Мы отправились на фестиваль Юру Кабгьят, или танец масок, “мистерия чам” в один из буддийских монастырей Малого Тибета – именно так называют индийский
Фестиваль Юру Кабгьят, Ламаюру, Ладакх
«Те, кто строил Ламаюру…, знали, что такое истинная красота и бесстрашие», – писал о монастыре Николай Рерих. |
Гималаи… Здесь находятся самые высокие горные вершины нашей планеты. Говорят на некоторых из них обитают боги. Здесь есть пещеры, в которых медитировали великие отшельники и святые. Говорят некоторые из них до сих пор пребывают в этих пещерах в состоянии божественно транса.
Долина Ламаюру, Ладакх
Гималаи в
Подъем к монастырю
Строения Ламаюру неотличимы от песчаной горы, на которой они расположены, и только белые
Старый город
Изначально пещера была святилищем религии Бон, но с приходом
Монастырь, начало представления
Один раз в году, когда наступает 17 и 18 день пятого лунного месяца по тибетскому календарю, в Ламаюру проходит фестиваль Юру Кабгьят – буддийская мистерия танцев с масками, называемая чам. Чам (цам, цан, тсам, в зависимости от диалекта), в переводе с тибетского, означает «танец богов». Чамом же на самом деле называют танцы гневных божеств, с экспрессивными, резкими движениями, танцы мирных божеств, именуются танцами гар, и для них характерны плавные движение и жесты.
Молодые монахи собрались наверху, чтобы лучше изучать танец
Монахи выходят с дунченами, объявляя начало спектакля
Монахи секты Друкпа Кагью и Дрикунг-Кагью
Чам (цам, цан, тсам, в зависимости от диалекта), в переводе с тибетского, означает «танец богов». Чамом же на самом деле называют танцы гневных божеств, с экспрессивными, резкими движениями, танцы мирных божеств, именуются танцами гар, и для них характерны плавные движение и жесты.
Для местных жителей Фестиваль Юру Кабгьят всегда праздник
Эти танцы берут истоки в традиции бон, которая является развитым шаманизмом. Они были расширены и адаптированы для буддизма гуру Падмасамбхавой, основателем тантрического буддизма в Тибете, и другими ламами на основе откровений, полученных ими в медитациях. Все танцы чам подробно описаны в священных буддийских текстах, в которых рассказывается о значении поз, жестов и порядок проведения мистерий в строго определенных монастырях.
Падмасамбхава. Фестиваль Юру Кабгьят
Маски фестиваля Юру Кабгьят
Чам – это ожившая тибетская икона, танка. Для понимания всех его элементов необходимы знания и определенный опыт в тантрических практиках. Но уникальность мистерий заключается как раз в том, что каждый зритель невольно участвует в них, соприкасаясь с сокрытым значением ритуала. Именно здесь встречается мирское и священное.
Танец чам
На фестиваль Юру Кабгьят стекаются жители со всех окрестных деревень и сел. Для жителей Ладакха эти представления наполнены глубоким смыслом. А еще Фестиваль Юру Кабгьят – это и возможность встретится, и обсудить дела, и узнать последние новости. Ведь многие живут за километры друг от друга, а километры в Гималаях гораздо длиннее.
Бабушки
Женщины одевают на праздник древние ладакские одежды, самобытные шляпы и бусы из коралла и бирюзы. Мужчины – маруновые длиннополые плащи, подпоясанные кушаком, под которым они хранят до сих пор используемые кремень и огниво. Спички – достояние цивилизации, а в стране, где зимой деревни отрезаны снежными завалами, старые проверенные способы добывания огня гораздо надежнее. В своих одеждах они словно люди, жившие здесь сотни лет назад, как будто время здесь остановилось.
Колоритные женщины в национальных одеждах читают мантры
В руках у каждого пришедшего можно увидеть четки и молитвенный барабан, непрерывное вращение которого уносит в небо священную мантру Авалокитешвары «Ом Мани Падме Хум!». В буддизме считается это практикой накапливания священных заслуг.
Монахи школы Друкпа Кагью выносят огромные дунчены
Подготовка к фестивалю начинается задолго – приводятся в порядок инструменты и костюмы, выбираются участвующие в представлении. Монахи медитируют на определенных божествах, совершают ритуалы, связанные с ними. чам обычно проходит во внутреннем дворе монастыря. Во время празднования двор украшается буддийскими танками, флагами с мантрами, все это словно создает декорацию для представления, ощущение иного пространства.
Фестиваль Юру Кабгьят
6 часов утра. Солнце уже поднялось над заснеженными пиками горных вершин, играя лучами на позолоченных шпилях буддийских
На сцену выходят небесные глашатаи с огромными тибетскими трубами – дунченами. Музыканты начинают играть на тибетских барабанах дамару, звенеть цимбалами, дуть в дунгкары. В какой-то момент это странное для уха западного человека звучание может показаться какофонией, но за этими ритмами и звуками стоит глубокое медитативное погружение в транс мистерии. Танцоры начинают медленно двигаться по периметру сцены, кружась, приседая, подпрыгивая, и за каждым жестом в их танце сокрыт определенный символизм.
Танец чам
Значение танцев чам различно: это умаление злых духов, странствие души в загробном мире, просветление сознания человека. Танцы исполняются в ритуальных костюмах и масках. Маски – неотъемлемая их часть. Они делаются из гималайского дерева и очень тяжелы. Что бы их надеть, монахи обматывают голову и шею мягкими тканями.
Каждый символ на маске имеет своё определенное значение. Например, у гневных божеств на маске присутствуют черепа. Пять черепов у старшего ранга, три черепа у божеств рангом пониже. Три глаза присутствуют на масках высших божеств. Каждая маска должна быть соответствующим образом освящена. Маски чама передаются из поколения в поколение и считаются священными.
Белый старец представления чам
Обычно танцы чам исполняются монахами, но на роли клоунов, которые время от времени веселят публику в паузах представления, могут быть приглашены и миряне, например на роль Белого Старца. Белый Старец – персонаж всеми любимый. Глава духов земли и покровитель живых существ, по легенде он был большим шаманом, после смерти канонизированным в буддизме. Он любит раздавать сладости детям и мешать богам и демонам в их сражениях, своими несуразными действиями смеша и молодых и стариков.
Фестиваль Юру Кабгьят
Костюмы для чама так же самобытны, как маски. Они шьются из дорогого шелка и парчи. Поверх костюма одеваются четки и скрепляются спереди особым медальоном. К четкам подвешиваются колокольчики, звон которых сопровождает движения танцора. Каждый участник держит определенный предмет, который символически обозначает ту или иную силу, сопутствующую данному божеству.
Боги и демоны начинают сражение
Танцы чам впечатляют своей красочностью, продуманностью пантомимы, уникальным колоритом. Когда то закрытые, мистерии сейчас являются популярными театральными представлениями в монастырях. Но удивительно, что при этом не произошло обмирщения, и сакральность танцев остается. Ведь мистерии изначально рассчитывались на показ перед большой аудиторией, и театральность представлений была словно оправа для алмаза буддийского знания.
Танец чам
Для каждого жителя Ладакха мистерии чам священны. Это читается в том еле уловимом настроении, с которым эти люди складывают руки в молитвенном жесте, или в глазах, смотрящих за движением танцоров. Глаза эти не видят танцора, но видят бога или демона. Культура чама – это неотъемлемая часть их сознания, их веры и образа жизни. Для иностранцев, пришельцев с западных земель, это экзотика, в лучшем случае еще одна часть пестрых декораций Востока. Но не для людей из Страны Высоких Перевалов.
Ламаюру, Ладакх, Индия
Фестиваль Юру Кабгьят в фотографиях
Фестиваль Юру Кабгьят
Мистерия тсам, Ладакх, Индия
Мистерия чам
Мистерия чам
Фестиваль Юру Кабгьят
Мистерия чам
Дедушки из деревень
Фестиваль Юру Кабгьят
Фестиваль Юру Кабгьят
Фестиваль Юру Кабгьят
Мистерия чам
Мистерия чам, Ламаюру
Танец масок
Танец масок
Бабушки смотрят представление
Молодые монахи
Мистерия чам
Высшие ламы ордена Кагью
Мистерия цам
Мистерия цам
Фестиваль Юру Кабгьят
Мистерия чам
Ламаюру гомпа
Жители Ладакха
Мистерия чам
Монахи у монастыря
Монахи
Мистерия чам
Фестиваль Юру Кабгьят
Двор монастыря
Мистерия тсам, Ламаюру
Фестиваль Юру Кабгьят
Мистерия чам
Фестиваль Юру Кабгьят
Рыбные костиКак-то прекрасным погожим днем молодой монах шел по горам Тибета. Дорога вилась, то поднимаясь, то резко опускаясь с горы. Так он шел, пока не заметил движущуюся навстречу фигуру человека. Когда они сблизились, монах узнал в путнике старого известного во всех монастырях ламу. И каково же было удивление молодого монаха, когда он увидел, что тот, кого он считал святым, с жадностью поедал жареную рыбу. Увидев путника, лама быстро доел рыбу, бросил кости на дорогу и пошел прочь. Оторопевший монах несколько секунд остолбенело смотрел на кости, а потом закричал вслед уходящему старику:” Ты что ж творишь? Сегодня день поста и рыбу есть запрещено!” Он трясся от негодования. Старик остановился. “Что ты наделал?- продолжал кричать молодой, указывая на кости. Старик, который, казалось, полностью игнорировал его крики, вдруг обернулся и пристально уставился на рыбные кости, лежавшие в дорожной пыли. И тут случилось нечто: на глазах изумленного монаха кости вдруг ожили и превратились в живую рыбу, которая прыгала и била хвостом. На немой вопрос, обращенный к нему, лама нравоучительно заметил: можешь убивать только в том случае, если можешь возрождать жизнь. Повернулся и ушел. – мифы и легенды Тибета |
Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.