Яндекс Метрика

Монастырь Хемис, Ладакх

Монастырь Хемис (Хемис Гомпа), Ладакх

Монастырь Хемис расположен в 47 км от Ле, на западном берегу Инда. Монастырь принадлежит секте буддизма Дугпа Кагью. Он построен на склоне зеленого холма, в окружении живописных горных пейзажей, и как бы сокрыт в ущелье. Это самый большой и богатый монастырь в Ладакхе.

Священный танец с масками цам исполняется здесь в 9 и 10 день пятого месяца тибетского календаря. В монастыре имеется позолоченные статуи Будды и Падмасамбхавы.

Монастырь Хемис (Хемис Гомпа), Ладакх

Расслабься в естественном покое. Медитируй без искания Непостижимой дхармакайи. Напряжение в медитации есть заблуждение сознания. Так же как пространство и все видимое, Медитация и не-медитация не две разные вещи. От чего она свободна или несвободна? Через такую реализацию йогина Все достоинства и грехи освобождаются. Загрязнения есть великая мудрость. Друзья йогину что лес огню.

– Сабара

Монастырь Хемис – общая информация

  • Название: Хемис Гомпа, Химис, монастырь Хемис, тибетский: བྱ་ཆུབ་བསམ་གླིང,
  • Местонахождение: Ладакх, округ Лех, Северная Индия
  • Месторасположение: на правом берегу Инда в долине Ле, в 46 км восточнее Леха в Ладакхе
  • Основание монастыря: 10 век
  • Основатели: Стагсанг Распа Наванг Гьятсо
  • Школа: Друкпа Кагью
  • Число монахов: 150
  • Праздники: праздник Хемис Це Чу в честь годовщины Падмасамбхавы, Танец Цам

Монастырь Хемис считается самым большим и самым богатым монастырем Ладакха. Он восходит к 1630 году и был основан первым воплощением Стагсанга Распы Наванга Гьяцо. Монастырь Хемис расположен внутри ущелья, на расстоянии примерно 47 км от Леха. Принадлежащий ордену Дугпа, он стоит на западном берегу реки Инд. Монастырь может похвастаться очень богатой коллекцией древних реликвий.

Монастырь Хемис (Хемис Гомпа), Ладакх
Монастырь Хемис (Хемис Гомпа), Ладакх

Множество драгоценных предметов хранится внутри монастыря: позолоченная статуя Будды, различные золотые и серебряные ступы, священные тханки и нескоторые другие изысканные предметы. Чуть выше Хемис Гомпы в расположена пещера для практик монахов отшельников, основанная Гьялвой Коцангом. В пещере есть следы его стоп и отпечатки рук на скале.

Монастырь Хемис (Хемис Гомпа), Ладакх
Монастырь Хемис (Хемис Гомпа), Ладакх

Монастырь Хемис также служит местом проведения ежегодного фестиваля, известного как Фестиваль Хемис. Этот фестиваль отмечается как ознаменование годовщины рождения Гуру Падмасамбхавы. В день фестиваля Хемис выставляется монастырская тханка с перерывом в двенадцать лет между последовательными показами. Танка — это священный гобелен, украшенный жемчугом, на котором изображен Гуру Падмасамбхава.

Монастырь Хемис (Хемис Гомпа), Ладакх
Монастырь Хемис (Хемис Гомпа), Ладакх

Одной из главных достопримечательностей этой гомпы является фестиваль Хемис Це Чу, который проводится в июне/июле ( 9 и 10 числа пятого месяца тибетского календаря), во время которого ламы танцуют мистерию чам. Танцы проходят в просторном дворе монастыря. Прилегающие веранды предназначены для зрителей.

Внутренний двор монастыря
Внутренний двор монастыря

Еще одной достопримечательностью монастыря Хемис является большой музей рядом со входом, в котором собраны очень редкие коллекции артефактов, связанных с буддийской культурной историей Ладакха. Здесь также имеется обширная коллекция статуй, тханок, инструментов, утвари и украшений, относящихся к буддийской цивилизации. Фотография в музее запрещена, телефоны и камеры сдаются на входе.

 

Монастырь Хемис и его история

Построенная около 1630 года под патронажем короля Сенгге Нам Гьяла, это одна из старейших, крупнейших и самых известных гомп в Ладакхе.

Стагцанг Распа, главный первосвященник Ладакха и Шей Гомпы, также отвечал за создание этой гомпы как монастыря школы Друкпа. Как и Шей Гомпа, Хемис Гомпа с самого начала пользовалась королевским покровительством и даже сегодня является самой богатой гомпой в Ладакхе. Это очень большой и обширный монастырь со множеством небольших храмов, разбросанных по большой территории.

Молитвенное колесо мани, Хемис гомпа
Молитвенное колесо мани, Хемис гомпа

 

Место встречи Тилопы и Наропы

История монастыря начинается с 11-го века. Наропа, ученик Тилопы был связан с этим монастырем. В этом манускрипте Наропа (или Наро) встречает «синего» (nila: тёмно-синий или чёрный) Тилопу (или Тило). Тилопа — величайший тантрический мастер — даёт Наропе 12 «великих» и 12 «малых» задач для проявления пустоты и иллюзорности всех вещей. Наропа назван «настоятелем Наланды», университета-монастыря в сегодняшнем Бихаре, Индия, который процветал до вторжения мусульман. Возможно, войны в северной Индии, побудили Наропу отправиться в Ладакх.

Тилопа и Наропа встретились в Хемисе и отправились в ныне исчезнувшие царство Магхада, называемое Отантра, его сейчас отождествляют с Одантапури (Бихар). Таким образом, Наропа создал школу Кагью, а Хемис стал местом зарождения этой школы.

Лампадка на алтаре Хемиса
Лампадка на алтаре Хемиса

 

Николай Нотович и утерянное евангелие

Так же монастырь Хемис известен как место, где российский журналист, писатель и дворянин Николай Нотович обнаружил дискуссионное “Тибетское Евангилие”,  в котором говориться что Иисус от 12 до 30 лет жил в Индии.

“Во время пребывания в Лехе, столице Ладака, я посетил большой монастырь Химис, расположенный в предместьях города, в библиотеке которого, как сообщил мне лама-настоятель, хранились некоторые копии разыскиваемых мною манускриптов. Чтобы не возбуждать подозрения властей относительно целей моего визита в монастырь и избежать всевозможных препятствий моему дальнейшему путешествию по Тибету – ведь я русский, – я объявил о своем намерении вернуться в Индию и сразу же покинул столицу Ладака.

Притчи, переданные мне буддийским ламой в монастыре Химиса, которые я расположил так, чтобы придать им смысловую последовательность и организовать их согласно правилам литературной композиции, могли быть на самом деле рассказаны святым Фомой, могли быть историческими набросками, сделанными его собственной рукой или под его руководством”.

– Николай Нотович. Неизвестная жизнь Иисуса Христа

 

Центральный двор монастыря Хемис

Входя в монастырь Хемис через восточный вход, лестница приведет вас во двор перед главным монастырским зданием в три этажа. Вокруг трех сторон расположена двухъярусная аркада с четырьмя высокими флагштоками, закрепленными посередине на равных расстояниях друг от друга. На четырех разных флагах изображены изображения или символы, имеющие историческое и религиозное значение.

Главный вход имеет величественный фасад, а богато украшенные балконы и окна окружены большими декоративными деревянными рамами. Крутая лестница ведет к двум большим духангам. Стены входа в духанг украшены изображениями божеств-хранителей.

Центральный двор монастыря Хемис
Центральный двор монастыря Хемис. Тур в Ладакх
Центральный двор монастыря Хемис
Центральный двор монастыря Хемис
Монахи отдыхают перед закрытием монастыря для туристов
Монахи отдыхают перед закрытием монастыря для туристов
Снежный лев над входом во двор Хемиса
Снежный лев над входом во двор Хемиса

 

Большой Дукханг – центральный зал монастыря

В большом зале находится 36 массивных деревянных колонн, поддерживающих богато украшенную крышу с расписанным потолком. Сиденья или скамейки для лам расположены сбоку, а не традиционно вдоль. С левой стороны зала собраний находятся два внушительных сиденья или трона. Один предназначен для Главного Ламы, воплощения Стаг-Цанга Распы, находящегося в Тибете, а другой — для Дугчена Ринпоче, Верховного Главного Ламы школы Другпа Кагьюпа. На задней стене, украшенной фресками, выделяются статуи пяти великих учителей Ордена Кагьюпа.

Стены дукханга украшены фресками, изображающими тантрических божеств, пребывающих в тантрических объятиях яб-юм своих супруг. Супруги изображены сидящими верхом на коленях божеств, повернув лица в сторону и касаясь супруга щекой. Хотя большинство фресок исключительно тантрические, здесь также изображен Будда Шакьямуни со своими учениками и 16 архатами.

Одной из главных достопримечательностей здесь является очень большая тханка с вышитым изображением Падмасамбхавы.

Большой Дукханг - центральный зал монастыря Хемис
Большой Дукханг – центральный зал монастыря Хемис
Калачакра. Фрески центрального зала монастыря Хемис
Калачакра. Фрески центрального зала монастыря Хемис

Во всех тантрических практиках, включая Калачакру, которая переводится как “циклы времени”, существует много уровней символизма. Мы можем увидеть символическую картину мира Калачакры в виде дворца мандалы, где внутри и снаружи находятся 722 образа будды. Традиционные тексты предоставляют объяснение этого символизма, основываясь на осознании различных аспектов пути Калачакры к просветлению.

Во вселенной существуют различные циклы времени, которые называются “Калачакра”. Изменения происходят как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Внешние изменения связаны с вращением планет вокруг орбиты, фазами луны, временами года и другими цикличными процессами. Внутренние изменения относятся к жизненным периодам, менструальным циклам, циклам сна, дыхания и тому подобному. А также существуют исторические циклы и периоды войны и мира. Все эти изменения являются мерой времени и отражают его цикличность.

Сквозные циклы формирования, существования, разрушения и исчезновения, как звезды, галактики и вселенные, параллельны внутренним и внешним циклам. Человек также проходит через циклы рождения, жизни, старости и смерти, а также промежуточного периода бардо, подобно вселенным и существам, которые перерождаются с безначальных времен.

Симхамукха. Фрески центрального зала монастыря Хемис
Симхамукха. Фрески центрального зала монастыря Хемис
Дордже Тролло. Фрески центрального зала монастыря Хемис
Дордже Тролло. Фрески центрального зала монастыря Хемис

Дордже Тролло, гневное проявление Гуру Падмасабхавы, было засекречено им как практика и сохранено в терма, которая поможет будущим поколениям преодолеть преграды в период упадка. Веками спустя великий учитель Дзогчена Адзом Другпа (1842–1924) вновь раскрыл «Тайное сокровище Ваджры ясного света» в виде цикла термов, включающих учения Дордже Дролло, которые объединяют в себе сущность Ану-йоги и Ати-йоги.

Падмасамбхава с супругами: Еше Цогьял и Мандаравой
Падмасамбхава с супругами: Еше Цогьял и Мандаравой
Хеваджра. Фрески центрального зала монастыря Хемис
Хеваджра. Фрески центрального зала монастыря Хемис

Хеваджра является гневным аспектом Будды Акшобхьи. Все его формы, их всего четыре, изображают его вместе с супругой Найратмией Дэви. Они изображены в танцующей позе на лотосовом троне, который находится над четырьмя демонами, лежащими на солнечном диске. Количество рук Хеваджры различается в различных формах: две, четыре, шесть или шестнадцать рук. В форме с шестнадцатью руками Хеваджра имеет восемь лиц и четыре ноги. Он также украшен костяными украшениями и держит капалы в руках.

Восьми правых рук капалах изображают восемь животных, а восьми левых рук – божества. Короны на головах супругов украшены пятью черепами, которые символизируют пять просветлённых семейств. Ожерелье из пятидесяти одной отсечённой головы на плечах Хеваджры, а его супруга носит ожерелье из черепов. Найратмия Дэви имеет одно лицо и две руки, в которых она держит капалу и дигуг (санскр. kārtika, тиб. gri gug – изогнутый резак). Тело Хеваджры имеет тёмно-синий цвет, а тело его супруги – синий цвет.
Их энергия бушует вокруг, супруги стоят в центре пламени.

Ваджрапани. Фрески центрального зала монастыря Хемис
Ваджрапани. Фрески центрального зала монастыря Хемис

Ваджрапани, эманация будды Акшобхьи, воплощает всю мощь всех будд. Для практикующих Ваджрапани является гневным йидамом, который символизирует победу над всеми негативными проявлениями, уничтожает заблуждения и защищает высшую Дхарму. В ваджраяне Ваджрапани считается владыкой тайн, предводителем держателей видьямантр и охранителем тантр. Он обладает великой магической силой, чтобы хранить Тайные Доктрины Пути. Ваджрапани собрал все тайные основы и разнообразные учения, которые были даны Ваджрадхарой, обладающей точным знанием предрасположенностей, интересов и возможностей практикующих.

Индийский бог Индра является источником происхождения Бодхисаттвы Ваджрапани, который часто изображается в ужасающем облике. В буддийских текстах он выступает под разными именами: Ваджрасаттва, Ваджрадхара, Самантабхадра и Трайлокьявиджая Видьяраджа.

В прошлом Индра (Ваджрапани) не знал о страданиях живых существ. Однако, когда он сам столкнулся с серьезной болезнью из-за своей гордости и высокомерия, он почувствовал сострадание к тем, кто также страдает от воздействия трех ядов и создает причины для новых страданий. Будда Шакьямуни поручил ему хранение секретных знаний по целительству, связывая его с Буддой Медицины, и теперь Ваджрапани призывается для эффективного лечения серьезных болезней, которые не поддаются другим методам лечения. Кроме того, Ваджрапани является хранителем всех учений медицины.

Чакрасамвара. Фрески центрального зала монастыря Хемис
Чакрасамвара. Фрески центрального зала монастыря Хемис

В Чакрасамвара тантре, одной из материнских тантр, главным действующим лицом является Чакрасамвара – божественное существо, которое служит объектом визуализации и практики. В этом классе тантр особое внимание уделяется мудрости, которая рассматривается как женский аспект, в то время как мужским аспектом являются искусные средства, или упайя.

Иконография Чакрасамвары обычно представляет его как многорукого танцующего вместе со своей партнершей юм (этот союз, который имеет символическое значение, называется на санскрите «юганаддха», а по-тибетски — яб-юм, что переводится как «отец-мать»).

Талия Чакрасамвары украшена тигровой шкурой, а шкура слона обвивает его тело. У этого существа есть четыре лица, каждое из которых имеет свой цвет – желтый, синий, зеленый и красный. На его украшениях можно увидеть пять черепов, которые символизируют пять просветленных семейств. Его голову украшает гирлянда из пятидесяти одной человеческой головы. На короне Чакрасамвары также присутствует изображение Будды Акшобхьи. В его руках находятся различные предметы – ваджра, колокольчик, череп, аркан, голова Брахмы, ритуальный жезл и картика. Дигуг, также известный как картика, это изогнутый резак с лезвием, похожим на полумесяц. Он символизирует отсечение трех корневых ядов. Две верхние руки держат шкуру слона. Кроме того, у него есть боевой топор, трезубец и двойной ритуальный барабанчик, известный как дамару.

Хеваджра. Фрески центрального зала монастыря Хемис
Хеваджра. Фрески центрального зала монастыря Хемис
Вишуддха Херука. Фрески центрального зала монастыря Хемис
Вишуддха Херука. Фрески центрального зала монастыря Хемис

В тантрическом буддизме Ваджраяны существуют божества, которые называются Херука. Они возникают в гневной форме во время медитации и являются воплощением силы искусных средств. Целью этих божеств является помощь живым существам, принимая гневный облик. Примерами Херук являются божества Чакрасамвара и Вишуддха Херука. Они возникают из пустоты и преобразуют «яды ума» в мудрость.

Сущности Херуки визуализируются в различных тантрических практиках, представляя собой существ с мощными телами и ожерельем, состоящим из черепов людей. Они имеют шесть и более рук, три глаза, выражающих ярость. Херука окружен ореолом пламени и истребляет врагов Дхармы. Часто Херуки объединяются в мандалу и сопровождаются своими супругами. В тибетской традиции Херуки, метафорически называемые “пьющими кровь (эго)”, символизируют освобождение от привязанности к “я”, сомнениям и двойственному восприятию.

В тексте “Бардо Тхёдол” Гуру Падмасамбхавы упоминается группа Пяти Херук, которые являются проявлениями Пяти Будд. Эта группа состоит из Падма-Херука, Ваджра-Херука, Будда-Херука, Ратна-Херука и Карма-Херука. Вместе с ними предстают их супруги-персонификации пяти видов мудрости: Падма-Кродхишвари, Ваджра-Кродхишвари, Будда-Кродхишвари, Ратна-Кродхишвари и Карма-Кродхишвари. Имена этих супругов соответствуют будда-семейству, к которому они принадлежат.

 

Цогкханг (Дукханг Барма)

Рядом с этим духангом находится цогкханг (Дукханг Барма). Стены веранды или портика этой комнаты украшены фресками с изображением божеств-охранников и очень большого Колеса Жизни.

Прямо в центре находится массивное изображение Будды, сделанное из меди и изысканно драпированное. Сразу за ней находится белая или серебряная ступа высотой в 31 сантиметр, усыпанная драгоценностями: нефритом, жемчугом и драгоценными камнями. Наряду с изображением Будды есть несколько других изображений, таких как Падмасамбхава (Гум Ринпоче) со своими супругами, изысканно красивые статуи богини Белой Тары и рядом с ней Гуру Гампопы, основателя Ордена Кагьюпа.

Зал Цогкханг, монастырь Хемис
Зал Цогкханг, монастырь Хемис
Будда. Зал Цогкханг, монастырь Хемис. Ладакх 2023
Будда. Зал Цогкханг, монастырь Хемис. Ладакх 2023
Будда Шакьямуни, зал для практик. Ладакх 2014
Будда Шакьямуни, зал для практик. Ладакх 2014
Жизнь и учение Будды, фрески монастыря Хемис
Жизнь и учение Будды, фрески монастыря Хемис
Жизнь и учение Будды, фрески монастыря Хемис
Жизнь и учение Будды, фрески монастыря Хемис
Жизнь и учение Будды, фрески монастыря Хемис
Уход в Паранирвану. Жизнь и учение Будды, фрески монастыря Хемис
Жизнь и учение Будды, фрески монастыря Хемис
Жизнь и учение Будды, фрески монастыря Хемис
Жизнь и учение Будды, фрески монастыря Хемис
Жизнь и учение Будды, фрески монастыря Хемис
Жизнь и учение Будды, фрески монастыря Хемис
Жизнь и учение Будды, фрески монастыря Хемис
Стена с фресками Будды Шакьямуни, монастырь Хемис
Стена с фресками Будды Шакьямуни, монастырь Хемис
Стена с фресками Будды Шакьямуни, монастырь Хемис
Стена с фресками Будды Шакьямуни, монастырь Хемис
Хаягрива. Фрески зала Чогханг, монастырь Хемис
Хаягрива. Фрески зала Чогханг, монастырь Хемис

Хаягрива, носитель имени “Лошадиная шея”. Он – йидам и дхармапала, входящий в семейство Будды Амитабхи.

Гневное божество, Хаягрива, обычно изображается на тханках, на которых попирает змей-нагов. Его облик может иметь три головы и восемь рук, три головы и шесть рук, или одну голову и две руки. Как йидама, он может иметь три антропоморфные головы и три головы лошади, Цвета его трех лиц – синий, белый и красный. В его руках символические атрибуты, такие как ваджра, жезл, стрела, черепная чаша, лотос и ваджрный меч.

В качестве дхармапалы, он изображается с одной антропоморфной головой, а в его волосах находится маленькая голова лошади. Одна или две змеи свисают с его тела.

Жамсаран (Джамсаран) — Красный хранитель
Жамсаран (Джамсаран) — Красный хранитель
Будда Майтрейя (?). Фрески зала Чогханг, монастырь Хемис
Будда Майтрейя (?). Фрески зала Чогханг, монастырь Хемис
Будда. Фрески зала Чогханг, монастырь Хемис
Будда. Фрески зала Чогханг, монастырь Хемис
Мастера школы Другпа Кагью
Мастера школы Другпа Кагью
Будда Ваджрадхара или Дордже Чанг
Будда Ваджрадхара или Дордже Чанг
Ваджракилая. Фрески зала Чогханг, монастырь Хемис
Ваджракилая. Фрески зала Чогханг, монастырь Хемис
Калачакра. Фрески зала Чогханг, монастырь Хемис
Калачакра. Фрески зала Чогханг, монастырь Хемис

 

Веранда зала Цогханг

Властелин Запада Вирупакша
Властелин Запада Вирупакша

Правитель Вирупакша (“многообразный, трансформирующийся, меняющий форму”) – Правитель Неба Свободных Метаморфоз, Управляющего Небосводом.

Вирупакшу изображают с красным телом, его атрибутами являются пагода и змеи. Контроль за погодными явлениями осуществляется в Небесах Свободных Метаморфоз.

Существа, составляющие свиту Правителя Вирупакши, разделены на две группы:

Первая группа – наги, также известные как небесные драконы. Они могут принимать форму людей, но обычно имеют змеевидную форму. Управление климатом находится в их ведении. Подчиненными нагов являются белые змеи. Гаруды – гигантские божественные птицы – являются врагами нагов и небесных драконов.

Наги существа двух типов, собственно Наги и Ньены. Духи Наги, населяющие водные пространства и контролирующие водоемы, реки, озера, моря и океаны, являются последствием предыдущего воплощения существ, которые хоть и были щедрыми, но не обладали высокой моралью. Их численность превышает число людей, и они отличаются богатством, мстительностью и легкой обидчивостью. Ньены, в свою очередь, обитают в пространстве, но имеют много общего с Нагами.

Вторая группа – демоны Пишáчи, являющиеся наименьшим классом демонических существ, питаются жизненной энергией людей и растений.

Властелин Востока Дхритараштра
Властелин Востока Дхритараштра

Правитель Неба Сильного Королевства – властелин Востока Дхритараштра. Из Четырех Великих Правителей он охраняет Небеса, их расположение находится на восточной стороне горы Меру. Дхритараштра изображается с белым телом и имеет лютню в качестве своего атрибута.

Те страны, которые поклоняются Небесам, под защитой Неба Сильного Королевства. Каждая из этих стран имеет своего бога-распорядителя.

Свита Дхритараштры состоит из двух групп полубогов:

Первая группа – Гандхарвы, “те, кто питаются запахом”. Гандхарвы, Небесные виночерпии богов, также музыкальные существа, похожие на людей, но с одним рогом на голове, обладают особой привязанностью к запаху благовоний. Небесный город Гандхарвов символизирует мираж и грезы, в Индии считалось, что увидеть его в воздухе означает несчастье или гибель.

Вторая группа – воздушные пyтаны, одна из многочисленных разновидностей демонов, являются небесными музыкантами; они обитают в запахе цветов. Они отвечают за создание музыки и одеваются в платья, сделанные из перьев, как птицы. Иногда их изображают в виде существ, летящих в воздухе, с искаженными, вытянутыми пропорциями тела. Иногда они изображаются с крыльями и лицами птиц.

Властелин Юга Вирудхака
Властелин Юга Вирудхака

Вирудхака (“пустивший росток, давший побег, давший почки, родившийся”) – Правитель Неба Роста. Он является защитником Юга и правителем страны, которая расположена на южной стороне горы Меру. Синее тело и меч являются его характерными чертами.

Боги Неба Роста отвечают за физический рост живых существ, а также за рост растений и деревьев. Разрушение лесов и массовое уничтожение живых существ вызывают боль и гнев этих богов, которые заботятся о благополучии всех живых существ.
Две разновидности демонов, феи Кумбханды и преты, создают свиту Вирудхаки.

Властелин Севера Вайшравана
Властелин Севера Вайшравана

Вайшравана (“Яснослышащий”, “Сын Знания”). – внук великого риши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса, сына Брахмы и дочери риши Бхарадваджи Деваварнини, старший брат Раваны.

На северном склоне горы Меру расположен заповедный сад Чайтраратха, который принадлежит Вайшраве. У него есть летающая небесная колесница Вимала, которую подарил ему Брахма. Вайшрава имеет жену по имени Риддхи, которая символизирует процветание, а его верный слуга Манибхадра является покровителем торговли. От Риддхи Вайшраваны родился сын Налакувара, который в пантеоне махаяны выступает в роли дхармапала – хранителя Дхармы. Вайшрава обладает близким другом и покровителем в лице Шивы. В тантрической иконографии Вайшрава изображается трехголовым и шестируким.

Ве­ли­кого Ца­ря Се­вера, Шри Вайшра­ва­ну, по­чита­ют за­щи­тни­ком дхар­мы, бод­хи­сат­т­вой, реа­ли­зо­вав­шим вось­мую бху­му. Он сто­ит на сто­ро­не “Не­ба, Обе­ре­гаю­ще­го Про­стых Лю­дей от Тра­вм”, охра­ня­ет живых суще­ст­в и за­щи­ща­ет мес­та, где про­по­ве­дал Буд­да Шакья­му­ни, в се­вер­ной ча­сти ми­ра саха.

Час­то Шри Вайшра­ва­на изо­бра­жа­ет­ся на вне­шних сте­нах хра­мов и мо­нас­ты­рей вме­сте с тремя дру­ги­ми за­щит­ни­ка­ми ос­нов­ных сто­рон све­та, как за­щит­ник от всех нега­тив­ных про­яв­ле­ний.

Колесо жизни и шесть миров в нем
Колесо жизни и шесть миров в нем

 

Монастырь Хемис, Ладакх на канале Youtube

 

Дукханг Ньингпа

Самый старый храм Гомпы — Дукханг Ньингпа, построен около 1640 года, когда монастырь основал Стагцан Распа. Прямо в центре зала изображение его основателя в позе падмасаны. В углу находится статуя богини Белой Тары. Стена с левой стороны украшена картиной Стагцанг Распа с королем Сенгге Намгьялом и его королевой Скалзанг Долмой.

В другой комнате дукханга можно увидеть множество картин, изображений буддийских божеств, Бодхисаттв, Ринпоче и тантрических божеств, таких как Ваджрасаттва, Ваджрадхара и Ваджрабхайрава.

Маленький зал со статуей Падмасамбхавы (Гуру Лхаканг)
Маленький зал со статуей Падмасамбхавы (Гуру Лхаканг)
Гуру Римпонче
Гуру Римпонче

 

Монастырь Хемис с воздуха (Ладакх с дрона)

Монастырь Хемис с воздуха (Ладакх с дрона)
Монастырь Хемис с воздуха (Ладакх с дрона)
Монастырь Хемис с воздуха (Ладакх с дрона)
Монастырь Хемис с воздуха (Ладакх с дрона)
Монастырь Хемис с воздуха (Ладакх с дрона)
Монастырь Хемис с воздуха (Ладакх с дрона)
Монастырь Хемис с воздуха (Ладакх с дрона)
Монастырь Хемис с воздуха (Ладакх с дрона)
Монастырь Хемис с воздуха (Ладакх с дрона)
Монастырь Хемис с воздуха (Ладакх с дрона)

Что стоит посмотреть в монастыре Хемис

  1. Музей, содержащий прекрасную коллекцию ритуальных предметов и сокровищ
  2. Духанг Ченмо с картинами свирепых божеств-хранителей на стенах веранды
  3. Массивный зал собраний со статуями великих учителей Другпа Кагью
  4. Духанг Барма (Цогкханг) с изображениями божеств-хранителей
  5. Медная статуя Будды высотой 4,6 метра
  6. Серебряная ступа, щедро усыпанная жемчугом и драгоценными камнями.
  7. Изображения богини Белой Тары и изображение ламы Гампопы, основателя ордена Кагьюпа (1079-1153 гг.)
  8. Духанг Ньингпа, построенный около 1630 г. н. э., с доминирующим изображением основателя гомпы Стагцанг Распы
  9. Гокханг с изображениями божеств-защитников
  10. Гуру Лхаканг, массивная статуя свирепого проявления Падмасамбхавы
  11. Сом Лхаканг, большая серебряная ступа
  12. Лхаканг Качупа, в котором находятся стеклянные витрины с изображениями проявлений Авалокитешвары и изображениями тантрических божеств.

 

Монастырь Хемис, фотозарисовки

Ладакх
Монастырь Хемис, Ладакх
Ступа, вид на долину Инда
Ступа, вид на долину Инда
Ступа на пути к монастырю Хемис
Ступа на пути к монастырю Хемис
Чортены на пути к Хемис гомпе
Чортены на пути к Хемис гомпе
Стены монастыря Хемис
Стены монастыря Хемис
Виды. Хемис Гомпа, Ладакх
Виды. Хемис Гомпа, Ладакх
Здание монастыря Хемис, Ладакх
Здание монастыря Хемис, Ладакх
Колеса мани
Колеса мани
Мистические существа, обитающие на стенах Хемиса, Ладакх
Мистические существа, обитающие на стенах Хемиса, Ладакх
Чортены Ладакха
Чортены Ладакха
На крыше Мира
На крыше Мира
Виды около монастыря Хемис
Виды около монастыря Хемис

 

Наропа, учитель буддизма и монах, позднее стал йогином и тантрийским учителем. Он был братом Нигумы и учеником Тилопы. Наропа проявил себя как выдающийся учёный и мастер медитации. Он разработал практическую систему “Шесть йог Наропы”, которая дает ученикам возможность ощутить Просветление. В дальнейшем, учителя линии Кармапы особенно ценили и развивали эти практики. Марпа, ученик Наропы, был одним из наиболее примечательных учеников.

 

Жемчужины Ладакха. Тур в Гималаи

 

Доньё и Белза

Доньё и Белза все время ссорились. Старуха швыряла в мужа горшками и сковородами, а тот набрасывался на нее с кулаками. Однажды Доньё принес домой одежду. Белза сгребла ее и швырнула в лицо мужу.

— Что за расточительность! — закричала она. — В доме есть нечего, а ты притащил это дорогое платье!

Схватил пустую суму, разгневанный Доньё выбежал из хижины и лег под деревом. Вскоре он уснул. Через некоторое время его разбудили бушевавшая вокруг пыльная буря. Протянув руку к суме, старик так и подскочил на три чи в воздух, выпучив от страха глаза. Внутри лежала большая черная змея.

Пока он смотрел, змея выскользнула из сумы и вползла в хижину. Завороженный, Доньё двинулся следом, позабыв, что поклялся не возвращаться, покуда жива Белза. Услыхав, что он входит в хижину, старуха собралась было вновь поднять крик, но увидела ползущую перед ним змею и потеряла дар речи. Змея вползла прямо в чулан. Через некоторое время Доньё и Белза, набравшись смелости, заглянули в щелочку и чуть не упали от удивления. На полу сидел толстый, розовощекий мальчик с ямочкой на подбородке.

— Что вы на меня так глядите? — спросил мальчик с озорным блеском в круглых черных глазах.

Обычно кричавшие супруги с трудом смогли открыть рты. Когда им это, наконец, удалось, то они смогли издать только жалкий писк.

Мальчик, которого звали Царонг, заговорил снова:

— А-ма, а-ба я пришел, чтобы жить с вами.

У Доньё и Белзы детей не было. Этот милый мальчик очаровал их. Позабыв свои ссоры, супруги схватили дитя на руки и заплясали от радости. Никто больше не слыхал, чтобы они ссорились или хотя бы кричали друг на друга. Царонг рос очень быстро и за неделю превратился в юношу. Однако большую часть времени он, не сбрасывая свою змеиную кожу, спал в чулане.

Как-то раз Царонг сказал отцу:

— Пойди к царю и проси его отдать дочь мне в жены.

Одна мысль об этом повергла Доньё в ужас.

— Ты что, сынок, — сказал он, — мы всю жизнь выпрашивали еду, а теперь ты хочешь, чтобы я сосватал за тебя царевну! Ты, видно, думаешь, что я безумец?

Но юноша упорствовал. Он упросил отца все-таки пойти и попытать счастья. Трясясь от страха, с пересохшим ртом пришел Доньё во дворец.

Добившись разрешения говорить с царем, он молвил:

— Государь, не знаю, как и сказать, но мой сын, одетый в змеиную кожу, просил меня о невозможном. Он хочет жениться на царевне Дролме.

С этими словами Доньё повесил голову, опасаясь, что ее вот-вот срубят. Бледный от гнева царь выгнал старика из дворца. Бедняга поплелся домой и поведал Царонгу о том, что произошло. Без единого слова юноша-змея выскользнул из дома. Назавтра всю страну охватило волнение. Все озера, реки и родники пересохли, не осталось и капли влаги. Люди устремились ко дворцу, прося воды. Собрались все ламы. Дни напролет читали они молитвы, но вода не появилась, хотя из-под земли явственно слышалось ее журчание. Самый большой источник был завален громадным валуном. Весь народ собрался, пытаясь откатить камень, но тщетно. Царь с семьей стояли вокруг источника, моля его духа вернуть воду.

— Пока не выдадите дочь замуж, не видать вам ни капли воды, — ответил голос.

Царь сразу же согласился. Валун сам собой откатился, и вода вновь вернулась в страну.

Начались спешные приготовления к свадьбе. Неожиданно к Доньё пришел царский посланец.

— Царь приказал мне сообщить, что ты должен богато одарить всех во дворце. Только тогда царевна выйдет замуж за твоего сына, — сказал он.

Доньё страшно обеспокоился. Нередко он не знал, когда в следующий раз удастся поесть. Где же ему взять столько дорогих подарков? Горько пожалел старик, что усыновил Царонга. Услыхав об условии, юноша попросил отца не беспокоиться и только принести три сумы, наполненные камнями, сеном и глиняными черепками. И вот свадебная процессия направилась ко дворцу. Царь потребовал подарков. Вначале он сказал:

— Преподнеси мне хадаки.

Царонг запустил руку в суму с сеном, откуда полился бесконечный поток хадаков. Затем царь пожелал золота и серебра, неисчислимое количество которых обнаружилось в суме с черепками. Когда же царь потребовал драгоценных камней, то в суме с булыжниками их оказалось больше, чем кто-либо мог вообразить. Довольный, царь дал согласие на брак, и царевна Дролма поселилась в доме мужа.

Однажды в соседнем городе проходила большая ярмарка. Царонг предложил жене и родителям пойти туда без него.

— Что змее делать на ярмарке? — сказал он.

Когда все ушли, Царонг сбросил змеиную кожу и поспешил на ярмарку. Люди поразились, увидев красивого юношу на белом коне. Перед закрытием ярмарки красавец и его конь внезапно исчезли. Полные впечатлений, Дролма, Доньё и Белза пришли домой поздно вечером. Царонг уже спал в своей комнате. Поутру Царонг спросил жену, что ей больше всего понравилось на ярмарке.

— После полудня внезапно появился прекрасный юноша на белом коне, похожий на бога. Но он исчез так же таинственно, как и появился. Никто не знает о нем.

Царонг не сказал ни слова и только посмеивался про себя. Его родители и жена опять отправились на ярмарку, оставив юношу спящим. И вновь чудесный незнакомец появился среди толпы. Дролма спросила у Белзы, кто бы это мог быть.

— Как тебе не стыдно! — воскликнула та. — Разве ты не узнала собственного мужа?

— Увы, вы ошиблись, ведь мой муж — змея, — вздохнув, ответила царевна. Тогда старуха поведала ей тайну Царонга и надоумила невестку немедленно отправиться домой и сжечь змеиную кожу.

Прибежав домой, Дролма нашла в чулане змеиную кожу и тут же швырнула ее в очаг. Как только кожа вспыхнула, бывший на ярмарке Царонг почувствовал, что все тело его пылает. Не в силах вынести боль, он упал без чувств. Доньё и Белза сильно опечалились. Однако старуха омыла тело Царонга молоком, и вскоре он очнулся.

Тем временем Дролма вернулась на ярмарку и рассказала о своем поступке.

Прекрасный незнакомец улыбнулся и произнес:

— Я знаю, что ты сделала, женушка. Ты уничтожила проклятье, тяготевшее надо мной, и теперь я всегда буду таким, как сейчас.

С тех пор они жили счастливо. Когда царь скончался, Царонга объявили наследником престола, и он правил страной много лет.

– мифы и легенды Тибета

Монастырь Хемис на картах

Kartazon Dream - авторские путешествия © All rights reserved

Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.

Монастырь Хемис, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Хемис, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Хемис, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Хемис, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Хемис, Ладакх © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт