Мистерия Чам – это ожившая тибетская икона, танка. Её невозможно постичь без глубоких знаний и опыта в тантрической практике. Однако именно здесь заключается волшебство мистерий, так как каждый зритель неизбежно становится их частью, взаимодействуя со скрытым значением ритуала. Это место, где соединяются светское и священное.
- Все посты с танчами чам на сайте можно найти по тэгу мистерия чам
О танце Чам
Танец Чам (тибетский: འཆམ་) — это яркий танец в масках и костюмах, связанный с некоторыми школами тибетского
Чамы считаются формой медитации и подношением богам. Лидер Чама обычно является музыкантом, отсчитывающим время с помощью ударных инструментов, таких как тарелки, за исключением Драмиин Чама, где время отсчитывается с помощью драмина.
Танцы гневных божеств, известные как Чам, имеют свое название от тибетского слова «Чам», что означает «танец богов». Эти танцы отличаются экспрессивными и резкими движениями. С другой стороны, танцы мирных божеств, называемые танцами гар, характеризуются плавными движениями и жестами.
Танец чам — истоки
Корни этих танцев уходят в традицию бон, которая является развитым шаманизмом. Позднее они были адаптированы для
Танец Чам появился как форма обучения, когда монахи могли рассказывать зрителям религиозные истории. В первые дни развития буддизма большая часть населения была неграмотной, а печать была дорогой. Вот почему танец стал важной формой не только развлечения, но и способом распространения буддийских учений и благословения.
Монахи исполняют танец Чам во время религиозных праздников. Эти фестивали привлекают людей даже из отдаленных кочевых мест. Один из самых популярных фестивалей — Сага Дава. В этот день отмечается Рождение, Просветление и Паринирвана Будды. Это самый благоприятный день в году. В этот день исполняется танец Чам в память о Будде и Дхарме.
Содержание танца Чам
Чамы часто изображают случаи из жизни Падмасамбхавы, учителя Ньингмапы 9-го века, и других святых. Великие дебаты на Лхасском соборе между двумя главными спорщиками или диалектиками, Мохеяном и Камалашилой, рассказаны и изображены в особом танце Чам, проводимом ежегодно в монастыре Кумбум в Цинхае.
Одна из версий этого танца исполняется накануне Лосара, тибетского нового года, в память об убийстве жестокого тибетского короля Лангдармы в 841 году нашей эры монахом по имени Лхалунг Пелджи Дордже. Монах, одетый в черную мантию и черную шляпу, танцевал возле дворца, пока ему не разрешили выступить перед императором, а затем убил его. Это танец, символизирующий победу добра над злом.
Религиозное значение танца Чам заключено в самом представлении. Традиция соответствует монашеской жизни, поскольку танец ориентирован не на движения, а на мадитативные ритуалы, жесты рук, песнопения, призывание божеств и эффект, который он оказывает на разрушение негатива. Одетые в яркие цвета, с экстравагантными головными уборами и масками, монахи берут на себя роли божеств и демонов и устраивают имитацию битвы, в которой добро побеждает зло.
Ритуальные танцы и трансформация пространства
Исполняется в мандале, с пением монаха в центре. Исполнители хвалят достоинства всех Будд и Бодхисаттв в десяти направлениях с пением и танцами.
Падмасамбхава, великий мастер медитации, который обладал тантрическими знаниями, покорил демонов в районе Самье, исполняя ритуальный танец. Он опирался на великую мандалу действия. Сделав это, он создал благие условия — умиротворил силы злых богов и демонов. Представление Чама само по себе становится «великой мандалой действия».
Религиозное значение танца Чам заключено в самом представлении. Традиция соответствует монашеской жизни, поскольку танец ориентирован не на движения, а на мадитативные ритуалы, жесты рук, песнопения, призывание божеств и эффект, который он оказывает на разрушение негатива. Одетые в яркие цвета, с экстравагантными головными уборами и масками, монахи берут на себя роли божеств и демонов и устраивают имитацию битвы, в которой добро побеждает зло.
Мистерия Чам также служит моральным уроком для зрителей, рассказывая истории об легендарных учителях, божествах и многом другом. Танец Чам — это больше, чем просто ритуал или народный танец, исполняемый ламами или монахами, поскольку он предлагает по-новому взглянуть на культуру.
Действия и формы танцоров в масках служат для ознакомления преданных с видом божеств, с которыми им предстоит встретиться в течение 49-дневного «Бардо», переходного периода между смертью и перерождением в одной из шести форм существования, в зависимости от своей кармы.
Подготовка к Чаму
Маски, которые носят в Чаме, представляют собой различных персонажей, которые в основном сохраняются круглый год в виде статуй в «Гокханге», комнате, посвященной божествам-хранителям в каждом из монастырей. Маски варьируются от безобидных до устрашающих форм и представляют известных персонажей из исторических эпизодов или тибетских басен, могущественных божеств в их различных проявлениях, в основном представляющих Дхармапал или защитников веры.
Костюмы для Чама также являются уникальными, так же как и маски. Символы божества выражаются через костюмы из парчи и дорогого шелка. Спереди костюма прикреплены четки, связанные особым медальоном. Колокольчики, подвешенные к четкам, звенят в такт движениям танцора. Каждый участник держит определенный предмет, который символизирует силу, связанную с божеством.
Каждый символ на маске имеет своё определенное значение. Например, у гневных божеств на маске присутствуют черепа. Пять черепов у старшего ранга, три черепа у божеств рангом пониже. Три глаза присутствуют на масках высших божеств. Каждая маска должна быть соответствующим образом освящена. Маски Чама передаются из поколения в поколение и считаются священными.
Долгий процесс подготовки к фестивалю включает в себя подготовку инструментов и костюмов, отбор участников среди монахов. Монахи медитируют на определенных божествах и проводят с ними связанные ритуалы. Танец Чам обычно проходит во внутреннем дворе монастыря. Во время празднования двор украшается буддийскими танками и флагами с мантрами, создавая атмосферу специального пространства для представления.
Избранная группа местных лам, одетых в яркие узорчатые одежды и маски, выступает под руководством «Чхам-спон», мастера мистического танца. Все ламы монастыря наряжаются в свои полные церемониальные одежды, читают мантры, связанные с «Чхамами» во главе с Ринпоче, высшим в ордене монахов монастыря. Чтение создает соответствующую атмосферу. Спектакль представляет собой не просто инсценировку философии победы «добра над злом», но и ритуалы, предлагаемые божествам монастыря и хранителям веры.
Начало
На сцену выходят небесные глашатаи с огромными тибетскими трубами — дунченами. Музыканты начинают играть на тибетских барабанах дамару, звенеть цимбалами, дуть в дунгкары. В какой-то момент это странное для уха западного человека звучание может показаться какофонией, но за этими ритмами и звуками стоит глубокое медитативное погружение в транс мистерии. Танцоры начинают медленно двигаться по периметру сцены, кружась, приседая, подпрыгивая, и за каждым жестом в их танце сокрыт определенный символизм.
Каковы различные фигуры танца Чам?
Есть много различных элементов в мистерии Чам. Их отличие можно увидеть в одежде и ролях актеров. Здесь краткий обзор этих элементов:
Гневные защитники
Центральными фигурами танца являются гневные защитники, такие как Махакала, Яма, Хаягрива, Палден Лхамо, Бегце и другие. Для посетителей эти персонажи наиболее впечатляют из-за тщательно продуманных масок и красочных костюмов. Несмотря на свою внешность, эти защитники пугают только злых духов. Они являются защитниками Дхармы, необходимыми для тибетского буддизма.
Танцующие скелеты
Другим распространенным персонажем мистерии Чам является монах в маске черепа и украшенном скелетом костюме. Смерть тибетцев не пугает, поскольку они верят в реинкарнацию и воспринимают смерть как необходимый шаг для новой жизни и, в конечном итоге, просветления.
Существуют разные типы скелетных персонажей. Джинг обычно носит простой костюм скелета и простую маску черепа. Гангр носит маску черепа, украшенную орнаментом, обычно по бокам. Они обычно исполняют танец парами. Скелетоны Ситипати выступают в паре мужчина-женщина. У маски черепа есть 5 меньших черепов сверху. Ситипати — это одна из форм Махакалы. Единство двух божеств символизирует вечный танец смерти и совершенное осознание.
Ситипати или Шмашана Адхипати — это божество-покровитель или Дхармапала в тибетском буддизме и ваджраянском буддизме Гималаев.
Гуру
Падмасамбхава (Гуру Ринпоче по-тибетски) — индийский мастер VIII века и основатель ньингмапа. По словам тибетцев, Падмасамбхава положил начало традиции танца Чам. Вот почему танец Чам часто изображает сцены из жизни Падмасамбхавы. Танец Гуру исполняется 8 июня по тибетскому календарю в ознаменование дня его просветления. Монахи исполняют танец в масках и костюмах 10 проявлений Гуру Ринпоче. В руках они держат различные специальные инструменты, которыми пользовался Гуру Ринпоче.
Танец Черной Шляпы
Танец Черной Шляпы — это танец Ваджракилаи, который чаще всего изображается на картинах. Танец исполняется буддийскими монахами и действует на двух уровнях: для достижения просветления и уничтожения злых сил. Танцоры часто держат череп и шарф, связанные вместе, а затем прикрепляемые к рукоятке пурбы.
Белый Старец
Обычно танцы Чам исполняются монахами, но на роли клоунов, которые время от времени веселят публику в паузах представления, могут быть приглашены и миряне, например на роль Белого Старца. Белый Старец – персонаж всеми любимый. Глава духов земли и покровитель живых существ, по легенде он был большим шаманом, после смерти канонизированным в буддизме. Он любит раздавать сладости детям и мешать богам и демонам в их сражениях, своими несуразными действиями смеша и молодых и стариков.
Гаруда
Гару́да, известный также как Кхюнг и Мкха`лдинг, — это легендарный царь птиц, который считается полу-человеком и полу-птицей, в индуистской и буддийской традиции. В буддизме он является идамом и одним из символов просветленного ума в Ваджраяне. Гаруда является глашатым богов и ярым противником нагов.
Различные категории танца чам
Танец Чам — это народный танец Ладакха, и существует множество способов его исполнения. В зависимости от региона, который вы посещаете или в котором находитесь, могут быть небольшие изменения. Ниже перечислены некоторые популярные формы танца чам:
Бо Чам
Это особый вид представления, которые совершается во время определенных события и ситуаций, его исполняют монахи. Это необычный тип танца Чам.
Цун Чам
Это танцевальное представление в масках, исполняемое монахами и только монахами.
Региональный танец масок
Это также разновидность танца Чам в Ладакхе, который исполняют ламы и другие мастера разных монастырей на территории Ладакха. Эту танцевальную форму демонстрируют публике, и ее обычно можно увидеть в различных местах.
Труелпай Дзутруэль Джи чам
Это волшебный танец манифестации, исполняемый Ламами.
Катер Дагнан Ги Чам
Это категория танца, которая исполняется в разных местах по-разному. Самым известным представителем этого типа является Пелинг Терчам.
Главные сцены мистерии Чам
- танец с мечами в исполнении мирян;
- танец чёрных шапок (шанаги) с участием 13, 17, 21 или 23 танцоров; Одним из популярных сюжетов является история попытки тибетского царя Ландармы уничтожить буддизм в Тибете, однако его убил стрелой во время танца монах в черном плаще и черной шляпе (отсюда «танец черных шапок») Палдже Дордже
- танец с барабанами;
- танец читипати (shin yong) — «хранителей кладбищ»;
- танец зверей: птица, олень, як, лев;
- танец стражей сторон света, в котором участвуют 4 или 8 человек.
Заканчивается Цам умерщвлением линга. Его рисуют на бумаге, или делают фигуру из теста. Бумажное изображение сжигают, а фигуру из теста рассекают на 7, 9 или 13 частей. Линг — олицетворение Ландармы или его министра Машанги.
Цветовая символика Цама
- Синий — восток.
- Белый — север (Белый Старец).
- Красный — юг (Джамсаран).
- Желтый — запад (также буддизм, понимаемого как желтая вера).
Мистерия Чам и ее значение
Значение танцев Чам различно: это умаление злых духов, странствие души в загробном мире, просветление сознания человека. Танцы исполняются в ритуальных костюмах и масках. Маски — неотъемлемая их часть. Они делаются из гималайского дерева и очень тяжелы. Что бы их надеть, монахи обматывают голову и шею мягкими тканями.
Уникальный колорит, продуманная пантомима и красочность делают танцы Чам впечатляющими. В прошлом они были закрытыми мистериями, но теперь они пользуются популярностью как театральные представления в монастырях. Удивительно, что сакральность танцев не потеряла своей силы. Ведь мистерии изначально были предназначены для большой аудитории, и театральность представлений была идеальным дополнением к богатству буддийской мудрости.
Для каждого буддиста мистерии Чам имеют священное значение. Это можно увидеть в их молитвенном жесте и взгляде, следящем за движениями танцоров. Глаза буддиста не обращают внимания на танцора, они видят бога или демона. Культура Чама является неотъемлемой частью их сознания, веры и образа жизни. Для иностранцев, пришельцев с западных земель, это просто экзотика, возможно, лишь еще одна часть пестрых декораций Востока.