Яндекс Метрика

Абхазия – Страна души

Абхазия. Страна души - авторские путешествия Kartazon Dream

Абхазия 2016 – одиночное путешествие с палаткой, как я люблю. Гагры, Большая Рица, Малая Рица, Новый Афон, Пицунда, Сухум, Кодорское ущелье.

Абхазия – Страна души. Путешествие 2016

Республика Абхазия – это страна с древнейшей историей, занимающая площадь 8650 кв. км, с численностью населения 250 тысяч человек. Коренное население свою страну называют Апсны (смысл этого слова – «Страна души»). Современное название впервые появилось в исторических документах средневековья. В переводе с древнего шумерского языка Апсны означает подземный колодец с живой водой. По одной из легенд Чаша Грааля ранее находилась, а возможно,  находится в Абхазии.

 

Карта маршрута по Абхазии

 

История Абхазии

Греческий период

Уже в начале 1 века н.э. на территории Абхазии проживали абазги и апсилы, но созданные ими города (княжества) были разрушены, поэтому остались только названия Санигия, Абасгия, Апсилия, Эгрисия и возможно еще ряд других названий.

Скорее всего, хоть какая-то память и знания дошли до наших дней лишь благодаря тому, что первыми были греки, которые завоевали Абхазию.

Считается, что греки заняли не военными действия Абхазию, а торговым способом. И есть версия, что именно они и заложили первые камни в создание современных городов Сухум, Пицунда, Гагра и Очамчыра и некоторых других. Только в те времена у них (городов Абхазии) были другие названия на греческую манеру: Сухум – Диоскуриада, Пицунда – Питиунт, Гагра – Триглит, Очамчыра – Гюэнос. В основном в городах происходило производство (т.е. ремесла) и были созданы порты для дальнейшей транспортировки товаров.

Временем зарождения перечисленных городов считаются с 6 по 1 века до н.э. Насколько это были города промышленного характера или города-колонии судить не приходится, т.к. никаких доказательств не осталось. Но созданные греками города принято считать первыми городами, т.к. до этого были лишь стоянки различных племен без какого-либо центра, который бы сохранился в истории. Но сами греки выбрали Диоскуриаду, как главный город, собственно Сухум и сейчас является столицей Абхазии.

Римский период

Данных о том с чего бы вдруг греки отказались от ими построенных городах, да и вообще территории в пользу римлян к величайшему сожалению нет, но можно предположить, что римляне банально завоевали данную территорию.

Если греки с 8 по 1 века до н.э. занимали территорию Абхазии, что составляет около 7 веков, то римлян хватило с 1 века до н.э. до 7 века н.э., т.е. 8 веков. Именно в римский период Абхазия приобрела свою религию, т.к. согласно церковным записям в 55 году н.э. два из 12 великих апостолов посетили Абхазию проповедовая христианство. А именно это были апостол Андрей Первозванный и апостол Симон Кананит. Далее шествие продолжал апостол Андрей Первозванный, т.к. апостол Симон Кананит был убит на берегу реки Псырдзха (он принял мученическую смерть, каким именно образом не уточняется, но скорее всего церкви об этом известно).

С приходом римлян город Диоскуриада был переименован в Себастополис (ныне Сухум).

О том, что Абхазия была завоевана римлянами можно судить по размещенным гарнизонам. В Питиунте, Зиганисе и Себастополисе были размещены три когорты, т.е. по одной в каждом городе. Количество солдат в одной когорте 500 человек. Зиганис теперь называется село Гудава Очамчырского района. В данном случае необходимо понимать, что тут важна не численность когорт, а их боевое предназначение. Когорта являлась боевой единицей, которая успешно могла справиться со значительно превосходящим ее численно противником. Поэтому можно смело судить, что Абхазия находилась завоеванной.

Римляне занимали города, а местное население сбивались в племена, которые образовывали племенной союз. Собственно, и выходило, что в городах захватчики, а буквально рядом проживали местные и обе силы не конфликтовали между собой (по крайней мере, открыто).

Лишь в 7 веке н.э. были возведена Анакопийская крепость, которая стала одним из самых крупных оборонительных сооружений побережья Черного моря.

В условиях отстраненности от римлян местные племена формировали не только племена, но и даже княжества. Упоминания о названиях тех племен дошли до нас благодаря труду ученого Плиния Секунда (1 век н.э.). На тот момент были известны такие княжества, как Апсилия, Абазгия, Мисиминия и Санигия). О том, что подобные названия существовали мы можем судить и по упоминаниям полководца Луция Флавия Арриана, который посетил Себастополис в 137 году н.э..

Столь долгое пребывание в Абхазии римских гарнизонов привело к тому, что апсилы, которых на тот момент было большинство в Абхазии, приняли христианство и вошли в состав Византии. Поэтому дальнейший этап истории Абхазии принято называть Византийским, но при этом никакой смены власти и народов не произошло.

Византийский период

Византийский период истории Абхазии был знаменателен тем, что на территорию Абхазии обратила величайшая держава того времени – Иран. Иран попытался завоевать Абхазию с помощью северокавказский союзников, но т.к. у римлян были уже не только их солдаты, но и само местное население было частью Византии, то отпор Ирану был дан римскими солдатами совместно с местным населением Абхазии. Успешному отражению атак со стороны Ирана и его союзников способствовала оборонительная система крепостей и укреплений, которые римляне постоянно строили.

Но нельзя сказать, что все местные племена были исключительно за римлян, т.е. за Византию. Как таковых княжеств в современном понимании не существовало, поэтому часто оказывалось, что часть какого-либо княжества могла спокойно помогать «про иранскому настроению», воевав на их стороне. И подобные расколы среди абхазских княжеств, состоящих из лазов, абсилов, сванов, мисиманов и абасгов, происходили постоянно.

Но «про иранское настроение» постепенно вытеснило римлян. И когда римляне осознали, что силой им не удастся удержаться на территории Абхазии, то они попытались оставить на данной территории свою религию (христианство). Для этого (около 548 года н.э.) римляне с помощью посла установили официальную религию – христианство.

А тем, местным (абасгам), что приняли христианство были дарованы права византийцев. Но для местных князей это было больше ограничением, чем благом, т.к. христианство запрещало продавать своих же в рабство, а в те времена рабство было достаточно сильно развито, поэтому очень часто местное население сопротивлялось законам и правилам, что исходили из далекой Византии.

В 550 году в Абхазию пришло персидское войско и уничтожило остатки византийского влияния. На что император Юстиниан повелел захватить абазгских царей. С одной стороны, Абхазия лишилась власти, с другой их было три: свои цари, римляне и персы. Но местные выбрали вариант – никого, поэтому объявили себя независимыми. Под местными не стоит понимать всех жителей Абхазии, одни оставались верны римлянам, другие персам, третьи объявляли независимость и пытались по-своему привносить изменения в создавшееся положение дел.

В истории племен Абхазии произошло множество изменений и сражений, но в итоге объединение абхазских племен заняло доминирующую позицию. Период зарождения объединения абхазских племен начался с 6 века н.э. и продлился до 16 века н.э. и получил название Абхазское Царство.

Абхазия и Россия

Не смотря как долго местные племена Абхазии находились в оккупации, но они всегда стремились к независимости. Свои виды на территорию Абхазии в истории предъявляли греки, римляне, арабы, грузины и в 19 веке еще двоим захотелось владеть Абхазией, а именно туркам и русским. Изначально жители Абхазии было склоны к союзу с Россией, но абхазцы не те люди, чтобы добровольно становится рабами или крестьянами. Дело в том, что в 1866 году русские захотели «привить» крестьянско-крепостническую систему правления в Абхазии, но для местного населения подобная форма правления была совершенно не приемлема, что в конечном итоге и послужило раздору между Россией и Абхазией.

Россия периодически называла Абхазию своей территорией, но жители Абхазии называли себя исключительно независимыми и отказывались от любых форм собственности на свою свободу, будь то крестьяне, рабы или граждане Советского союза. В 1977 году территорию Абхазии покинули очередные не желающие становится гражданами Союза, поэтому на территории, где раньше проживало много тысяч людей остались лишь сотни.

По сути практически вся страна обезлюдела, но территория не осталась бесхозной, т.к. на эти богатые земли сразу же нашлись желающие из соседних регионов. Поэтому до сих пор идет спор о том, кого и как считать коренным населением Абхазии, т.к. смешение народов происходило просто колоссальное.

23 июля 1992 года Верховный Совет Абхазии принял конституции Абхазии (от 1925 года), тем самым четко продемонстрировал свою независимость от Грузии. 14 августа 1992 года Грузия объявила войну Абхазии. 30 сентября 1993 года Абхазия была освобождена, а за время освободительных операций погибло порядка 3 000 человек. 26 ноября 1994 года уже парламент Абхазии принял новую конституцию. И с декабря 1994 года Абхазия подверглась экономической, политической блокаде.

И лишь спустя 14 лет – 26 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев признал независимость Абхазии. Далее в 2008 году независимость Абхазии признали Никарагуа и Венесуэла, потом в 2009 году – Науру и лишь в 2011 году государства Вануату и Тувалу. Спорные вопросы с Грузией не разрешились и по сей день.

 

Гагры, Абхазия

Гагры, вид с гор. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Гагры, вид с гор

Основателем города считается родственник Николая II русский генерал принц Ольденбургский. Принцем был построен на берегу моря дворец, затем водолечебница. В Гагры на отдых съезжалась русская аристократия. Вдоль моря начали возводиться виллы, игорные дома, особняки. После посещения российского курорта Николаем II, был разбит приморский парк.

 

Павлины по дороге к озеру Рица
Павлины по дороге к озеру Рица
Ущелье, дорога к озеру Рица
Ущелье, дорога к озеру Рица

 

Большая Рица, Абхазия

На территории Республики Абхазия находятся более 180 высокогорных озер. И каждое озеро является уникальным по своим природным характеристикам. Озеро Рица находится на высоте в тысячу метров над уровнем моря.

По одной из версий высокотехничную дорогу к Рице строили нацисты еще до начала войны, а не после, руками военнопленных. Я готов поверить в эту версию, так как отношения Сталина с Гитлером были сотрудническими, и Гитлер получил гарантию поддержки от СССР перед разворачиванием военных действий в Европе.

Озеро Рица. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Озеро Рица, Абхазия

На воде источников Абхазии фашисты хотели делать плазму для истинных арийцев. Немецкий учёный доктор Йозеф Иммер изучив содержание минералов, солей и воды озера Рица и источников горно-альпийского ландшафта Абхазии, пришел к выводу что эта вода является самой оптимальной для производства плазмы крови.

Весной 2005 при проверке тайника с оружием, специальным горным снаряжением, радиоаппаратурой, палатками и другими полезными в путешествии предметами рядом с озером был задержан уже пожилой офицер СС .

Из протокола допроса № 12 Имперского управляющего делами научно-исследовательской и разведывательной структуры “Аненербе” Вольфрама Зиверса, от 29 июня 1945 года:

“…Отделением исследований карстов и пещер руководил доктор Ганс Бранд, член партии и войск СС. Он также работал в Институте исследования карстов, который изучал пещерные образования в горах для военных целей. Бранд руководил отделением фортификационных сооружений СС, – научным подразделением, проводившим исследования в области фортификации. Оно располагалось в Айенфельсе, в Австрии. Считается, что Бранда ввели в войска СС для организации подразделений, предназначенных для обороны карстовых пещер.”

Озеро Рица
Озеро Рица, Абхазия.

Легенда о Голубом озере

Прекрасная Дзыдзлан – владычица вод. Живет она в богатых чертогах глубоко под водой. Ее красивые каштановые волосы волнами спускаются до пят, причем пятки у нее спереди, а ступни сзади – никто не может повалить ее на спину. Есть у Дзыдзлан волшебное зеркало, в котором отражается все, что происходит на свете,- все видит, обо всем знает красавица! Влюбляется она только в самых красивых мужчин, заманивает их к себе, а затем отпускает с богатыми подарками.

Жил-был на свете один очень ленивый пастух, к тому же очень уродливый. Пас он стадо на склонах горы Мамдзышха. И прослышал лентяй, что где-то в этих местах живет красавица Дзыдзлан. Очень ему захотелось ее увидеть и чтобы она полюбила его. И так как лентяй полагал, что необычайно хорош собой, то часто стал уединяться на одной зеленой лужайке на берегу прозрачного ручейка, вытекавшего из пещеры недалеко от реки Бзыбь. Здесь в тени самшита он засыпал, надеясь, что во сне Дзыдзлан придет к нему скорее.

Красавица действительно узнала, что на поляне бывает какой-то мужчина. Любопытство взяло верх, она решила пойти посмотреть, кто это так добивается ее внимания. Но когда Дзыдзлан подошла к спящему и увидела его уродство, она рассвирепела, схватила сонного лентяя и швырнула на землю.

Удар был настолько сильным, что потолок находившейся под лужайкой пещеры не выдержал и рухнул. И образовалось здесь со временем большое озеро, которое было названо Голубым за его особенный цвет.

– мифы и легенды Абхазии

Озеро Рица. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Озеро Рица, Абхазия.
Озеро Рица. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Озеро Рица, Абхазия. Горные пики отражаются в водах

 

Малая Рица

Малая Рица расположена на 300 метров выше Большой Рицы. Это удивительное, тихое место в сказочно волшебном лесу. Несмотря на свою удивительную красоту, озеро относительно мало посещается туристами, так как тропа к озеру трудна, проходит по крутому склону, петляет среди нагромождений больших камней и завалов деревьев.

Дорога к Малой Рице. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Дорога к Малой Рице
Озеро Малая Рица. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Озеро Малая Рица
Озеро Малая Рица. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Озеро Малая Рица
Озеро Малая Рица, лагерь в вековых соснах. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Озеро Малая Рица, лагерь в вековых соснах
Рицинский государственный заповедник
Рицинский государственный заповедник

 

Новый Афон, Абхазия

Его история берет начало еще в III веке, тогда город носил совсем другое название – Анакопия (Трахея). Именно поэтому будет встречаться определение «Анакопийский». Во время раскопок археологи сделали вывод, что в этой местности был высочайший культурный и материальный уровень развития поселения. Крепость Анакопия, что на Иверской (Апсарской) горе, была воздвигнута абхазами в V веке. В конце VIII века абхазский владетель Леон II провозгласил себя абхазским царем, и Анакопия стала столицей абхазского царства.

Монастырь, который был основан в 1874 году русскими монахами, расположился у подножия Афонской горы. Он получил название Ново-Афонский Симоно-Кананитский. Царь Александр III принимал горячее участие в строительстве храма. Он сделал поистине царский подарок. Это были музыкальные куранты, которые находятся на самой высокой башне монастыря.

Вид на Новый Афон. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Вид на Новый Афон
Новый Афон. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Новый Афон

 

Новоафонская пещера

Каких-то полвека назад люди обнаружили эту красивейшую пещеру в Иверской горе. Огромная карстовая полость под склонами Иверской горы имеет объем около 1 млн. куб. м. Состоит пещера из девяти залов, каждый из которых имеет свое название. Ежедневно в шести из них проводятся экскурсии для туристов. В одном из залов ведутся научные работы.

Крубера-Воронья пещера
Крубера-Воронья пещера, Абхазия

Миллионы лет скрывала от людей свои красоты Иверская гора. Пещера эта была обнаружена только в 1961 году молодым человеком, имя которого Гиви Смыр. (Что примечательно, с 2001 года он являлся директором комплекса). В тот далекий год он первым отважился спуститься в “бездонную яму” в скале. Дна он так и не обнаружил, а о своих приключениях поведал спелеологам. Вскоре сюда отправляется экспедиция. Исследователи, преодолев 135 метров, обнаружили красивейший подземный зал. Позже были открыты и остальные, восхищающие своим подземным величием царственные залы. Исследования и оборудование пещеры проходило более десятка лет, и вот, в 1975 году достопримечательность была открыта для туристических экскурсий.

Новоафонская пещера. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Новоафонская пещера, Абхазия

Для удобства туристов прямо под землей была оборудована подземная дорога, по которой ходит электропоезд “Турист”. Он был изготовлен в единственном экземпляре, специально для Новоафонской пещеры. Метрополитен этот имеет длину, равную 1,3 км, состоит из трех станций. Огромные залы протянулись под землей на многие сотни метров. Осматривая их, каждый задумывается, как природа создала такое величие и разнообразие? А может, здесь жили подземные жители и это был их город?

Залы различаются своим сказочным видом, начиная от нижних темных, напоминающих “хаос” и заканчивая светлыми верхними, будто созданными для королевских особ. В одном из залов регулярно проводятся музыкальные концерты, акустика такая, что каждая нотка словно проникает внутрь души и задевает самые отдаленные ее струны.

 

Сухуми (Сухум), Абхазия

Белоснежной на фоне горных хребтов выглядит столица Абхазии – Сухуми (Сухум). Город был основан в VI столетии до н.э. В старой части города сохранилось много исторических памятников: замок великого Баграта III, сторожевые башни личной охраны султана (янычары) и много других. Посещение всемирно известного питомника обезьян и ботанического сада доставит удовольствие.

Запущенный Сухум... Некогда жемчужина курортного отдыха СССР. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Запущенный Сухум… Некогда жемчужина курортного отдыха СССР
Заброшенный ресторан. Набережная Сухума. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Заброшенный ресторан. Набережная Сухума, Абхазия
Сухум. Вечер на набережной
Сухум. Вечер на набережной
. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Горячие источники рядом с Сухумом
Эвкалиптовая роща на берегу Черного моря. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Эвкалиптовая роща на берегу Черного моря. Абхазия
Сухумский ботанический сад. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Сухумский ботанический сад

 

Кодорское ущелье

Кодорское ущелье расположено в верхнем течении реки Кодор в северо-восточной части Абхазии. Высоты: от 1300 до 3984 метров. Во время грузино-абхазской войны (1992—1993) было местом ожесточенных боевых действий. Здесь пролегает Военно-Сухумская дорога – одна из самых старых дорог Кавказа.

Кодорское ущелье
Затерянное озеро в Кодорском ущелье

Места здесь дичайшие. В какой-то момент я понял, что сбился с тропы, оказавшись на вершине сопки, в то время, как тропа пролегала в паре километрах внизу. Возвращаться назад по карте – значило делать большой крюк. Я принял решение срезать и спуститься по склону через дикий лес.

Спустившись пару десятков метров, решил остановиться и перевести дух. Как вдруг услышал позади себя хруст веток. Первая мысль была – лишь бы кабан… Но это был не кабан.

Сверху холма на огромной скорости на меня бежал бурый медведь. Огромное животное, килограмм 300-350 весом. Рычащий, голодный, с всклокоченной после зимовки шерстью. Увидев его, сразу вспомнилось, как если бы я открыл долбаную энциклопедию, что медведь самый опасный и непредсказуемый лесной хищник, и что сейчас, весной, после зимовки, он особенно голодный и злой. И он мчится прямо на меня, с рыком и впивающимися в землю большими когтями. 10 метров…. 5… 3… Абсолютное осознание патовости ситуации и того, что на десятки километров никого нет, ружья нет, нож в рюкзаке…

Нечто включилось в этот момент. Никакого страха. Ясное осознание ситуации. Я абсолютно принял, что через миг меня не станет. И в этот момент из глубины пришел, особый крик, который передал мне мой учитель. Все происходило без тени рефлексии рационального ума. Мое внимание сосредоточилось на обрасти сердца животного и я закричал. Это особый крик, в который ты вкладываешь всю свою жизнь, всю волю. Медведю оставалось 1,5 метра, чтобы прыгнуть прямо на меня (траектория его движения была полностью прямой) и снести меня с ног. Он отпрыгнул в сторону и побежал прочь….

То был урок Духа, чистый, как утренняя роса. Это состояние каждый смог бы понять в меру своего сознания. Для меня оно было соткано, пульсировало Чистой Волей. В нем не было ни тени сомнений. В нем не было человеческого. Медведь прошел сквозь меня  и стал моим другом.

Увидеть, как всё устроено

Один из пилотов камикадзе избежал смерти, потому что его самолёт, который он направлял на американский авианосец, сломался, и он приземлился на воду вместо попадания самолета в палубу, поэтому пилот выжил. Позднее он рассказывал, что он испытал очень необычное состояние экзальтации. Оно не было одной из разновидностей патриотического экстаза. Сама мысль, что через мгновение он перестанет существовать, его просто не будет, по какой-то таинственной причине, которую он не смог понять, заставила чувствовать его богом.

И когда я беседовал с немецким мудрецом, которого зовут Карлфрид Дюркгейм, он рассказал, что такое часто происходило с людьми на войне. Он сказал, что, когда они слышали свист бомб над головой и понимали, что это их последнее мгновение в жизни, или когда находились в концлагере без какой-либо надежды выбраться оттуда, или когда были разжалованы таким образом, что вся их карьера летела под откос, что в каждом из таких случаев, когда все принимали полную неизбежность ситуации, они неожиданно переживали просветляющий опыт освобождения от эго.

Но когда они пытались позже объяснить пережитое своим друзьям, когда погибель проносилась мимо, их друзья говорили: «Конечно, ты был в таком кризисном положении, что можно немного сойти с ума». Но Дюркгейм сказал: «Большая часть моей работы состоит в убеждении людей, что в те секунды являлся момент истины, и они действительно видели, как всё устроено.»

– Алан Уотс. Мир как пустота

Кодорское ущелье. Абхазия - авторские путешествия Kartazon Dream
Лагерь. Кодорское ущелье

Позже, через несколько дней в аэропорту, осознание продолжало разворачиваться, и для меня, только что спустившегося с горной тайги после это встречи, стала очевидна вся трагичность человеческого существа. Человек создал себе иллюзию безопасности. Он даже придумал себе страховку на случай несчастного случая. Удивительный фарс! Только… подсознательно каждый ищет этого пространства.

И вся трагичность в том, что если обычный человеческий примат войдет в него, он будет потакать своей похоти, брутальности, тирании. Человеческий примат будет убивать других ради доминирования, и наслаждаться этим состоянием, и в нем он будет бессознательно чувствовать…. жизнь! Это блаженное состояние переживали войны на поле битвы, этот экстаз и свободу. Сможет ли человек когда-нибудь превзойти свою примативность, сохранив вкус к жизни?…

Легенда про народ Апсны

Откуда пришли они, никто уже не помнит, разве что самые древние старики… Давным-давно, в незапамятные времена, жили абхазы в далеком краю Мысыр – теперь его называют Египет. Там жили люди белые, а рядом, в Абассии,- черные.

Были у них свои цари, и долгое время пребывали они в мире. А чтобы мир тот был прочен и нерушим, отдавали они своих сыновей на воспитание друг другу. У белых людей во дворце рос наследник черного царя, а у черных – наследник царя абхазского.

Однажды отлучился абхазский царь из своей столицы: призвали его дела на самый край царства, к горькому морю. И случилась без него беда. Черный царевич играл в саду со своими сверстниками. Ненароком толкнули его, упал он в куст роз и острые шипы выкололи ему глаза. Ослеп черный царевич!

В страхе собрался народ, стали думать, судить да рядить. Как сказать своему царю о беде, когда он вернется? Что будет, когда черный царь узнает о страшном несчастье, постигшем сына? Страшились абхазы за свою судьбу, ибо знали: жесток у черных людей закон – око за око, зуб за зуб. И боялись они не зря.

Узнал черный царь, что сын его ослеп, и повелел ослепить абхазского царевича. И началась война. Черных воинов было, что саранчи в пустыне, абхазских же совсем мало. Храбро бились они, лучших бойцов теряли, но не могли остановить врага. Вот уже царь и все люди царского рода погибли.

Вот уже совсем не осталось абхазов. И тогда обратился к народу мудрый столетний старик. – Люди! – сказал он.- Приснился мне вещий сон. Будто стоим мы все тут и ждем чего-то. А с юга, с высокой горы, низвергается черный потоп. Многих большая вода захлестнула, многие утонули. Тогда вдруг явилась мне покойная бабушка Хапашава. Протянула, нам свой платок и повела за собой на север. Кто пошел за ней – спасся, кто остался – погиб. Слушайте, люди! Надо бежать на север!

Собрались абхазы и пошли па север – через пустыни безводные и горы бесплодные. Шли день и ночь, устали, проголодались, истомились от жажды. И вот остановились они у подножия гор, сплошь покрытых лесами. Ночью разбудил абхазов далекий грохот. Заволновались люди. Начали спрашивать друг друга: “Кто это гонится за нами с юга? Какой еще ждать беды?”

И тогда неведомо откуда из ночной темноты вышла дряхлая, седая старушка, точь-в-точь покойная бабушка Хапашава. Вздохнула она тяжело и промолвила: Гонится за вами пророк черных людей Хазара-таалы. Мчится он на колеснице, запряженной арашем Дулдулом. А видом этот араш подобен жирафу, но голова у него ослиная, а копыта железные. Скоро он будет здесь, и вам от него не уйти. Всех потопчет свирепый араш Дулдул! Заплакали люди, заметались от горя. И тогда сказала им старушка: – Утрите слезы, есть еще надежда. Дайте мне сито, муки самой белой и соли! Принесли ей все, что она просила. Просеяла старушка муку и соль, замесила круто и испекла на углях большой плоский хлеб.

Заклубилась пыль с юга, налетел из пустыни пророк Хазаратаалы па своей колеснице. Страшен был его конь-араш Дулдул! Искры летели из-под его железных копыт. Но тут вышла вперед старушка и положила перед Дулдулом абхазский хлеб с солью – апсуа рчеп-жика. И остановился перед ним араш Дулдул как вкопанный.

Не мог понять Хазаратаалы, почему не скачет Дулдул на врагов, почему не топчет их железными копытами. Замахал мечом, закричал, начал понукать араша. А Дулдул ни с места. Тогда соскочил пророк Хазаратаалы с колесницы и увидел перед собой апсуа рченжика. Но законам предков не мог он переступить через хлеб-соль и вложил меч в ножны.

Долго уговаривал Хазаратаалы абхазов покориться и вернуться в Мысыр, обещал им пощаду, если заплатят выкуп за кровь. Но ответили ему абхазы: – Мы выкуп свой кровью уже заплатили и назад не вернемся. Повернулся тогда Хазаратаалы к беглецам спиной и ускакал на своем араше в пустыню.

А люди пошли дальше на север. Добрались они до высоких гор, дошли до большой Лыхненской поляны, окруженной дремучим лесом. И тут остановились. От этих людей и ведут счет своим поколениям нынешние абхазы.

Но не все беглецы остались здесь, другие двинулись дальше и осели на реке Кубани. От них пошли абазины. Так ли это было или не так – никто не знает, только до сих пор чтят люди Апсны священный закон хлеба-соли. И не преступают его никогда.

– мифы и легенды Абхазии

Книги про Абхазию:

  1. О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба – История Абхазии с древнейших времен до наших дней
Kartazon Dream - авторские путешествия © All rights reserved

Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.

Абхазия - Страна души © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Абхазия - Страна души © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Абхазия - Страна души © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Абхазия - Страна души © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт Абхазия - Страна души © Kartazon Dream - авторские туры, тревел фото, тревел видео, тревел арт