Хануман, Йети и Бан Джанкри

Хануман, Йети и Бан Джанкри

Шаманизм и Тантра в Гималаях. Клаудия Мюллер-Эбелинг, Кристиан Рэч, Сурендра Бахадур Шахи

 

Йети (Бан Джанкри, Бигфут, снежный человек)

Йети (Бан Джанкри, Бигфут, снежный человек)

“Все ученые, ламы, и брамины должны понять, что мы, люди, произошли из семьи обезьян”, сказала шаман Kirati Парвати Рэй. Она не прочла это утверждение в каком либо научном трактате по эволюции, а получила это знание из визионерской традиции шаманизма Mundum – одной из древнейших традиций, известных в Непале. Для нее это вне всякого сомнения: “Мы, люди, принадлежим к семье животных. Хануман наш пра-пра дедушка”. Она имеет ввиду Ханумана, чудесного царя обезьян из индуистской Рамаяны. Он помог своей возлюбленной Сите сбежать из лап Ракшасов. Обезьяна Хануман изначальная форма, из которой произошли люди. Он проявление Шивы (как это обычно бывает в индуизме), потому что он олицетворяет созидательные силы. По этой причине географический-духовный центр в Катманду, место где обитает исполин Кал Бхайраб, называется Хануман Дока, “Площадь Царя Обезьян”.

“Хануман – первый и самый могущественный шаман. Он получил свою мощь от Шивы, поскольку он сам проявление Махадэва. Он являет собой наши корни. Мы происходим из той же самой семьи, что и этот Царь обезьян. Только хороший шаман, который может управлять многими силами, в состоянии призвать Ханумана. Тот, кто делает это, но слишком слаб, будет подавлен его силой.” (PR)

Когда мы входим в транс, мы просим благословления у Хануман Дэва, потому что он наш исконный прародитель. Иногда мы нуждаемся в его помощи непосредственно во время камлания, к примеру в тех случаях, когда нам нужно иметь дело с чрезвычайно сильным противником в лице какого-нибудь злого духа, или другого шамана, кто “играет в игры” с нами. Мы можем победить такого противника только в случае, когда мы обретаем силу и умения от наших предков обезьян“. Мохан Рэй, наш переводчик, сделался сердитым, изменил выражение лица и напряг мускулы, показывая нам какую силу шаман Kirati принимает, когда призывает дух этого мощного предка. Он поднял обе руки, согнул их в локтях, таким образом что его кулаки оказались на уровне головы. “Смотри, как это напоминает Ханумана, тришул Шивы, и конструкцию алтаря шамана Kirati Парвати Рэй. Длинная бамбуковая палка в середине – это корпус тела, две короткие по бокам – это руки. Таким образом, Хануман пребывает в каждом алтаре Kirati.
Хануман может быть призван и специальными подношениями. Это еда, которую обожают обезьяны: бананы, папайя, картошка, тыква и огурцы – так же и чилли (в конце концов Хануман имеет азиатскую родословную).

В то время как мы говорили о мифической обезьяне из Рамаяны, во внутреннем дворе резали скот. Для украшения алтаря и для благословления убиенных животных, голова свиньи была внесена и положена аккуратно на кусок бумаги перед алтарём. Стало ясно, что это не было соответствующим предметом в данной ситуации. Парвати решительно отодвинула голову свиньи в сторону и зажгла фимиам над образовавшейся лужей крови. “Хануман не принимает никаких кровавых подношений! Он рассердился, когда он заметил, что убивают членов его большей семьи.” Она немедленно предложила ему орехи бетеля (арахиса не было под рукой), прося прощение у могущественного духа. (CME)

Йети и Бан Джанкри (Ban Jhankri) так же принадлежат к семейству обезьян. Они не идентичны Хануману, но они суть разные его аспекты. В течение долгого времени люди на Западе рассматривали легендарного снежного человека как новый и ранее неизвестный биологический вид. Лекари-шаманы (jhankris) смеялись над материалистическими экспедициями за знаменитым йети, говоря: “Йети может быть обнаружен только при помощи видения”. Даже альпинист Райнхольд Месснер должен был признать в конце концов, что он принял медведя за йети (Месснер 1998).

Есть бесчисленные легенды и сообщения свидетелей с “крыши мира” о появлениях мифического существа. Он, как говорят, огромнее человека, полностью покрытый волосами, и его тыловые ноги имеют размер в два фута и смотрят назад. 114 Определенно нужно быть jhankris для того чтобы встретится с ним, тем не менее мы не встречали таких шаманов, и так же мы не видели йети. Даже наш переводчик Мохан Рэй, который покорил все известные горные вершины Европы свыше 4000 метров, и побывал на множестве вершин в Гималаях в качестве гида и скалолаза-альпиниста, встречал там только шаманов и альпинистов и ни разу не видел йети. Йети называют ban mancche (Nep. “лесной шаман”) или skopa (Kir.), что означает “Король Леса”, он существо из другого плана реальности.

Бан Джанкри (Ban Jhankri), изначальный шаман и наставник целителей-шаманов (jhankri), он весь покрыт волосами и живет глубоко в лесу. У него много имен, однако не каждый лесной человек является лесным шаманом (если исходить из значения самого термина). Например Майле Лама встретилась с ним во время своей инициации, но встретится с ним вряд ли удастся в материальном мире, так же как и в случае с йети и Хануманом. Как бы то ни было, лесной человек может появиться перед тем, кто ищет контакт с мистическим источником жизни, кто обладает естественной способность входить в транс, и кто умеет зреть невидимый мир. Такой человек будет посвящен Бан Джанкри в секреты природы и жизни. Те, кто хочет отправиться в экспедицию, чтобы разыскать Бан Джанкри в гималайских джунглях, совершенно точно “на неправильном пути”, и не увидят ничего, кроме деревьев в лесу.

“Я всегда говорил Райнхольду Месснеру, что он не должен искать Йети в дикой природе. Йети – шаманское божество и не существует в материальном мире.” (MR)

Покрытый шерстью обезьяно-человек йети на стене храма в Катманду.

Покрытый шерстью обезьяно-человек йети на стене храма в Катманду.

Священные непальские растения для Бан Джанкри (согласно Майле Лама)

patiltitepati Artemisia spp.,Asteraceae (Compositae)
bhanglganja Cannabis sativa L, 115 C. indica Lam., Cannabaceae
dhaturo Datura stramonium L, Solanaceae
kalo dhaturo Datura metel L, Solanaceae
dhup Juniperus spp., Cupressaceae
kaulo Machilus odoratissima Nees in Wall., Lauraceae
amliso (= amrisau) Thysanolaena maxima (Roxb.) O. Kuntze, syn. T. agrostis Nees; Gramineae
gungning Arundinaria spp., Gramineae (= [Kir.] ghungring, [Nep.] nigalo)
kartus Castanopsis spp., Fagaceae (3 species in Nepal):116 (= katuslkatush Castanopsis indica (Roxb.) DC. (= dhale katus) = dhalnay katus, Castanopsis hystrix Miq. (= patle cactus) = serang) Castanopsis tribuloides (Smith) DC. (= musure katus)
paiyung Prunus cerasoides D. Don, Rosaceae 117 (= paiyu) (= Himalayan cherry) = padamak
totalaka phul Oroxylum indicum (L) Kurz, (= tatelo, totela) Bignoniaceae (Indian trumpet flower)

 

Примечания

114 Cf., Примите во внимание публикацию “Намастэ Йети” Ratsch/Probst 1984. В сказаниях Амазонии так же упоминаются существа, называемые hullachaqui, лесной человек у которого ступни растут назад.

115 Коноплю так же называют siddhi или patti (Nadkarni 1976: 260).

116 В Непале растение в качестве подношения предлагается Лакшми, Богини Благополучия , во время проведения фестиваля Тихар в месяце Картик (Октябрь./Ноябрь.) Majupuria and Joshi 1988, 211).

117 Веточки с листьями необходимы во время фестиваля Balachaturdasi (14 дней в месяце Мансир – Ноябрь/Декабрь) для празднования памяти о родственниках и чествования демона Бала. Сухие побеги используются в церемонии жертвоприношения, называемой jap (или havan) (Majupuria and Joshi 1988,252).

поделиться с друзьями

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники