Яндекс Метрика

Храмы Кхаджурахо

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры

Храмы Кхаджурахо расположены в индийском штате Мадхья-Прадеш, приблизительно в 620 километрах к юго-востоку от Нью-Дели, и являются одним из самых популярных туристик-плэйс в Индии благодаря известным на весь мир эротическим скульптурам, покрывающим храмы.

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы)

Название Кхаджурахо, древнее  “Кхаджуравахака“, происходит от санскритского слова кхаджур –  финиковая пальма. Легенда рассказывает, что прекрасная Хемавати, дочка брамина, была соблазнена богом Луны Чандрой, когда купалась ночью в реке. От этого союза смертной и бога родился сын, Чандраварман.

Преследуемая обществом, незамужняя мать нашла прибежище в глухих лесах Центральной Индии, где она стала и матерью и гуру для своего сына. Мальчик вырос и стал основателем великой династии Чанделла. Когда он был признан правителем, он увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.

Явное тайное

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Построенные по указу короля Чандравармана, эти храмы пестрят скульптурами и барельефами сексуального содержания. Они сводили с ума пуритански мыслящих британцев, и если бы не затерянность в джунглях, моголы сровняли бы их с землей. Но истинный смысл этих храмов всегда будет ускользать от непосвящённого взора.

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Индуистский храм представляет собой лежащую с раскрытыми ногами женщину. При входе стоят столбы, символизирующие половые губы. Далее идет галерея, символ влагалища. И наконец мы попадаем в святая святых – пространство матки. В центре святилища стоит лингам, погруженный в йони. Жидкости, поливаемые на лингам во время пуджи (вода, молоко, ги) суть женские выделения разного характера во время разных стадий эротического возбуждения (=процесса творения). Все это суть признание и почитание пантеона богов и божественных планов, участвующих в Творении Мира и сакральном создании новой жизни. Горящий огонь суть огонь кундалини, неугасимый и вездесущий.

 

Тантра

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Принципы строительства этих храмов скорее всего продолжение древнего знания тантры, существовавшего у племён индийского субконтинента (дравидийских и тд.). У ариев ничего подобного не было, и они не строили подобных храмов.

Не смотря на всю роскошь фасада, внутри храмов абсолютно гладкие стены. И в этом есть глубокий смысл. Йогина не смутят и не завлекут внешние проявления кундалини, пестрящие и манящие тысячами образов. Его влечет сама суть, что сокрыта в темноте храма, невидимая, неприметная. Он знает, что именно здесь обретается мукти, освобождение, благодаря милости Шакти.

 

Карл Густав Юнг о храмах Кхаджурахо

Когда я осматривал древнюю пагоду в Турукалукундраме на юге Ин­дии, местный брамин объяснил мне, что старинные храмы снаружи сверху донизу намеренно покрывались непристойными скульптурами, дабы те напоминали обычным людям об их сексуальности. Дух, по его словам, представляет большую опасность, ибо Яма, бог смерти, не­медленно унесет с собой этих людей (“imperfecti”), если они непосредственно, без подготовки станут на духовный путь.

Эротические скульптуры призваны напоминать им об их дхарме (законе), обязующей их жить своей обычной жизнью. Лишь исполнив свою дхарму, они смогут стать на духовный путь. Предполагается, что непристойности должны пробуждать эротическое любопытство посетителей храмов, дабы они не забыли о своей дхарме; в противном случае они не соблюдут ее. Лишь человек, обладающий подходящей кармой (судьбой, заслуженной его делами в прежних жизнях) и предназначенный для духовной жизни, может безнаказанно игнорировать подобные предписания, ибо для него все эти непристойности не значат ничего.

По этой же причине, у входа в храм стояли две соблаз­нительницы, вовлекавшие людей в исполнение их дхармы, поскольку – лишь таким путем обычный человек может достичь высшего духовного развития. И, поскольку храм репрезентирует целый мир, в нем отобра­жаются все виды деятельности человека, а поскольку большинство людей всегда так или иначе думает о сексе подавляющее большинство храмовых скульптур имеет эротическую природу. По его словам, такова же причина того, что лингам (фаллос) установлен в священном углублении в глубине храма (“Святая Святых”) — в garbhagrina (“доме матки”).

Рассказавший мне это брамин был тантристом (“схоластом”; тантра = “книга”).

–  Карл Густав Юнг, АION -исследование феноменологии самости

 

Храмы Кхаджурахо. Подробный разбор

“Поскольку сексуальное удовольствие достигается просто с помощью воспоминания даже в отсутствие женщины, очевидно, что это наслаждение присуще внутренне. Нужно медитировать именно на само наслаждение отдельно от какой-либо женщины (или какого-либо мужчины)”

– Виджнана бхайрава тантра

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

В истории архитектуры северной Индии регионами, которые выделяются своими прекрасными постройками стиля Нагара (также называемого индо-арийским), являются Раджастан, Гуджарат, Орисса и центральная Индия. На территории последней находятся широко известные храмы в Кхаджурахо, в районе Вунделкханд штата Мадхья Прадеш. Три группы храмов в Кхаджурахо, известные, прежде всего, своими эротическими скульптурами, привлекающими туристов со всего мира, в действительности являются вершиной искусства и изящества, достигнутого архитекторами средневекового стиля Нагара, которые соблюдали нормы и правила сооружения зданий, разработанные их классическими предшественниками.

Архитектура индийских храмов
Храмы Индии, принципы архитектуры

Кхаджурахо является божественным в настоящем значении этого слова. Не потому, что это город холмов, непревзойденный по изяществу, замысловатости и красоте, а потому, что он был построен династией Чандела, чей основатель, как считается, принадлежал к семейству Срибрахмандмуни или Брахмы, божественного создателя вселенной.

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Известный арабский путешественник XIV в. н.э., Ибн Батута, дал фантастическое описание Кхаджурахо в своих мемуарах. Он увидел великую столицу Чанделов в 1335 году н.э., когда посетил ее во время правления Махмуд Шаха Туглака. “Там находится озеро”, – писал Батута о том, что он назвал Каджурой, – “около одной мили длиной, а вокруг этого озера находятся храмы, в которых стоят идолы. На этом месте живет племя нищенствующих монахов (jogi-s) с длинными и спутанными волосами. Цвет их кожи желтый, что является результатом соблюдения ими строгого поста. Многие мусульмане прислуживают им и учатся у них таинственным вещам”.

Самое раннее упоминание этого города, называемого по-разному – Шри Кхаджуравахака, Кхаджурапура и Кхаджинпура, принадлежит Абу Рихану, который сопровождал завоевателя Махмуда Гхазни в Индию в 1022 г. н.э. и упомянул его как столицу царства Джиджоти. Правда это или нет, никто не знает. Тем не менее, Кхаджурахо действительно был большим городом, что доказывают его руины, занимающие площадь в 8 квадратных миль.

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Согласно легенде, главные ворота города были украшены двумя золотыми пальмами, отсюда его название “место финиковой пальмы”. Более вероятно, что оно происходит из-за преобладания пальмовых деревьев в этой местности. Большая ежегодная ярмарка проводилась здесь по случаю Махашиваратри – дня рождения бога Шивы. Ярмарка является одной из традиций, сохранившихся до наших дней, хотя сейчас очень мало паломников приходят сюда.

Предположение, что здесь когда-то существовал город, немного приподнимает завесу над тайной, почему Чанделы, верные шиваиты, создали невероятное количество витиеватых и эротических храмов Шивы, Вишну и джайнистских в такой, в остальном непривлекательной местности, совершенно далекой от проторенной дороги. Откуда пришли мастеровые? Кто были их натурщиками? Как был финансирован такой крупномасштабный проект? Сохранилось мало ключей к разгадке.

Сегодня Кхаджурахо – не что иное, как маленький сонный город с 6000 жителей в 27 милях от Чхатарпура, расположенный на юго-востоке озера Кхаджурахо Сагара или Нимора Тал, о котором писал Ибн Батута. На берегу озера сохранилось только около 20 сооружений из 85, которые, предположительно существовали когда-то. Хотя многие храмы стали жертвами времени и недостатка средств на их содержание, виновником разрушения остальных в 1494 – 1495 гг., спустя только 500 лет после их сооружения, является султан Шикандер Лоди.

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы, все построенные в индо-арийском стиле в период с 950 по 1050 гг. н.э., скорее указывают на непрекращающееся активное строительство в рамках уже отточенного мастерства, чем на процесс эволюции. Они собраны в три группы – западную, восточную и южную, и все, за исключением одного, сориентированы с севера на юг. Внутри храмы очень похожи между собой, построены из гранита или из комбинации светлого песчаника (привезенного из карьеров Панны) и гранита. Поскольку многие из скульптур главных богов были уничтожены или разрушены, очень часто трудно определить, какому святому посвящен тот или иной храм.

На фоне жаркого, пыльного и голого пейзажа Кхаджурахо представляется оазисом. Храмы различаются по высоте, большинство из них состоят из группы сооружений, поднимающихся подобно горным хребтам один за другим, нижняя точка которых – портик, а верхняя – святая святых. Постепенный наклон ведет взгляд вверх от входа к крышам закрытого или с колоннами храмового холла (mandapa) и шпилям зданий (shikhara), открывая душу молящегося богу. Впечатление от этой уходящей вверх конструкции усиливается высокой платформой под ними, подобно тому, как красота драгоценного камня подчеркивается оправой, демонстрирующей его в выгодном свете.

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Большинство храмов этого района построены в виде креста с одним входом с востока. Алтари (garbha grha) всех этих храмов, в соответствии со стилем Нагара, окружены специальной дорожкой (pradakshina), чтобы можно было их обходить. Вход в святилище осуществляется через вестибюль (antarala), за которым следует огромный главный зал (mahamandapa). Такого рода планировки могут отличаться специфической формой входной арки или полухолла (ardhmandapa) и холла с колоннами (mandapa), предназначенного для танцев или дополнительных жертвоприношений, что типично для храмов штата Орисса. Некоторые храмы Кхаджурахо представляют собой комплекс из пяти храмов (panchayatana) со специальным храмом, посвященным повозке главного бога.

Поразительной особенностью сооружений является их окно (oriel), украшенное резьбой и выдающееся наружу, подобно балкону. Оно обеспечивает доступ света и воздуха к круговой дорожке (pradakshina) и главному холлу (mahamandapa). Расположенное перпендикулярно к вертикали шпиля (shikhara), оно контрастно оттеняет резьбу. Оно также очень напоминает дворцовые окна в штате Раджастхан. Принцесса Раджпутов появлялась как раз на таком балконе.

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Украшения, покрывающие внешние части храма и большую его часть внутри, так же тщательно продуманы, как и план самого здания. Ничто не является лишним, каждый созданный этаж соответствует задуманным требованиям и достигает желаемого результата. Целью создания Кхаджурахо представляется желание скульпторов увековечить современную им жизнь и донести память о ней будущим поколениям. Существуют множество экстаравагантных теорий об эротической скульптуре Кхаджурахо, но документальные свидетельства об образе жизни того времени, наверное, являются лучшим объяснением: поколения, создавшие эти храмы, были свободны от запретов, появившихся столетиями позже и укоренившихся в индийском обществе.

Кандарайя Махадэва. Западная Группа Кхаджурахо

Кандарайя Махадэва. Храмы Кхаджурахо
Кандарайя Махадэва. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Западная группа храмов, шиваитских и вишнуитских, сохранилась лучше других и располагается в два ряда. Каждый из них состоит из одного большого храма и нескольких более мелких. Самый большой, наиболее известный и богатый убранством – розово-белый Кандарайя Махадева, украшающий обложки бесчисленного количества книг об индийских храмах. Пропорции Кандарайя Махадевы достаточно впечатляющи – длина храма 102 фута, ширина 67 футов, высота с башней – 118 футов. Он мастерски построен и исключительно удачно спланирован, и является типичным образцом этой восхитительной группы сооружений.

Посвященный богу Шиве, комплекс из пяти храмов (panchayatana) был построен между 1025 и 1050 гг. н.э.

Сегодня из пяти первоначально существовавших зданий осталось только главное. Все пять были сооружены на высокой площадке, хотя, конечно, вспомогательные храмы были намного меньше по размеру и зрительно как бы связаны длинными каменными скамейками, где паломники могли немного отдохнуть.

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Цоколь храма, к которому ведет пролет высоких ступеней, был оформлен девятью равномерно расположенными нишами для статуй Шивы, Ганеши и семи богинь матерей, matrika-s (или sakti-s). Шакти также означает женскую силу, суть жизни. Искусно спланированный постамент, так же как и выступающие вперед окна наверху (oriel), ориентированы на страны света. Изысканные балконы обеспечивают достаточное количество света для обзора скульптур в святая святых.

Вы входите в роскошно отделанную прямоугольную галерею и неф через словно вырезанный из слоновой кости арочный вход (torana) с фигурами сказочных чудовищ, небесных музыкантов, танцовщиков (gandharva-s) и богов (deva-s). Внутренняя часть храма так же старательно отделана резьбой, как и наружная поверхность. Комнаты храма наполнены воздухом и светом, что придает объем резьбе на их полукруглых потолках. Своей отделкой они очень напоминают легендарные мраморные джайнистские храмы горы Абу.

Вход в алтарь также украшен резьбой. Здесь аскеты медитируют, речные богини охраняют бога гор, а каменные цветы предлагают себя богу. Обрамленный этим богатством, здесь находится Shankara (Шива) в виде мраморного мужского члена (linga), символа жизни. Его место расположения, как и его пещера в Гималаях, темно и свободно от украшений. В тишине и полумраке бог отдыхает, успокаивая паломников своим молчаливым, строгим присутствием.

Алтарь окружен украшенной круглой дорожкой (рradakshina), а на его постаменте находятся восемь ведущих богов (ashtadikpala-s) – Индра, Агни, Яма, Наирита, Варуна, Вайю, Кубера и Исана, охраняющие Шиву. Над ними в стене находятся ниши для скульптур каждого члена святой триады.

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Три горизонтальных пояса скульптур на стенах, повторяясь, продолжают друг друга, создавая чувство волнообразного движения по всему сооружению, освещая одних и придавая им силу, и маскируя других своей тенью. В жаркий день храм мерцает как волшебное видение.

Множество богинь (deva-s, devi-s) и чувственных танцовщиц (apsara-s) – согласно подсчетам всего 872 – предстают на стенах как влюбленные, мечтатели и воины. Все человеческие и божественные фигуры кажутся восторженными, наполненными внутренней радостью. Их глаза устремлены поверх смотрящего на них, в какой-то их личный рай. Даже в эротических скульптурах состояние экстаза на лицах пар скорее божественное, чем земное. Безусловно, создатели Кхаджурахо были не только высококвалифицированными, обученными и глубоко религиозными людьми, они также хорошо знали Кама Сутру.

Внешне храмы также украшены рядами рельефных изображений. Над рядами скульптур миниатюрные башни соединялись с центральной. Главный шпиль (shikhara) храма Кандарайя Махадева, выражающий мирские и духовные устремления, поднимается в виде параболической дуги, имитирующей соединенные руки паломника, сложенные в приветствие (namaskar).

 

Храм Лакшмана. Западная Группа Кхаджурахо

Лакшмана. Храмы Кхаджурахо
Храм Лакшмана. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храм (mandir) Лакшмана Джика, как это ни удивительно, не посвящен брату Рамы, носящему это имя. Но как храм получил это имя – не ясно, поскольку он бесспорно является храмом Вишну. Он известен своими великолепными рельефными изображениями и необычной гробницей с барельефами учителя (guru) и его учеников (sisya-s).

Несмотря на то, что по композиции он подобен своему соседу – храму Кандарайя Махадева, храм Лакшмана меньше по размеру, но шире резко поднимающегося вверх храма Кандарайя. Он 98 футов длиной и 45 футов шириной, имеет 5 ниш, традиционные окна (oriel) и изысканной резьбы выступающий вход (torana).

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Внешняя часть храма украшена изображениями различных эротических поз (sthambha-s) из Кама Сутры и продолжает тему храма Кандарайя, воспроизводящего жизнь Кхаджурахо в сценах спортивной борьбы, молений, танцев, борьбы слонов и т.п. Внутри перемычка двери над входом в святая святых украшена резными фигурами Лакшми и бога Брахмы, которого редко увидишь в индийских храмах. Над двумя маленькими алтарями по бокам – изображение вселенной с девятью планетами (nava graha-s). На боковых стенках двери – живописная картина пахтания океана богами (devas) и демонами и изображения бога Вишну в различных воплощениях. В центре комнаты находится, высотой 4 фута и обрамленная гирляндами (torana), статуя трехрукого и четырехголового бога Вишну. Его центральная голова – человеческая, а две другие представляют его в образе Нарасимхи – человека-льва и Варахи – кабана.

Храм Лакшмана впечатляет силой исторического повествования, по сравнению с другими храмовыми скульптурами. Не только резьба великолепна, но и истории, о которых она рассказывает – необычны. Например, рельефное изображение Реванты. Изображения бога солнца Сурьи можно встретить по всей Индии в храмах, посвященных ему, или в качестве вспомогательного божества. Но в этом храме есть редкое изображение сына Сурьи – Реванты на коне, во время охоты на кабана, оно приближает к жизни мало известный мифологический характер, помещая его в социальный контекст повседневности.

Чаусат Йогини. Западная Группа Кхаджурахо

Чаусат Йогини. Храмы Кхаджурахо
Храм Кандарья-Махадева. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

64 жрицы ( yogini-s), давшие этому храму его имя, являются помощницами Кали (или Дурги). Они жили в необычном храме, открытом небу. Он был построен в 900 г. н.э. и расположен на каменной скале на восток от Шив Сагара или “озера Шивы”.

Это место поклонения, возможно, принадлежащее тантрическому культу, не похоже на остальные сооружения Кхаджурахо. Оно состоит из 65 келий, расположенных по периферии прямоугольного двора, каждая из которых увенчана небольшим шпилем (shikhara) и окном в стиле буддийского храма (chaitya). Сегодня только 35 из них сохранились. Все они, за исключением одной, одинакового размера и предназначались для каждой из жриц. Возможно, там были деревянные двери, защищавшие статуи.

Большой алтарь в центре юго-западной стены обращен ко входу и был, согласно некоторым источникам, предназначен для Кали. Другие считают, что там должна была находиться статуя Шивы Бхаиравы. В настоящее время там помещаются три божества – один Махишасурамардини (еще одно имя Кали, которая убила демона Махишасуру) и две статуи, принесенные сюда из небольших вспомогательных храмов и представляющие матерей-богинь Брахмани и Махешвари.

 

Матангешвара. Западная Группа Кхаджурахо

Матангешвара. Храмы Кхаджурахо
Матангешвара. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия

Единственный действующий индуистский храм в Кхаджурахо – Матангешвара – является священным как для царского семейства этого района, так и для остальных жителей. Обращенный на восток и украшенный эркерными окнами (oriel), храм стоит недалеко от храма Лакшманы. Его уникальная особенность – это установленный на полу алтаря большой женский символ йони – двойник линги или фаллического символа, высотой 4 фута. Он 20 футов в диаметре и удерживает тщательно отполированный лингам высотой 8 футов и 3 фута в диаметре.

 

Восточная Группа Кхажурахо

Восточная группа храмов Кхаджурахо состоит преимущественно из джайнистских святынь – Парсванатха, Ади-натха, Шанти Натха и Гхантаи, построенных религиозно терпимым Чанделой. Здесь также находятся целый ряд небольших индуистских храмов, таких как Джавари, Вамана, Брахма и Хануман. Из них первые три посвящены богу Вишну, Вамана посвящен его воплощению в образе карлика, а храм Брахма из песчаника и гранита, один из старейших в Кхаджурахо, был назван так по ошибке.

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Хануман, обезьяний бог и преданный помощник Рамы, был  когда-то  очень популярным  в  северной  Индии  (он все еще высоко почитается в штате Махараштра). В храме находится  8-футовая  статуя Ханумана,  датируемая  922 годом н.э.

 

Южная Группа Кхажурахо

В южной группе сохранились только два храма – Чатурб-худж и Дуладео, в первом из них находится огромная статуя бога Вишну, а Дуладео, вероятно, является последним храмом, который был здесь построен.

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Дуладео – храм Шивы, но его название означает “Святой Жених”. Рассказывают, что однажды мимо храма проходила свадебная процессия, и жених скончался у его входа, превратившись в божество. Небольшой, изящный пятипалатный храм хранит несколько известных эротических резных скульптурных изображений, но все же это строение не столь совершенно, сколь его предшественники”.

 

Храм Брахмы в Кхажурахо

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храм Брахмы, один из немногих в Индии. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Согласно индуистской мифологии, Брахма, хотя и величайший из всех богов, был однажды проклят за то, что у него нет последователей, и поэтому памятников ему не строили. Это объясняет, почему существует очень небольшое число mandir-s (храмов), посвященных ему, хотя он часто присутствует в храмах других богов. Хотя ему и не поклоняются, Брахма остается высокопочитаемым богом.

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Брахма. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

 

Кхаджурахо – тревел фото

Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Комплекс храмов Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв
Храмы Кхаджурахо (эротические храмы) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Индию, тревел видео, фототуры
Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Священные пути Индии: Варанаси. Тур в Индию

 

Тантра – сакральная сторона страсти, тревел видео на канале Youtube

 

Женская энергия

Настоящее имя Сарахи было Рауль — это имя дал ему отец. Когда он пришёл к Шри Кирти, первое, что сказал ему Шри Кирти, было:

— Забудь все свои Веды, все свои знания и всю эту чепуху. Это было трудно для Сарахи, но он был готов пожертвовать всем. Что-то в Шри Кирти притягивало его. Он был для него как магнит. Шли годы, и постепенно он забыл всё, что знал. Он в совершенстве освоил искусство медитации. Раньше о нём говорили как о великом учёном — теперь он прославился своим искусством медитации. Люди приходили издалека, чтобы увидеть этого молодого человека, который стал таким же невинным, таким же чистым, как только что пробившийся росток, как капли росы на траве.

Однажды во время медитации Сарахе было видение — он увидел на рыночной площади женщину, которая должна была стать его настоящим учителем. Шри Кирти только указал ему путь, но его настоящим учителем должна была стать женщина.

Это тоже необходимо понять. Тантра — это единственное учение, в котором никогда не было мужского шовинизма. Наоборот — чтобы изучать Тантру, необходимо делать это вместе с мудрой женщиной; без мудрой женщины невозможно войти в сложный мир Тантры. Тантра расцветает на рыночной площади, в полноте жизни. Тантра — это не отрицание, это полное принятие. Он встал. Шри Кирти спросил:

— Куда ты собираешься идти?

Сараха ответил:

— Ты показал мне путь. Ты помог мне избавиться от моих знаний. Ты сделал половину работы — ты превратил меня в чистый лист. Теперь я готов сделать оставшуюся работу.

Шри Кирти засмеялся и благословил его в дорогу.

Он пришёл на рыночную площадь и был удивлён: он на самом деле нашёл женщину, которая явилась ему в видении. Женщина выковывала стрелу; она была изготовительницей стрел. Третье, что необходимо помнить о Тантре: она утверждает, что чем культурнее, цивилизованнее человек, тем меньше у него шансов на тантрическую трансформацию. Чем нецивилизованнее, чем примитивней человек, тем он живее.

Чем цивилизованнее человек, тем он более искусственный, он становится слишком культурным, теряет свои корни, свою связь с землёй. Он боится «грязного» мира, он пытается отгородиться от него, сделать вид, что он не принадлежит этой земле. Тантра говорит: чтобы найти настоящего человека, надо увидеть его корни. Женщина-лучница принадлежала к низшей касте, и для Сарахи — учёного брамина, знаменитого брамина, который жил при дворе правителя, — прийти к простой женщине был символом.

Учёный человек должен прийти к живому человеку. Искусственное должно прийти к настоящему. Он увидел эту женщину, молодую женщину, живую, излучающую жизнь, — она вырезала стрелу, не глядя ни вправо, ни влево, полностью поглощённая изготовлением стрелы.

Он почувствовал в ней нечто необыкновенное, что-то, с чем он никогда до этого не сталкивался. Даже образ Шри Кирти, его мастера, бледнел перед образом этой женщины. Что-то было в ней такое живое, настоящее, из самого источника существования. Сараха наблюдал за женщиной. Стрела готова, женщина закрыла один глаз и приняла позу стрелка, словно прицеливаясь в воображаемую мишень. Сараха подошёл ближе.

Не было никакой мишени, она только представляла, что целится. Один её глаз был закрыт, другой открыт, и она целилась в воображаемую мишень — невидимую цель, которой не было. Сараха почувствовал, что в этом есть какой-то скрытый смысл. Её поза символизировала что-то, но что — он никак не мог определить. Он чувствовал, что это что-то значит, но не мог понять, что именно. Тогда он спросил женщину, на самом ли деле она профессиональный изготовитель стрел.

Женщина громко рассмеялась и сказала:

— Ты глупый брамин! Ты отбросил Веды, но теперь ты поклоняешься Будде, чтишь его Дхаммападу. Какой в этом смысл? Теперь у тебя другие книги, другая философия, но ты остался таким же глупцом.

Сараха был поражён. Никто никогда не говорил ему подобных вещей, только нецивилизованная женщина могла такое сказать. И смеялась она таким диким смехом — но она была живая, как сама жизнь. И он почувствовал, что его тянет к ней. Она была магнитом, а он — всего лишь куском железа. Затем она сказала:

— Ты считаешь себя буддистом?

Он носил жёлтое одеяние буддистского монаха. Она снова засмеялась и сказала:

— Суть учения Будды познаётся только через деяние, а не через слова или книги. Тебе ещё не надоело все это? Не трать своё время на эти бесполезные поиски. Иди за мной!

И тут что-то произошло — на него снизошло понимание. Никогда ничего подобного с ним не происходило. В этот момент он понял духовный смысл её действий. Она не глядела ни вправо, ни влево, она смотрела в середину. Впервые в жизни он понял, что имел в виду Будда, когда говорил: будь посередине. Он имел в виду: избегай крайностей. Сначала он был философом, потом стал антифилософом — из одной крайности в другую. Сначала он чтил одно, потом начал чтить прямо противоположное — почитание осталось. Ты можешь бросаться от правого к левому, от левого к правому — это не поможет. Ты будешь как маятник, который качается вправо-влево, влево-вправо.

Он слышал это множество раз от Шри Кирти; он читал об этом, он размышлял об этом; он доказывал другим, что надо быть посередине. Впервые в жизни он увидел это в действии: эта женщина не смотрела ни вправо, ни влево… она смотрела в середину, была сосредоточена на середине. И она была так поглощена своим занятием, что даже не смотрела на Сараху, который стоял и наблюдал за ней.

Она была так поглощена этим, была так сконцентрирована на действии — это символизировало ещё одно буддистское изречение: быть полностью в действии значит быть свободным от действия. Эта женщина была полностью поглощена своим занятием. Поэтому она излучала такую энергию, поэтому она была так прекрасна. Она была обычной женщиной, но её красота была неземной. Красота происходила от полной концентрации. Она была прекрасна от того, что не кидалась в крайности. Она была прекрасна от того, что она находилась посередине, в гармонии. Из гармонии рождается красота.

Впервые Сараха встретил женщину, которая была не только физически, но и духовно красива. В этот момент он стал её учеником. Полностью сосредоточившись на том, что она делала, он впервые понял: это и есть медитация. Медитация — это не значит сидеть какое-то время и повторять мантру, или ходить в церковь, или в храм, или в мечеть, это значит быть в жизни, делать обычные вещи, но с такой концентрацией, что в каждом действии видна глубина. Он впервые понял, что такое медитация. Когда он это понял, наблюдая за действиями женщины, когда ему открылась истина, женщина дала ему имя Сараха.

— Сараха — красивое слово. Оно означает «выпустивший стрелу». В тот момент, когда он понял значение её действий, символизм её жестов, в тот момент, когда он смог понять то, что женщина пыталась донести до него, она необычайно обрадовалась. Она начала танцевать и назвала его «Сараха», и сказала

— С этого дня ты будешь носить имя Сараха: ты выпустил стрелу. Когда ты понял смысл моих действий, ты проник в самую суть.

Рауль стал Сарахой.

В легенде говорится, что эта женщина была никем иным, как скрытым буддой. Имя этого будды, данное в записях, Сукхнатха — будда, который пришёл, чтобы помочь будущему великому человеку, Сарахе. Будда по имени Сукхнатха пришёл к нему в образе женщины. Но почему? Почему именно женщины? Потому что в Тантре считается, что подобно тому, как новый человек рождается от женщины, так и новый ученик также должен рождаться от женщины. На самом деле, все мастера являются больше матерями, чем отцами.

Они обладают женскими качествами. Будда женственен, как и Махавира, как и Кришна. Вы можете видеть их изящество и мягкость, присущие женщинам; вы можете видеть их женственную красоту; вы можете посмотреть в их глаза, и вы не найдёте там мужской агрессивности. Таким образом, это очень символично, что будда принял женское обличье. Будды всегда принимают женское обличье. Они могут жить в мужском теле, но они женственны — потому что всё, что рождается, рождается из женской энергии.

Мужская энергия может привести её в движение, но она не может ничего родить. Мастер должен держать вас в своём чреве месяцы, годы, иногда даже не одну жизнь. Никто не знает, когда придёт время родиться. Мастер должен быть матерью. Мастер должен обладать огромным запасом женской энергии, чтобы изливать на вас свою любовь — только тогда он сможет разрушить вас. Пока вы не уверены в его любви, вы не позволите ему разрушить вас. Как вы сможете довериться ему? Только его любовь позволит вам довериться ему.

И благодаря этому доверию он будет постепенно разрушать вас по частям. И в один прекрасный день вы вдруг исчезнете. Медленно, постепенно… и вот вас уже нет. Гате, гате, пара гате — ушло, ушло, совсем ушло. И затем рождается новое.

– мифы и легенды Индии, притча в изложении Ошо

 

Храмы Кхаджурахо на карте

Kartazon Dream - авторские путешествия © All rights reserved

Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.

Храмы Кхаджурахо © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Храмы Кхаджурахо © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Храмы Кхаджурахо © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Храмы Кхаджурахо © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Храмы Кхаджурахо © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт