Яндекс Метрика

Монастырь Шей и Дворец Шей

Монастырь Шей и Дворец Шей, Ладакх

Шей Гомпа и Дворец Шей расположены в 15 километрах от Ле. Дворец Шей некогда был летней столицей Ладакха, но в настоящее время покоится в руинах. Монастырь был построен в 1655 году королем Делданом Намгьялом, более известным здесь как Лхачен Палгйигон.

В монастыре Шей находится большая библиотека буддийских книг. Ежегодный фестиваль проводится в Шей Гомпе 30-го числа первого месяца тибетского календаря.

Монастырь Шей и Дворец Шей, Ладакх

“Именно приняв мир за бесполезный, ибо подлинная реальность безопорна, не привязанный к «существованию» ум успокаивается, подобно тому, как огонь угасает без топлива. Если бодхисатве свойственно такое видение, то он достиг подлинного совершенного просветления”.

– Нагарджуна

Монастырь Шей и дворец – общая информация

  • Название: Монастырь Шей, Шей Гомпа, тибетский: ཤེལ་དགོན་པ,
  • Местонахождение: Ладакх, округ Лех, Северная Индия
  • Месторасположение: на правом берегу Инда в долине Ле, в 15 км восточнее Леха в Ладакхе
  • Основание монастыря: 17 век
  • Основатели: Делдан Намгьял
  • Школа: Дрикунг Кагью
  • Число монахов: ?
  • Праздники: Ежегодный фестиваль в первый тибетский месяц,  Шей Ду Лху, Шей Рулла

Когда в 1842 году Догры из Джамму вторглись Ладакх, династия Намгьялов бежала из дворца и скрылась в Стоке, на противоположном берегу Инда. В дальнейшем они сделали Сток своим постоянным местом жительства, а Дворец Шей превратился в руины.

Монастырь Шей и Дворец Шей, Ладакх 2023
Монастырь Шей и Дворец Шей, Ладакх 2023

Король Делдан Намгьял построил монастырь Шей в память о своем отце, Сингае Намгьяле. Монастырь также известен своей гигантской позолоченной статуей Будды Шакьямуни. Это вторая по величине статуя в Ладакхе.

Монастырь Шей и Дворец Шей, Ладакх 2023
Монастырь Шей и Дворец Шей, Ладакх 2023
Ступы Шей под небом Ладакха
Ступы Шей под небом Ладакха
Большая позолоченная ступа монастыря Шей
Большая позолоченная ступа монастыря Шей

До гомпы ведет зигзагообразная тропа, постепенно поднимающаяся, в конечном итоге приводит к входу в монастырь. Войдя на крыльцо с колоннами, вы попадаете на террасу с рядом молитвенных колес, установленных на длинной полкообразной платформе. Далее по этому крыльцу ведут во двор, а затем ко входу в гомпу с впечатляющей статуей Будды Шакьямуни.

Вход в монастырь Шей
Вход в монастырь Шей
Женщины у ступы, Ладакх 2023
Женщины у ступы, Ладакх 2023

В Шей Гомпе каждый год происходят два главных праздника, Шей Ду Лху и Шей Рулла. Шей Ду Лху празднуется в июле-августе во дворце и является началом сева. Монахи проводят особые праздничные ритуалы, а сельские жители собираются возле монастыря. На этом празднике особенно ожидается приход оракула на черной лошади. После трех дней молитв оракул впадает в транс и предсказывает будущее.

Шей Рхулла – второй праздник монастыря Шей, который приходится на время сбора урожая. Местные жители приносят в монастырь плоды в знак благодарности божествам и буддам за плодородие земли. Веселый праздник и событие, радующее всх – это танцы «Рхулла», которые исполняют двое мужчин в шкурах тигра, остальные гости праздника присоединяются к ним в танце. В этот день бездетные женщины просят богов помочь им стать матерями и читают особые молитвы.

 

История Шей

Шей Гомпа Ладакха расположена на холме, примерно в 15 км к югу от города Лех. Дворец Шей был древнейшей древней столицей Ладакха. В начале XV века его первый король, Трагспа-бум-Иде, правил Верхним Ладакхом со столицей в Шее. Его брат Трагспа-бум правил Нижним Ладакхом со столицей в Басго.

Шей гомпа с холма старого дворца
Шей гомпа с холма старого дворца. Тур в Гималаи 2023
Шей гомпа и лунгта. Ладакх 2018
Шей гомпа и лунгта. Ладакх 2018
Монахи делают обход монастыря, Шей гомпа, Ладакх 2023
Монахи делают обход монастыря, Шей гомпа 2023

В 1470 году король Бхаган объединил два маленьких королевства, сделав Басго своей столицей. Позже Намгьялы, правившие Ладакхом, построили свой дворец высоко на холме в Шее. В 1655 году король Дельдан Намгьял, сын короля Сенгге Намгьяла, построил гомпу в память о своем отце и поручил очень известному непальскому скульптору Санге Вандуку изготовить колоссальную статую Будды Шакьямуни.

 

Зал Золотого Будды

Санге Вандук с помощью трех скульпторов, Гамани-Джала Шринга, Накбири Пьонмы и Шеринга Гьясо, отлил изображение из меди, добытой в Лингшете и его окрестностях в регионе Занскар. Будда был отлит в месте под названием Дворец Занстиль, что означает «забитая медь» (Zans = медь, til – забивать). Название наглядно описывает процесс создания статуи. Медь ковали, чтобы сделать листы или пластины для создания статуи, которая составлялась из частей.

Позолоченная статуя Будды Шакьямуни
Позолоченная статуя Будды Шакьямуни

Это огромное изображение сидящего Будды считается самой большой металлической статуей и второй по величине статуей Будды в регионе Ладакх. Медные листы, позолоченные золотом, образуют эту удивительную статую Будды. Статуя также содержит внутри себя изображения, жертвенные подношения, такие как зерно, драгоценности, священные знаки и мантры.

Shey gompa and palace
Позолоченная статуя Будды Шакьямуни, Монастырь Шей 2023

Позолоченная статуя высотой до трех этажей одета в одежды цвета охры, шелковые шарфы и тому подобное. Это самая большая металлическая статуя в Ладакхе. Поднимаясь этаж за этажом, можно увидеть части тела. Достигнув самого верхнего уровня, бюст виден во всей красе, лицо со слегка улыбающимся и сострадательным выражением. Это вторая по высоте статуя в Ладакхе. Ее высота – 12 метров. Для ее покрытия использовано 5 килограммов золота.

Позолоченная статуя Будды Шакьямуни в Шей гомпе © Kartzon Dream. Монастыри Ладакха (Монастыри малого Тибета) - авторские путешествия, авторские туры в Ладакх, тревел фото, тревел видео, фототуры
Позолоченная статуя Будды Шакьямуни в Шей Гомпе, Ладакх 2018

Перед статуей Будды установлена большая чаша воска, в которой горит пламя, символизирующее божественность и чистоту. Это пламя горит непрерывно в течение года, прежде чем чашу заменяют.

На стенах зала, где находится статуя Будды (которая занимает 3 этажа здания) изображены 16 архатов – по 8 с каждой стороны зала. На стене за статуей изображены двое лучших учеников Будды – Шарипутра и Маудгальяяна. Они были главными учениками Будды.

 

Фрески зала Будды в монастыре Шей

На обеих боковых стенах статуи Будды изображены 16 Архатов (Достойных, достигших Нирваны), по восемь с каждой стороны. Задняя стена статуи расписана изображениями двух главных учеников Будды, а именно Шарипутры и Маудгальяяны. Вокруг статуи Будды почти нет стены, на которой не было бы нарисовано какое-либо изображение.

Роспись стен Шей гомпы, Ладакх 2014
Роспись стен Шей гомпы, Ладакх 2014

На стенах можно увидеть фрески, изображающими различные события из жизни Будды, хотя и обесцвеченные дымом благовоний, зажигаемых на протяжении веков. Есть также картины, относящиеся к Махаяне и тантрическому буддизму.

Будда с учениками, Шарипутрой и Маудгальяяной
Будда с учениками, Шарипутрой и Маудгальяяной

Сбоку в задней части комнаты стоит большой стеклянный шкаф с богато украшенными изображениями Бодхисаттвы Падмасамбхавы (тиб.: Гуру Римпоче) и ламы Стагцанг Распа, великого тибетского ламы, который был Главным Первосвященником (Маханайок) Ладакха в начале 17 века во время правления короля Сенгге Намгьяла. Король был великим покровителем ламы, и секта Друкпа школы тибетского буддизма Кагьюпа была возведена в положение государственной религии, заменив доминирующий орден Гелугпа.

Дхармапала Ваджрапани с шакти. Роспись стен Шей гомпы
Дхармапала Ваджрапани с шакти. Роспись стен Шей гомпы

Изысканные фрески украшают второй этаж монастыря Шей в Ладакхе. А нижний этаж представляет собой большую библиотеку и украшен фресками, изображающими Будду с различными мудрами.

Падмасамбхава (Гуру Римпонче) с супругами: Еше Цогьял и Мандарава
Падмасамбхава (Гуру Римпонче) с супругами: Еше Цогьял и Мандарава

Индийский учитель буддийской тантры Падмасамбхава (8-й век), известный также как Гуру Римпонче, был рожден из лотоса. О его жизни и деятельности нам известно немного, кроме того, что он помогал в постройке первого буддийского монастыря в Тибете по указанию царя Тисонг Децена. Однако вскоре после этого он был вынужден покинуть Тибет из-за интриг придворных.

К XII веку вокруг Падмасамбхавы возникло множество легенд. В тибетском буддизме он считается эманацией Будды Амитабхи. Он открывает места, где ранее были сокрыты тантрические тексты – терма.

В Тибете и в Бутане Гуру Ринпоче, известный также как “Драгоценный Учитель”, признан вторым Буддой школой Ньингма. Он создал линию передачи знаний под названием “Кама”, которая передается от учителя к ученику, а также цикл скрытых учений, известных как “терма”. В школе Ньингма особую роль играют его две жены – Мандарава и Еше Цогьял. По словам Еше Цогьял, Падмасамбхава является “Кормчим, переправляющим всех существ Сансары в Нирвану”.

Мандарава, фрески Шей
Мандарава, фрески Шей
Еше Цогьял, фрески Шей
Еше Цогьял, фрески Шей
Ваджрадхара (Мастер молнии), фрески Шей
Ваджрадхара (Мастер молнии), фрески Шей
Вайшравана на льве
Вайшравана на льве
Фрески Шей гомпы
Фрески Шей гомпы, Ладакх 2018
Мандала на потолке зала с фресками
Мандала на потолке зала с фресками

 

“Монастырь Шей”, Ладакх на канале Youtube

 

Пять Дхьяни Будд около Шей

В классификации “Трех Тел Будды” (Трикая), пять Дхьяни-Будд соответствуют телу Самбхогакая, которое свободно от страстей и привязанностей и выражается через пять скандх. В контексте Ваджраяны, Дхьяни-Будды не рассматриваются как реально существующие в пространстве и времени, а являются символами, которые возникают из пустоты (шуньяты) во время созерцания и выполняют различные функции в процессе трансформации психики созерцающего. Термин “Дхьяни” происходит от слова “Дхьяна”, что означает состояние сосредоточения и созерцания, являющееся одним из уровней самадхи.

5 Дхьяни Будд - барельеф у Шей гомпы
5 Дхьяни Будд – барельеф у Шей гомпы

В бардо смерти Дхьяни-Будды проявляются в определенном порядке, соответствующем “Тибетской книге мертвых” – пяти составляющим, необходимым для формирования личности согласно буддистской феноменологии. Эти пятеричные скандхи, объединенные в “Я” индивидуума, составляют самость в терминологии Карла Густава Юнга. Будда классифицировал все физические и умственные явления существования, включая те, которые непросветленному человеку кажутся его статичным “эго” или личностью.

  1. Сознание, различение (виджняна) соответствует Будде Вайрочане.
  2. Форма (рупа) соответствует Будде Акшобхье.
  3. Ощущения (ведана) соответствуют Будде Ратнасамбхаве.
  4. Представление (санджня) соответствует Будде Амитабхе.
  5. Воля, опыт (самскара) соответствуют Будде Амогхасиддхи.

 

Фотопутешествие в монастырь и дворец Шей

Склон холма, на котором находится монастырь и дворец Ше
Склон холма, на котором находится монастырь и дворец Ше
Пагода перед подъемом к монастырю
Пагода перед подъемом к монастырю
Подъем на Шей. Монастыри Ладакха (Монастыри малого Тибета) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Ладакх, тревел фото, тревел видео, фототуры
Подъем на холм Шей
Чортены рядом с Шей
Чортены рядом с Шей
Вид на Тиксей с Шей гомпы
Вид на Тиксей с Шей гомпы
Склоны холмов рядом с монастырем
Склоны холмов рядом с монастырем
Рядом с Шей Гомпа огромное множество чортенов
Рядом с Шей Гомпой огромное множество чортенов
Стены монастыря
Стены монастыря
Кельи монастыря Шей. Ладакх 2018
Кельи монастыря Шей. Ладакх 2018
Монахи монастыря Шей заняты созданием мандалы
Монахи монастыря Шей заняты созданием мандалы. Ладакх 2018
Ступы монастыря Шей
Ступы монастыря Шей. Ладакх 2014
Большая ступа позади гомпы. Верх ее позолочен
Большая ступа позади гомпы. Верх ее позолочен
Вид на развалины дворца Шей. Ладакх 2018
Вид на развалины дворца Шей. Ладакх 2018
Вид на долину Ле с Шей Гомпы. Ладакх 2018
Вид на долину Ле с Шей Гомпы. Ладакх 2018
Вид на долину Ле с Шей Гомпы. Монастыри Ладакха (Монастыри малого Тибета) © Kartzon Dream - авторские путешествия, авторские туры в Ладакх, тревел фото, тревел видео, фототуры
Вид на долину Ле с Шей Гомпы. Ладакх 2023

 

Ступа с картины “Перекресток путей Христа и Будды” Рериха

На картине Н.К.Рериха “Перекресток путей Христа и Будды” можно увидеть удивительное место встречи двух великих Учителей – Будды и Христа. На этой картине изображен ладакский монастырь Шей, который находится в окрестностях Ле, столицы Ладака. Этот монастырь поднят на склоне горы и его синие ступени создают впечатление неповторимой красоты. Но самое интересное – это огромная ступа в переднем плане. Согласно легенде, именно здесь пересеклись пути Христа и Будды. Это место стало символом объединения двух великих Учителей и их учений.

«Вот и место Будды. Он изглажено временем. Предание говорит об «очень большом и древнем строении», но теперь устои утёсов и шебень напоминают лишь о разрушении. Старые тёсаные камни пошли на постройку позднейших ступ, которые в свою очередь успели рассыпаться. Одно лишь обстоятельство несомненно – вы стоите на месте древнейшего строения. Невдалеке старинная деревня и остроконечная груда развалин – остатки древнего укрепления, славшегося как монолит».

– Николай Рерих, “Алтай-Гималаи”

Ступа с картины "Перекресток путей Христа и Будды" Рериха
Ступа с картины “Перекресток путей Христа и Будды” Рериха
Мандала на металле у ступы
Мандала на металле у ступы
Будда Майтрейя
Будда Майтрейя

 

Монастырь Шей и дворец с воздуха (съемка с дрона)

Монастырь Шей и дворец с воздуха (съемка с дрона)
Монастырь Шей и дворец с воздуха (съемка с дрона)
Монастырь Шей и дворец с воздуха (съемка с дрона)
Монастырь Шей и дворец с воздуха (съемка с дрона)
Ступы Шей
Ступы Шей с воздуха (съемка с дрона)
Монастырь Шей и дворец с воздуха (съемка с дрона)
Монастырь Шей и дворец с воздуха (съемка с дрона)

Что стоит посмотреть в монастыре

  1. Чортен (ступа) у входа.
  2. Колоссальная статуя Будды
  3. Статуи Шарипутры и Маудгальяяны, двух главных учеников Будды.
  4. Статуи Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче) и ламы Стагцанг Распы

 

Нигума, также Ваджрадхара Нигума, Вималашри — Буддийский учитель (Ваджраяна), тантрическая йогиня, ученица Тилопы, одна из основоположниц тантрических буддийских практик. Согласно разных источников называется либо сестрой, либо супругой Наропы.

Дала собственное истолкование «Шести йог» и передала самые тайные знания тибетцу Кхьюнгпо Налджору (1002 — 1064 гг.), считающемуся основателем Шангпа Кагью.

 

Жемчужины Ладакха. Тур в Гималаи

 

Рассказы о голыках

Пришел один богатый голык в Лхасу на поклонение далай-ламе, поклонился ему вместе с другими паломниками и видит, что сколько к далай-ламе народу не подходит, он всех благословляет, держа свое тело прямо. А у голыков обычай такой: когда они дома, то сидят не прямо, а навалившись на подушку, которая лежит за спиной. В таком положении, развалившись, голыки и гостей принимают. Голык подумал о далай-ламе:

— Бедный! У него не на что купить подушку, и он должен сидеть прямо, не облокотившись. Как приеду следующий раз, привезу ему подушку.

Случилось ему опять отправиться в Лхасу; он сшил большой мешок, набил травой и преподнес далай-ламе. Этот мешок и теперь хранится в Лхасе.

2. Пришел голык в храм Майдари и увидел его статую больших размеров. Поклонясь, он заметил, что ноги у божества босые. Он подумал:

— Бедный бог! У него нет денег на сапоги!

И вот он, вернувшись домой, заказал по мерке со статуи огромные сапоги и, когда вновь явился в Лхасу, поднес их богу Майдари. Эти сапоги и теперь хранятся в храме.

3. Девять голыков сговорились идти вместе в Лхасу на поклонение. Пришлось им пересекать реку; они переплыли ее вплавь. Оглянулись на реку, а по ней в то время проплывала колода с торчащими сучьями. Они и говорят:

— А ведь это кто-то из нашей артели утонул! Надо нас сосчитать.

Первый из девяти начал считать, и у него вышло восемь; себя-то и забыл присчитать. Снова начал счет, но сколько ни трудился, у него все восемь выходило. Не поверили ему, заставили другого считать; тот считает и тоже про себя забывает; и у него выходит только восемь. Решили, что один из девяти утонул, и пошли дальше. Пришли к Лхасу, поклонились далай-ламе и просят его совершить молитву об их девятом товарище, который утонул дорогой. Далай-лама велит им сказать имя погибшего. Задумались голыки: как же звали их друга? Сколько ни думали, так и не смогли вспомнить имя утонувшего, и говорят далай-ламе:

— Должно быть он утонул вместе с именем.

При поминовении об умершем стоят чашки с рисом. Ламы говорят голыкам:

— Ставьте ваши чашки.

Голыки поставили; смотрят, а чашек то девять. Голыки и решили:

— Когда еда на столе, то и покойный наш товарищ является и выставляет свою чашку.

4. Один голык заглянул в окно дворца далай-ламы. Просунул голову в окно и повертывает ее в разные стороны, любуется на внутреннее убранство. Окно было небольшое; прямо голова еще могла пройти, а боком нет. Насмотревшись, голык хотел вынуть голову из окна, попятился, не развернувшись, назад. Не тут-то было; голова завязла. Тогда он закричал:

— Эй, ламы, молитесь о моей душе! Погибаю!

Прибежали ламы, спрашивают, что с ним. Он рассказывает, что из любопытства просунул голову в окно; вперед она прошла, а назад не выходит.

— А как ты ее просовывал? Покажи, — просят ламы.

— Вот так, — отвечает голык и ставит голову прямо.

— Ну, теперь пяться! — говорят ламы. Голык попятился и высвободил голову.

– мифы и легенды Тибета

Дворец и монастырь Шей на картах

Kartazon Dream - авторские путешествия © All rights reserved

Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.

Монастырь Шей и Дворец Шей © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Шей и Дворец Шей © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Шей и Дворец Шей © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Шей и Дворец Шей © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Монастырь Шей и Дворец Шей © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт