронго или чиру, в Ладакхе охотятся из-за ценной шерсти, которая широко используется для создания одежды для высокопоставленных персон на востоке. В процессе сбора шерсти, одну антилопу приходится убивать, чтобы получить небольшое количество материала.
Таким образом, оба этих видов животных подвергаются угрозам, связанным с деятельностью человека. Необходимо принять меры для сохранения этих уникальных видов и защиты их среды обитания.
В восточном Ладакхе, на границе с Тибетом, обитает антилопа-гоа, известная как Procapra picticaudata. Местные жители знают эту антилопу очень хорошо и ценят ее шерсть, которая отправляется в Кашмир для вышивания изысканных шалей. Кианг, или тибетский дикий осел, предпочитает пастись на лугах Чангтана. Однако кочевники-чангпа обвиняют этих ослов в порче пастбищ, которые и так скудны. В Ладакхе также можно встретить ирбисов. Из семитысячного числа ирбисов в мире, примерно двести особей живут именно здесь. Ладакх также известен своим Хемиским национальным парком, где созданы все необходимые условия для комфортного проживания леопарда.
Недавно в регионе была обнаружена тибетская лисица, которая добавляет разнообразие в животном мире Ладакха. Эта маленькая хищница обитает в горных районах и является одним из интересных представителей фауны этой области.
В Ладакхе, где бедная растительность и недостаток влаги являются самыми существенными условиями, у водоемов и на местах полива растительность гораздо более развита. Здесь можно наблюдать разнообразные виды растений, которые адаптировались к экстремальным условиям. Некоторые из них встречаются только здесь и являются уникальными представителями флоры.
Рысь, манул и тибетский волк также являются характерными обитателями Ладакха. Они приспособились к суровым условиям этого региона и демонстрируют удивительные навыки охоты и выживания. Рысь, например, охотится на мелких млекопитающих, обеспечивая себя пищей и сохраняя баланс в природном сообществе.
Снежный барс — редкий зверь Ладакха
Но не только хищники составляют богатство животного мира Ладакха. Здесь также встречаются медведи, сурки, зайцы, пищухи и полевки. Эти малые животные играют важную роль в экосистеме, взаимодействуя с растительным миром и служа пищей для хищников. Все эти виды вместе создают уникальную биологическую разнообразность Ладакха, которую необходимо сохранять и защищать.
В пустыне вокруг Леха можно встретить разнообразные растения, такие как каперсы (Capparis spinosa), котовник (Nepeta floccosa), мордовник (Echinops cornigerus), хвойник (Ephedra gerardiana), ревень, пижма, гармала и множество других суккулентов. Эти растения приспособлены к жаркому и сухому климату пустыни и являются важным источником пищи и лекарственных растений для местных жителей.
В то же время, в горных районах вокруг Леха процветают другие растения, такие как облепиха (Hippophae spp.), шиповник, тамариск (Myricaria spp.), тмин, крапива, мята, Physochlaina praealta, и многие другие травы. Эти растения предпочитают влажные и прохладные условия горных склонов и часто используются в традиционной медицине и кулинарии.
Человеческие поселения вокруг Леха отличаются пышными полями и густыми лесами, которые орошаются водой из ледниковых потоков, источников и рек. Эта вода не только обеспечивает жизнь растительности, но и является важным источником питьевой воды для местных жителей. Благодаря этим природным ресурсам, люди могут заниматься земледелием и развивать сельское хозяйство в этом регионе.
Можжевельниковые деревья, которые часто можно встретить вокруг Леха, имеют особое значение для буддистов, они считают эти деревья священными. Они используются в религиозных церемониях и обрядах (основной компонент благовоний санг), а также считаются символом мира и благополучия. Эти деревья являются неотъемлемой частью культуры и верований местного населения, их сохранение и защита являются важными задачами для сохранения культурного наследия региона.
В высокогорных деревнях Ладакха, расположенных в окружении величественных гор, земледельцы с упорством и любовью выращивают разнообразные культуры. Они знают, что только сильные и выносливые растения смогут выжить в этих непростых условиях. Поэтому на полях высотных поселений можно увидеть ячмень, горох и овощи, которые дарят питание и пропитание местным жителям.
Поля цветов на озере Цоморири в Ладакхе
Однако не только высокогорные деревни отличаются своими плодородными полями. В долинах, что простираются ниже, также процветает сельское хозяйство. Здесь земледельцы заботятся о посадках пшеницы, люцерны, горчицы и других полезных культур. Они стремятся создать идеальные условия для роста и развития растений, чтобы обеспечить своих сограждан вкусной и питательной пищей.
Одним из особенных достояний этих мест являются культивируемые деревья. В нижних деревнях Ладакха процветают абрикосовые сады, где густо растут сочные плоды. Яблони, шелковицы и грецкие орехи тоже находят свое место в этой райской земле. А самыми интересными растениями можно назвать бальзамические тополя и Ломбардские тополя, которые украшают ландшафт своей изысканной красотой.
Но это еще не все! В Нубрской долине растут вязы и тополя, создавая волшебную атмосферу мирного уединения. А в долине Инда, в местечке Алчи, стоит одно уникальное дерево — легендарный белый тополь. Его величественная крона и непревзойденная красота привлекают туристов со всего мира.
Таким образом, природа Ладакха богата не только горами и ледниками, но и плодородными полями и уникальной растительностью. Эти земли несут в себе не только пищу и материалы для быта, но и духовное наслаждение и восхищение своей красотой.
С 1990 года началось активное выращивание робинии псевдоакации (Robinia Pseudoacacia), гималайского кипариса и конского каштана. Эти растения были выбраны из-за их прочности, быстрого роста и уникальных свойств. Робиния псевдоакация, например, является одним из самых популярных деревьев для ландшафтного дизайна благодаря своим красивым цветущим соцветиям и толстым, прочным стволам. Гималайский кипарис, с другой стороны, имеет плотную хвою и элегантную форму, что делает его идеальным для создания живых изгородей и зеленых ограждений. Конский каштан, в свою очередь, известен своими крупными, пушистыми соцветиями и прочными плодами, которые могут использоваться в качестве корма для животных. Вместе эти растения обеспечивают разнообразие и красоту в садах и парках, а также пользуются популярностью среди садоводов и ландшафтных архитекторов.
Туризм и пермиты
Для посещения некоторых районов, таких как Нубрская долина, Пангонг-цо и Дурбука, Тсо Морири и Тсо Кар, а также Инда восточнее Упши, Да-хану и Инда северо-западнее Кхалаце, необходимо получить специальный пропуск. Эти пропуска выдаются в Лехе, и иностранные туристы должны предъявить свои визы для получения пропуска.
Контрольно-пропускные пункты следят за тем, чтобы иностранцы без разрешения не попадали в приграничную зону. Например, иностранцы могут быть остановлены на подъездах к озеру Пангонг, но только если они приезжают со стороны деревень Пхобранг, Мерак, Маан или Чушул. Если путешественники выбирают маршрут по реке Инда, то им также не разрешается проходить восточнее моста Махе. В Нубре же, ограничения распространяются до Панамика на севере и Хундара на западе.
Войска полностью перекрыли границы с Пакистанским Балтистаном и китайским Тибетом.
Народные песни и танцы
Главными и основными предметами фестиваля Ладакха являются народные песни и танцы, которые раскрывают культурное наследие этой земли. Эти песни и танцы передавались как устная традиция из поколения в поколение. Они преподносятся туристам в виде музыкальных концертов. Народные артисты Ладакха, как мужчины, так и женщины, одетые в традиционные костюмы, состоящие из множества украшений, особенно из бирюзовых головных уборов (которые носят женщины), исполняют волнующие танцы. Движение танца обеспечивает выражение всей личности танцора. Каждый танец начинается с чествования и постепенно переходит во вторую стадию. Когда музыка и движения становятся быстрее, танец достигает третьей стадии и на этом заканчивается.
Есть двенадцать основных элементов, которые начинаются с Лхарны. Музыканты Ладакха утверждают, что у них есть 360 музыкальных мелодий, посвященных богам, божествам, ламам, королям. Остальные одиннадцать музыкальных произведений с песнями и танцами — это Чапскиен Цес, Шондол, Менток Станмо, Спао Сонг, Чартсес, Як Цес, Свадебная Песня, Песня Ташиспа, Танец Джабро, Танец Кошен и Алай Яйто Ва Нишу Цана Ва.
Танец в масках Чам
Танцы в масках — религиозные церемонии, которые проходят в буддийских монастырях Ладакха. Эти танцы, которые являются проявлением добра над злом, а также раскрывают религиозные грани культурного наследия Ладакха, исполняются монахами монастырей.
Стрельба из лука была любимым развлечением жителей Ладакха и также упоминалась в различных национальных эпосах. Даже сегодня люди боготворят легендарного героя Дарпона Чхемо, великого лучника из саги о Кесаре. Разделенные на две группы, в каждой из которых есть капитан, участники парами по двое участвуют в соревнованиях по стрельбе из лука, стреляя в Ца Га, или в яблочко. Когда один попадает в яблочко, его партнер дает ему «Кхатак», или Белый шарф. И он должен танцевать в конце этого раунда стрельбы.