Атлантида — датировка катастрофы

Атлантида

датировка катастрофы в мифах разных народов мира

главы из книги The Empires of Atlantis: The Origins of Ancient Civilizations and Mystery Traditions throughout the Ages

Драматическое повествование Платона о гибели Атлантиды — «в один роковой день и ночь» — является одновременно и самым известным источником сведений о времени окончательного разрушения и затопления Атлантиды. По его словам, это событие произошло около 9600 года до н.э., то есть за девять тысяч лет до времени Солона.

Любопытно, что в месопотамских хронологиях этот период совпадает с падением Первой династии Киша — первой династии после Потопа и одновременно самой продолжительной по времени, — которой приписывается правление в течение 24 510 лет (согласно источнику WB-444). Большинство шумерских текстов помещают крушение этой могущественной династии в интервал между 9851 и 9710 годами до н.э., что всего лишь на сто с небольшим лет опережает предполагаемую дату атлантидской катастрофы по Платону. Кроме того, согласно зороастрийской традиции, именно в 9600 году до н.э. началась нынешняя мировая эпоха.

В хронологии Манефона 11053 год до н.э. обозначен как начало первой египетской династии из тридцати царей Мемфиса. Все предшествующие династии, включая эпохи богов и полубогов, якобы правили в иноземной стране, из-за чего их называли аулитами (Auliteans — не атланты ли это?).

Дата Манефона — 11053 год до н.э. — поразительно близка к дате, предложенной Рене Геноном для атлантидской катастрофы — 10961 год до н.э., вычисленной им как «7200 лет до 720 года Кали-юги»1. Эта дата также отстоит менее чем на сто лет от даты библейского Потопа, определённой Алфордом (10983 год до н.э.), а также от начала «Третьего Солнца», или нового мирового цикла, по мезоамериканской хронологии (11132 год до н.э.).

Загадка становится ещё более интригующей, если обратить внимание на исходные точки календарей древних Египта, Ассирии и майя.

Египтяне использовали систему времени, основанную на Сотическом цикле длительностью в 1460 лет, который определялся периодическим гелиактическим восходом звезды Сириус. Известно из надписей, что новый Сотический цикл, последний в истории египетской цивилизации, начался в 1322 году до н.э. Если от этой даты отсчитать назад ещё семь полных циклов, мы окажемся в 11542 году до н.э. — в момент начала календаря, который был связан с уникальным астрономическим явлением: солнечным затмением, наблюдавшимся с острова Тилос (в Персидском заливе) на рассвете 29 августа 11542 года до н.э., совпавшим с гелиактическим восходом Сириуса 2.

Если мы обратимся к ассирийскому календарю, то обнаружим, что новый цикл длительностью 1805 лет начался в 712 году до н.э. По свидетельству русского учёного Николая Жирова, ассирийцы пользовались лунным календарём, где один цикл равнялся 22325 лунным месяцам, или 1805 годам3. Отсчитав назад шесть полных циклов от 712 года до н.э., мы вновь попадаем в ту же дату — 11542 год до н.э., совпадающую с исходной точкой египетского календаря. Подобное совпадение едва ли можно считать случайным, особенно учитывая, что синхронизация двух таких разных календарных систем может происходить лишь раз в 527060 лет.

В системе майя современный Длинный счёт начался в 3114 году до н.э. Один великий год у майя состоял из двадцати бактунов — 2880000 дней, или 7885 лет. Если отсчитать назад ещё один такой цикл от 3114 года до н.э., мы придём к 10999 году до н.э., что всего лишь на 50 лет отличается от даты атлантидской катастрофы по Генону — 10961 года до н.э.

Наконец, стоит упомянуть о сведениях, оставленных Бероссом относительно даты последней мировой катастрофы. В одном примечательном фрагменте, сохранившемся у Сенеки (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.), Беросс описывает чередование катастроф — огненных и водных, — происходящих в зависимости от расположения планет. Сенека сообщает: «Он настолько уверен в этом, что назначает точные даты как для всемирного пожара, так и для потопа. Всё земное наследие, утверждает он, будет предано огню, когда планеты, ныне движущиеся по разным орбитам, соберутся вместе в Раке, выстроившись так, что их сферы можно будет пересечь одной прямой линией. Когда же такое же собрание планет произойдёт в Козероге — тогда миру грозит потоп».4

С помощью астрономического программного обеспечения и сидерического зодиака можно рассчитать, что последний раз подобное выстраивание планет в знаке Козерога происходило с 28 по 30 октября 11266 года до н.э. по юлианскому календарю. 5

Ещё один интересный источник — коптский папирус из Абу-Хормейса — также упоминает о «бедствии, нисшедшем с небес», которое было «предсказано по звёздам». Папирус, предположительно найденный в монастыре Абу-Хормейс близ Саккары в Египте, представлял собой копию, сделанную при императоре Диоклетиане (244–311 гг. н.э.) с «надписи глубокой древности на золотой пластине». Оригинал папируса утрачен, но текст сохранился в арабском переводе IX века н.э. 6 Согласно этому переводу, великий катаклизм произошёл тогда, «когда сердце Льва вошло в первую минуту головы Рака» — другими словами, в прецессионную эпоху Льва (11000–8000 гг. до н.э.), поскольку в цикле прецессии созвездие Рака следует за Львом. 7

Как бы мы ни относились к этим пророчествам, сам по себе факт, что более десяти различных древних хронологий — от Шумера до Халдеи, Египта, Индии и Мезоамерики — фиксируют как минимум одну глобальную катастрофу в период между 11500 и 9200 годами до н.э., выглядит поразительно. Более того, как мы увидим далее, этот временной интервал удивительным образом совпадает с эпохой Молодого Дриаса — загадочного похолодания, сопровождавшегося вымиранием мегафауны в конце последнего ледникового периода.

Создавая Рай на Земле

Описание столицы Атлантиды у Платона почти во всех деталях совпадает с эзотерическими представлениями о великом «Городе Золотых Врат», каким он существовал в поздний атлантский период на северном острове Посейдонис.

По Платону, этот город, называемый им Базилея (Царственный Город), располагался на южном побережье острова и соединялся с морем посредством грандиозного канала. Город имел кольцевую структуру, состоял из трёх концентрических колец, разделённых рвами с водой. Внутренняя цитадель имела в диаметре 27 стадиев (около 5 километров), тогда как вся территория, охваченная стенами, достигала 127 стадиев (примерно 23 километра) в поперечнике. Это делало Базилею городом, по площади примерно вдвое превосходившим имперский Рим.

В центре находился дворец царей — «чудо красоты и величины», а также главный атлантский храм — «по виду необычайный». Наружная стена города была облицована латунью, вторая — оловом, а третья, окружавшая цитадель, «сверкала красным светом орихалка»1.

Основным строительным материалом служил местный камень, который встречался в природе белого, чёрного и красного цветов. Огромные верфи и доки были построены под землёй, под каждым из колец суши, образующих внутренний город, причём их своды высекались прямо в коренной породе. Сами каналы в некоторых местах были перекрыты, что объяснялось колоссальной высотой берегов над уровнем воды.

Город был снабжён всеми возможными удобствами и радостями жизни: в нём были источники холодной и горячей воды, общественные бани, сады и пространства для физических упражнений мужчин и женщин. Повсюду простирались мосты и акведуки, храмы, посвящённые различным богам, а также ипподром для состязаний. По словам Платона, город обладал «таким богатством, какого не было прежде ни у каких царей и властителей и, вероятно, уже никогда не будет». Всё, чего город или остров не могли дать сами, «доставлялось им из чужих стран благодаря величию их державы»².

По описанию Скотта-Эллиота, атлантские храмы представляли собой «массивные сооружения гигантских размеров», по форме напоминавшие великие залы египетских храмов, но возведённые «ещё в более грандиозном масштабе»³. В оккультном тексте, известном как Стансы Дзиана, содержатся многочисленные упоминания о строительных материалах, применявшихся атлантами. Там сказано: «Они [атланты] возводили гигантские города… из редкостных земель и металлов строили они, из извергаемого огня, из белого камня гор и чёрного камня [подземного огня] вырезали они собственные изображения, по росту и облику своему, и поклонялись им»⁴.

По утверждению американского ясновидца Эдгара Кейси, главный храм атлантов, называемый Инкалатон, представлял собой огромное пирамидальное сооружение, которое одновременно служило хранилищем знаний и залом посвящений. В нём находился кристалл, или камень огня, использовавшийся для концентрации солнечных лучей и питания всевозможных транспортных средств и технологических устройств — нечто напоминающее башню Теслы ⁵.

Основные пропорции атлантского храма и всего города, несомненно, основывались на канонах сакральной геометрии. В книге «Как устроен мир» Джон Митчелл и Аллан Браун раскрывают геометрический код столицы Атлантиды. По их мнению, Платонова Атлантида была «монументальным упражнением в пентагональной геометрии… самым удивительным геометрическим проектом, который когда-либо был задуман»⁶.

Созданный таким образом город был великолепен, несравненно богаче и населённее любого иного, но в то же время он был принципиально несовершенен. Город колец, несмотря на всё своё пятикратное величие, никогда не мог освободиться от своего земного, человеческого происхождения. Как бы он ни поражал тех, «кто не был способен узреть истинную добродетель», он навсегда оставался лишь бледным отражением, несовершенной копией Небесного Города.

Именно человеческий элемент, воплощённый в Платоновой аллегории числами 5 и 10, обрёк Атлантиду на гибель⁷. Число 5 здесь противопоставлялось священному числу 12, на котором основывалась Небесная Обитель Платона. В итоге это привело к неудачной попытке «квадратуры круга». По мнению Митчелла и Брауна, всё это доказывает, что рассказ Платона об Атлантиде следует понимать не буквально, но как аллегорию — подобно библейской истории о Вавилонской башне — повествующую о неудавшейся попытке человечества построить Небесный Город на Земле.

Трипура и война с асурами в ведической традиции

Индийские Пураны свидетельствуют о существовании атлантской традиции, независимой от той, что легла в основу «Тимея» и «Крития» Платона. Вишну-Пурана, создание которой, вероятно, относится к первому тысячелетию до н.э., повествует о Швета-Двипе — «Белом Острове», одном из семи Двип, или островных континентов мира. Этот остров, также называемый Атала в ведической космологии, якобы располагался «в Западном океане» и был местом, где возвышались «великолепные дворцы… прекрасные рощи, ручьи и озёра, где цветёт лотос»¹.

На этом острове обитали многочисленные божественные расы, среди которых выделялись данавы, даитьи и якши. Лишь значительно позже Атала начинает отождествляться с преисподней или подземным царством — страной мёртвых, расположенной на далёком западе и затонувшей на дно океана после страшной войны².

Возможно, наиболее поразительное сходство с описанием Платона обнаруживается в повествовании о столице Аталы — Трипуре, которая носила название «Тройного Города». Это творение великого асура Майи, небесного архитектора богов, представляло собой процветающий и могущественный город, олицетворявший господство над миром. Подобно Атлантиде Платона, Трипура состояла из трёх концентрических колец: внешнее окружали стены из железа, среднее — из серебра, а внутреннее — из золота.

И как у Платона, так и в ведическом предании, когда божественное начало в асурах стало ослабевать, а их человеческие качества взяли верх, они начали вести себя недостойно и стремились подчинить себе весь мир. Так, в «Махабхарате» говорится: «Те цари-даитьи… ослеплённые алчностью и безумием… начали бесстыдно истреблять города и селения, воздвигнутые по всей вселенной. Охваченные гордыней… злые данавы перестали проявлять какое-либо уважение к богам»³.

Вслед за этими событиями, как сообщает «Шанти Парва», состоялся совет богов, на котором было принято решение о том, что Трипура и все злые асуры должны быть уничтожены. Богу Шиве надлежало поразить Тройной Город из своей могущественной виманы (летающей колесницы) одной единственной стрелой — оружием «свирепого и неудержимого гнева… пылающим невыносимым огнём ярости», — в тот самый миг, когда три его кольца выстроятся в одну линию.

И в одно мгновение судьба Трипуры была решена. Натянув свой небесный лук, Шива «пустил ту стрелу, в которой заключалась сила всей вселенной, прямо в Тройной Город. Испепелив этих асуров, он низверг их в Западный океан»⁴.

Описания огненной колесницы и деяний Шивы в значительной степени перекликаются с мифом о падении Фаэтона у Платона и почти дословно повторяются в библейском Откровении Иоанна Богослова.

Падение Великого Вавилона

В библейской аллегории Вавилон и Тир занимают место обречённого города Атлантиды. Память о катастрофах прошлого превращается в пророчество и предостережение на будущее.
Так, в книге Откровения ангел приглашает пророка стать свидетелем участи Великого Вавилона — «великой блудницы… сидящей на многих водах». Город имел «семь голов», то есть семь холмов (или островов?), на которых он восседал, и «десять рогов», символизирующих его десять царей, которые «властвовали над всеми царями земли»1. Это была столица великой морской державы, благодаря которой «все, имеющие корабли в море, разбогатели».

Среди её богатств перечисляются «золото и серебро, драгоценные камни… жемчуг, тонкий лён, пурпурные и багряные ткани», а также «всякое благовонное дерево» и «всякое изделие из слоновой кости… всякие прекрасные вещи из драгоценного дерева, меди, железа и мрамора»2 — словом, всё то же самое, чем, по словам Платона, была богата Атлантида до своего падения. Подобно Атлантиде Платона, также и здесь сказано: «Грехи её достигли неба, и Бог вспомнил о её беззакониях… Потому в один день придут на неё казни её»3.

Орудием гибели Атлантиды-Вавилона, согласно Откровению, становится «звезда с неба… великий огненный дракон», который «пал в океан… весь пылая, как светильник великий»4. Его хвост «затмил третью часть звёзд, которые начали падать на землю», вызвав тем самым, что «все горы и острова» были «сдвинуты с мест своих»5.

Далее читаем: «И великий город распался на три части, и города народов пали… И все острова исчезли, и гор не стало»6.

Параллели между падением Великого Вавилона в книге Откровения и Атлантидой Платона слишком очевидны, чтобы быть случайными. Будучи знающим греческий язык человеком, автор Откровения, несомненно, был знаком с трудами Платона.

Однако существует и ещё более очевидный ветхозаветный параллелизм этого рассказа. Так, книга пророка Иезекииля, относящаяся ко времени Вавилонского пленения (593–571 гг. до н.э.), содержит очень похожее пророчество о падении финикийского города Тира: «На середине моря ты станешь местом для растягивания рыболовных сетей… Ты был могуществом на морях… Ныне содрогнутся острова в день твоего падения, и острова в море устрашатся при твоём разрушении»7,8.

Судьба Тира, как говорит книга Иезекииля, будет подобна судьбе «древних народов», которых Бог низверг «в пропасть… в глубины земли». Точно так же Бог сделает Тир «городом пустым… как города, более не населённые» и «наведёт на него воды океанские… и великие волны его», так что Тир «исчезнет навсегда». Его будут искать, «но более не найдут вовек»9. Его гибель придёт «из среды камней огненных»10.

И Тир, и Атлантида описываются как сказочно богатые города — центры великих морских держав, расположенные «в самом сердце морей»11. Подобно Атлантиде, Тир «осквернил свою мудрость ради своей славы»12.

Согласно Иезекиилю, цари Тира, разбогатев, стали жестокими и развращёнными, а в своём высокомерии возомнили себя равными Богу: «Я — бог, — говорит царь Тира в Иезекииле 28:2, — я сижу на троне Божием в сердце морей. Но ты — человек, а не бог, хотя считаешь себя мудрым, как бог».

Тир-Атлантида, город, некогда воспеваемый как «печать совершенства, исполненный мудрости и венец красоты… на святой горе Божией»13, был таким образом низвергнут в огне на самое дно океана — чтобы никогда более не возродиться в вечности.

 

переводы и статьи KD

«Всемирный потоп» (холст, масло) Айвазовский Иван, 1864 г. | Атлантида: датировка катастрофы в мифах разных народов мира

«Всемирный потоп» (холст, масло) Айвазовский Иван, 1864 г.

Ссылки

1. Guenón, Traditional Forms and Cosmic Cycles, 25, footnote 3.
2. Frothingham and Marquand, “Archaeological News,” 388.
3. Zhirov, Atlantis, Atlantology, 375.
4. Seneca, as quoted in Mayer Burstein, Babyloniaca of Berossus, 15.
5. Neely, “Astronomical Dating.”
6. Howard Vyse, Operations carried on at the pyramids of Gizeh, 330.
7. Collins, From the Ashes of Angels, 339.

Создавая Рай на Земле

1. Plato, Dialogues of Plato (Critias).
2. Plato, Dialogues of Plato (Critias).
3. Scott-Elliott, Story of Atlantis.
4. Blavatsky, Secret Doctrine, vol. II, 313.
5. Cayce, reading 440-5.
6. Michell and Brown, How the World Is Made, 240.
7. Michell and Brown, How the World Is Made, 249–52.

Трипура и война с асурами в ведической традиции

1. Hayman Wilson, Vishnu Purana, chapter 5, 204.
2. Leonard, “Pre-Platonic Writings Pertinent to Atlantis.”
3. Ganguli, Mahabharata, Santi Parva, sections XXXIII and XXXIV.
4. Ganguli, Mahabharata, Santi Parva, sections XXXIII and XXXIV.

Падение Великого Вавилона

1. Revelation 17:1, 17:9–12 and 17:18.
2. Revelation 18:12.
3. Revelation 18:5–8.
4. Revelation 8:8–10 and 12:13.
5. Revelation 12:4 and 6:12–14.
6. Revelation 16:17–21.
7. Ezekiel 26:3–5.
8. Ezekiel 26:17–18.
9. Ezekiel 26:19–21.
10. Ezekiel 26:19–21.
11. Ezekiel 27:3.
12. Ezekiel 28:17.
13. Ezekiel 28:2 and 28:12–14.