Ганеша, хранитель врат

Молитва Ганеше, Хранителю Врат

Шаманизм и Тантра в Гималаях. Клаудия Мюллер-Эбелинг, Кристиан Рэч, Сурендра Бахадур Шахи

 

Ганеша тханка в стиле Newari изображает бога с тантрическим красным телом и шаманскими ритуальными инструментами в руках, например phurba с металлическим лезвием и тремя перьями павлина.

Ганеша тханка в стиле Newari изображает бога с тантрическим красным телом и шаманскими ритуальными инструментами в руках, например phurba с металлическим лезвием и тремя перьями павлина.

Молитва Ганеше, Хранителю Врат
“Jai Ganesha, Jai Ganesha, Jai Ganesha Deva
Mata Shrii Parvai, Pita Mahadeva
Jai Ganesha, Jai Ganesha, Jai Ganesha Deva
Ek danta, dua danta, char bhuja dhari
Kapal bhari raato sindoor musa ко sawari
Jai Ganesha, Jai Ganesha, Jai Ganesha Deva”

“Мы почитаем Тебя, Ганеша, Отец Богов,
Твоя мать Возлюбленная Парвати, твой отец Махадэва.
Мы Почитаем Тебя, Ганеша, Отца Богов,
Тебя, который имеет два вида зубов и четыре сильных руки.
Ты носишь вермильон (5) на своём лбу И разъезжаешь на крысе,
Мы почитаем Тебя, Ганеша, Отец Богов”
(Спето Майле Ламой и Мохан Рэем; записанно Сураджем Кума Ралом)

 

Ганеша у джанкри

Является обязательным для всех шаманов Непала – участвуют ли они в молитве, ритуале или какой-либо церемонии – сперва призвать слонголового бога Ганеша (6), который был первым шаманом в мировой истории. Это первое существо, пережившее опыт смерти, но так как пережившее возрождение, поэтому Ганеш способен властвовать над смертью и превосходит ее. Человек, желающий понять что-либо в шаманизме, должен прежде всего пережить свою собственную смерть. Это трудная задача! Но Индра Гурунг, шаман непальского этноса gurung, говорит что без опыта смерти никакого шаманизма попросту не существует. Человек, который не умер как человек, не может ничего понять о природе шаманизма.

Шива и Парвати, Господь Вселенной и Дочерь Гималаев, придумали сотворить первое существо, явленное посредством секса и эротизма. Союз в желании и любви – истинная причина всего, каждого существа и каждого человека. Без наших родителей ни один из нас не был бы здесь. “Наши родители пригласили нас сюда” (SBS).

Следующий непальский миф объясняет, почему Ганеша – первый шаман в истории и Страж Порога.

 

Ганеша – Первый Шаман

Шива проводил бесконечные эоны на священной горе Кайлас, поглощенный собой и собственным творением. Его бескрайний огненный фаллос, достигая края вселенной, бросал вызов в превосходстве Шивы перед двумя его божественными товарищами, Вишну и Брахме. Однако когда он понял, насколько одинока его жизнь в ледяных высотах, он обратил внимание на окружающее его творение, и тут же увидел несравненно красивую Парвати, дочь Гималаев. Глубоко взволнованный ее изяществом и достоинством, он посвятил всё своё внимание этой богине; сам Шива и его божественный фаллос стал навсегда доступным за нее. Парвати с радостью приняла его в себя. На многие столетия они заключили друг друга в объятья и были поглощенные лишь их собственным взаимным удовольствием.

После того, как очарованный Шива провёл бесчисленные восходы и закаты солнца в чувственных руках своей жены, он ощутил желание исследовать миры, затронутые лучами солнечного Сурьи и лунного Чандры. Охваченный этим радостным желанием обнаружить неизвестное и проникнуть в новоявленные вещи с помощью своих божественных сил, он оставил Парвати и долго бродил через вселенные.

Спустя столетия блужданий, его путь направился назад к месту, где он испытал самое большое счастье – к дому его божественной жены, Парвати. К своему большому удивлению, Шива столкнулся с красивым молодым человеком, стоящим перед входом в его дом. Мускулы его искрились в лучах заходящего солнца, а слаженность его конечностей напоминало Шиве самого себя. В ярости, Шива подошел к незваному гостю и потребовал дать ответ, кто он такой. Незнакомец ответил Всесильному, стоящему перед ним: “Это – мой дом. Я – Хранитель Врат. Кто – Ты, неведомый, который встаёт у меня на пути с такими недружелюбными манерами?” Услышав это, ярость переполнила Шиву Махадэву. С гневом он снёс незнакомцу голову и вошел в дом, в котором его не было так долго. “Что это был за странный тип перед дверьми моего собственного дома?” спросил он свою жену, его всё еще трясло от неожиданной встречи с конкурентом.” Это был Ваш сын,” ответила Парвати дрожащим голосом. “Я только что убил его,” прошептал Шива. Испуганные , творцы начал времён и пространств упали в объятия друг друга. “Как я мог понять, что это мой собственный сын?” запнулся Шива, на что Парвати ответила: “Как я могла сообщить Вам, что у Вас есть сын, когда Вы пропадали так долго в далеких мирах?”

Шива, смущенный фактом, что он позволил своему гневу совершить такой отвратительный акт, он, Пашупати, Бог Животных, решил отправиться в дикую местность. Чтобы дать вторую жизнь своему сыну, он пожертвовал бы первым животным, которое пересекло ему дорогу.

Первое дикое животное, на которое он натолкнулся, было слоном. Шива Махадэв, почтительно склонился перед Королем Степей и Лесов, и, отрезав ему голову, возблагодарил четырехногое существо за его жертву. Затем он понёс могучую голову слона домой. Поместив голову животного рядом с лежащим трупом сына, Шива вдохнул в него новую жизнь. Он открыл глаза к новому существованию уже как Ганеша, сын Шивы и Парвати. Шива, Разрушитель и Создатель Вселенной, обратился к его божественному отпрыску с такими словами: “Пожалуйста, прости меня за мое неосмотрительный поступок. Так как теперь ты пробужден к новой жизни, с этого момента для всех живых существ первую благодарность и первую молитву необходимо сперва воздать тебе, и лишь потом мне”. Так сказал Шива Ганеше.

 

Ганеша для непальских шаманов

Ганеша, слонголовый, толсто-брюхий Бог Щедрости, Счастья, и Богатства (сердца, но не золота), вошел в миры как плод самого большого блаженства. Он пережил гнев, смерть, и возвращение к жизни. Он обязан своим существованием этим контрастирующим эмоциональным и экзистенциальным энергиям. Именно поэтому индуисское божество стало образцом подражания для шаманов, несмотря на то, что само их происхождение восходит к дорелигиозным временам.

Ганеша стал первым инициированным шаманом. Все джанкри вначале призывают Ганеша, прежде даже, чем они призовут Шиву и Агни. К концу мантры они воспевают стих, который предваряет эту главу.

Редис (Raphanus sativus L.) известный как mula (NEP)., является священным растением слоноголовьего бога. Это хорошо заметно на масках, так же как в иллюстрированных описаниях. Фактически, он не имеет ничего вообще с редиской, это дикорастущее растение, назваемое ban mula (NEP., “дикий редис”), daling, belu daling, belu chare, или pangla bung (Kir.). На вкус оно похоже на редис, и его любят употреблять шаманы, потому что оно усиливает shakti.

Это растение – символ Ганеша: половина животного, половина человека. Дикий редис – половина его корень, половина (крона) покрыта листвой, что является символом, подобным корню мандрагоры (Mandragora) в европейской истории.

Шива назначил Ганеша стражем порогов, пересечений, дверей, и ворот во всех временах и во всех возможных мирах. Спроецированный на человеческое тело, Ганеша является Защитником Чакр. Он охраняет вход в сексуальную чакру, источник шаманской целительной силы. Эта корневая чакра (muladhara chakra) – источник всей энергии (shakti), без которой не может существовать человек.

Здесь основное различие между людьми и шаманами. Люди, которые не практикуют тантру или кундалини йогу, не в состоянии преднамеренно направлять эту энергию. Шаманы, напротив, преобразовывают ее в безусловную любовь и универсальное сознание.
Майле Лама, шаман этноса Tamang, объяснил нам это так: “Энергия (shakti) возникает в сексуальной чакре. Оттуда она поднимается в сердечную чакру, где преобразуется в любовь. Это – шаманская целительная сила. Если энергия поднимается выше, в лобную чакру, энергия любви преобразуется в понимание. Человек завершен и гармоничен только тогда, когда все чакры связаны с друг другом плавно текущей энергией.”

Происхождение мира – суть ПсихоАктивность (психо-деятельность). Источник шаманизма – Шива. Происхождение воздействующих на психику веществ – амрита, Эликсир Жизни. Шива – бог психоактивных растений,  бог психо-деятельности. Источник творческого потенциала – ПсихоАктивность. Только дух, который приведен в движение, способен привести что-либо привести в движение сам.

 

Примечания

(5) Непальское слово sindoor связано с Zinnober, немецким словом, используемым для обозначения вермильона. Вермильон красный – священный цвет, в свое время так же используемый в Европе. Zaubern, немецкое слово, значение которого “совершать волшебство,” происходит из слова Zinnober. В Непале и Индии, красным пигментом (который сейчас обычно синтезирован искусственно) мажут священные объекты, и каждый верующий получает на лоб красную tika.

(6) Шэрпы и другие народности Тибета называют Ганеша bombe lamoh, “Бог Кувшина”, а художники тханка идентифицируют его с богом Джамбалой.

поделиться с друзьями

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники